16 сентября 2021 г., 19:42

724

Граждане, читайте периодику!

16 понравилось 11 комментариев 0 добавить в избранное

Маленький переполох в большой Библиотеке

«Я не больно-то сильна в латыни и не учила эту, как её, фисолофию по великому Сириусу…»
Жан-Батист Мольер «Смешные жеманницы»

У меня то же, что и у служанки Маротты… - я не учил матчасть, но я не верю в падения сов. Итак, сегодня, 16 сентября 2021 года, оказавшись окончательно обезбуквленным, я собрался с духом и записался в читальный зал Русского Журнального Фонда Российской Национальной Библиотеки (Санкт-Петербург), что на площади Островского д. 1/3. Давно к этому шло – не найти книг, которые хочется прочитать - ни в бумажном виде, ни в электронном. Это фонд исключительно журнальный с 1755 по 1950 гг. включительно, журнальный фонд с 1951 г. по наше время находится в новом здании РНБ, на Московском пр. 165.

Сначала была запись. Затем – гардероб, очень интеллигентная и с юмором гардеробщица. Мне выдали пропуск. Первая проблема – у нас в стране правостороннее движение – и я стал ломиться в библиотеку справа (я логик), прикладывать свой пропуск и глупо улыбаться охраннице, мне вежливо порекомендовали попытаться пройти с другой стороны, выдали важную бумажку, куда заносятся заказанные книги, а потом ставится штампик, что книги сданы и без которой обратно не выпустят. Я, таки, зашёл.

Это было волшебно: милые додики, трогательные учёные, брызжущие интеллектом студенты, обаятельные библиотекари, средней подошвообразности яичница в буфете, стены, стеллажи и витрины, прошитые историей… Я пришёл с простым запросом – с желанием прочитать роман князя Владимира Петровича Мещерского «Тайны современного Петербурга: записки магистра Степана Боба» и роман Иеронима Иеронимовича Ясинского «Иринарх Плутархов». Я знал названия журналов и даже года, когда были напечатаны эти произведения. Это был журнал «Гражданин» за 1877 г. с романом Мещерского и журнал «Наблюдатель» за 1886 г. с романом Ясинского. Но… не всё так просто. Оказалось, что журнал «Гражданин» вовсе даже и не журнал, а газета, не смотря на то, что в «Гражданине» печатались романы, а посему находится в отделе газет РНБ на наб. Фонтанки 36.

Дружелюбные библиотекари, особенно хочется искренне поблагодарить библиотекаря-консультанта, принялись искать мне книжные публикации, что оказалось не так просто: пришлось перебрать все псевдонимы писателей (Степан Боб, КВМ, NN – у Мещерского и Максим Белинский – у Ясинского), просмотреть электронный и бумажный каталоги. Потом, у Мещерского в первом издании романа не хватало второй части, мне нашли четвёртое издание, полное. Нашли и «Иринарха Плутархова» (маленькая такая книжечка) – прелюбопытнейшая сатира на журналистов – народников, вызвавшая в своё время ожесточённое внимание критики и читающей общественности.

Но тут я вспомнил про ещё один ненаходимый роман Ясинского – «1 марта 1881» (про убийство Государя). А вот тут совсем всё непросто оказалось. Роман не находился, на поисковые запросы выдавались в основном результаты – про 1 мая и статьи 80-ых гг. об этом террористическом акте. Но и здесь профессиональнейшие библиотекари справились! Нашёлся журнал издаваемый и редактируемый самим Ясинским, выходивший в 1900-1903 гг. – «Ежемесячные сочинения», нашёлся через гугл! В РГБ с путаницей в томах и номерах журнала, который издавался то томами, то по 12 номеров в год. Разобрались. Пока исполнялся запрос (надо сказать крайне оперативно – обещали пол часа, а справились за 15 минут), сходил в «Ленинский зал» и заказал «Тайны современного Петербурга» и «Иринарха Плутархова», вернулся в журнальный зал и получил эти благородные томики – изящно составленные с фотопортретами видных писателей и публицистов – Владимира Соловьёва, Льва Толстого и др. Я сел у окна за раритетную кафедру, наверное… Сколько им лет? Это крайне впечатлило меня, я даже потрогал благородное дерево – уютно на ощупь.
Мне выдали три тома (все 12 номеров за 1900 год), в которых был опубликован роман «1 марта». Это правда очень красиво – оформление, изысканное содержание, со стихотворениями Бальмонта, уникальным литературным обозрением рубежа веков, шикарными фотографиями и привлекающим содержанием. Поначалу роман меня не впечатлил, я прочитал пока только первую часть из трёх, но рано говорить «гоп»… Два раза ходил в «Ленинский зал» за своим заказом и дождался. Меня потрясает Мещерский – крайне впечатляет аллюзия на «Парижские тайны» Эжена Сю, но князь недвусмысленно отмежёвывается от влияния гениального романиста, но это не совсем правда – влияние есть – в главном герое – и там и там – это идеальные герои, без недостатков, без страха и упрёка. Да и «Иринарх Плутархов» меня ужасно заинтриговал – это жеж какой эпатаж – Ясинский фактически плюнул в лицо либеральной общественности. Роман вызвал шумиху и бурную полемику (чему сам автор весьма радовался)…

К чему это я, собственно… А вот здесь начинается самое интересное. Только я нашёл свою прелесть, как оказалось, что это… ненадолго. Буквально на днях читальный зал Русского Журнального Фонда навсегда покидает своё историческое здание и переезжает в новое здание РНБ на Московский проспект, а помещение журнального фонда займёт какой-то банк, вряд ли библиотечный, это было бы хоть каким-то объяснением. Да, кстати, мы это уже проходили – кажется именно банк пытался отнять у Петербуржцев «Дом книги» в доме с шариком – одном из символов города, к счастью – не случилось. Да и с домом композиторов тоже была какая-то история – долгая тяжба композиторов с какими-то «законными» правообладателями их, композиторов, исторического помещения на Большой Морской 45. Композиторы, скорее всего проиграют тяжбу – ну не прагматики они, не законники, мозг по-другому устроен.

Мотивируется переезд журнального фонда РНБ идеей объединения двух журнальных фондов – старого и современного. Но как же так – это если журнальную публикацию найдут в книжной версии, это мне через весь город ехать заказывать книжку? И потом – у старого журнального фонда гораздо больше пересечений именно с литературой, чем с современной журналистикой. Да и такая раритетная периодика должна храниться на таких же раритетных полках – это идейно, что-ли, правильно. И почему опять банк? Ну почему всегда банк? Полагаю решением «высших сил» недовольны сами библиотекари и все посетители – это неправильно, неудобно и просто незаконно, ведь:

«Росси́йская национа́льная библиоте́ка — одна из первых публичных библиотек в Восточной Европе, расположена в Санкт-Петербурге. Согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации».

Опять только на словах? У нас в воскресенье голосование, но мои выборы пройдут в читальном зале РЖФ РНБ – очевидно последнее возможное посещение именно этого помещения. Граждане, если Вы живёте в Петербурге и у вас есть возможность – посетите это уникальное помещение в оставшиеся три дня – больше такой возможности может просто не предоставиться мы просто потеряем часть нашего культурного наследия, похоже, навсегда. Хороший бы вышел флэшмоб, если бы огромный читальный зал вдруг оказался переполненный… Может чиновники задумались бы? Открытие читального зала РЖФ в новом помещении планируется на 25 декабря, если не заблуждаюсь – это Санкт-Петербург окажется на три месяца без русской периодики. Я сказал.

В группу Морфология читателя Все обсуждения группы
16 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 11

Снимаю шляпу. Перед Вами.
Ну, а про здание Публички - это самое, эти вот помещения... Мне лично говорить больно. Тем более, что оно и мне не чужое, много времени пришлось там провести. Точнее - посчастливилось...

И не в банках, думаю, дело. Они лишь берут, что дают.
А вот тех, кто дает - кому в принципе в голову это приходит, по причине ее зияющей пустоты... По уму, эти головы надо было бы удалять. [Эпитет опущен].

Спасибо - что побывали там. Пока Журнальный зал еще есть...

С уважением,
EZ

_EZ_, Здравствуйте. Я ждал Вашей реплики. Я в юности регулярно посещал "Ленинский зал", а в читальном зале РЖФ оказался впервые. Это помещение и его содержимое - это симбиоз, единое целое, их нельзя разделять. Именно посчастливилось. Это тихий катарсис.

Про "не в банках дело". Я искренне считаю, что существуют "вещи", которые нельзя "брать" и РНБ, дом Зингера, дом композиторов к таким "вещам" явно относятся. Просто - нельзя "брать", что-то должно срабатывать в мозгу - порядочность, интеллигентность, понимание значения культурных ценностей. Это как со взятками, только наоборот - да, виноваты оба, но степень ответственности - разная, иногда разительно.

Журнальный зал никуда не денется, но симбиоз - то неуловимое, что и создаёт феномен, существовать, безусловно, перестанет после переезда. И, повторюсь, СПб на три месяца останется без периодики. Да как они могли?! Спасибо Вам, за внимание и понимание...

Буквально на днях читальный зал Русского Журнального Фонда навсегда покидает своё историческое здание и переезжает в новое здание РНБ на Московский проспект

Насыпали соли на рану. Город, бедный наш город...

Jujelisa, Обидно то, что от нас ничего не зависит - всё без нас и за нас давно решили. Спасибо Вам.

Landnamabok, Что-то зависит, но когда «нас» существенно больше 14%.

И мне вовсе не чужое это здание: там когда-то проведён не один час моей аспирантской жизни, в том числе за чтением журналов начала XIX века. Не дочитав Ваш пост, собиралась написать о том, как завидую (конечно, белой завистью) тем, у кого есть возможность постоянно там работать, читать, листать эти старые страницы. А тут такое... Честное слово, очень больно...

Lika_Veresk, Это не конец света, но это мракобесие какое-то - и когда - в момент выборов. У них вообще причинно-следственные связи работают?! Я в негодовании просто от собственного бессилия. Обидно, что такие вещи всегда происходят исподтишка, "без объявления войны". Спасибо Вам.

Landnamabok, 1) где выборы?
2) давно не работают
3) напрасно
4) всё происходит как всегда

apcholkin, 1. Выборы во мне...
2. Они не могут работать, это технически невозможно.
3. И вовсе не напрасно, для меня это полезное переживание...)))
4. Ну, не знаю что сказать. Ничего не скажу. Я сказал.