1 апреля 2021 г., 15:26

40K

Три кудесника русской поэзии второй половины XX века

12 понравилось 10 комментариев 3 добавить в избранное

Для меня поэзия в первую очередь – это искра, волшебство, волхвование словами, смыслами, метафорами, образами, рифмами и ритмами. Русская поэзия богата на имена, но мне хочется рассказать о тихих кудесниках – Роальде Мандельштаме, Леониде Губанове и Викторе Сосноре. На лайвлибе всего 8 рецензий на этих трёх поэтов (по три на книги Мандельштама и Губанова и две на книги Сосноры). В их творчестве практически нет пересечений: Роальд Чарльзович – лирик, Леонид Георгиевич – романтик и фантазёр, Виктор Александрович – эпик. Пересечения возникают в моей голове – этих поэтов объединяет искра, возникающая от чтения их стихов, когда соединения слов действуют как волшебное заклинание, когда с тобой случается Льюис Кэрролл.

Роальд Чарльзович Мандельштам (1932-1961)
картинка Landnamabok
Он был ленинградцем. Во время блокады Ленинграда был эвакуирован в Казахстан вместе с бабушкой. Учился в политехническом институте, затем на восточном факультете университета, не закончил по состоянию здоровья. В 1954 году женился на поэтессе Нине Маркевич. С конца 50-ых практически не выходил из дома, много времени проводил в больницах. Умер от костного туберкулёза, не дожив до 29 лет, похоронен на Красненьком кладбище.
картинка Landnamabok
С конца 40-ых гг. Роальд стал центром небольшого круга ленинградских художников – Арефьева, Шагина, Васми, что повлияло на его творчество – стихи этого Мандельштама живописны. При жизни поэта не было опубликовано ни одной его строчки. В 70-ые появляются первые его публикации в тамиздате, в 1991 г. его издают в России. В творчестве поэта есть тяготение к теме Города – Ленинград 50-ых, Петербург Достоевского и Гоголя оживают в строках автора, весь Город, который поэт не мог видеть из окна своего дома:

«Новая Голландия»

Запах камней и металла
Острый, как волчьи клыки,
— помнишь? —
В изгибе канала
Призрак забытой руки,
— видишь? —
Деревья на крыши
Позднее золото льют.
В «Новой Голландии»
— слышишь? —
Карлики листья куют.

И, листопад принимая
В чаши своих площадей,
Город лежит, как Даная,
В золотоносном дожде.

картинка Landnamabok
Классическая, античная тема осовременивается автором, античность опять злободневна. В творчестве Роальда Чарльзовича античность проникает не только в темы и циклы, она обволакивает все стихи, создаёт вкусовые ощущения античности. Вот эти строки, читая которые начинаешь понимать, ты как бы просыпаешься:

Когда-то в утренней земле
Была Эллада...
Не надо умерших будить,
Грустить не надо.

Проходит вечер, ночь пройдёт -
Придут туманы,
Любая рана заживёт,
Любые раны!



Одно удивляющее совпадение, связывающее наш клуб с Роальдом Чарльзовичем:

«Буриме»

Радуйтесь ветру, звёздному ветру! –
Каждый находит то, что искал:
Город сегодня, город сегодня,
Тонко поющий, лиловый бокал.

Ночь листопада, ночь листопада;
Каждый листок – золотой тамбурин,
Лунные рифы и море заката,
Алые грифы в мире глубин.

Золото в листьях, золото в листьях,
Подвиг и радость чуждому мер!
Радуйтесь ветру, звёздному ветру,
Истина – ветер, жизнь – буриме.
16.09.1954



Леонид Георгиевич Губанов (1946-1983)
картинка Landnamabok
Жил и умер в Москве. В возрасте 16 лет записался в литературную студию при одной из районных московских библиотек. Его стихи были напечатаны в газете «Пионерская правда» и в сборнике юных поэтов «Час поэзии» (1965 г.) В 1964 г. поэт Андрей Вознесенский помог молодому поэту напечататься в журнале «Юность» - это последняя публикация Леонида Губанова в советской прессе. С 70-ых гг. не участвовал в официальной литературной жизни. На жизнь зарабатывал неквалифицированным трудом - был рабочим геофизической экспедиции, фотолаборантом, пожарным, художником-оформителем, дворником, грузчиком…Умер, не дожив до 37 лет при невыясненных обстоятельствах – сердечный приступ или самоубийство.
картинка Landnamabok
Леонид Губанов увлекался футуризмом, создал неофутуристический журнал «Бом». В 1965 г. участвовал в создании литературно-художественного объединения СМОГ – Смелость, Мысль, Образ, Глубина/Самое Молодое Общество Гениев. Выступал в акциях в защиту «левого искусства», подвергся преследованиям со стороны властей. В конце 1966 г. под давлением властей СМОГ прекращает своё существование. В середине 60-ых же стихи поэта публикуются в трёх самиздатовских альманахах: «Сфинксы», «Авангард» и «Чу!»
картинка Landnamabok
Творчество Леонида Губанова одно из самых непредсказуемых в русской поэзии – читая его строки, ты не можешь догадаться не только о метафоре, которая выпрыгнет в следующей строке, но даже о следующем слове, рифме и образе. Я полюбил стихи Леонида Губанова за первую же прочитанную у него строку – «Коль есть чеснок, он есть и в ангеле». Здесь – аллюзия на купола храмов, напоминающих луковицы чеснока и подготовка следующей рифмы – «евангелий». Это очень тонко, это впечатляет и удивляет. Не скажу, что его стихи читать просто, это труд, но труд, который вознаграждается радостью понимания:

***
Я – Дар Божий, я дай Боже нацарапаю,
Улыбнутся вётлы: на царя, поди?
И заплачут: берег наш любимый,
И за плечи белые обнимут.
Скоро тёплый ливень красных губ –
Подставляй лицо, гори под струями
И твори, лепи себя, как в студии –
Скоро-скоро тёплый ливень губ.
Скоро, одиночеством запятнанный,
Я уйду от мерок и морок
Слушaть зарифмованными пятками
Тихие трагедии дорог,
Замирать и бить в ладоши с гусем,
Ждать, когда же, наконец, от горя
Пастухи, беременные Русью,
Стадо слов к моим устам погонят.
1963


Поэту нужен читатель как воздух. Иначе поэту тесно в жизни, как тесно было Леониду Губанову, иначе – появляются такие стихи, полные горечи, скорби и желчи:

«Открытка вам на память»

Знаю, я банален, как смертельно-раненый,
в вашем балагане для меня нет места,
души разворованы, все сердца украдены,
в сатанинских масках все мои невесты.

Неужели нужен мне лишь кусочек мяса,
чтобы согревал, называл по имени?
Ненавижу вас я, словно нищих касса,
теребят на свет только глазки синие.

Да, я выпил всё – и вас, извините,
пропустил тройным одеколоном с ваточкой...
Не хотите ли купить тот вытрезвитель,
чтобы завладеть моей фотокарточкой?!

Но искра разбивает скорбные будни, получаются гимны там, где им вроде бы нет места. Из посвящения Бродскому:

А если лошадь, то подковы,
что брызжут сырью и сиренью,
что рубят тишину под корень
непоправимо и серебряно.
Как будто Царское Село,
как будто снег промотан мартом,
ещё лицо не рассвело,
но пахнет музыкой и матом.
Целуюсь с проходным двором,
справляю именины вора,
сшибаю мысли, как ворон
у губ с багрового забора...


Виктор Александрович Соснора (1936 - 2019)
картинка Landnamabok
Родился в Крыму на гастролях своих родителей - ленинградских цирковых артистов. Был эвакуирован из блокадного города на Украину, попал в оккупацию. Был найден отцом, к тому времени командиром Войска Польского, в 8-9 лет научился метко стрелять, стал «сыном полка» и был назначен снайпером, дошёл с войсками до Франкфурта-на-Одере. До окончания школы воспитывался отцом во Львове. После окончания школы переехал к матери в Ленинград. На «Невском заводе» Соснора знакомится с девушкой Мариной, ставшей одним из прообразов цикла «Песни Бояна».
картинка Landnamabok
Публиковался с 1962 года. Много публикаций – книги стихов, исторические романы. Признавался лучшим русским поэтом. В творчестве ощущается тяготение автора к футуризму. Разброс темы в поэзии Виктора Сосноры крайне широк, как и стихотворный инструментарий. И для каждой темы автор находит свои слова, рифмы, у него тема подаётся даже ритмически. Это можно увидеть в таких стихотворениях как «Пёс Александра Македонского» (отрывок):

…Так выведите льва! Ну носик-песик!
Лев — царь царей! Он — Искандер! Он — Я!»
Льва вывели... Сто тридцать семь солдат
спустили цепи, обнажили шлемы
к сандалиям... Действительно: был лев.
Стоял на лапах. Львиными двумя
не щурясь на лежащего не льва
смотрел, как лев умеет...

или «Бой Мстислава с Редедей» (отрывок):

…Из рощи,
где ропщет
в трясине осока,
ведет русых руссов Мстислав на косогов.
Из бора,
где ели
у кромки редеют,
ведет горбоносых косогов Редедя.
И сдвинулись армии.
Встали, горланя
орлами голодными
перед бранью
с орлами голодными…

картинка Landnamabok
При чтении стихотворений Виктора Сосноры непросто остановить наплывающие смыслы и содержания, они идут потоком – аллюзии, ассоциации, параллели, пересечения, повторы, якоря, цитаты:

***
А ели звенели металлом зеленым!
Их зори лизали!
Морозы вонзались!
А ели звенели металлом зеленым!
Коньками по наледи!
Гонгом вокзальным!
Был купол у каждой из елей заломлен,
как шлем металлурга!
Как замок над валом!
Хоть ели звенели металлом зеленым,
я знал достоверно:
они деревянны.
Они - насажденья. Зеленые,
стынут,
любым миллиграммом своей протоплазмы
они - теплотворны,
они - сердцевинны,
и ждут не дождутся:
а может быть - праздник?
Зима не помедлит,
и не поминдалит.
В такие безбожные зимы,
как наши,
обязано все притворяться металлом,
иначе...
известно,
что будет
иначе...
1963
В группу Морфология читателя Все обсуждения группы
12 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 10

Просто супер огромная статья о поэзии! После такого мне тоже захотелось чем то поэтичным наполнить свою душу!

Но у меня вопрос ( в принципе ко всем):
Как вы знакомитесь с новым поэтом?
Читаете какие то конкретные стихи, которые, допустим, посоветовали, или сборники и т п
Просто я никак не могу найти такого автора, чтобы понравилось и все! Чтобы читать, перечитывать и размышлять.
( Кроме Э. По, отчасти ;)

Airene, Я люблю поэзию Серебряного века. Нахожу сама. Или один автор приводит к другому.
Люблю Брюсова, например.

Airene, Арина, сами как-то находятся, как точно написал Андриян, случаются. Бывает настроение такое, что может спасти только конкретная строчка, ищешь ее и находишь, что удивительно)

я никак не могу найти такого автора, чтобы понравилось и все! Чтобы читать, перечитывать и размышлять.

Еще не время значит. Он (она) возможно сами придут новые или старые)
Вот меня, например, такие строчки переполняют многими чувствами сразу

Скоро, одиночеством запятнанный,
Я уйду от мерок и морок
Слушaть зарифмованными пятками
Тихие трагедии дорог,
Замирать и бить в ладоши с гусем,
Ждать, когда же, наконец, от горя
Пастухи, беременные Русью,
Стадо слов к моим устам погонят.

Airene, Арина! Я не читаю переводной поэзии в принципе - так как это больше творчество переводчиков. Единственная переводная книга, которая меня захватила - это "Листья травы" Уолта Уитмена. Я люблю ковырять. Поначалу приходил к поэтам через качественные добротные примечания и комментарии к книге. Например - "Поэты Парижской ноты" - объединение русских поэтов-эмигрантов, "приложение к творчеству Георгия Иванова" - именно за эти строки я полюбил эту "тихую поэзию".

Леонид Губанов - прекрасен. Олег Григорьев - его стихи ёрнические, там много юмора, не всегда светлого:

— Ну, как тебе на ветке? —
Спросила птица в клетке.
— На ветке, как и в клетке,
Только прутья редки.

Прекрасны Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Юрий Мандельштам (ещё один Мандельштам!, третий; кстати, по словам его родственников - двоюродный брат Осипа - погиб в концентрационном лагере Освенцим)... Николай Заболоцкий! В поэзии Серебряного века - просто россыпи поэтов: Владимир Нарбут, задорный Николай Агнивцев, эпатажный Игорь Северянин, пафосный Михаил Кузмин и сам - Серебряный век - Осип Мандельштам... Мой любимый Константин Бальмонт и весь русский символизм, великий реформатор Владимир Маяковский... Зинаида Гиппиус, Софья Парнок (если не пугает лесбийская тема)... Уфф...))) Прости за болтовню, зацепило...)))

Landnamabok, Ну и ну! Вот так зацепил мой вопрос почти всех!)
Не знаю даже, когда доберуь до поэзии. Это не такая литература, как проза - которую можно читать на перемене между парами. Это ж нужно определённое состояние души!

Airene, На перемене между парами можно читать Олега Григорьева! Легко.

Airene, А, кстати, и не согласен. Стихотворение - жанр крайне короткий. На перемене ты можешь прочитать стихотворение и если оно зацепило, то во время пары как раз можно порефлексировать, удобно же! ))) Именно читать стихи получится не рвано. А вот романы читать на переменах как раз мне кажется не очень удобно - постоянный спотыкач.

Airene, «Случайное стихотворение»...

Как вы знакомитесь с новым поэтом?

Вы задали прекрасный в своей неожиданности вопрос. И вот чем кончилось:
Я говорила в другом месте, что боюсь стихов.
Если взять все когда-либо зарифмованные строки в мире, хороших среди них - одна на десять тысяч. И я боюсь их лишний раз читать - чтоб не расстраиваться и не отбить охоту еще на год (стихи - весьма ресурсоемкое мероприятие, в моем случае).
Найти же поэта или стихотворение «по рекомендации» - тем более нонсенс. Рекомендовать стихи, как мне кажется, все равно, что рекомендовать другим свой размер обуви. )

И вот, увидев Ваш вопрос, решилась на эксперимент. Почти святотатство. )
Набрала в Google: «случайное стихотворение».
И что же? Сперва выпал Державин, медово-барочный, но, к счастью, недлинный. Потом - нечто выспренное, баритоном, срывающимся в фальцет, из века XIX...
И тут я увидела кнопочку «English». Попала на Гарди - что-то громоздко-байроническое как корабельные ванты. Едва выпутавшись, вышла в список поэтов, бесконечный, как предновогодний чек, и нажала... «Elisabeth Bishop».
И что же? А вот что:

A Miracle for Breakfast

At six o’clock we were waiting for coffee,
waiting for coffee and the charitable crumb
that was going to be served from a certain balcony —
like kings of old, or like a miracle.
It was still dark....

A Miracle for Breakfast

Эта «charitable crumb», которая «was going to be served from a certain balcony» меня совершенно сразила.
Там довольно большое стихотворение, строф пять, наверное, но я в нем, я окутана им до сих пор - в отличие, кстати, от трех предыдущих попыток. Одним словом - открыла новое Имя. Поэта, которого я отныне готова читать. )

картинка _EZ_

Elisabeth Bishop (1911 - 1979)

Вот такой метод. Новый, поверьте, и для меня. )

С уважением,
EZ

Airene,

Найти же поэта или стихотворение «по рекомендации» - тем более нонсенс. Рекомендовать стихи, как мне кажется, все равно, что рекомендовать другим свой размер обуви. )

EZ как всегда лаконично и точно выразила всеобщее мнение.
Если вы хотите читать стихи, то просто начните их читать – да кого угодно. Под лежачий камень стихи не затекут.
Постепенно придёт (или не придет) вкус и умение отличать, кругозор, предчувствие хорошего автора.
Поэтов так много разных, что вам придётся искать своих. Это даже не как обувь подобрать (там всего-то с два десятка колодок), а куда-куда более вариативно.

И вот для размышления. Я принципиально считаю, что восприятие стихов зависит от сиюминутного настроения, от текущего состояния души, но также и от склада ума – одного поражают чувства, другого – словесная изощрённость. Но в целом: сегодня пошло – завтра нет. И наоборот. Поэтому со стихами надо всегда быть в движении, возвращаться, пробовать, искать… Ну, стихи и рассчитаны на многократное перечтение.

Да, стихи не для чтения урывками. Для ознакомления, для каких-то жанров – может, пойдет. Но в целом – только отрешась от будней. Перед сном, в ночной тиши… В дороге, если над ухом не талдычит радиоточка и не шумит пьяная компания… etc.

Всегда в движении…