1 апреля 2021 г., 15:26
40K
Три кудесника русской поэзии второй половины XX века
Для меня поэзия в первую очередь – это искра, волшебство, волхвование словами, смыслами, метафорами, образами, рифмами и ритмами. Русская поэзия богата на имена, но мне хочется рассказать о тихих кудесниках – Роальде Мандельштаме, Леониде Губанове и Викторе Сосноре. На лайвлибе всего 8 рецензий на этих трёх поэтов (по три на книги Мандельштама и Губанова и две на книги Сосноры). В их творчестве практически нет пересечений: Роальд Чарльзович – лирик, Леонид Георгиевич – романтик и фантазёр, Виктор Александрович – эпик. Пересечения возникают в моей голове – этих поэтов объединяет искра, возникающая от чтения их стихов, когда соединения слов действуют как волшебное заклинание, когда с тобой случается Льюис Кэрролл.
Роальд Чарльзович Мандельштам (1932-1961)
Он был ленинградцем. Во время блокады Ленинграда был эвакуирован в Казахстан вместе с бабушкой. Учился в политехническом институте, затем на восточном факультете университета, не закончил по состоянию здоровья. В 1954 году женился на поэтессе Нине Маркевич. С конца 50-ых практически не выходил из дома, много времени проводил в больницах. Умер от костного туберкулёза, не дожив до 29 лет, похоронен на Красненьком кладбище.
С конца 40-ых гг. Роальд стал центром небольшого круга ленинградских художников – Арефьева, Шагина, Васми, что повлияло на его творчество – стихи этого Мандельштама живописны. При жизни поэта не было опубликовано ни одной его строчки. В 70-ые появляются первые его публикации в тамиздате, в 1991 г. его издают в России. В творчестве поэта есть тяготение к теме Города – Ленинград 50-ых, Петербург Достоевского и Гоголя оживают в строках автора, весь Город, который поэт не мог видеть из окна своего дома:
«Новая Голландия»
Запах камней и металла
Острый, как волчьи клыки,
— помнишь? —
В изгибе канала
Призрак забытой руки,
— видишь? —
Деревья на крыши
Позднее золото льют.
В «Новой Голландии»
— слышишь? —
Карлики листья куют.И, листопад принимая
В чаши своих площадей,
Город лежит, как Даная,
В золотоносном дожде.
Классическая, античная тема осовременивается автором, античность опять злободневна. В творчестве Роальда Чарльзовича античность проникает не только в темы и циклы, она обволакивает все стихи, создаёт вкусовые ощущения античности. Вот эти строки, читая которые начинаешь понимать, ты как бы просыпаешься:
Когда-то в утренней земле
Была Эллада...
Не надо умерших будить,
Грустить не надо.Проходит вечер, ночь пройдёт -
Придут туманы,
Любая рана заживёт,
Любые раны!
Одно удивляющее совпадение, связывающее наш клуб с Роальдом Чарльзовичем:
«Буриме»
Радуйтесь ветру, звёздному ветру! –
Каждый находит то, что искал:
Город сегодня, город сегодня,
Тонко поющий, лиловый бокал.Ночь листопада, ночь листопада;
Каждый листок – золотой тамбурин,
Лунные рифы и море заката,
Алые грифы в мире глубин.Золото в листьях, золото в листьях,
Подвиг и радость чуждому мер!
Радуйтесь ветру, звёздному ветру,
Истина – ветер, жизнь – буриме.
16.09.1954
Леонид Георгиевич Губанов (1946-1983)
Жил и умер в Москве. В возрасте 16 лет записался в литературную студию при одной из районных московских библиотек. Его стихи были напечатаны в газете «Пионерская правда» и в сборнике юных поэтов «Час поэзии» (1965 г.) В 1964 г. поэт Андрей Вознесенский помог молодому поэту напечататься в журнале «Юность» - это последняя публикация Леонида Губанова в советской прессе. С 70-ых гг. не участвовал в официальной литературной жизни. На жизнь зарабатывал неквалифицированным трудом - был рабочим геофизической экспедиции, фотолаборантом, пожарным, художником-оформителем, дворником, грузчиком…Умер, не дожив до 37 лет при невыясненных обстоятельствах – сердечный приступ или самоубийство.
Леонид Губанов увлекался футуризмом, создал неофутуристический журнал «Бом». В 1965 г. участвовал в создании литературно-художественного объединения СМОГ – Смелость, Мысль, Образ, Глубина/Самое Молодое Общество Гениев. Выступал в акциях в защиту «левого искусства», подвергся преследованиям со стороны властей. В конце 1966 г. под давлением властей СМОГ прекращает своё существование. В середине 60-ых же стихи поэта публикуются в трёх самиздатовских альманахах: «Сфинксы», «Авангард» и «Чу!»
Творчество Леонида Губанова одно из самых непредсказуемых в русской поэзии – читая его строки, ты не можешь догадаться не только о метафоре, которая выпрыгнет в следующей строке, но даже о следующем слове, рифме и образе. Я полюбил стихи Леонида Губанова за первую же прочитанную у него строку – «Коль есть чеснок, он есть и в ангеле». Здесь – аллюзия на купола храмов, напоминающих луковицы чеснока и подготовка следующей рифмы – «евангелий». Это очень тонко, это впечатляет и удивляет. Не скажу, что его стихи читать просто, это труд, но труд, который вознаграждается радостью понимания:
***
Я – Дар Божий, я дай Боже нацарапаю,
Улыбнутся вётлы: на царя, поди?
И заплачут: берег наш любимый,
И за плечи белые обнимут.
Скоро тёплый ливень красных губ –
Подставляй лицо, гори под струями
И твори, лепи себя, как в студии –
Скоро-скоро тёплый ливень губ.
Скоро, одиночеством запятнанный,
Я уйду от мерок и морок
Слушaть зарифмованными пятками
Тихие трагедии дорог,
Замирать и бить в ладоши с гусем,
Ждать, когда же, наконец, от горя
Пастухи, беременные Русью,
Стадо слов к моим устам погонят.
1963
Поэту нужен читатель как воздух. Иначе поэту тесно в жизни, как тесно было Леониду Губанову, иначе – появляются такие стихи, полные горечи, скорби и желчи:
«Открытка вам на память»
Знаю, я банален, как смертельно-раненый,
в вашем балагане для меня нет места,
души разворованы, все сердца украдены,
в сатанинских масках все мои невесты.Неужели нужен мне лишь кусочек мяса,
чтобы согревал, называл по имени?
Ненавижу вас я, словно нищих касса,
теребят на свет только глазки синие.Да, я выпил всё – и вас, извините,
пропустил тройным одеколоном с ваточкой...
Не хотите ли купить тот вытрезвитель,
чтобы завладеть моей фотокарточкой?!
Но искра разбивает скорбные будни, получаются гимны там, где им вроде бы нет места. Из посвящения Бродскому:
А если лошадь, то подковы,
что брызжут сырью и сиренью,
что рубят тишину под корень
непоправимо и серебряно.
Как будто Царское Село,
как будто снег промотан мартом,
ещё лицо не рассвело,
но пахнет музыкой и матом.
Целуюсь с проходным двором,
справляю именины вора,
сшибаю мысли, как ворон
у губ с багрового забора...
Виктор Александрович Соснора (1936 - 2019)
Родился в Крыму на гастролях своих родителей - ленинградских цирковых артистов. Был эвакуирован из блокадного города на Украину, попал в оккупацию. Был найден отцом, к тому времени командиром Войска Польского, в 8-9 лет научился метко стрелять, стал «сыном полка» и был назначен снайпером, дошёл с войсками до Франкфурта-на-Одере. До окончания школы воспитывался отцом во Львове. После окончания школы переехал к матери в Ленинград. На «Невском заводе» Соснора знакомится с девушкой Мариной, ставшей одним из прообразов цикла «Песни Бояна».
Публиковался с 1962 года. Много публикаций – книги стихов, исторические романы. Признавался лучшим русским поэтом. В творчестве ощущается тяготение автора к футуризму. Разброс темы в поэзии Виктора Сосноры крайне широк, как и стихотворный инструментарий. И для каждой темы автор находит свои слова, рифмы, у него тема подаётся даже ритмически. Это можно увидеть в таких стихотворениях как «Пёс Александра Македонского» (отрывок):
…Так выведите льва! Ну носик-песик!
Лев — царь царей! Он — Искандер! Он — Я!»
Льва вывели... Сто тридцать семь солдат
спустили цепи, обнажили шлемы
к сандалиям... Действительно: был лев.
Стоял на лапах. Львиными двумя
не щурясь на лежащего не льва
смотрел, как лев умеет...
или «Бой Мстислава с Редедей» (отрывок):
…Из рощи,
где ропщет
в трясине осока,
ведет русых руссов Мстислав на косогов.
Из бора,
где ели
у кромки редеют,
ведет горбоносых косогов Редедя.
И сдвинулись армии.
Встали, горланя
орлами голодными
перед бранью
с орлами голодными…
При чтении стихотворений Виктора Сосноры непросто остановить наплывающие смыслы и содержания, они идут потоком – аллюзии, ассоциации, параллели, пересечения, повторы, якоря, цитаты:
***
А ели звенели металлом зеленым!
Их зори лизали!
Морозы вонзались!
А ели звенели металлом зеленым!
Коньками по наледи!
Гонгом вокзальным!
Был купол у каждой из елей заломлен,
как шлем металлурга!
Как замок над валом!
Хоть ели звенели металлом зеленым,
я знал достоверно:
они деревянны.
Они - насажденья. Зеленые,
стынут,
любым миллиграммом своей протоплазмы
они - теплотворны,
они - сердцевинны,
и ждут не дождутся:
а может быть - праздник?
Зима не помедлит,
и не поминдалит.
В такие безбожные зимы,
как наши,
обязано все притворяться металлом,
иначе...
известно,
что будет
иначе...
1963
Просто супер огромная статья о поэзии! После такого мне тоже захотелось чем то поэтичным наполнить свою душу!
Но у меня вопрос ( в принципе ко всем):
Как вы знакомитесь с новым поэтом?
Читаете какие то конкретные стихи, которые, допустим, посоветовали, или сборники и т п
Просто я никак не могу найти такого автора, чтобы понравилось и все! Чтобы читать, перечитывать и размышлять.
( Кроме Э. По, отчасти ;)
Airene, Я люблю поэзию Серебряного века. Нахожу сама. Или один автор приводит к другому.
Люблю Брюсова, например.
Airene, Арина, сами как-то находятся, как точно написал Андриян, случаются. Бывает настроение такое, что может спасти только конкретная строчка, ищешь ее и находишь, что удивительно)
Еще не время значит. Он (она) возможно сами придут новые или старые)
Вот меня, например, такие строчки переполняют многими чувствами сразу
AntesdelAmanecer, Да, Губанов прекрасен, спасибо Вика!
Airene, Арина! Я не читаю переводной поэзии в принципе - так как это больше творчество переводчиков. Единственная переводная книга, которая меня захватила - это "Листья травы" Уолта Уитмена. Я люблю ковырять. Поначалу приходил к поэтам через качественные добротные примечания и комментарии к книге. Например - "Поэты Парижской ноты" - объединение русских поэтов-эмигрантов, "приложение к творчеству Георгия Иванова" - именно за эти строки я полюбил эту "тихую поэзию".
Леонид Губанов - прекрасен. Олег Григорьев - его стихи ёрнические, там много юмора, не всегда светлого:
Прекрасны Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Юрий Мандельштам (ещё один Мандельштам!, третий; кстати, по словам его родственников - двоюродный брат Осипа - погиб в концентрационном лагере Освенцим)... Николай Заболоцкий! В поэзии Серебряного века - просто россыпи поэтов: Владимир Нарбут, задорный Николай Агнивцев, эпатажный Игорь Северянин, пафосный Михаил Кузмин и сам - Серебряный век - Осип Мандельштам... Мой любимый Константин Бальмонт и весь русский символизм, великий реформатор Владимир Маяковский... Зинаида Гиппиус, Софья Парнок (если не пугает лесбийская тема)... Уфф...))) Прости за болтовню, зацепило...)))
Landnamabok, Ну и ну! Вот так зацепил мой вопрос почти всех!)
Не знаю даже, когда доберуь до поэзии. Это не такая литература, как проза - которую можно читать на перемене между парами. Это ж нужно определённое состояние души!
Airene, На перемене между парами можно читать Олега Григорьева! Легко.
Airene, А, кстати, и не согласен. Стихотворение - жанр крайне короткий. На перемене ты можешь прочитать стихотворение и если оно зацепило, то во время пары как раз можно порефлексировать, удобно же! ))) Именно читать стихи получится не рвано. А вот романы читать на переменах как раз мне кажется не очень удобно - постоянный спотыкач.
Airene, «Случайное стихотворение»...
Вы задали прекрасный в своей неожиданности вопрос. И вот чем кончилось:
Я говорила в другом месте, что боюсь стихов.
Если взять все когда-либо зарифмованные строки в мире, хороших среди них - одна на десять тысяч. И я боюсь их лишний раз читать - чтоб не расстраиваться и не отбить охоту еще на год (стихи - весьма ресурсоемкое мероприятие, в моем случае).
Найти же поэта или стихотворение «по рекомендации» - тем более нонсенс. Рекомендовать стихи, как мне кажется, все равно, что рекомендовать другим свой размер обуви. )
И вот, увидев Ваш вопрос, решилась на эксперимент. Почти святотатство. )
Набрала в Google: «случайное стихотворение».
И что же? Сперва выпал Державин, медово-барочный, но, к счастью, недлинный. Потом - нечто выспренное, баритоном, срывающимся в фальцет, из века XIX...
И тут я увидела кнопочку «English». Попала на Гарди - что-то громоздко-байроническое как корабельные ванты. Едва выпутавшись, вышла в список поэтов, бесконечный, как предновогодний чек, и нажала... «Elisabeth Bishop».
И что же? А вот что:
A Miracle for Breakfast
At six o’clock we were waiting for coffee,
waiting for coffee and the charitable crumb
that was going to be served from a certain balcony —
like kings of old, or like a miracle.
It was still dark....
A Miracle for Breakfast
Эта «charitable crumb», которая «was going to be served from a certain balcony» меня совершенно сразила.
Там довольно большое стихотворение, строф пять, наверное, но я в нем, я окутана им до сих пор - в отличие, кстати, от трех предыдущих попыток. Одним словом - открыла новое Имя. Поэта, которого я отныне готова читать. )
Elisabeth Bishop (1911 - 1979)
Вот такой метод. Новый, поверьте, и для меня. )
С уважением,
EZ
Airene,
EZ как всегда лаконично и точно выразила всеобщее мнение.
Если вы хотите читать стихи, то просто начните их читать – да кого угодно. Под лежачий камень стихи не затекут.
Постепенно придёт (или не придет) вкус и умение отличать, кругозор, предчувствие хорошего автора.
Поэтов так много разных, что вам придётся искать своих. Это даже не как обувь подобрать (там всего-то с два десятка колодок), а куда-куда более вариативно.
И вот для размышления. Я принципиально считаю, что восприятие стихов зависит от сиюминутного настроения, от текущего состояния души, но также и от склада ума – одного поражают чувства, другого – словесная изощрённость. Но в целом: сегодня пошло – завтра нет. И наоборот. Поэтому со стихами надо всегда быть в движении, возвращаться, пробовать, искать… Ну, стихи и рассчитаны на многократное перечтение.
Да, стихи не для чтения урывками. Для ознакомления, для каких-то жанров – может, пойдет. Но в целом – только отрешась от будней. Перед сном, в ночной тиши… В дороге, если над ухом не талдычит радиоточка и не шумит пьяная компания… etc.
Всегда в движении…