28 марта 2021 г., 00:45

307

Отражения: Мюнхгаузен в Зазеркалье

9 понравилось 29 комментариев 0 добавить в избранное

В 80-ые годы XVIII века Рудольф Эрих Распе дарит миру барона Мюнхгаузена. Ну, вот просто – берёт и дарит. Что символично – на английском языке и если у нас декабристы разбудили Герцена, чтобы тот потревожил «Колокол», то в Англии Распе запустил Мюнхгаузена, который ядрёной кометой передал эстафету нонсенсу. Я не литературовед и моё мнение может быть весьма спорным, но образ мне кажется красивым. И мне интересен исключительно этот литературный Мюнхгаузен, стреляющий косточками в оленей, вытягивающий себя с конём из болота за волосы, сдирающий с живых медведей шкуры и сбегающий из пасти кита. Это комический персонаж – враль, хвастун и авантюрист. И я вот начинаю вспоминать, что некоторые лимерики Эдварда Лира, если сильно зажмуриться, отсылают именно к Мюнхгаузену. Русский нонсенс народных сказок и потешек, да и Шиш Московский Бориса Шергина с Сенькой Малиной Степана Писахова – не те же ли это длинные ноги барона? Вполне возможно, что я не оригинален и изобретаю велосипед, но вообще - дело-то это полезное и не бессмысленное. Именно – комичность персонажа Распе. Точка.

1927-28 гг. – С.Д. Кржижановский пишет повесть «Возвращение Мюнхгаузена». Барон Карл Фридрих Иероним фон… выходит из книги и оказывается в советской России 1920-ых и понимает, что советская действительность превзошла все его отъявленные враки – идёт постоянное сравнение советской России с книжными приключениями барона и реальность превосходит фантазии. Философский и социальный аспект бытования образа барона Мюнхгаузена в трагических исторических реалиях нашего прошлого. Что мне особенно приглянулось – это абсолютно аполитическое произведение и происходящее в стране рассматривается с нравственной и эстетической точек зрения. Здесь мне видятся явные фантастические пересечения с «Собачьим сердцем» Булгакова – абсурдностью происходящего, полным поражением здравого смысла. В повести Кржижановского мы встречаем совсем другого Мюнхгаузена. Комический персонаж становится трагическим. Помещение барона в советскую эпоху – крайне дерзкое, но оправданное авторское решение – это действительно возвращение. Барон здесь уже был, но всё изменилось. Барон Мюнхгаузен Кржижановского – самобытный персонаж. А приключения Мюнхгаузена Распе являются сюжетообразующей легендой повести Кржижановского.

Пьеса Григория Горина, изначально (по словам Википедии), названная автором «Самый правдивый», а потом, нашумевшим фильмом Марка Захарова, уже, наверное, навсегда переименованная в «Тот самый Мюнхгаузен» по логике повествования должна была называться «Возвращение Мюнхгаузена», так как именно о скандальном и триумфальном возвращении барона в пьесе и рассказывается. И именно название пьесы убеждает меня в том, что повесть Кржижановского Горин читал. Не знаю насколько это было технически возможно, так как возвращение Кржижановского к читателю произошло только в 1989 году. И тогда Григорий Горин – автор двойной переработки образа Мюнхгаузена. Барон Мюнхгаузен Григория Горина – самобытный персонаж. А приключения Мюнхгаузена рассказов Распе (и повести Кржижановского, возможно) являются сюжетообразующей легендой пьесы Горина. Мюнхгаузен Горина – персонаж драматический. Пьеса содержит множество комических зарисовок, но в целом – это драма, в отличие от романтической комедии Марка Захарова. Когда быть собой – неприлично. Мюнхгаузен Горина – человек абсолютной правды, в отличие от своего литературного прототипа и абсолютный антипод другого литературного авантюриста – Остапа Бендера.

Три этих литературных персонажа – целая литературная жизнь образа, в каждую из своих эпох востребованного временем, писателем и читателем. Кржижановскому менее двух других писателей повезло со временем, возможно. Кроме разных образов главного персонажа и жанровых отличий, три этих ярких произведения отличаются по динамике сюжета и ритму повествования. Барон Мюнхгаузен – один из ярчайших образов в мировой литературе, собравший одни из интереснейших литературных отражений.

В группу Морфология читателя Все обсуждения группы
9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 29

Горинского Мюнхгаузена люблю нежно, но и фильм по нему Марка Захарова никогда не воспринимала как «романтическую комедию». Напротив, мне кажется, и режиссер, и весь актерский ансамбль блестяще и зло играли анти-советскую, анти-тоталитарную и конкретно анти-застойную драму - за что этот фильм так и любим. Был, во всяком случае.
Спасибо Вам за статью и тему.

С уважением,
EZ

_EZ_, Просто комедийного в фильме много больше, чем в пьесе. Сын Мюнхгаузена - эдакий "недоросль" в исполнении Ярмольника - абсолютно комический персонаж; пастор и герцог, бургомистр - при обаятельнейшей актёрской игре Долинского, Броневого, Кваши становятся именно в экранизации персонажами исключительно комическими. Не утверждаю, что перечисленных Вами смыслов в экранизации нет - всё так, советское искусство проявляло виртуозное владение донесения самого важного между строк. Исключительно романтические образы барона, баронессы и Марты, созданные обаятельнейшими актёрами - Янковским, Кореневой и гениальной Чуриковой создают драму. Пледовый Томас в исполнении Катин-Ярцева и противоречивая Якобина-Чурикова - единственные образы, собственно Горинские. В экранизации сделаны другие акценты, это другое произведение. Вот, собственно, что я хотел сказать. Я вообще не хотел упоминать о фильме, но это невозможно в данном случае...)))

В статье я попытался сделать другие акценты. Спасибо за отзыв.

_EZ_, Позвольте усомниться, что талантливый советский фильм, протаскивающий уродство запада сводится к антисоветскому перестроечному дерьму...

Sergej328,

Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет...
Б.Ш. Окуджава

Вы там видите уродство запада, мы - совка. Наше и Ваше на то право. А фильм и правда талантливый, но пьеса мне нравится больше.

Landnamabok, Уродство своей великой страны? Что тут сказать? Давно замечено. Либералы и монархисты поют в унисон...

Sergej328, Не уродство страны, а уродство происходящего в ней. Как скажете, в унисон, так в унисон. Для меня большевики - оккупанты моей великой страны, такие же как фашисты, ну и либералы заодно...)))

Три этих литературных персонажа – целая литературная жизнь образа, в каждую из своих эпох востребованного временем, писателем и читателем. Кржижановскому менее двух других писателей повезло со временем, возможно.

А мне не повезло, что я не читала Кржижановского. Барона Мюнхгаузена люблю и книжного и в фильме Захарова. В "Том самом..." Мюнхгаузен мне видится грустным и романтичным. Рада, что первая статья в Журнале посвящена этому яркому персонажу. Спасибо.

AntesdelAmanecer, Почитайте "Возвращение Мюнхгаузена" Кржижановского, оно того стоит. Да, Горинский (и Марка Захарова) Мюнхгаузен - грустный и романтический, драматический персонаж в отличие от гротескно-комического Мюнхгаузена Распе. А Мюнхгаузен Кржижановского трагичен и беспомощен, он скорее статист и хроникёр, он безжалостный обвинитель. Обвинитель с позиций этики и эстетики. Мюнхгаузен Распе - авантюрист, Горина - боец, Кржижановского - философ. В целом - яркий насыщенный образ: авантюрист-боец-философ. Для меня это не три разных персонажа, а один многогранный Мюнхгаузен. Спасибо за тёплые слова.

Лучшее о Мюнхгаузене - это серия советских мультиков.
(Как и всё советское)
"Не будет ли любезен многоуважаемый джин..."
И он даёт сто очков перед остальными фанфиками, имеющими целью опорочить нашу страну и большевиков. Напомню, что Мюнхгаузен Распе такой целью не задавался, а просто красочно врал, поэтому в отличие от остальных - не подлец.

Sergej328, Позвольте усомниться в справедливости Ваших слов. "Тот самый Мюнхгаузен" Вы хвалите? Но это по Вашим же словам - фанфик, имеющий целью опорочить нашу страну. Горин написал красивую драму. В книге есть всё, что мы в ней прочитали. Так дайте же каждому право иметь своё понимание, не осуждая. Я категорически не разделяю Ваше мировоззрение, но я не лезу к Вам со своим уставом. Пожалуйста, я взываю к корректности. Мы же лишь упомянули, не развивали тему, мы о литературе, правда...

Я так понимаю, что Вы не читали "Возвращение Мюнхгаузена", но осуждаете. Это полноценное самобытное произведение, апеллирующее к образу Мюнхгаузена и автор описывает тяжёлые времена для народа; повторюсь - Кржижановский не даёт политической оценки происходившему, чисто этические и эстетические рассуждения барона над происходящим. Хватит уже видеть во всех врагов. Кржижановский - наш прозёванный гений. А Вы осуждаете его, даже не читая, я полагаю.

Далее. Книга Распе содержит мораль - о возмездии лгунам. Эта книга о безнравственности лжи. В неадаптированной для детей версии. Советский мультик - исключительно искрящаяся юмором фантасмагория

Landnamabok, Да вроде как о литературе, но выпады против моей страны проскальзывают...

Sergej328, Не против страны, а против происходившего в ней, не надо передёргивать.

Landnamabok, Я лезу сюда со своим уставом???
Простите, я не знал, что в этой группе нельзя своё мнение высказывать.
Не смею более надоедать, продолжайте вкупе с единомышленниками плевать в мою страну. Только не доплюнете...

Sergej328, Да можно высказывать...

И он даёт сто очков перед остальными фанфиками, имеющими целью опорочить нашу страну и большевиков.

Ну Вы же не читали Кржижановского. Булгаков тоже имел целью опорочить нашу страну и большевиков? Он правду говорил - описывал то, что видел. Да ни кто ни куда не плюёт. ПЕРЕСТАНЬТЕ ВО ВСЕХ КТО НЕ ТАК ДУМАЕТ КАК ВЫ ВИДЕТЬ ВРАГОВ. Я не считаю Вас врагом ни для меня ни для моей России, Вы - просто другой человек с другим мировоззрением и это просто так есть, нравится нам это или нет. Просто здесь - не площадка для политических диспутов. Если бы Вы прочитали "Возвращение Мюнхгаузена" и доказали бы аргументированно, что литературно это слабая вещь, диалог был бы конструктивным, а так - полный деструктив и Вы цепляетесь к словам. Я уже Вам говорил, что я не разделяю Ваше мировоззрение, активно не разделяю, но считаю бессмысленным Вам напоминать каждый раз, что с моей точки зрения - ... (здесь идёт текст, который Вам явно не понравится). А Вы каждый, по новой... Я уже просто устал.

Уважаемые читатели Журнала, не забываем основное правило: говорим обо всём что касается литературы и писателей, а не политики и религии и других «скользких» конфликтных тем.
В этой статье всё только о литературе и писателях, я не увидела в ней даже намёка на политику ни в одной строчке, ни между строк.

AntesdelAmanecer, Вика, как это остановить? Я не понимаю...

Landnamabok, Это стихия, остановить невозможно) Я поражаюсь корректности твоих формулировок. Ни в коем случае не останавливайся. Ты являешься примером ведения корректного, уважительного диалога.

AntesdelAmanecer, Спасибо, Вик. Только мои оппоненты так не считают...(((

Landnamabok,

как это остановить? Я не понимаю...

Я думаю, что надо исключить меня из группы. Я серьёзно. Мой комментарий про фильм Марка Захарова, к несчастью, спровоцировал "бросок на вентилятор". Как это ни прискорбно. ((
Приму Ваше решение об "отрешении" стоически. То есть, стоя. ))
"Мисимский" с нами. ))

С уважением,
EZ

_EZ_, Вышла. Чтоб Вам грех на душу не брать. ))

С уважением,
EZ

_EZ_, Ну, нельзя же так! Я начну бояться собственной тени! Елена, вернитесь! О, Боже, бомба моей бабки! Я именно - об искусстве комментария.

Landnamabok, Слушаюсь. ) Тень это святое. Бабушка - тоже. ))
Я тут.

_EZ_, Елена, что за бред? При чём тут Вы вообще? Не надо брать все грехи мира на себя. Я не про исключения вообще и не про Вас абсолютно. Как остановить разговоры о политике?

AntesdelAmanecer,

а не политики и религии и других «скользких» конфликтных тем.

Боюсь, что в этом случае и Мюнхгаузена нельзя было допускать в Журнал - оригинальные шванки Распе тоже вовсе не были невинны. Как не был невинен и Гулливер, и Гаргантюа, и, далее по списку, почти вся первостатейная литература... )
Да и конфликт, что подметил еще Аристотель, основа всякого серьёзного произведения. ))

Не думаю, что в наших силах табуировать эти темы и изъять их из литературы. Другой вопрос - и здесь я с Вами полностью согласна - что искусство "комментаторской литературы", которую мы тут совместно создаём,
как минимум наполовину состоит из корректности и такта. )
Спасибо за напоминание об этом.

С непременным уважением,
EZ

_EZ_, Елена, я всего лишь процитировала правила, придуманные не мной, а нашим куратором и создателем группы.

Боюсь, что в этом случае и Мюнхгаузена нельзя было допускать в Журнал - оригинальные шванки Распе тоже вовсе не были невинны. Как не был невинен и Гулливер, и Гаргантюа, и, далее по списку, почти вся первостатейная литература... )
Да и конфликт, что подметил еще Аристотель, основа всякого серьёзного произведения. ))


Вы правы. Если я верно истолковала правила Журнала, то литературные конфликты, обсуждать можно и нужно. В Вашем сообщении нет ничего недопустимого. Я понимаю это правило, что нельзя переходить на выяснение личностных отношений и на оскорбления, если мы придерживаемся разных политических и иных взглядов. Что надо уметь друг друга слушать и слышать.
Не уходите, пожалуйста. Вы нужны здесь, без Вас группа потеряет очень интересного собеседника, участника. Ваши даже небольшие замечания, читаю с огромным интересом.
Я просто откликнулась на "призыв о помощи" Андрияна, брошенный в Курилке, и не знала как иначе остановить бессмысленный спор.
Мне очень жаль, что эти слова Вы приняли на свой счет. Простите меня и не уходите, пожалуйста.

AntesdelAmanecer, Виктория, доброй ночи! )
In case the Moon is up. ))

Спасибо Вам на добром слове, и спешу Вас заверить, что я ни в коем случае не принимала Ваши слова на свой счёт - адекватно воспринимая и их, и свои собственные, в моем первом, злосчастном, комментарии в этой ветке. И искренне совершенно Ваш призыв поддержала - и как коллеги, и как модератора. )

Меня не было в группе какое-то время, на ночь глядя зашла, увидела - всё, что произошло, увидела руины вентилятора, и... Не надо, я думаю, быть инженером-баллистиком, чтобы проследить глазами траекторию от вентилятора к первому комментарию в ветке. Моему.
Но, поскольку это случается, к сожалению, не впервые (от ссылок разрешите Вас избавить), как порядочное существо я сочла единственно возможным удалить не цветочки и листики, но самый корень зла - коим сама имею несчастие являться.
Абсолютно честно это говорю, весь ход своих мыслей... Пишу и удивляюсь, что ещё могу, оказывается, здесь писать. ))

В общем - давайте дождемся утра и пробуждения Демиурга. Как он решит, пусть так и будет.
Мир и порядок (в смысле Ordnung) это в наше тяжелое время абсолютный приоритет. ))

Примите еще раз мои уверения в моем самом искреннем к Вам почтении, благодарности и расположении.

Yours absolutely truly,
EZ

_EZ_, Елена, я рада, что Вы в группе и никуда не ушли. Ура!!!

AntesdelAmanecer, ))) Да как Терминатор буквально.
I'll be back... )))

Спасибо.
С уважением,
EZ

_EZ_, Елена, мы все тут вентиляторы. Плох тот человек, который не гонит свежий ветер мысли. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...

Ну, а если есть ребята набрасывать хоть дерьмо, хоть сено, хоть пятитысячные купюры -- то это проблема не вентилятора, а этих колхозников с лопатой, которые перепутали Лайвлиб с током.

Оставим колхозников на току. В Моссельпроме.

Спокойствие, только спокойствие. И не забудем поручика Ржевского: "Молчать, господа офицеры!"