Богословие — рецензии — стр. 2

17 августа 2022 г. 10:36

39

4.5 +

В целом, хороший сборник статей не столько о богословии или философии Августина, сколько о его рецепции в последующие века. Есть статьи не очень интерерсные, а есть очень интересные. Тем не менее, книга эта очень полезна тем, кто занимается этой темой.

1 июля 2022 г. 08:12

92

5

И. В. Каргель. Я прочитал 2 его книги. Христос освящение наше и Грех зло всех зол в этом том мире. Удивляет глубокое знание учения Христа. Видно, что автор был очень близок к Богу. эти книги изменили мое сознание Бога и естественно мою жизнь к лучшему.

6 июня 2022 г. 14:35

55

5 Импрессионизм в богословии.

Апостол Павел не был учеником Христа и не знал его во время земного пути. Он до неузнаваемости изменил Его учение. Этому посвящена данная книга Константина Клуге наверное одна из лучших и известных на эту тему, помимо книг Валентины Кузнецовой и Алена Деко. Ссылку на книгу этого послереволюционного русского эмигранта - интеллектуала я нашел в книге про Апостола Павла в серии ЖЗЛ и ркомедую всем кто увлечен такой проблематикой. Только при прочтении у меня сложилось впечатление что автор - художник который хочет что бы с ним спорили. А он как известно и есть художник импрессионист. В тексте как будто заметно нечто ницшеанское, ненужно быть ницшеанцем, нужно быть Ницше, если развивать дальше нить, ненужно быть христианином нужно быть Христом, и даже побыть Павлом...

HighlandMary

Эксперт

смешанным чувствам

28 апреля 2022 г. 23:03

2K

5

Эта книга была мною куплена несколько лет назад, в рамках преодоления экзистенциального кризиса. Из кризиса меня тогда вывел Чернышевский, а "Исповедь", осталась лежать непрочитанной, пока не выпала в лайвлибовской игре. И если бы не игра, я не стала бы ничего писать

Большая часть книги - по сути, автобиография Аврелия Августина, и меня удивило, насколько легко и увлекательно эта часть читается. Конечно, сказать, что она ощущается современной, будет неправильно, но точно ближе к Достоевскому, чем к Марку Аврелию. Также, говоря о современности и близости к Достоевскому, впечатляет, как глубоко и подробно Аврелий Августин анализирует психологию человека. Даже моя любимая тема "преступления ради самого преступления" затронута, а я-то была уверена, что века до XIX как минимум про такое не…

Развернуть
timeladyrose

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2022 г. 16:08

261

Трактат "О подражании Христу" в христианском мире зачастую ставят на второе место после главной книги - Библии. Автор сего труда, Фома Кемпийский (1379-1471 гг) , был монахом и посвятил жизнь служению Господу и воспитанию молодых людей. Его советы и наставления дошли до нас сквозь века.

Сам трактат поделен на четыре части: "Наставления, полезные для духовной жизни", "Наставления о внутренней жизни", "О внутреннем утешении" и "О таинстве тела Христова". Каждая из частей, в свою очередь, поделена на главы, которые рассказывают нам о различных аспектах "жизни духовной и благочестивой".

Для меня наиболее важной оказалась именно первая часть, в которой я нашла ответы на многие мои вопросы. Её можно смело разбирать на цитаты, ибо столько всего мудрого, нужного и важного, и, самое главное,…

Развернуть

14 марта 2022 г. 19:34

150

5

У Клайва Льюиса можно найти произведения на любой вкус: волшебные истории для детей и взрослых, переложение древнегреческих мифов, повесть в письмах с забавными (но в то же время пугающими) персонажами, богословские рассуждения на различные темы - от гордости до предубеждения практически. Слушайте, Клайв Льюис - это прям литературная Греция, в которой все есть. ⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀ ⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀ “Просто христианство" не так просто, как обещает заголовок. Во время чтения придется напрячь извилины, проанализировать свои чувства, подвергнуть сомнению свое мировоззрение и убедиться, что Льюис во многих вопросах прав. И не важно, что православным он не был) Льюис не дает вам советов, не направляет, вместо этого он раскладывает по полочкам истины, "препарирует" человеческий разум и душу и объясняет…

Развернуть

14 марта 2022 г. 19:06

66

5

Когда мы только приходим в храм, нас волнуют вопросы из серии: когда креститься, кому поставить свечку за здравие, какие иконы приобрести для домашнего иконостаса. Но чем дольше мы проводим время в Церкви, тем чаще в голове возникают совсем другие, более сложные вопросы: какой же на самом деле христианский Бог, что такое Троица, все ли в мире промыслительно или Бог тоже делает ошибки, какая она - "жизнь будущего века"?

И тогда нам на помощь приходит догматическое богословие (или теология) - наука, раскрывающая смысл основных христианских дОгматов. Особенность догматов в том, что оспаривать их себе дороже, ведь это вероучительные истины, которые были обсуждены и утверждены на Вселенских Соборах, и которые полностью принимаются Православной Церковью. Это основа нашей веры и никакие…

Развернуть

14 марта 2022 г. 18:15

53

Это учебное пособие, которое представляет собой переработанный курс лекций Петра Малкова по Литургическому Преданию. Вещь, полезная в хозяйстве любого православного верующего.

Собственно, несколько причин, почему ее нужно прочитать: 1) Книга расставит все точки над i в понимании смысла и значения Таинств Церкви. Многие наши проблемы в духовной жизни - от банального незнания основ и неверного отношения к Таинствам. 2) Вылечит от суеверий и предрассудков, если они есть. Среди них всевозможные глупости по поводу Крещения как средства от болезней, Соборования как прощения всех грехов, Брака как единственной возможности встретиться после смерти и многих других. Зрите в корень, как говорится. 3) Пособие поможет вести аргументированный разговор с теми, кто еще таких книжек не читал, ни во что не…

Развернуть

14 марта 2022 г. 18:05

54

5

В этой книге прот. Александра Шмемана тезисно и доступно раскрывается смысл и значение Таинств Церкви и в частности Литургии. Удобно, что помимо учения об освящении времени и освящении жизни, здесь разбирается и само богослужение по частям: Литургия оглашенных и Литургия верных, описываются действия священников и дьяконов, хора и мирян. Если вы хотите лучше разбираться в богослужении и не просто стоять "солдатиком", а сослужить священникам, обязательно возьмите это издание на заметку.

Harmony176

Эксперт

Мои мысли - мои скакуны...

25 января 2022 г. 22:41

1K

5

С первой страницы я поняла, что эта книга для души, даже для очищения сознания от суеты будней. Тем более, что после долгих мук выбора (что-то около 5 вариантов!) я остановилась на чтении книги Рафаэлем Клейнером. В итоге к удовольствию от самого текста добавился чудесный голос, качественное – профессиональное чтение с проникновенными и убедительными интонациями. Итак, сама книга не зря названа – «Исповедь», это действительно итог осознанного перепросмотра своей жизни и изложение своих размышлений в той форме, которая предусмотрена правилами составления настоящей исповеди. Мудрое, философское изложение при всём этом остается доступным пониманию и одновременно поражает своей глубиной. Автор рассуждает над своими поступками, мыслями, убеждениями за свою жизнь, начиная буквально с…

Развернуть

10 января 2022 г. 12:41

939

4 Настоящая классика

После того, как человек получает образование и становится атеистом, становится сложно понять образ мысли искренне верующих людей. Как их не смущают очевидные противоречия религии? Почему она занимает такое важное место в их жизни? Как позиция любимого раба (божьего) может быть желанной? Как они придают нарративный смысл случайным событиям, происходящим с ними? "Исповедь" в деле припоминания этого состояния - бесценный трактат.

10 января 2022 г. 00:45

280

5 Прочти это, если хочешь сам написать икону.

Предварительно оговорюсь, чтобы написать икону неплохо бы еще уметь немного рисовать. Но это не точно.

Итак о книге. Здесь много ценной информации начиная с подбора доски для иконы и левкашенья, хотя с этим сейчас много проще.  Очень полезен раздел "Красочный слой" это, на мой взгляд, самая ценная ее часть для человека, который набирается опыта в иконописании. Здесь автор скурпулезно рассказывает о колерах, их названиях, прописывает детали писания одежд, пробелов, волос и бород с описями.  Постоянное перечитывание этого раздела сильно облегчит жизнь начинающему иконописцу.

Книга изобилует приложениями. Есть очень интересные, которые могут помочь в работе над иконой.

Есть богословские статьи. Честно не понял каким образом это помогает для написания иконы.

И еще дополнительный большой блок…

Развернуть
Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2021 г. 12:11

1K

Книга эта попала в мой виш лет 5-7 назад, когда я твёрдо решила расширять горизонты. Только этим расширением и можно объяснить, что я выбрала её для чтения. На самом деле она оказалась для меня настолько чужой, что я даже не знаю, что писать в рецензии. Её пишет человек, который убеждён в Божьем царствии и его всемогуществе, и пишет это в тех давних веках, которые слишком сильно отстоят от текущего положения вещей. Воспринять целиком его идеологию я не могу. Спорить по частям - слишком нечестно с учётом разности в накопленных знаниях. Скорее, это следует послушать как рассказ человека о своём опыте, как мы слушаем воспоминания стариков. Мы же не станем пытаться их в чем-то переубеждать, даже если несогласны, с уважением отнесемся к почтенной старости и не станем спорить по пустякам. Он и…

Развернуть

28 декабря 2021 г. 11:34

906

5 "Благо, где ты?"

Я ненавижу людей,
спаиваю их в подъездах;
Брызжу слюной,
продаю по льготным ценам сигареты;
"Не пристегайте ремни", так говорю,
являясь в облике стюардессы;
Ненависть — моё всё,
челядь, знай своё место.

Наверное, я преуспел,
как комар, высосал весь смысл;
Просвещение — мой проект,
каждый подопечный — саботированный механизм;
И я не Чёрт, мысли сложнее, не ленись;
Ах, ты не можешь?
Отлично,
в Лету канула стрела Разума,
пущенная эллинизмом.

Мир Идей заржавел,
Аквинский поднят на смех,
Что там Зенон?
Тоже мной обработан.

В Мире нет сладкого,
всё отдано червям;
Но до завершения рано,
чары в воздухе так и витают;
Немного осталось, каждый скажет,
"Материализм — данность";
Как ты, скептик, не прав!
Я вовсе не Дьявол;
Говорю же:
щепотка вульгарного атеизма,
— вуаля, —
более никто ради высшего Блага не старается.

Порой…

Развернуть

28 октября 2021 г. 20:56

134

5 База православия.

Краткие но точные и ёмкие определения основ православия которые нужны для миссионерской проповеди. А так же полезны тем кто в православии ещё слабо знаком и хочет для начала изучить основу вообще, затем по ним углубляться и все больше открывать для себя Бога, Его попечение и любовь о Нас и суть существования многих вещей и замысел о них.

9 сентября 2021 г. 08:53

648

4 Необычно

конечно изложение мыслей автора оставляют желать лучшего, однако и к такому повествованию привыкаешь.
Книга однозначно рекомендована к прочтению тем, кто задаётся вопросом а что же там дальше и какая же "Жизнь после".

Marriana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2021 г. 10:20

741

5

Философская книга исследующая  таинственную сущность мира.  Её ищут в  бесконечно далеких Галактиках и  звездах, а она  пронизывает универсум. 
   Философию Экхарта можно применить и к современномым   учениям о мире и космосе.
    Макро и микросостояния Вселенной определяют Вакуум и микроскопические, адронные, кварк-глюонные, конденсированные состояния мира.   

   Человек полагает, что находится в своем, ощутимом и привычном пространственном измерении, но его состояние этим не исчерпывается.  Человек находится в осязаемом мире и, одновременно,  в микромире. Человек не чувствует, что его организм является переплетением  структуры и хаоса множества микромиров.  Также он связан и с макромиром –  фактом своего существования, как физического тела и  способностью к отражению, к познанию мира.

Развернуть
Delga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2021 г. 21:15

105

4.5

Я люблю Клемана. Это человек глубокой мысли и широкого кругозора. Европеец, который глубоко погружен в русскую культуру и православие с философским образованием. Обнаружила в нем проводника в область иных верований, он кидает свет на взаимоотношение христианства и буддизма, христианства и язычества. В нем поиск к единству, к пониманию другого, в то же время не вне православия, не вне Христианства. С радостью снова и снова обращаюсь к нему. Кого интересует не ура-экуменизм, а философский взвешенный взгляд на религиозные пути человечества, тому стоит почитать такое. При этом пишет Клеман хоть и интеллигентно, но понятно, простым языком объясняя сложные вещи.

Anapril

Эксперт

место для рекламы

23 апреля 2021 г. 10:21

520

0 ***

Критическое исследование Льва Толстого, вошедшее в эту книгу, имеет совсем не ту мотивацию, или по крайней мере, не только такую, которая движет атеистами. Ведь он создал собственное философско-религиозное учение, получившее название "толстовство" и имевшее немалое количество последователей и последствий. В найденной в итальянском архиве рукописи Марка Поповского "Куда девались толстовцы?" сообщается как жестоко и бескомпромиссно советская власть разделывалась с последователями толстовского учения. Фактически из 7 000 последователей, осталось только с полсотни на момент написания рукописи. Так что лучше бы Лев Николаевич написал ещё несколько романов и не анализировал догматы веры, чтобы создать собственное учение и, по сути, противопоставив его не столько православной вере, сколько…

Развернуть
Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

16 апреля 2021 г. 22:00

554

4 Толстой vs Церковь

Помню, как поразил меня в юности тот факт, что в одной из церквей был изображен Л.Н. Толстой, горящий в аду, ведь нам, школьникам, не рассказывали на уроках о противостоянии знаменитого писателя и церкви, более того, казалось очень странным, что такой правдолюбивый моралист, как граф Толстой, может оказаться среди грешников. Поэтому можно сказать, что я давно задавалась вопросом, в чем именно разошлись взгляды Льва Николаевича с учениями православия, но только сейчас решила более подробно изучить эту тему.

Честно говоря, данная книга не является обязательной к прочтению для тех, кто хочет понять суть претензий графа к церковном догматам, произведение Лев Толстой - В чем моя вера? более живо, динамично освещает этот вопрос. Но при этом читать данное исследование богословия было очень познавательно и мнение Толстого выглядит весьма логичным. Думаю, что некоторых верующих могут задеть его высказывания, ведь в книге много вопросов к составителю Богословия Макарию, недоумения, отчасти даже насмешки над общепринятыми в православии трактовками тех или иных мест из Евангелий. Лев Николаевич пытается с точки зрения разума разобраться в богословских учениях, ставит все под сомнение и ищет доказательств. Видно, что писатель досконально разбирается в теме, сравнивает между собой различные катехизисы, Евангелия, их переводы, толкования.

Даже в наше весьма атеистическое время многие моменты выглядят «игрой с огнем», в утверждениях графа мало почтения к «чувствам верующих», которые принято сейчас оберегать, что уж говорить про время написания этой книги, так что смелость суждений Льва Николаевича не может не восхищать. Тем более, цель его изучения вовсе не в насмешках или в отрицании всеми принятого учения, искренне верующий в Бога Толстой пытается найти истину, правила праведной жизни не только для себя, но и для всего народа. Видя, как мало благочестивости и истинной веры среди его поколения, граф задается вопросом о том, почему люди лишь формально следуют правилам религиозной жизни, при этом на деле постоянно нарушают все заповеди Христа. Анализируя текст Богословия Макария, Толстой видит, что слишком много внимания уделяется метафизическим смыслам бытия, тем моментам, которые никак не связаны с реальной жизнью людей, не помогают осознать учение Христа и удержаться от греха. Толстой подробно, главу за главой изучает богословскую книгу, при этом особо уделяя внимание идее грехопадения Адама, искуплению Христа, а также изучая в целом причины возникновения догматов церкви, проявляет повышенный интерес к тому, что есть Церковь и Вера по православной трактовке.

Писатель приходит к выводу, что Церковь - это иерархия, которая прежде всего призывает к послушанию, безоговорочной вере в ее догматы и которая все иные учения и толкования Евангелий считает еретическими, без логических доказательств их неправоты, при этом сама подтасовывает древние тексты или цитирует весьма туманные высказывания (часто используя одни и те же для подтверждения различных идей). Церковь, по мнению автора, превыше всего ставит свои жреческие обряды, свою материальную выгоду и оправдывает совершенно чуждые христианству вещи, он же надеялся в вере найти ответы на извечные вопросы: ради чего мы живем, как жить правильно, как найти верный путь для самосовершенствования.

Подводя итог, это весьма интересная книга, которая позволяет не только больше узнать о богословии, но и изучить взгляды графа Толстого на религию.Она весьма неспешная, но в этой ее обстоятельности есть свои плюсы, тем более для тех, кому нравится писательский стиль Льва Николаевича и близки его взгляды.

Ниже я приведу цитаты, которые мне понравились и которые хотелось бы сохранить на память.

спойлер
Основная истина, которую бог через пророков и апостолов благоволил открыть о себе церкви и которую церковь открывает нам, есть та, что бог один и три, три и один. Выражение этой истины таково, что не то что я не могу понять ее, но несомненно понимаю, что этого понять нельзя. Человек понимает умом. В уме человека нет более точных законов, как те, которые относятся к числам. И вот первое, что бог благоволил открыть о себе людям, он выражает в числах: Я = 3, и 3 = 1, и 1 = 3.
Да не может же быть, чтобы бог так отвечал людям, тем людям, которых он сотворил, которым он дал только разум, чтобы понимать его, не может же быть, чтоб он так отвечал. Порядочный человек, говоря с другим, не будет употреблять иностранных, непонятных собеседнику слов. Где тот, такой слабый умом человек, который на вопрос ребенка не умел бы ему ответить так, чтобы ребенок понял его? Как же бог, открывая себя мне, будет говорить так, чтобы я не понял его?

Как правосудный и благой бог казнит вечными муками за временный грех? А вы говорите, что он наказывает, как отец, для нашей нравственной пользы и что казни его суть свидетельства благости и любви. Какие же тут исправления и любовь, чтобы вечно кипеть в огне за временный грех.

Когда же говорим, что еретики и раскольники не принадлежат к церкви, разумеем не тех из них, которые держатся ереси или раскола втайне, стараясь казаться принадлежащими к церкви и наружно исполняя ее уставы; или – увлекаются еретическими и раскольническими заблуждениями по невежеству и без всякой злонамеренности и упорства; ибо очевидно, что они ни сами видимо не отлучили еще себя от общества верующих, ни отлучены властию церкви, хотя, быть может, и отлучены уже сокровенным от нас и от них судом божиим: таковых людей всего лучше предоставлять суду того, который ведает самые помышления человеческие и испытует сердца и утробы. Но разумеем еретиков и раскольников явных, которые уже отделились от церкви или отлучены ею, и, следовательно, еретиков и раскольников намеренных, упорных и потому в высочайшей степени виновных. Против них-то собственно направлены были изречения св. отцов и учителей церкви, приведенные нами выше (стр. 204).
Т. Е.: лги перед богом, тогда мы тебя не отлучим, а ищи истины и посмей не согласиться с нами, мы проклянем тебя.


Так что вера в Христа уже становится не только определением церкви, но оказывается, что вместо веры в Христа подставляется вера в церковь....
И вот поэтому богословие все силы употребляет на то, чтобы доказать невозможное – то, что Христос установил иерархию, и еще преемственную, и что иерархия такая-то, то есть наша, есть законная наследница, а иерархия такая-то, не наша, незаконная.

Я думал, что уже ничего не может удивить меня в богословии, но дерзость, с которой приведен этот стих и с которой придано ему прямо обратное значение, изумительна.
Вот стих: «И не называйтесь наставниками: ибо один у вас наставник Христос».
Этот самый стих, слова, сказанные прямо против тех, которые будут называть себя наставниками, этот стих, соединен с стихом Лк. 10, 16, совсем не имеющим ничего общего с первым, и приводится в доказательство того, что те самые учителя, которые называют себя такими против веления Христа, имеют во главе своей Христа.

Но, не говоря уже о том, что для каждого человека, читавшего свящ. Писание и видевшего те доводы, которые в доказательство этого приводит богословие, ясно, что Христос никогда не устанавливал никакой иерархии, церкви в том смысле, как ее понимает богословие; не говоря о том, что для каждого, читавшего историю, очевидно, что такими истинными церквами воображали себя многие люди, оспаривая и делая зло друг другу, – невольно является вопрос: на каком основании наша иерархия считает себя истинною, а другие иерархии и собраний верующих неистинными? Почему символ Никейский есть выражение истинной святой церкви, а не символ Арианский, который оспаривала наша иерархия? На это богословие и не пытается отвечать, не пытается потому, что по своему учению не может дать никакого ответа, ибо предметы, обсуждаемые символом, не могут быть доказанными, и потому иерархия говорит только то, что она в истине потому, что она свята и непогрешима, а свята и непогрешима потому, что она – последовательница иерархии, признавшей никейский символ. Но почему иерархия, признавшая никейский символ, истинна? На это нет и не может быть ответа. Так что признание иерархией, называющей себя церковью, истинною, святою, единою, вселенскою и апостольскою, есть только выражение сильного желания того, чтобы ей верили, есть утверждение вроде того, когда человек говорит: «ей-богу, я прав». Утверждение же это особенно ослабляется тем, что всякое утверждение иерархии о том, что она свята, происходит всегда именно потому, что другая иерархия, по какому-нибудь вопросу не соглашаясь с ней, говорит прямо противоположное, утверждая, что она права, и на слова «изволися нам и св. духу» отвечает тем, что св. дух живет в ней, вроде того, как присягают двое, отрицая один другого. Все богословы, как они ни стараются скрыть это, говорят и делают только это.


В самом деле, что может быть удивительнее по своей ненужности этого удивительного учения о благодати, о том, по определению богословия, что бог дарует тварям своим без всякой с их стороны заслуги. Казалось бы, что по этому определению благодать есть вся жизнь – всё, потому что всё дано нам от бога без всякой заслуги, и что потому отношение человека к благодати есть отношение человека к жизни. Оно так и есть; но так как отношение человека к жизни богословие понимает самым превратным, грубым и безнравственным образом, то все рассуждения о благодати сводятся к тому, чтобы низвести смысл жизни к самому уродливому и грубому пониманию.
Сначала берется сказание о сотворении человека, в котором священное писание выражает в лице Адама отношение свободы человека к благодати, т. Е. к внешнему миру. Всё сказание это понимается богословием в одном историческом смысле. Адам пал, и весь род человеческий погиб, и до Христа отношения свободы человеческой к благодати, т. Е. к жизни, не было никакого: люди всегда всё делали дурно. Пришел Христос и искупил род человеческий, и тогда, строго говоря, по учению богословия, опять уничтожилось отношение свободы человека к благодати, к внешнему миру, ибо, по церковному учению, человек весь стал свят и всё делает уже хорошо. В первом случае признавалось одно зло, во втором – одно добро. Но, как мы знаем, ни того, ни другого никогда не было; а весь смысл учения и ветхозаветного, и евангельского, и всех религиозных, нравственных и философских учений только в том, чтобы найти разрешение противоречий добра и зла, борющихся в человеке. Утверждая, что человек после искупления весь стал хорош, богословие, однако, знает, что это неправда: неправда то, что люди были все злы до искупления и стали добры после него; и потому видит, что вопрос о том – как он стоял перед Адамом – есть или не есть яблоко, и так же, как он стоит перед нами: жить или не жить по учению Христа, – всё точно так же стоял и стоит перед людьми. И потому оно вынуждено придумать такое учение, при котором этот вопрос о том, что должен делать человек, заменился бы вопросом о том, что он должен исповедывать или говорить.

Учение о благодати есть, с одной стороны, неизбежное следствие ложной посылки, что Христос искуплением изменил мир, с другой стороны оно же и есть основа тех жреческих обрядов, которые нужны для верующих, чтобы отводить им глаза, а для иерархии – чтобы пользоваться выгодами жреческого звания. Учение это о благодати само в себе поразительно своей сложностью, совершенной бессодержательностью и запутанностью.

Кроме того, учение это о благодати, имеющее целью отвести глаза верующих от неисполнения обещаний искупления и приобретение доходов духовенству, носит в себе тот ужасный зачаток безнравственности, который извратил нравственность поколений, исповедывавших это учение. Обман о том, что человек может исцелиться от болезни благодатью миропомазания, если он будет верить в это, или что он будет бессмертен, если получит благодать, или умолчание о том, что земля продолжает быть неплодородной, все эти обманы были относительно безвредны. Но обман о том, что человек всегда порочен и бессилен и стремления его к добру бесполезны, если он не усвоит себе благодати, это учение под корень подсекает всё, что есть лучшего в природе человека. Безнравственность этого учения не могла не поразить всех лучших людей, живших в среде этого исповедания, и потому против этой стороны учения об отношении свободы человека к благодати восставали в самой церкви все более честные люди. И оттого вопрос этот усложнился бесконечными спорами, до сих пор разделяющими разные исповедания.

Пелагиане, явившиеся в начале V века в западной церкви, учили: «так как Адам чрез свое грехопадение нимало не повредил своей природы и, следовательно, потомки его рождаются без всякой естественной порчи и прародительского греха, то они и могут одними естественными своими силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются для сего в сверхъестественной божией помощи и силе». Таким образом, совершенно отвергая необходимость божественной благодати для освящения человека-грешника и преспеяния его во благочестии, пелагиане, однакож, по свойственной еретикам хитрости, не хотели казаться явными противниками церковного догмата и смягчали свои мысли. Они допускали благодать, говорили об ней; но разумели под именем ее: а) естественные силы человека, разум и свободу, дарованные ему туне (gratia naturalis); б) закон, данный богом чрез Моисея (gratia legis); в) учение и пример Иисуса Христа (gratia Christi); г) отпущение грехов и какое-то внутреннее просвещение от духа святого, содействующее только к более легкому исполнению нравственного закона, который, впрочем, по их словам, человек может, хотя не с такою удобностию, исполнять и одними собственными силами (gratia Spiritus Sancti). Против Пелагия с его последователями прежде всех восстал блаженный Августин и написал, в опровержение их, весьма многие сочинения. также и другие пастыри церкви, и как на Востоке, так и на Западе

Защитники истины единогласно утверждали:
А) что человек, падший и рождающийся с прародительским грехом, не может сам собою творить духовного добра без помощи благодати божией; б) что под нею надобно разуметь не одни естественные силы человека, закон Моисеев, учение и пример Иисуса Христа – пособия внешние, но сверхъестественную силу божию, внутренно сообщаемую душе человека;
В) что эта благодать не состоит только в отпущении прежних грехов, но подает действительную помощь не творить новых грехов;
Г) не только просвещает разум и сообщает ему познание о том, что должно делать и чего уклоняться, но подает и силы к исполнению познанного и вливает в сердце любовь;
Д) не облегчает только исполнение для нас божественных заповедей, которые будто бы мы можем исполнять и сами собою, хотя с неудобством, но служит таким пособием, без которого мы вообще не в состоянии исполнять закона божия и творить добра, содействующего к нашему спасению.


Противоречие, которое здесь незаметно вносится в учение, и которое потом будет предметом разъяснения в отделе о благодати, состоит в том, что Христос бог, сойдя на землю к людям, совсем падшим, спас их своею смертью и вместе с тем дал им закон, следуя которому, они могут спастись. Противоречие состоит в том, что если люди погибли и бог сжалился над ними и послал своего сына (он же и бог) на землю, чтобы умереть за людей и вывести их из того положения, в котором они были до этого искупления, то положение это должно измениться. Но вместе с тем утверждается, что бог при этом дал еще закон людям (закон веры и дел), не следуя которому, люди погибают точно так же, как они погибали до искупления. Так что выходит то, что если следование закону есть условие спасения, то спасение людей смертью Христа излишне или вовсе не нужно. Если же спасение смертью Христа действительно, то следование закону бесполезно, и сам закон излишен. Необходимо избрать одно из двух. И церковное учение в действительности избирает последнее, т. Е. признает действительность искупления; но, признавая это, оно не смеет сделать последнего необходимого вывода, что закон излишен, – не смеет потому, что закон этот дорог и важен для всякого человека – и потому только на словах признает этот закон (и то очень неопределенно), всё же рассуждение ведет так, чтобы доказать действительность искупления и потому ненужность закона. Закон Христа в этом изложении есть что-то совершенно излишнее, не вытекающее из сущности дела, не связанного ничем с ходом рассуждения и потому само собой отпадающее. Это видно по способу выражения даже, например, заглавия: «О совершении господом нашего спасения или о таинстве искупления», и по разделению главы, в которой учение нравственное занимает только одну маленькую половину трех видов спасения, и по самому количеству страниц, посвященных этому предмету.

Смерть его есть главная искупительная жертва за нас. Богу жертвует бог. Искупает долг у благого бога – бог. Смерть и страдания бога? Всё это внутренние противоречия. Противоречия в каждом предложении, и эти-то предложения противоречиво соединяются между собою. Опять говорю, что я говорил при догмате троицы. Я не то что не верю, но я не знаю, чему верить. Я могу верить или не верить тому, что завтра явится на небе город или вырастет трава до солнца, но не могу верить, или не верить тому, что завтра будет нынче, или что три будет один и все-таки три. Или что один бог разделился на два и все-таки один, или что благой бог казнит самого себя и искупляет пред самим собой. Я просто вижу, что тот, кто говорит, не умеет или не имеет, что сказать мне. Связи разумной нет, единственная внешняя связь – это сноски с писанием. Они только дают хоть какое-нибудь объяснение не того, что говорится, а того, почему такие ужасные бессмыслицы могут говориться.


§ 121. «Нравственное приложение догмата» (стр. 597). Кроме того, чтобы угождать богу, благодарить, смиряться, главное приложение:
Управляя царствами земными, всевышний сам поставляет над ними царей, сообщает избранным своим чрез таинственное помазание силу и власть, венчает их честью и славою для блага народов. Отсюда – обязанность каждого сына отечества: а) благоговеть пред своим монархом, как пред помазанником божиим (Пс. 104, 15; снес. Исх. 22, 28); б) любить его, как общего отца, данного всевышним для великой семьи народной и отягченного заботою о счастии всех и каждого, в) повиноваться ему, как облеченному властью свыше и как царствующему и руководимому в своих царственных распоряжениях самим богом (Притч. 8, 15; 21, 1); г) молиться за царя, да подаст ему господь для счастия его подданных, здравие и спасение, во всем благое поспешное, на враги же победу и одоление, и да сотворит ему многая лета (1 Тим. 2, 1).
Чрез царей, как помазанников своих, бог посылает народам и все низшие власти. Отсюда долг каждого гражданина: а) повиноваться «всякому начальству господа ради» (1 Петр. 2, 13), «ибо сопротивляйся власти, божию повелению сопротивляется» (Рим. 13, 2); б) «воздавать всем должная: ему же убо урок, урок; и ему же дань, дань; и ему же страх, страх; и ему же честь, честь» (—7); и в) молиться «за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (стр. 597 и 598).
свернуть

картинка Tin-tinka

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2021 г. 19:09

278

3 Закон тяготения к богу

Об этой книге Ньютона знал каждый советский школьник. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», входившем тогда в школьную программу, пришедший в гости к Кирсановым Рахметов, не застав хозяев дома, остаётся их ждать. Он находит на книжной полке эту работу Ньютона, и отозвавшись о ней положительно, садится её читать. Не знаю, что уж там вычитал Рахметов (автор об этом не пишет), а мы в СССР достать эту работу не могли. Зато теперь, когда мало кто о ней слышал (Чернышевского в школах больше не изучают), скачать эту работу в интернете стало делом нескольких секунд. Добрался, наконец, до неё и я. Признаться, она не произвела на меня большого впечатления. Куда любопытнее мне было читать работу революционера и академика Николая Морозова, посвящённую Апокалипсису. А вот Ньютон… Конечно,…

Развернуть
Ih08

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2021 г. 18:39

64

Отець Боско - італійський священник, святий Католицької Церкви, людина, яка присвятила своє життя молоді. Він став священником у віці 26 років і одразу почав опікуватися сиротами, безпритульними, бідними хлопцями, які тинялися вулицями Турина в пошуках їжі. З цією метою заснував Ораторію - місце, де безпритульні і потребуючі молоді люди могли жити, опановувати ремесла та вчитися любити Бога. Коли панувала спалах холери в Європі, як і в Україні в моєму рідному селі Городищі, а також в Італії: питалися, хто піде до хворих? Отець Боско без вагань пішов до хворих їх сповідати та лікувати, - і його сильна віра в Господа Бога, святість та самопожертва не зробила йому спалах холери нічого шкідливого, хоча він контактував із холерними хворими. Отець Боско навертав до справжньої живої науки Бога…

Развернуть
olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 декабря 2020 г. 10:08

622

0 Тот, кто не был рожден

Когда нет больше времени, это и есть свершение времен.

Мейстер Экхарт стоит совершенно отдельно от своих современников - он безвремен. Не удивительно, что его сочинения запретили сразу после его смерти, потому что в них содержится призыв к беспредельной свободе, призыв через Бога пойти за его пределы.

Пытаюсь представить себе этого человека, пламенного и прозрачного, но образ ускользает. Он лишь ногами стоит на земле, растворяясь всей сущностью с небом, сливаясь с ничто, в котором исчезают все вещи. Но и это еще не конец.

А лишь то сердце чисто, которое все созданное превратило в "ничто". И ты должен наконец освободиться от "ничто".

Экхарт проповедует свободу от всех образов, даже от образа Бога. Ради самого Бога. Не удивительно, что догматики не приняли его. Так свободно он обращается к…

Развернуть

18 декабря 2020 г. 23:12

2K

5 Августин тоже был не святым

В этой книге Августин описывает всю свою жизнь, даже был удивлен многими фактами. Например, что он очень любил женщин, и когда решил остепениться, ему очень понравилась девушка, с которой он помолвился, ей было 12 лет. На следующий день он пошел к своей любовнице. Вот такой был человек. В то же время он описывает свой путь к Богу, множество философских идей, какие религиозные течения были в то время. В общем очень добрая и позитивная книга, стоит её почитать, ведь он причислен к величайшим авторам.