Истории

Оценка :  4
Нечистая сила.

Собрал основные моменты по теме, может кому пригодится при чтении.

Нечистая сила (также нечисть, нежить, нечистики) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, бесов, оборотней и нежити — домового, полевого, водяного, лешего, русалки, кикиморы и пр. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.

Банник (баенник, баинник, байнушко, банный, байник) — демонологический персонаж в поверьях восточных славян, особый род домовых, недобрый дух. Банник обитает в бане; обычно невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, или человека с длинными волосами, а также превращается в вепря, собаку, кошку, лягушку, в белого зайца.

Барабашка — персонаж современного фольклора постсоветского пространства, аналог полтергейста, невидимое существо, проживающее в городских домах и вызывающее шум.

Бес — зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте, дьяволе. В религиозных верованиях «вселением бесов» могут объясняться различные пороки и болезни, в частности «бешенство».

Блуд — персонаж украинской, а также русской и польской мифологии, нечистая сила, которая сбивает с дороги.

Болотник — злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии. На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке — болотнице.

Водяной (водник, водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Домовой (кутный бог) — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.

Заложные покойники (нечистые покойники, мертвяки, нави, навь) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.

Игоша (ичетик) — в восточнославянской мифологии мелкий демон, душа некрещёного или мертворождённого ребёнка. Он проказит, если его не признают за домового.

Кикимора — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям.

Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.

Мара — в славянской мифологии призрак, привидение. Персонаж низшей мифологии народов Европы. В европейской мифологии — злой дух, демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара.

Огненный змей (змей-любака, маньяк, налёт огнянный, прелестник) — злой дух, мифологическое существо в преданиях славян. Часто является инкубом — ипостасью ходячего покойника или чёрта, принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами.

Подменыши — существа или предметы в европейском фольклоре, которыми, согласно сказкам и поверьям, подменяли похищенных духами или волшебными существами детей.

Полевик (полевой) — дух-хозяин поля в мифологии восточных славян. Представления о полевике встречались редко, и, соответственно, дошедший до нас образ довольно смутен.

Полудница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской мифологии. Происхождение образа связывают с олицетворением солнечного удара, особой атмосферой жаркого полдня и остатками верований в древних божеств и демонов.

Русалка (водянтиха, шутовка, щекотиха, мавка) — персонаж восточнославянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды. До XX века в северных губерниях России слово «русалка» воспринимали как книжное, «учёное». Под западным влиянием в русской литературе и кинематографе образ славянской русалки слился с образом Морской девы, которая вместо ног имеет рыбий хвост и живёт в море. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для морских дев — mermaid.

Святочная нечисть (святочные духи) — нечистая сила, появляющаяся в «переломный» период зимнего солнцестояния. Считалось что они начинают ходить на второй день Рождества (Коляды), а в день Крещения после вечерни исчезали. По севернорусским поверьям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю Святок.

Удельница (уделина, удилёна, кудельница, кадильница) — в русской мифологии окрестностей Онежского озера, дух, связанный с полем, лесом, ручьями и перекрёстками. Его представляли либо в виде чёрной волосатой женщины, либо в виде сороки.

Упырь (вурдалак, вампир, кровосос) — общеславянский мифологический персонаж, заложный покойник, встающий по ночам из могилы; он вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству.

Шишига (шишок, шиш, шишиган, шишимора-кикимора) — в мифологии русских крестьян нечистая сила, живущая за печкой, в лесу (лешачиха, леший) и на болоте (болотник), в бане (банник), в овине (овинный домовой); бес.

Шуликуны (шиликуны, чиликуны, шалыганы, шулюканы, шуликины, сюлюкюны) — у русского населения севера Европейской части России, Прикамья, Урала, Сибири, Дальнего Востока название святочной нечисти — сезонных духов, которые накануне Рождества или Нового года выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в реки и проруби.

Добавляйте, если кого то забыл.

История произошла: 14 июля 2022 г.
Развернуть
Оценка :  5

Забавная ситуация с чтением складывается в этом году. До марта я не прочитал ни одной книги, которую мог бы занести в Лучшие книги года. Зато с марта по июль таких набралось почти два десятка! Но и среди этих прекрасных книг "Зов Лавкрафта" выделяется. Пожалуй, самая сильная вещь года на данный момент!
Подборка с лучшими книгами: https://www.livelib.ru/selection/2336074-luchshie-knigi-prochitannye-v-2022

Развернуть
Оценка :  5
Игра Пенни

В книге, Сато играл с учительницей в монетку используя парадокс "Игра Пенни". Ну и ниже суть этого парадокса.

Игра Пенни — нетранзитивный парадокс, найденный Уолтером Пенни.

Описание парадокса впервые было опубликовано в октябре 1969 года в журнале «Journal of Recreational Mathematics». Суть этого парадокса сводится к следующему: пусть А и Б играют в такую игру — сначала А выбирает произвольную двоичную последовательность (например, из нулей и единиц) длины 3 и показывает её игроку Б. Затем Б делает то же самое. Далее игроки строят случайную двоичную последовательность, в которой появление 0 и 1 равновероятно (например, бросают монету, считая выпадение орла за 1 и решки за 0). Выигрывает тот игрок, чья последовательность встретится раньше в этой случайной последовательности.
Например, пусть игрок А выбрал тройку 001, а игрок Б — тройку 100. Пусть при 5-кратном бросании монеты получилась случайная последовательность 10100. Последние 3 цифры в ней — 100 — совпадают с тройкой, выбранной игроком Б, а тройка А не встретилась, поэтому после 5-го бросания монеты игрок Б выигрывает. Парадокс заключается в том, что для любой тройки игрока А найдётся такая тройка, которая выигрывает у неё с вероятностью, большей 1/2. То есть нет «самой сильной» тройки, для любой тройки найдётся более «сильная», которая выигрывает у неё с вероятностью, большей половины. Шансы на выигрыш у игрока Б в худшем случае равны 2/3. Если от троек перейти к четвёркам исходов, то шансы игрока Б на выигрыш станут ещё выше.

картинка old_book_

Чтобы найти выигрышную тройку, в верхней строке таблицы найдите тройку игрока А, а в её столбце ищите максимальное число. В строке с этим числом в левом столбце будет стоять тройка игрока Б, которая выигрывает против заданной тройки игрока А с максимальной вероятностью. Например, пусть игрок А выбрал тройку 000. В 1-м столбце таблицы ищем наибольшее число, это 7/8. В левом столбце строки с числом 7/8 читаем тройку игрока Б 100, которая выигрывает против тройки 000 с вероятностью 7/8. Действительно: если при бросании монеты последовательность не начинается на 000, то, когда эта тройка впервые появится в случайной последовательности, ей будет предшествовать 1, а это значит, что тройка 100 встретилась раньше, и игрок Б выиграл. Тройка 000 выигрывает против тройки 100, только если 000 встретится в самом начале случайной последовательности, а вероятность этого равна 1/8.

Развернуть
Оценка :  5
Растения всё слышат!

Сборник "Южнорусское Овчарово" наполнен мистикой и чудесами. Место ли им в реальной жизни?
Когда прослушивала рассказ "Нектар и амброзия", то припомнила похожий случай, свидетелем которого была я сама.
Сначала о методе Петра Ефимовича Евсенко, героя этой истории, который заключался в запугивании деревьев (уход и подкормка дополняли методу)

Осенью Петра Ефимовича почти всегда можно застать в саду. Он ходит по саду и пугает деревья. Подходит к каждому, заносит пилу над стволом и говорит раздумчиво:
– Спилить, или уже весной?..
И, постояв с минуту, как будто ответа дожидается, переходит к следующему дереву.
От ужаса сад Петра Ефимовича плодоносит так, что фрукты девать было бы некуда, если б не вино.

Описанным способом устрашения пользовалась моя знакомая. У нас в аптеке много лет сидел в горшке ни разу не цветущий рождественник (зигокактус, или декабрист). Однажды Ольга Георгиевна пригрозила ему, что выбросит по весне. И он расцвёл таким буйным цветом, что я не уставала каждый год фотографировать эту красоту.
Но чудо этой истории заключается в другом - фамилия моей знакомой Евсеенко, а фамилия героя рассказа - Евсенко.
Одна лишняя Е отличает их фамилии.

История произошла: 30 декабря 2021 г.
Развернуть
Оценка :  3.5
О книгах и поездах

Девушка Прасковья из романа Сальникова «Оккульттрегер», который я дочитала вчера ночью, любила поезда. Я тоже их люблю, но на этой любви есть одно пятно позора, которое я вспоминаю каждый раз при слове «поезд».

В детстве каждое лето родители отвозили меня погостить на каникулы к бабушкам в Омск. Было мне тогда лет девять. Мы ехали в купе, где нашим попутчиком был молодой человек - брутальная версия Тимоти Шаламе, в которого я, обладательница пылкого овновского темперамента, немедленно влюбилась. До Омска было двое суток пути, и я приготовилась все это время украдкой бросать взгляды в новую мишень моего обожания.

Ночью я каким-то образом обмоталась пододеяльником так, что утром проснулась крепко спеленутая и не смогла самостоятельно из него выбраться. Папы и мамы в купе не оказалось, дверь в коридор была открыта, а «Тимоти» сидел на откидном стуле напротив. Лежала я близко к краю полки, и когда поезд притормозил, белым кулем свалилась прямо в проход, где и осталась лежать как мумия, пока не пришла мама и не освободила меня. Тогда-то я и узнала (намного раньше самого выражения), что такое испанский стыд.

Любовь прошла моментально, спала с меня, вместе с моими путами. Во-первых, «Шаламе» стал свидетелем моего унижения. Во-вторых, он улыбался. Этого я ему простить не смогла. К счастью, он скоро сошел.

Книги - это всегда лотерея. Никогда не знаешь, какие флэшбеки они тебе подкинут.

картинка Arlett

История произошла: 14 июня 2022 г.
Развернуть
Оценка :  5

На встречах нашего белгородского книжного клуба "Бамbook" есть замечательная традиция скидываться, покупать сюрпризом книгу, а потом проводить на нее лотерею.

картинка Adazhka

В прошлый раз покупала я. Купила "Южнорусское овчарово".

картинка Adazhka

Отзывы, конечно, тоже у нее положительные, но я не особо на них обращала внимание, потому что книга новая и отзывы могут быть удачным PR-ходом. Повелась я на то, что ее автор — художник иллюстратор и просто интересной судьбы человек Лора Белоиван. Я ее уже попросила почитать у ее новой хозяйки, так что скоро... Ну как скоро — в августе... Напишу отзыв. Думаю, буду в восторге! Как и от картин Лоры.

картинка Adazhka

Развернуть
Оценка :  5
Страшноватенько

Продолжила чтение этой книги вчера часа в 2 ночи. Меня хватило ровно на час, а потом повсюду в квартире мне стала мерещиться "красная кофта", мне стало жутко, потом страшно, я испытала ужас. Для себя я решила, что "Убыр" буду читать исключительно в светлое время суток.

История произошла: 1 июля 2012 г.
Развернуть
Оценка :  0

Я конечно люблю творчество Пелевина, но от последних книг у меня ощущение, что я нихера не понимаю, что написано. Что то типа дизлексии. Читаешь-читаешь, немного отвлёкся и уже мощнопожатные крэперы в курган-сарае прекарбоновой эры по всем правилам фембокса юзают афифу нейрострапона с допуском А-0 поменяв с ари на зипун своё сакудо с имплантподсветкой, что по закону кармы относят к лэтитбизму, YoASS, TREX, PSRT и прочим вбойкам исповедующим сердобол-большевизм на закате Гольденштерна когда кухар из «Орлеанской Девы» перепихнулся на сансаре...

Развернуть
Оценка :  1

Не смогла прочитать книгу этого расхваленного современного автора. Но прочитать какой-то роман с рок-музыкой мне хотелось, и я вспомнила что у меня есть в бумаге Иэн Бэнкс - Улица отчаяния .
Начала читать эту книгу и засомневалась в оригинальности "Утопия-авеню". Очень в ней много от "Улицы отчаяния", даже название.
Слепые на улицах, названия песен, названия групп, персонажи и прочее. Но все эти песни и группы напиханы в текст в каком-то безумном количестве, что читать это совершенно невозможно. И Митчелл идет в ногу со временем и напихал кучу современных модных тем в свой роман и раздул его до 700 страниц. Диалоги в книге просто ужасны.
Так что неплохо бы проверить на плагиат и вдохновение другими книгами и другие его романы, но я не хочу это делать, как он пишет мне совершенно не понравилось.

Развернуть
Оценка :  5
О БРЕДУНАХ И О ̶З̶А̶И̶М̶С̶Т̶В̶О̶В̶А̶Н̶И̶Я̶Х̶ ЦИТИРУЕМОСТИ.
Пепел Клааса бьется в мою грудь.
"Тиль Уленшпигель" Костер.

- Так это что, пираты?
- Хуже пиратов, миледи, похоже, что это бредуны
- Извините - кто?
- Бредуны. О, миледи, если вы о них не знаете, то лучше и не знать.
"Транквилиум" Лазарчук.

Тут позволю себе не согласиться. Знать всегда лучше. Даже несмотря на то что во многом знании многие печали. Я в курсе, что постмодернизм, как направление в литературе, предполагает цитируемость всего и вся, бывшего до него; допускает самые невообразимые миксы, эклектику и фьюжн. Что наша жизнь? Игра! И последние полсотни лет мировая культура усердно развлекается с новой игрушкой: минус сюжет, вера, причинно-следственные связи; плюс антинарратив, хаос и анархия. "Усердно развлекаться" тебе не кажется оксюмороном? Он самый и есть, игрушка оказалась неудачной, но пока другой не придумали, ничего не остается, кроме как с омерзением тискать дохлого щеночка, мучительно изображая радость.

Зато какой простор, сколько новых возможностей. В прежние-от, нецивилизованные времена позаимствовал Тургенев у Гончарова сюжет и характеры "Обрыва" для своего "Дворянского гнезда" - тотчас товарищеский суд критиков и обязательство изменить некоторые, совсем уж вопиющие, совпадения. Воспользовался Брехт стихами Вийона для "Трехгрошовой оперы" без указания авторства - скандал на премьере и необходимость заново написать несколько песен. В свою очередь, показался "Франк V" Дюрренматта публике подозрительно похожим на "Трехгрошовую" - снова нехорошие слухи. Там дальше них не пошло, но в другом случае с обвинением в плагиате против драматурга даже был инициирован судебный процесс.

То ли дело теперь! Бери что хочешь у кого угодно. Бумага все стерпит, а принципы постмодерна оправдают - цитируемость, что вы хотели? Н-ну, если честно, хотелось бы минимально обозначить границы допустимой цитируемости. Вот есть литературный сайт "Livelib" и на нем игра "Долгая прогулка", подробности опущу, желающие могут найти их, загуглив. Скажу основное: игра командная и включает необходимость ежемесячно на протяжении года прочитывать одну книгу по выбору судей, написав после отзыв. А также необязательную опцию "бонус", дающую дополнительные шансы на победу. В качестве бонуса (ирония не чужда судейству) предлагаются книги объемом около тысячи страниц и большей частью (сарказм не чужд также) постмодернистские.

"Калейдоскоп. Расходные материалы" Сергея Кузнецова был июньским бонусом и, против ожиданий, это оказалось замечательно интересным чтением. Вихрь, который подхватывает и закручивает в воронку десятки историй, сотни персонажей, без счета архетипических сюжетов. Язык хорош, Кузнецов отменный стилист, и все вместе дарит читательское наслаждение, какого давно не испытывала от чтения. Пока не понимаешь, что вот это самое кружение не претворится во что-то большее. Вообще ни во что не превратится, так и останется мотанием дерьма в проруби, бессмысленным и беспощадным. А что ты хотела, постмодерн, детка, и мы тут играем по его правилам.

Понимаю, оставь надежду, всяк сюда входящий. Роман Кузнецова так и остался бы для меня занятным казусом из серии: "что можно сделать минимальными усилиями (просто добавив фразу Ницше о смерти Бога в каждый из стапятисот фрагментов) с книгой, которая могла бы стать хорошей", когда бы не другая игра "Лайвлиба" - "Несказанные речи". В двух словах: все мы когда-то что-то читали, а впечатления от прочитанного суммировать не позаботились, растеряли. Неплохо бы вернуться и описать. Своего рода мини-"В поисках утраченного времени". И в ней мне досталось "Путешествие на край ночи" Луи-Фердинанда Селина, когда-то давно просмотренное по диагонали и нагло помеченное прочтенным.

Пришлось взяться по-настоящему. Как многие книжные черви, читаю две-три книги одновременно, в этот раз соседями оказались романы Кузнецова и Селина. В "Калейдоскопе" есть африканский фрагмент, отсылающий одновременно к "Острову доктора Моро", "Искателям бриллиантов" и "Хижине дяди Тома", а в нем такой эпизод:

вместо ответа он пнул негритянку, которая, сидя на корточках у стола, занималась своими ногами, ковыряя в них щепкой.
– Пошла отсюда, бочка, – прикрикнул он, – сбегай позови боя. И принеси льду!
Когда женщина ушла – не так уж, кстати, она была и толста, не сравнить с той уродиной в цирке, к которой ты меня приревновала! – директор буркнул:
– Вы бы потише об этом, при черномазых. Они и так уверены, что все белые доктора приехали сюда, чтобы навести на них порчу. Вот и мрут, как мухи. Мы должны быть ответственны, старина. Бремя белого человека, все такое. Раз ниггер пришел к врачу, а не к знахарю – пусть получит нормальное лечение, ну, без лишних трат, конечно, но и без издевательств. Верно я говорю?
Я не успел ответить, как явился бой. Похоже, директор решил, что слуга не слишком торопился, потому что вскочил, как подброшенный пружиной, и встретил боя парой пощечин и двумя ударами в низ живота.
– Он меня в гроб вгонит, – простонал он и рухнул в кресло, покрытое желтым полотном, измятым и засаленным.


Спустя пару дней, дохожу до африканских мытарств Бардамю у Селина и ничего не понимаю - я уже читала этот отрывок дословно:

Его негритянка, сидевшая на корточках у стола, занималась своими ногами, ковыряя в них щепкой.
– Пошла отсюда, бочка! – крикнул ей хозяин. – Сбегай позови боя. И принеси льду.
Бой появился не слишком быстро. Раздраженный директор вскочил, как подброшенный пружиной, и встретил слугу парой оглушительных пощечин и двумя ударами в низ живота, от которых так и пошел гул.
– Они меня в гроб вгонят! – со вздохом предсказал директор и вновь упал в кресло, покрытое желтым полотном, измятым и засаленным.


В финале своего опуса Сергей Юрьевич благодарит книги и авторов, без которых "Калейдоскоп. Расходные материалы" был бы невозможен, не без изящества замечая:

"Одни служили для меня источником вдохновения, другие подарили моим героям отдельные фразы или наблюдения, персонажи третьих как бы случайно забрели в мой роман. ".

Мне отчего-то кажется, что яркая мизансцена из Селина, как-то чересчур массированно забрела к Кузнецову. Роман не из тех, что широко известны публике и разобраны на узнаваемые цитаты, да и не предполагает цитата дословного копирования эпизодов. Это отдает чем-то другим. Или постмодерн всё спишет?

Среди теоретиков постмодернизма не один Бодрийяр с философией бесконечного самокопирования, есть и Фуко с заботой о себе в проективном аспекте: посредством "техник себя" сотвори лучшее, что может из тебя выйти. И если смерть Бога непременное условие - учись жить так, чтобы стать, подобным Ему. Природа не терпит пустоты, коли не позаботишься заполнить опустевшее место, на свободное пространство придут те, имя кому легион.

История произошла: 11 июля 2017 г.
Развернуть
1 2 3 4 5