Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

25 июня 2017 г. 07:37

229

4

"Так девочка-подросток идет по улице субурба, заглядывает в освещенные окна и никак не может сложить истории про людей, которые там живут"

В фильме моего детства "Чародеи" была фраза: "Если любовь есть с первого взгляда, с первого слова должна быть тоже." Я влюбилась в эту книгу, едва начав читать, с первого слова. Нет, вру, заглянула сейчас в начало, как раз первый эпизод не впечатлил: Новогодье в благополучной и скучной Швейцарии; молодая женщина с сыном; зрелый мужчина с дочерью, дети почти ровесники. Это могло бы стать началом курортного романа. Или большой дружбы. Любви. Авантюры. Перепихоном на одну ночь. Не станет ничем.

Зато уже следующий фрагмент со стариком, чья банкирская семья твердой рукой правила финансовой Европой, но в последние годы как-то нелепо и постыдно потерпела крах и всего-то осталось от несметных богатств - алмаз необычайной ценности. Такой дорогой, что имеет собственное имя Пуп Земли, как Шах или Кохинур. И вот теперь старик умирает, не желая сказать наследникам, где спрятан камень. Я еще и здесь не влюбилась, но уже на пути.

А потом Италия. заря XX века, английский аристократ гей, переживающий разрыв с молодым любовником, нечаянная встреча - этот русский юноша не только красив, как Феб, не только талантливый фотохудожник и хорошего рода. Он кажется еще и наш. Это могло бы стать началом большой любви. Или настоящей дружбы. Курортного романа. Авантюры. Перепихоном на одну ночь. Не станет ничем. Дальше - Париж 1910 любовь и бедность; порносъемки и неожиданная встреча родственников на фоне апокалиптического наводнения.

Еще дальше: окопы Первой Мировой, Фландрия, что это: массовый психоз, действие отравляющих газов вроде замана, зарина, иприта; или и впрямь вурдалаки? Черная Африка, Москва 86-го, Шанхай 20-х, американское захолустье времен сухого закона, Варшава, Лондон, Прага. Я совершенно очарована, глотаю кусок за куском, едва успевая осмысливать, раскладываю по полкам, протягиваю ниточки, вычленяю связи, соединяющие персонажей. Вот сейчас, совсем скоро, нащупаю некий алгоритм, чтоб всех отыскать, воедино связать и единою (упс, не туда занесло, but you know what I mean).

Хочется немедленно поделиться открытием, рассказать всему свету, какая замечательная книга попала мне в руки. Недоумеваю, отчего не победитель БК 2016 (ну или хотя бы не одно из призовых мест, даже в шорт-лист не вошел, хотя на форзаце и написано, что финалист премии). Дальше-дальше-дальше. Персонажи плодятся, как тараканы, вот ими уже можно заселить небольшой поселок городского типа. Тут уж не до продуманности поведения и психологической мотивации, понимаю. Потому и ведут себя в большинстве случаев странно. Мягко говоря, потому что более для описания внутренней логики поступков подходит "по-идиотски" или "как обдолбанные".

Но где все-таки искомый алгоритм? Где тонкая красная линия, которая прошьет героев: одних сквозь сердце навылет, других через селезенку, ключицу или предплечье, третьих вовсе зацепив за край одежды, но что-то должно быть. Зачем-то же согнал автор сюда толпы народные. То есть, я понимаю, это такой концепт - прихотливое соединение внешне ничем не связанных между собой людей, наподобие узора в стеклышках калейдоскопа: крохотный поворот и от прежней картинки ничего не осталось. Не грусти, погляди как хороша следующая!

Только вот из своего детского опыта, помню - радости от калейдоскопа хватает на пару минут. После откладываешь и ищешь более осмысленного развлечения: хоть в морской бой, хоть в казаки-разбойники, хоть книгу какую почитать. Потому что во всем перечисленном (и сотне других забав, не вошедших в список) есть смысл. Даже в морском бое. Калейдоскоп - красивая бессмыслица, слишком явно механистичная, чтобы сойти за живую. Пересыпание стеклышек; сад ветвящихся тропок, ведущих в никуда. Ворох фантиков, обрывки и осколки, из которых не сложить слова "Вечность", как ни напрягайся.

Впрочем, одна сквозная мысль в романе таки есть. Фразу Ницше о смерти Бога повторяют здесь на все лады в каждом эпизоде. И если принять ее за квинтэссенцию смысла, которую резвая Муза автора пыталась донести до читателя, все более-менее сходится: нет и не может быть смысла в бестолковых метаниях героев по страницам. Как нет и не может быть смысла в беге по двору курицы с отрубленной головой.

Летай иль ползай - конец известен...

Но тут вы неправы, Сергей Юрьевич, как и Фридрих наш Ницше. Бог не может умереть, ведь

"Ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?"

А в целом, книга занятная и картинки чудо, как хороши. И приложи к ней кто неленивые руки, может послужить материалом для пары дюжин завлекательных романов.


Комментарии


Был у меня приятель. Пакистанец, рождённый в Лондоне. Очень неординарный тип. У меня про него есть несколько ценных баек, и одна как раз касается доказательства существования Бога. Он вывез это доказательство со своей исторической родины, когда посещал родственников.
Вот его рассказ:

Взял в аэропорту машину напрокат и поехал. Еду и не могу понять, то ли движение левостороннее, то ли правостороннее. Светофор меняет цвет, но это никак не сказывается на поведении водителей и пешеходов. Регулировщик машет руками и что-то кричит, но никто не обращает на него ни малейшего внимания. И несмотря ни на что, все вроде как живы... Даааа...
И тогда я подумал:
-- Если Аллах не существует, то кто же этим всем, чёрт возьми, управляет?

Просто и ясно. Не то что у Канта.
Может, Сергей Кузнецов тоже знает моего пакистанца?


Может быть, Сергей Кузнецов демонстрирует знакомство со многими вещами.


Мой приятель Амир -- не вещь :)))


В кантовом смысле все мы вещи. Как в маяковском все немного лошади.


Согласен :)
С квантовой частью согласен. Про маяковскую часть ничего не могу сказать: не читал :(


Вообще-то я имела в виду не кванты, а Канта. Но это вы так насмехаетесь, понимаю.
Но знаете ли, я ведь думала о вас, когда писала. И когда Булгакова цитировала. Я думала :если он любит роман, как может быть, что Бога для нет?


Как раз у Булгакова Иешуа Га-Ноцри вполне свободно существует без Бога. Его философия вполне гуманистическая, нигде он не призывает уйти от мира сего, никому не молится, не посещает храм -- и в целом он больший христианин, чем Иисус. Я уже это с кем-то пробовал обсуждать этот вопрос на страницах Лайвлиба, и дело кончилось тем, что меня обвинили в незнании Евангелий :)))
Вообще же на тему Булгаковского Иешуа можно книги писать. Да они уже и написаны в значительном количестве :)


О, я не рвусь обсуждать Иешуа, это вообще Воланда слова. И как раз у Булгакова прямо говорится, что тень оборотная сторона света. Это не для спора, а чтобы вы поняли, почему именно о вас думала, когда цитировала.


Честно говоря, не понял :)


Я объясню, не потому что люблю сотрясать воздух пустыми разговорами и не потому что рассчитываю поколебать ваш цинизм. Мне самой это важно. РОМАН Булгакова потому то, что он есть, что идея Бога, который держит все в руке в нем очевидна, а человек, любящий роман, не может не принимать этой идеи.
Если же любит, но не принимает, это какая-то апория, воля ваша.


Не вижу причины, по которй я [не] могу что-либо принимать :)


Извините, встряну.
Любят за или вопреки. Принимают же целиком или не принимают. Это мне так кажется.
В Irrational Man, 2015 Вуди Аллена тому есть прекрасный пример, когда женщина очевидно любит за interesting thinking, но не может принять...
Фильм горячо рекомендую.


Добро пожаловать, встряньте, конечно :)
Вопросы, которые вы ставите, сложные, простых ответов на них нет и быть не может.
Если одним словом, то я думаю так. Понятие "принимать" по большей части относится к чему-то рассудочному, а любовь часто определяется одними только гормонами, так что это, я думаю, независимые координаты.


Да согласен. Принимать пожалуй действительно требует работы сознания, хотя наверно подсознание играет ведущую роль.
Все же принимать/не принимать - это скорее этика, а там на мой взгляд больше автоматических сравнений с так надо.


Вот уж тут я не соглашусь про мудрствования лукавые. Есть поговорка: "Не по хорошу мил, а помилу хорош". Как раз принимаешь целиком кого-то или что-то и гормоны тут вырабатываются в качестве дополнительного бенефита.


А вы уверены, что это не о любви?
Не по хорошу мил, а помилу хорош" > Стерпится слюбится > Любовь зла, полюбишь и козла.
Хотя конечно, я согласен гормоны, ну точнее химия мозга, сильно способствует приятию. Но точно не определяет окончательное решение.
Я его так любила!... но когда он посмел подарить Нюрке конфетку... !!!


химия мозга, сильно способствует приятию. Но точно не определяет окончательное решение.


Мы всё время говорим об одном и том же. Есть нечто надстоящее, что руководит всем в мире, а человеческие поступки и преференции лишь частное проявление общего. И гормональные бури или соображения рассудка не могут удержать человека (вещь, в кантовом смысле) в чуждой сфере притяжения, ежели нет на то соизволения высшего порядка. Я называю это Богом, кто-то другой "Мировым Разумом" или "Абсолютом". Суть не в имени, хотя оно важно и не вижу смысла изобретать колесо.

Таким образом, Бог не умер. Ницше ошибался, Кузнецов ошибается, а тысячестраничный "Калейдоскоп", взявший за основную идею слова Ницше, теряет смысл.

О чем я и говорю в своем отзыве чуть выше.


Хорошо, Он спит. Ну а дальше по поговорке.


Я помню фильм. Очень хороший.