Якоб Шпренгер – профессор теологии, инквизитор, известный демонолог, немецкий доминиканец, декан Кельнского университета, считается соавтором книги «Молот ведьм», написанной совместно с приором Генрихом Инститорисом. Однако работа Шпренгера, по-видимому, ограничилась лишь введением, названным «Апологией».
Он был принят в качестве послушника в Доминиканской дома в этом городе в 1452 году. Он стал ревностным реформатором. Позже стал магистром богословия, основал ассоциацию Братство Святого Розария в Страсбурге в 1474 году.
В 1480 году Шпренгер был назначен деканом факультета теологии в университете. В следующем году он был назначен инквизитором в провинциях Майнц, Трир и Кельн. Его деятельность на этом посту требовала постоянных путешествий по очень обширному району.
Якоб Шпренгер – профессор теологии, инквизитор, известный демонолог, немецкий доминиканец, декан Кельнского университета, считается соавтором книги «Молот ведьм», написанной… Развернуть
Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.
Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.
Вдумчивый исследователь и чуткий к индивидуальности воспитатель, свои теоретические и педагогические взгляды и саму систему подготовки художников, И. Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках. Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах. Как и в российском ВХУТЕМАСе, И. Иттен, вместе с другими создателями Баухауса, стремился преодолеть старый узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них мастерство свободного владения формой и цветом как основными, универсальными инструментами изобразительного творчества.
Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое-малое, непрерывное- прерывистое, динамичное-статичное и т. п., при выполнении которых студент должен был двигаться от „чувственного представления к мыслительной объективации”, а от нее - к формообразующему синтезу.
Композиция и компоновка, ритмика и законы пространства изучались на основе анализа работ мастеров XIV-XVI веков, таких как Гёте, Леонардо да Винчи, Ван Гог, Анри Матисс, Эжен Делакруа, Рембранд, Поль Сезанн, Жорж Сера, Диего Веласкес и других.
Исходя из того, что Баухауз был, прежде всего, учебным заведением, исследователь его истории так характеризует роль И. Иттена: «<В период начального существования Баухауза наиболее значительной личностью был художник и преподаватель искусства Иоганн Иттен, с которым Гропиус познакомился при посредничестве своей первой жены Альмы Малер (впоследствии Верфель) в Вене, где у Иттена была Частная школа искусств. Прежде всего он был преподавателем <...>, а затем закончил курс, чтобы стать художником. Его учителем был Адольф Хёльцель из Штутгарта, который своей дидактикой в том, что касается искусства и учением о композиции оказал влияние на Иттена. Несомненно, Иттен произвёл глубокое впечатление на Гропиуса, так что даже был удостоен приглашения в Национальный театр Веймара с выступлением на тему „Изучение старых мастеров“ по случаю торжественного открытия Баухауза 21 марта 1919 года. Первого июня Иттен принял участие в первом заседании Совета по мастерству, на котором была определена дата начала его курса — 1 октября 1919»
Во второй половине 50-х годов 20-го века Иттен уходит со всех постов и полностью отдается живописи и подготовке к публикации своих педагогических трудов. В 1911 году вышла в свет книга “Искусство цвета”, а в 1913-м - “Мой пропедевтический курс в Баухаузе”. В 1914 году на большой персональной выставке в цюрихском Доме искусств была показана ретроспектива всего художественного творчества Иттена, затем выставка демонстрировалась во многих европейских городах.
Произведения Иттена хранятся во многих музеях Европы и Америки.
Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу,… Развернуть
Ален де Боттон родился 20 декабря 1969 года в Цюрихе (Швейцария). Когда ему было восемь лет, его семья переехала в Англию. Де Боттон окончил Кембриджский университет, где изучал историю. Занимается публицистикой, печатается в различных газетах и журналах, ведет на телевидении популярную передачу. В 1993 году он выпустил роман «Опыты любви», в 1994 году - «Динамику романтизма», а еще через год - «Интимные подробности», имевшие заметный успех у читателей. Однако европейскую известность Алену де Боттону принесла книга «Как Пруст может изменить вашу жизнь» (1997), позиционированная как «не-роман» («not a novel»). Кроме того, он опубликовал книгу «Утешение философией» (2000), сборник эссе «Искусство путешествий» (2002) и своеобразное исследование «Состояние беспокойства» (2004).
Ален де Боттон родился 20 декабря 1969 года в Цюрихе (Швейцария). Когда ему было восемь лет, его семья переехала в Англию. Де Боттон окончил Кембриджский университет, где изучал… Развернуть
Мартин Сутер родился в 1948 г. в Цюрихе. Живет в Испании и Гватемале. Работал в рекламном бизнесе, одновременно писал репортажи, сценарии к фильмам и телепередачам. С 1991 года занимается исключительно литературной деятельностью. Первый же роман М. Сутера, остросюжетный психологический триллер "Small World" (1997), сразу стал бестселлером (на русском языке выходил в серии "Иллюминатор" в 2000 г.).
Мартин Сутер родился в 1948 г. в Цюрихе. Живет в Испании и Гватемале. Работал в рекламном бизнесе, одновременно писал репортажи, сценарии к фильмам и телепередачам. С 1991 года… Развернуть
Юрген Торвальд - псевдоним немецкого журналиста и историка Хайнца Бонгарца . Наиболее известен трудами по истории судебной медицины и криминалистики.
Родился в семье учителя. Изучал медицину в Кёльне, однако по состоянию здоровья был вынужден перевестись на исторический факультет, где занимался историей Германии, Англии и Франции. В 1940-е гг. писал труды по истории Люфтваффе и Кригсмарине. После Второй мировой войны был вынужден сменить имя , работал журналистом в Штутгарте, один из основателей христианского консервативного еженедельника Christ und Welt (в 1948—1951 гг. работал его редактором). Получил известность благодаря публикациям о преступлениях нацистов, рассчитанных на массовую аудиторию.
С 1951 г. работал фрилансером. В 1956 г. вышла его книга «Век хирургии» (Das Jahrhundert der Chirurgen). За этой книгой последовали другие, посвящённые истории медицины, и сделавшие имя Торвальда знаменитым на Западе. В 1966 г. вышел в свет главный его труд «Век детективов» (Jahrhundert der Detektive, наиболее известен русский перевод «Век криминалистики»), посвящённый описанию наиболее сенсационных уголовных дел XVIII — первой половины ХХ вв. Книга номинировалась на премию «Эдгар». Также известен работами по истории нейрохирургии, гемофилии («Кровь королей» переведена на русский язык), а также истории еврейской диаспоры в США.
Последние годы жизни провёл в Швейцарии.
Юрген Торвальд - псевдоним немецкого журналиста и историка Хайнца Бонгарца . Наиболее известен трудами по истории судебной медицины и криминалистики. Родился в семье… Развернуть
Паскаль Мерсье - швейцарский писатель, настоящее имя Питер Биери. Родился 23 июня 1944 года в Берне.
Изучал философию, английскую и индийскую литературу в Лондоне и Гейдельберге. Там же он получил докторскую степень за его работу по философии времени. После присвоения докторской степени работал как научный ассистент на философском факультетет Университета города Хейдельберга.
Биери соучередитель исследований "Познание и разум" в немецком исследовательском фонде. Цель его исследования - философия разума, эпистимология и этика. С 1990 до 1993 профессор истории и философии в Университете Марбурга. С 1993 обучает философии в открытом Университете Берлина. В настоящее время - руководитель кафедры философии языка и аналитической философии там же.
Паскаль Мерсье - швейцарский писатель, настоящее имя Питер Биери. Родился 23 июня 1944 года в Берне. Изучал философию, английскую и индийскую литературу в Лондоне и… Развернуть
Рольф Добелли родился в 1966 году, получил ученую степень кандидата наук в университете Санкт-Галлена, был CEO различных дочерних компаний группы Swissair, в настоящее время занимается предпринимательской деятельностью.
Он является основателем общества ZURICH.MINDS, в которое вошли ученые с мировым именем, известные деятели культуры и представители экономики; основателем Ccademy, члены которой занимаются разработкой научно обоснованных решений, а также сооснователем getAbstract — самого крупного в мире провайдера литературы по экономической тематике в цифровом формате.
В свое свободное время он пишет романы, которые выходят в издательстве Diogenes Verlag.
Рольф Добелли живет в Люцерне.
Рольф Добелли родился в 1966 году, получил ученую степень кандидата наук в университете Санкт-Галлена, был CEO различных дочерних компаний группы Swissair, в настоящее время… Развернуть
Роберт Музиль — австрийский писатель, драматург и эссеист.
Был единственным сыном в семье инженера Альфреда Музиля (происходящего из старой австрийской дворянской семьи) и его жены Эрмине Бергауэр. Учился в средних школах в нескольких городах, где работал его отец, с 1891 — в Брно, где Альфред Музиль получил место в техническом университете, с 1892 по 1894 — в военном училище в Айзенштадте, затем в Технической Военной Академии в Хранице. По окончании академии в 1897 он решает отказаться от карьеры офицера и начинает посещать Технический Университет Брно, где работал его отец. В 1901 он сдал экзамен на звание инженера.
В том же году он начал воинскую службу в пехотном полку Freiherr von Heß Nr. 49, расположенном в Брно, затем с 1902 по 1903 работал научным сотрудником в техническом университете Штутгарта. Разочаровавшись в профессии инженера, он в 1903 начинает изучать философию и психологию в Берлине, где входит в дружеские отношения с будущими писателями Альфредом Керром и Францем Бляем.
В 1906 изобрёл цветной круг Музиля — устройство из двух наложенных цветных кругов для создания непрерывной гаммы цветов. Через два года, в 1908, защитил диссертацию на получение звания доктора под руководством известного психолога Карла Штумпфа (заглавие диссертации: «Вклад в оценку учения Эрнста Маха»). Предложенную ему возможность хабилитации (аналога докторской диссертации в России) отклонил, так как решил избрать профессию писателя.
В 1910 Музиль переехал в Вену и стал библиотекарем в Венском техническом университете. 15 апреля 1911 женился на Марте Маркофальди, урождённой Хайманн. До начала Первой мировой войны также работал журналистом в различных газетах.
В Первой мировой войне Музиль принял участие как офицер запаса и закончил её в звании ландштурмхауптманна (со знаками отличия). Он был размещён в Южном Тироле, затем на итальянско-сербском фронте. 22 сентября 1915 в Тренто едва не погиб во время бомбардировки. В 1916 и 1917 издавал газету Soldaten-Zeitung.
22 октября 1917 отец Музиля получил наследственный дворянский титул, и фамилия Музиля стала читаться как Эдлер фон Музиль. В 1919 титулы отменили, и фамилия снова стала Музиль.
С 1918 Музиль ведёт жизнь независимого писателя. В начале 1920 он знакомится в Берлине со своим будущим издателем Эрнстом Ровольтом. С 1921 он также публиковался как театральный критик.
В 1921 Музиль закончил большую пьесу Die Schwärmer, которая была поставлена (в Берлине) только в 1929, так как критики считали её неподходящей для постановки на сцене, хотя в 1923 пьеса была удостоена премии Клейста. Режиссёр настолько изменил текст произведения, что сам Музиль дистанцировался от постановки.
Между 1923 и 1929 Музиль входил в правление Комитета Защиты Немецких Писателей в Австрии вместе с Гуго фон Гофмансталем. С 1931 Музиль снова жил в Берлине. В это время Курт Глазер основал там Общество Музиля, которое было распущено в 1934 после того, как писатель в 1933 вернулся в Вену. В Вене Музиль жил в Третьем округе по адресу Rasumofskygasse, 20. Там находится его музей-квартира.
В 1936 в возрасте 56 лет Музиль перенёс инсульт, от которого так полностью и не оправился.
В 1938 вместе с женой эмигрировал в Цюрих, в этом же году его книги были запрещены в Германии (аннексировавшей Австрию). По экономическим причинам они затем переехали в Женеву и жили там в чрезвычайно стеснённых обстоятельствах. Единственным источником их существования было пособие швейцарского фонда помощи немецким учёным.
15 апреля 1942 Роберт Музиль умер в Женеве от кровоизлияния в мозг. Его прах был развеян в пригороде Женевы. Марта Музиль умерла в Риме в доме своего сына от первого брака в 1949.
Роберт Музиль — австрийский писатель, драматург и эссеист. Был единственным сыном в семье инженера Альфреда Музиля (происходящего из старой австрийской дворянской семьи) и его… Развернуть
Коринна Хофманн — швейцарка немецкого происхождения, вышедшая замуж за воина из племени масаи. Её автобиография «Белая масаи» была переведена на 30 языков и издана суммарным тиражом более 4 миллионов экземпляров.
Её мать была француженкой, отец — немцем. Коринна прошла обучение в кантоне Гларус, работала менеджером по продажам в страховой компании, затем там же торговым представителем, а в 21 год открыла собственный магазин подержанных свадебных платьев и эксклюзивной одежды, которым она успешно управляла в течение 5 лет.
В 1986 году Хофманн отправилась вместе с женихом в путешествие в Кению. Здесь она встретила Лкетингу Лепарморийо, воина из племени масаи, и влюбилась в него. После этого швейцарка рассталась с женихом, продала магазин и переехала жить в пустыню к Лкетинге. 26 июня 1988 года они поженились, Коринна сменила фамилию на Лепарморийо и получила кенийское гражданство.
В Кении Коринна открыла продуктовый магазин. В 1989 году она родила дочь Напираи. Из-за тяжёлых жизненных условий Коринна перенесла несколько опасных заболеваний, в том числе малярию. Согласно автобиографии Коринны, с годами супруг стал проявлять необоснованную ревность по отношению к ней, и она приняла решение вернуться обратно в Швейцарию вместе с дочерью. Она развелась с мужем и уехала от него в 1990 году.
В 1998 году Хофманн опубликовала автобиографию «Белая масаи», которая получила широкую известность и была переведена на 30 языков. После этого Хофманн в 2003 году выпустила продолжение Zurück aus Afrika (Назад из Африки), в котором описывалась её жизнь в Швейцарии после развода. В 2005 году вышла её третья книга Wiedersehen in Barsaloi (Встреча в Барсалои), где Хофманн рассказала о возвращении в Кению и встрече с Лкетингой. В 2011 году было опубликовано продолжение Afrika, meine Passion (Африка, моя страсть).
Хофманн проживает в Швейцарии и работает продавцом-консультантом в сфере стоматологии
Коринна Хофманн — швейцарка немецкого происхождения, вышедшая замуж за воина из племени масаи . Её автобиография «Белая масаи» была переведена на 30 языков и издана суммарным… Развернуть
Одри Хепберн не писала мемуары. Книги написаны группой анонимных авторов под псевдонимом актрисы. Считаю неправильным тут писать её биографию
Иоганна Луиза Хойссер родилась в сельском районе Гирцель в Швейцарии. Ещё ребёнком провела несколько лет в районе Чар в Граубюндене. Воспоминания об этих местах она будет позже использовать в своих произведениях.
В 1852 году Иоганна вышла замуж за адвоката Бернарда Шпири. Проживая в Цюрихе, она начала писать о жизни в стране. Её первая книга «Листик на могиле Врони» была опубликована в 1871 году. В последующие годы появились другие истории как для детей, так и для взрослых, и среди них рассказ о Хайди, который получил незамедлительный и долгий успех. В нём повествуется о маленькой девочке Хайди, которая живёт со своим дедушкой в горах Швейцарии. История девушки-сироты привлекательна не только яркими описаниями ландшафта, но и пониманием того, как дети видят жизнь и проявляют свои чувства. Рассказ «Хайди» принадлежит к шедеврам мировой детской классики. Впервые он был опубликован в 1880 г., мгновенно получил известность и выдержал тринадцать изданий за десять лет. В 1884 г. он был переведён на английский язык, глубоко взволновав читателей как в Великобритании, так и в Америке.
Муж Иоганны и её единственный ребенок, сын по имени Бернард, оба умерли в 1884 году. Одинокая, она посвятила себя благотворительной деятельности и написаию более пятидесяти рассказов вплоть до своей смерти в 1901 году. Она погребена на семейном участке кладбища в Цюрихе, Швейцария.
Иоганна Луиза Хойссер родилась в сельском районе Гирцель в Швейцарии. Ещё ребёнком провела несколько лет в районе Чар в Граубюндене. Воспоминания об этих местах она будет позже… Развернуть
Карл Теодор Ясперс (немц. Karl Theodor Jaspers) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Биография
Родился в Ольденбурге в 1883 году. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии директором банка. С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его решение об изучении права в университете. Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 году меняет специализацию, занявшись изучением медицины.
В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909 году получил степень доктора медицины. В 1909—1915 годах работает в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин. Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс защищает докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 году). Получив степень доктора психологии, сразу после защиты Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда больше не возвращается к практике в клинике.
В 1919 году Ясперс издаёт «Психологию мировоззрений», которая затрагивает уже философские проблемы и приносит автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете, где сменил в этой должности Г. Майера.
В Гейдельберге Ясперс общается с Максом Вебером и его группой, куда входят Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды — либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта.
Ещё большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.
В 1937 году Ясперс был лишён звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. Долгие восемь лет Ясперс продолжает работать — писать «в стол». В 1945 году он оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замечены в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни германского общества. Ясперс возвращается к преподаванию — сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, — в Базельском университете. Публикуются работы: «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Наше будущее и Гёте» (1947), «Истоки истории и её цель» (1948), «Философская вера» (1948), «Разум и анти разум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962).
В 1964 году был удостоен ордена «За заслуги», вручаемого гражданским лицам, — Pour le mérite für Wissenschaften und Künste
Ясперс умер в Базеле в 1969 году.
Общая характеристика творчества:
Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.
В философию истории Ясперс ввёл понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.
Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии
Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.
Ранние философские работы:
Первая работа Ясперса, в которой затрагиваются философские вопросы, — «Психология мировоззрения» (1919). Она посвящена типологии психологических установок, которые подобно веберовской модели идеальных типов в социологии, были призваны стать методологическим основанием психологии. Философский аргумент, на который опирается Ясперс в этой работе, состоит в том, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нём выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы патологии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения. При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает её защитные ограничения. Задача психологического исследования, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.
Главная публикация раннего периода творчества Ясперса — это трёхтомная книга «Философия» (1932). В этой работе он возвращается к гегельянской методологии, рассматривая формирование человеческого сознания сквозь призму «Феноменологии духа».
Карл Теодор Ясперс (немц. Karl Theodor Jaspers) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Биография
Родился в Ольденбурге в 1883… Развернуть
Элиас Канетти — австрийский, болгарский, английский писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель.
Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из еврейской (сефардской) семьи, где говорили на ладино. Детство и юность его прошли в Болгарии, Великобритании, Швейцарии, Австрии и Германии. Закончил химический факультет Венского университета. В 1938 в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. С 1952 — гражданин Великобритании.
Элиас Канетти — австрийский, болгарский, английский писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское… Развернуть
Ален Клод Зульцер — это швейцарский писатель и переводчик с французского. Автор нескольких романов, повестей, эссе и радиоспектаклей.
Получив образование библиотекаря, работает журналистом. Начал писать в 80-х годах, а уже в 1983 получил Поощрительную премию города Кёльна (Förderpreis de la ville de Cologne). В 1990 году Ален Клод участвовал в конкурсе на премию Ингеборг Бахман в Клагенфурте, а через 18 лет, в 2008 году, и сам был приглашен туда в качестве члена жюри.
В 2005, через год после написания романа Идеальный официант (Ein perfekter Kellner), Зульцер получил Премию Шиллера, а в 2008, благодаря той же книге, он стал лауреатом Премии Медичи за лучшее зарубежное произведение. Эта история однополой любви, в которой раскрываются вечные темы страсти, разлуки и лжи, встретила широкое одобрение критиков и была переведена на многие европейские языки.
Источник: французская Википедия
Ален Клод Зульцер — это швейцарский писатель и переводчик с французского. Автор нескольких романов, повестей, эссе и радиоспектаклей. Получив образование библиотекаря,… Развернуть
Альберт Хофманн — швейцарский химик и литератор, широко известный как «отец» ЛСД.
Родился в Бадене, Швейцария и был старшим из четырёх детей в семье. В подростковом возрасте ему пришлось заниматься торговлей, чтобы поддерживать семью и больного отца. Однако он усиленно занимался самообразованием, получая денежную помощь от своего крёстного. Он обучался химии в Университете Цюриха. Его основной интерес был в химии растений и животных, и позже Хофманн провёл важные исследования, относящиеся к химической структуре общего для всех животных вещества хитина — за эту работу он получил докторскую степень. Хофманн вошёл в химико-фармацевтическое подразделение Sandoz Laboratories (сейчас Novartis), находящееся в Базеле, начав изучать лекарственное растение морской лук и грибок спорынья как часть программы по очистке и синтезу активных компонентов для использования в фармацевтических целях.
Его исследование лизергиновой кислоты, центрального общего компонента алкалоидов спорыньи, в конечном счёте привело к синтезу LSD-25 в 1938. Через 5 лет, повторяя синтез почти забытого вещества, доктор Альберт Хофманн открыл психоделический эффект ЛСД после случайной абсорбции вещества через кончик пальца 16 апреля 1943. Три дня спустя, 19 апреля (день известный как День Велосипеда после его поездки домой под воздействием ЛСД), сознательно принял 250 микрограмм (0.00025 грамма) и испытал более интенсивный эффект. После была проведена серия экспериментов с ЛСД при участии самого Хофманна и его коллег. Первые записи об этих опытах были сделаны 22 апреля того же года.
Хофманн стал директором отделения естественных продуктов Лаборатории Сандоз и приступил к изучению галлюциногенных веществ, найденных в мексиканских грибах и других растениях, используемых аборигенами. Это привело его к синтезу псилоцибина, активного агента многих «волшебных грибов». Хофманн также стал интересоваться семенами мексиканской ипомеи вида Rivea corymbosa, семена которой назывались местными жителями «ололиуки» (Ololiúqui). Он был удивлён, обнаружив, что активный элемент этих семян химически схож с ЛСД.
В 1962 он и его жена Анита путешествовали в южную Мексику для поиска растения Ska Maria Pastora, позднее известной как Salvia divinorum. Хофман обнаружил образцы растения, но не смог добиться успеха в идентификации активных компонентов (сальвинорина А, сальвинорина B).
Он называл ЛСД «лекарством для души» и был расстроен общемировым запретом вещества, приведшему к тому, что ЛСД ушёл в андеграунд. Однако он признавал, что ЛСД может быть опасным в плохих руках.
В свой 100-летний юбилей 11 января 2006 он стал центральной фигурой международного симпозиума, посвящённого ЛСД, привлёкшего большое внимание СМИ к его открытию.
В списке ста ныне живущих гениев, опубликованном компанией Synectics на основе опроса, проведённого в 2007 году в Великобритании, Альберт Хофманн занял первое место.
Скончался естественной смертью в своём доме в Бурге под Базелем 29 апреля 2008 в возрасте 102 лет.
Альберт Хофманн — швейцарский химик и литератор, широко известный как «отец» ЛСД. Родился в Бадене, Швейцария и был старшим из четырёх детей в семье. В подростковом возрасте… Развернуть
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю. Крещён 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами.
Ильин учился первые пять лет в Пятой Московской гимназии, последние три года в Первой Московской гимназии. В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков.
В 1906 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве.
В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.
В 1910 году Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию.
В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой.
В годы первой русской революции Ильин был человеком довольно радикальных взглядов, но после 1906 года обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии.
В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России.
26 сентября 1922 года прибыл в Штеттин (Германия, ныне Польша).
С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 года финансирование РНИ германским правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах так называемого «политического протестантизма» (издательство «Эккарт»). С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».
В 1934 году был уволен с работы и преследовался гестапо.
В 1938 году он покинул Германию, перебравшись в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю. Крещён 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами. Ильин учился первые пять лет в Пятой Московской… Развернуть
Кри́стиан Крахт - современный швейцарский писатель, журналист, пишет на немецком языке.
Родился в семье управляющего ИД "Аксель Шпрингер АГ", получил превосходное образование в закрытых школах Германии и США, жил в Бангкоке и в Непале, подальше от старушки Европы. В настоящее время обосновался в Буэнос-Айресе.
В 2001 году по приглашению издательства Ad Marginem посетил Москву и Санкт-Петербург. Первый роман "Faserland" был переведен на русский в 2001 году и это стало чуть ли не первым иностранным изданием Крахта.
Кри́стиан Крахт - современный швейцарский писатель, журналист, пишет на немецком языке. Родился в семье управляющего ИД "Аксель Шпрингер АГ", получил превосходное образование… Развернуть
Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:
Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, — правда.
Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:
Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все. Если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: “Горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9, 16). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо совершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…
После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.
За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию , канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны — христиане, скептики и неверующие — в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний — христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.
Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.
В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний — глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого…
Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца… Развернуть
Сэр Чарльз Спе́нсер «Ча́рли» Ча́плин, KBE (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin; 16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — выдающийся американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна. Чаплин активно использовал приёмы мимики и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку.
Вместе с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбенксом и Дэвидом Гриффитом Чарльз Чаплин основал знаменитую киностудию United Artists в 1919 году.
Лауреат премии Американской Киноакадемии 1973 года и дважды обладатель внеконкурсного почётного Оскара 1929 и 1972. Почётную премию Оскар 1972 года Чаплин получил со следующей формулировкой заслуги артиста — за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством. Младший брат актёра Сидни Чаплина.
Чаплин был одним из самых креативных и влиятельных людей в эпоху немого кино. На творчество Чаплина большое влияние оказал французский комик Макс Линдер, которому он посвятил один из своих фильмов. Его карьера началась ещё в викторианскую эпоху, когда маленький Чарли впервые вышел на сцену Music Hall в Великобритании и, растянувшись на 75 лет, продолжалась практически до самой смерти артиста в возрасте 88 лет. После оглушительного успеха в Голливуде, Чаплин был вынужден покинуть США под натиском громких скандалов, разоблачений подробностей личной жизни и обвинений в сочувствии к идеям коммунизма в эпоху маккартизма в начале 1950-х.
В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Чарли Чаплина на 10-е место в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет среди мужчин. В 2008 году Мартин Сифф в рецензии на книгу Чаплин: жизнь написал: «Чаплин был не просто большим человеком, он был гигантом. В 1915 году он ворвался в мир словно привидение со своим даром комедии, смеха и помощи, в то время, когда всё разрывалось на части в Первой мировой войне, и в течение следующих 25 лет — и во время Великой депрессии и во время возвышения Адольфа Гитлера, — он продолжал творить… Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей».
Джордж Бернард Шоу называл Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии».
Сэр Чарльз Спе́нсер «Ча́рли» Ча́плин, KBE (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin; 16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — выдающийся американский и английский киноактёр, сценарист,… Развернуть
Английский писатель. Младший сын известного английского писателя Артура Конан Дойла.
Родился от второго брака А. Конан Дойла с Джин Элизабет Леки (Jean Elizabeth Leckie). У Адриана были старший брат Денис Перси Стюарт (1909—1955) и младшая сестра Джин Лена Аннет (1912—1997). Увлекался ездой на гоночных машинах, охотой на крупную дичь, биограф Эндрю Лайсетт характеризует его как мота и плейбоя, который вместе со своим братом Денисом «использовал имущество Конан Дойла в качестве дойной коровы».
Был женат на уроженке Дании Анне Андерсен, стал литературным душеприказчиком своего отца после смерти матери в 1940. В 1965 в Швейцарии основал Фонд сэра Артура Конан Дойла.
После смерти Адриана, его сестра Джин Конан Дойл взяла на себя распоряжение литературным наследством Артура Конан Дойла.
Открытие неопубликованных произведений о Холмсе
12 сентября 1942 года агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, что Адриан обнаружил в сундуке с фамильными документами неопубликованные произведения о Шерлоке Холмсе авторства Артура Конан Дойла. Это сообщение вызвало критику со стороны ряда экспертов, в частности, Джон Л. Лелленберг заявил в Nova 57 Minor, что рукопись напечатана, а не написана от руки почерком Конан Дойла. Дочь сэра Артура Джин заявила, что эта рукопись не была написана её отцом, после чего Адриан Конан Дойл отказался публиковать рукопись.
В сентябре 1945 года биограф Артура Конан Дойла, Хескет Пирсон, получил письмо от архитектора по имени Артур Уитакер, в котором сообщалось, что упомянутый рассказ он послал Артуру Конан Дойлу в 1911 с предложением стать соавтором и опубликовать совместно. А. К. Дойл отказался от этого предложения, но послал Уитакеру чек на десять гиней в качестве оплаты за эту историю, и Уитакер сохранил копию этого чека. Узнав об этом, Адриан потребовал доказательств и пригрозил обращением в суд. После нескольких лет разбирательств, в ходе которых была представлена копия чека и заслушаны свидетельские показания людей, читавших рассказ Уитакера в 1911, семья Дойлей признала авторство Уитакера. Рассказ был опубликован в сборнике о дальнейших приключениях Шерлока Холмса.
Продолжение историй о Шерлоке Холмсе
Совместно с Джоном Карром, а также и без него, Адриан Конан Дойл написал ряд рассказов с Шерлоком Холмсом в качестве главного героя. Основой этих рассказов послужили упоминания о делах Шерлока Холмса в произведениях его отца, но не описанных им самим. Эти рассказы были написаны в 1952 и 1953 годах, но опубликованы только в 1954 под названием «Подвиги Шерлока Холмса» (The Exploits of Sherlock Holmes).
Адриан Конан Дойл написал также биографию своего отца «Истинный Конан Дойл» (1945).
Английский писатель. Младший сын известного английского писателя Артура Конан Дойла . Родился от второго брака А. Конан Дойла с Джин Элизабет Леки (Jean Elizabeth Leckie). У… Развернуть
Роберт Вальзер (Robert Otto Walser) — выдающийся швейцарский поэт и прозаик, писал на немецком языке.
Родился в многодетной семье. Был с юных лет одержим театром (прежде всего — драмами Фридриха Шиллера), в 14 лет бросил школу, в 17 — родительский дом. Никогда подолгу не сидел на одном месте, зарабатывал на жизнь в Берне, Базеле, Штутгарте, Цюрихе самыми разными занятиями (домашний слуга, секретарь в адвокатской конторе, служащий страховой компании, продавец в книжной лавке, банковский клерк). Дебютировал в печати в 1898. С 1905 жил в Берлине у брата, известного живописца и оформителя Карла Вальзера, сблизился с художниками Сецессиона, издателем Бруно Кассирером (братом философа Эрнста Кассирера).
В 1913 Роберт вернулся в Швейцарию, жил в Бьенне, затем в Берне, много писал для газет и журналов, постоянно путешествовал пешком (в это время один из его братьев, Эрнст, умер в 1916 в психиатрической клинике, другой, Герман, в 1919 покончил с собой). В 1929 Вальзера, у которого участились слуховые галлюцинации и приступы беспокойства, по настоянию сестры поместили в психиатрическую клинику Вальдау, где прежде находился его брат Эрнст. Роберт и там продолжал писать стихи и прозу, перейдя на особое микрограмматическое письмо (эти его записи были расшифрованы лишь много позже).
Только после насильственного перевода в клинику для душевнобольных в Херизау он с 1933 полностью порвал с литературой. С 1936 его начал регулярно посещать писатель и журналист Карл Зеелиг, после смерти родственников в 1943 и 1944 он стал его постоянным спутником в пеших прогулках, собеседником и хранителем наследия. 25 декабря 1956, накануне Рождества, после дня гуляний с Карлом Зелигом, Роберта Вальзера нашли умершим от инфаркта на заснеженном поле под Херизау.
Дебютировал в 1898 на страницах бернской газеты «Der Bund» как поэт, сблизился с кругом модернистского журнала «Die Insel» (Г. Гофмансталь, Ф. Ведекинд, М. Метерлинк, Р. М. Рильке, А. Стриндберг и др.), где публиковал стихи и рассказы. В 1904 в издательстве «Insel» вышел его первый роман «Школьные сочинения Франца Кохера».
Его сочинения привлекли внимание К. Моргенштерна, К. Тухольского, Р. Музиля, Г. Гессе, Ф. Кафки, Т. Манна и других крупнейших немецкоязычных писателей эпохи.
В дальнейшем произведения Вальзера были переоткрыты, его творчество было осознано как одно из важнейших явлений в немецкоязычной литературе ХХ века. О Вальзере писали Э. Канетти, Г. Гессе, Р. Музиль, В. Беньямин.
Особенности творчества Вальзера
Отчасти новое открытие Вальзера вызвано его влиянием на Кафку, впервые отмеченное Робертом Музилем, а также все большим воздействием на современную теорию Вальтера Беньямина, который еще в 1929 году написал самое лучшее эссе о Вальзере, наилучшим образом проливающее свет на его творчество.(http://magazines.russ.ru/inostran/2007/7/be12.html)
Жизнь этого «великого художника языка» вдохновила множество современных авторов на «вальзерианские» приближения, смешения художественного вымысла и документальной прозы, эссеистики и агиографии; более того, судьбу его начали рассматривать как некую парадигму состояния литературы в нашем модернистско-постмодернистском обществе.
Приближаясь к «автоматическому письму» сюрреалистов, многие тексты структурируются омофонами и навязчивыми рифмами; то, что кажется глуповатым или прямо бессмысленным на первый взгляд, фактически оказывается подрывной стратегией, позволяющей Вальзеру критиковать не только условности речевых шаблонов, но и социальное поведение и общественную политику, подпавшие под тиранию соглашательства. Учитывая его искусство монтажа, акробатику его острот, шоковое воздействие, производимое его вызовом «хорошему вкусу» и табуированным темам, а также частое введение металитературного дискурса в ущерб развитию сюжета, Вальзер в самом деле представляется — по выражению Марка Хармана — «причудливым авангардом в одном человеке».
Роберт Вальзер (Robert Otto Walser) — выдающийся швейцарский поэт и прозаик, писал на немецком языке. Родился в многодетной семье. Был с юных лет одержим театром (прежде всего… Развернуть
Корин Майер — французский психоаналитик, экономист и писательница.
Майер родилась 7 декабря 1963 года в Женеве. Она обучалась в Национальном Фонде Политических Наук по специальностям «экономика» и «международные отношения», позже защитила докторскую диссертацию по психоанализу. Автор сатирического романа Bonjour Paresse, ее творчество сравнивалось с работами Скотта Адамса. В 1992 году начала работать в Électricité de France в качестве экономиста. В 2004 году написала Bonjour Paresse, роман занял первое место в списке франкоязычных бестселлеров Amazon. В 2016 году Майер вошла в список BBC’s 100 Women.
Корин Майер — французский психоаналитик, экономист и писательница. Майер родилась 7 декабря 1963 года в Женеве. Она обучалась в Национальном Фонде Политических Наук по… Развернуть
Анна Сандермоен родилась в Душанбе в Таджикистане в 1974 году, когда эта страна еще была частью СССР, и провела там первые годы жизни.
Потом ее семья переехала в Ленинград, где Анна закончила первый класс школы. Сразу после окончания первого класса родители отправили ее жить в "коммуну" В. Д. Столбуна, где она в отрыве от родителей провела почти шесть лет до своих 13 лет. Анна написала автобиографическую книгу, описывающую ее детство в коммуне Столбуна, которая на деле оказалась сектой. Книга называется "Секта в доме моей бабушки".
В 1987 году Анна вернулась домой в Ленинград. Спустя пару лет семья Анны переехала жить в Москву.
В Москве Анна окончила МГУ философский факультет, а также училась в Школе Переводчиков при Интуристе СССР на кафедрах английского, французского и испанского языков.
С 2014 года Анна живет с мужем и дочерью в Швейцарии. Она основатель и руководитель своего книжного издательства Sandermoen Publishing, публикующего книги о партнерстве, отношениях, культурных различиях и эмиграции, а также деловую литературу. Одним из направлений издательства является публикация двуязычных изданий.
Анна Сандермоен родилась в Душанбе в Таджикистане в 1974 году, когда эта страна еще была частью СССР, и провела там первые годы жизни. Потом ее семья переехала в Ленинград, где… Развернуть
Каталин Дориан Флореску (Catalin Dorian Florescu) - швейцарский писатель и психолог.
Он родился и вырос в Тимишоаре. Той самой, с которой потом началось восстание против Чаушеску. Мать — скрипачка, отец — инженер. Родители Каталина бежали на Запад в 1982 году. Румынский подросток стал беженцем. В пятнадцать лет впитываешь в себя мир на всю жизнь. Так и впиталось: беженство, поиски родины, дома. Осознанная жизнь началась с осознания себя чужим.
Он пишет по-немецки, но не принадлежит немецкой литературе. Он румын, но на родной язык его книги переводят. И по-швейцарски — на швицертюч, и по-румынски он говорит с акцентом, выдающим в нем чужака. Может быть, в этом его и сила? Писатель должен быть, конечно, свой, но все-таки немного чужой. Быть чужим — значит быть своим где-то еще. Настоящий писатель свой только своим книгам.
Он вырос между языками и культурами — немецкой и румынской. Где же в таком случае его писательские истоки? Автору важно пустить корни, которые будут питать его книги книгами. Но беженская судьба — не пускать корни, а рвать их. Ни румынская литература, ни немецкая не стали его писательской родиной. Когда просят назвать писателей, повлиявших на него, Каталин называет чеха Богумила Грабала, босняка Иво Андрича, русского Михаила Булгакова, израильтянина Меира Шалева. Каталин — представитель того будущего литературы, которое уже наступило. Национальная литература уходит с исчезновением национальных границ. Европа двадцать первого века слишком маленькая, чтобы делить писателей — они теперь общие. Литературные метисы. Писатели-европейцы.
Каталин Флореску — известный — зачеркиваю швейцарский — европейский писатель.
Но на самом деле для настоящего писателя его родословная не имеет никакого значения. Писатель начинается с себя. Поэтому зачеркиваю европейский.
Каталин Флореску — писатель. Вот так и нужно было начать.
Писатель рождается от одиночества и от книг. В пятнадцатилетнем прошлом осталось все: первая любовь, друзья, мир детства. В побег из Румынии он смог взять только одну книгу. Она и сейчас, пожелтевшая, стоит на его полке. Это воспоминания о детстве одного малоизвестного даже в Румынии писателя. Так бывает — текст не оставляет следа в истории литературы, исчезает в мясорубке времени вместе со своим автором, а в чьей-то жизни он становится самым важным. Каталин говорит, что именно эта книга подтолкнула его к писанию.
Начал записывать истории в восемнадцать лет и сразу не на родном, а на немецком. В Румынии правил Чаушеску и казался бессмертным. Немецкий стал средством общения с миром. Все просто: ему нужно было рассказывать, а на румынском у него не было слушателей. Писатель Каталин Флореску — рассказчик историй. И рассказчик от Бога. Тут конкретный язык не столь важен. Таким писателям нужен тот язык, на котором говорили до Вавилонского столпотворения.
В университете Каталин изучал психологию, у него диплом психотерапевта, но в своей прозе он избегает всезнания о человеке. Понимание, как функционирует психика, и умение «поверить алгеброй гармонию» чувств ничего не дают творцу, созидающему свой тварный мир. Для того чтобы вдохнуть жизнь в слова, не поможет никакое приобретенное знание, нужно чудо. В одном интервью писатель сказал: «Чтобы текст задышал глубоко и свободно и поднялся во весь рост перед внутренним зрением читателя, он не должен быть объясним. Его пространство понимания должно иметь лакуны. Эти лакуны — место читателя, ниша для его мыслей и чувств. Эти прорывы в объяснимом необходимы, потому что мы сами все необъяснимы».
Его романы — «европейские», но действие их происходит в Румынии. Вполне можно предположить, что часть его успеха — в экзотике. При том, что Румыния — давно член ЕС, для среднего немецкоязычного читателя эта страна по-прежнему находится где-то за границей Ойкумены и вызывает из культурных ассоциаций, пожалуй, лишь воспоминание о замке Дракулы.
Флореску искусно играет со стереотипными представлениями Запада о том, что дикий Восток начинается сразу за Дунаем. «Несчастье» родиться в Румынии он делает своим капиталом. «Мир пахнет, — говорит он в одном интервью, — да что там пахнет — источает вонь, он ярок, пестр, оглушителен, страстен, подчас невыносим, несправедлив, короче — живой. Слава богу, остаток мира не соответствует представлениям западного человека о том, каким должно быть мироустройство! Каким этот мир был бы обедневшим! И для писателя совершенно непригодным. То, что для западного взгляда кажется гротеском и неприемлемым для жизни, там, снаружи, в живом мире, является горькой трагикомичной ежедневной реальностью. Для моего писания — это чистый кислород. А наши города не пахнут, стерильны до состояния больницы».
Поэтому писатель возвращается на родину за историями. Он рыбак, который забрасывает свои сети в Банате, в Тимишоаре, в воды своего детства, и улов наполняет его романы яркими «нешвейцарскими» персонажами и яростной «неевропейской» жизнью. К примеру, Якоба, героя последнего романа Флореску, окружают и учат жить причудливые, странные люди. Цыганка Рамина прячет золото в куски мыла и рассказывает мальчику каждую неделю новый вариант его появления на свет. Священник тратит свою жизнь на раскапывание человеческих костей, чтобы перехоронить их по христианскому ритуалу. Отец дважды предает Якоба, жертвуя жизнью сына ради сохранения собственного хозяйства. Подобные персонажи в банковской метрополии Цюрихе были бы немыслимы. А в Банате все возможно. Даже рождение на навозной куче. Румынская реальность как синоним магического реализма.
Каталин Дориан Флореску (Catalin Dorian Florescu) - швейцарский писатель и психолог. Он родился и вырос в Тимишоаре. Той самой, с которой потом началось восстание против… Развернуть
Мария-Луиза фон Франц - доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Преподавала в Институте Юнга с момента его основания.
Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов.
Фон Франц родилась в Мюнхене в семье австрийского барона.
Она познакомилась в 1933г. с Карлом Юнгом и работала с ним до самой его смерти в 1961г.
Жила в Швейцарии, где ее называют Malus, уменьшительно-ласкательный вариант ее имени Мари-Луиза.
Мария-Луиза фон Франц - доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Преподавала в Институте Юнга с… Развернуть