Флёр Йегги - швейцарская писательница, пишет на итальянском языке.
Родилась в семье итальянки и немецкоязычного швейцарца. Закончив учиться в Швейцарии, она переехала в Рим. С 1958 работала фотомоделью, в это же время начала писать. Дружила с Иосифом Бродским, Ингеборг Бахман и Томасом Бернхардом.
Она не любит давать интервью, фотографироваться, сторонится всякой публичности. О ее личной жизни известно совсем немного.
C 1968 живет в Милане. Жена писателя и издателя Роберто Калассо.
Переводила Марселя Швоба и Томаса Де Квинси. Автор эссе о Швобе, Де Квинси, Джоне Китсе, Роберте Вальзере.
Песни на стихи Флёр Йегги исполняют Франко Баттьято и Джуни Руссо.
Флёр Йегги - швейцарская писательница, пишет на итальянском языке. Родилась в семье итальянки и немецкоязычного швейцарца. Закончив учиться в Швейцарии, она переехала в Рим. С… Развернуть
Ричард Харвелл родился в Нью-Гемпшире, США и изучал английскую литературу в колледже Дартмут.
Сейчас, вместе с женой и детьми, живет в Швейцарии, в Базеле.
Симона Лапперт - швейцарская писательница и поэтесса. Является племянницей и крестницей швейцарского писателя - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Simone_Lappert
Рольфа Лапперта.
Родилась в 1985 году в Арау, Швейцария, где живет и работает сейчас.
Изучала писательское мастерство в Швейцарском литературном институте в Биле.
Симона прославилась как поэтесса. Ее стихи были отмечены литературными премиями. Сейчас она возглавляет Международный поэтический фестиваль в Базеле и является одним из швейцарских кураторов международного поэтического проекта Balbelsprech.International.
В 2014 году Симона Лапперт попробовала себя в прозе — ее дебютный роман «Заклинатели теней» вошел в шорт-лист литературной премии «Аспекты», которая присуждается ежегодно за лучший дебютный роман на немецком языке.
Симона Лапперт - швейцарская писательница и поэтесса. Является племянницей и крестницей швейцарского писателя - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Simone_Lappert
Рольфа Лапперта… Развернуть
Швейцарский журналист, писатель, переводчик, литературный критик. Автор детективных романов.
Один из самых успешных прозаиков современной Швейцарии. Он же поэт, сценарист и критик. По образованию филолог, культуролог.
Дебютировал в 1967 году сборником эссе, с тех пор стал автором семи книг стихов (последние — “Из праха”, 2010) и более десяти книг прозы, в том числе два романа и повесть. Успех ему принес роман «Якоб спит», который Мерц написал в 1997 г. Лауреат многих литературных премий, а в феврале 2004-го года Клаус Мерц был награжден старейшей и престижнейшей литературной премией Швейцарии «Gottfried-Keller-Prize».
Живет в коммуне Унтеркульм (Швейцария).
Один из самых успешных прозаиков современной Швейцарии. Он же поэт, сценарист и критик. По образованию филолог, культуролог. Дебютировал в 1967 году сборником эссе, с тех пор… Развернуть
Куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн».
Родился в Швейцарии. Свою первую выставку современного искусства организовал в собственной кухне, когда ему было 23.
Ведет специальную выставочную программу Migrateurs в Музее современного искусства Парижа. Читает лекции на искусствоведческом факультете IUAV в Венеции.
В 2009 году Ханс-Ульрих Обрист был признан журналом ArtReview номером один в рейтинге людей искусства во всем мире.
Куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн».
Родился в Швейцарии. Свою первую выставку современного искусства организовал в собственной кухне,… Развернуть
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (немц. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno) — немецкий философ еврейского происхождения, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.
Теодор Адорно родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, эскпортировал вино в Великобританию и Соединённые штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865—1952), была певицей. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте работал учителем фехтования.
В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля. С начала 20-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик. В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете; приход нацистов к власти заставил его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты. В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне.
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (немц. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno) — немецкий философ еврейского происхождения, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской… Развернуть
Ричард Скарри родился 5 июня 1919 года в Бостоне, штат Массачусетс. В детстве он любил рисовать и мечтал стать художником, но его отец, владелец магазина, хотел, чтобы сын унаследовал семейное предприятие. Ричард поступил в бизнес-колледж, но проучился там всего год: отец, увидев, что учеба сыну не дается, разрешил ему перевестись в школу при Музее изобразительных искусств Бостона. Но и ее Ричарду Скарри закончить не удалось: началась Вторая мировая война, и за год до выпуска его призвали в армию.
В период военной службы Скарри работал художественным директором Службы информации и агитации ВВС США. После демобилизации он стал сотрудником художественного отдела журнала «Вог», потом работал в рекламном агентстве, был внештатным иллюстратором многих журналов. В это же время Ричард Скарри познакомился со своей будущей женой Патрисией Мерфи: она была автором школьного учебника, а он делал для него иллюстрации. В 1948 году они поженились.
Летом 1948 года он заключил свой первый большой контракт с издательством, которое выпускало популярную серию книг для детей «Маленькие золотые книги» и предложило ему быть их единственным иллюстратором в течение года. Для начинающего художника это был настоящий прорыв: с выходом первых книг серии Скарри становится все более популярным детским иллюстратором.
В 1963 году была опубликована «Самая лучшая книга слов на свете», которая только за 12 лет была продана тиражом около семи миллионов экземпляров. Эта книга – одна из многих в самой известной серии книг Скарри, рассказывающих о Бизитауне («Город добрых дел», «Книжка про машинки» и другие), городке, населенном его любимыми героями: семьей Котов, дождевым червяком Лоули, поросятами-пожарными, бегемотихой Хильдой и многими-многими другими.
В книгах Скарри животные ведут себя как люди. В одном из своих интервью он говорил: «Дети в большей степени соотносят себя с изображениями животных, чем с изображениями детей. Они видят рисунок со светловолосой девочкой или темноволосым мальчиком и знают, что эти дети – не они... А с помощью воображения… они легко могут соотнести себя с муравьедом, который работает художником, или с поросенком, который из крестьянина превращается в рыцаря».
Рисунки Скарри предельно насыщены деталями – он хотел, чтобы его книги можно было читать и рассматривать вновь и вновь. Герои изображаются во вполне обычных ситуациях, смешных и грустных, а часто и абсурдных: например, в «Словаре в картинках и историях» лис по имени мистер Почини-ка должен починить капающий кран. И ему это удается: кран уже не капает, а вода хлещет вовсю, потому что Почини-ка случайно сломал трубу!
В 1980-х и 1990-х годах по многим книгам Ричарда Скарри были сняты мультфильмы, а с 2007 года и до настоящего времени один из каналов в США показывает мультипликационный сериал «Тайны Бизитауна».
Последняя книга Скарри – «Самая большая книга слов в мире» – действительно была очень большой: 38 на 61 сантиметр. Из-за своего размера она стоила 29 долларов, но это не помешало тому, чтобы весь тираж был очень быстро распродан.
Ричард Скарри скончался 30 апреля 1994 года в Швейцарии, куда он и его семья переехали еще в 1968 году. Скарри написал и проиллюстрировал более 300 книг, его книги переведены на 30 языков и проданы тиражом более 300 миллионов экземпляров. Один из трех его детей, Ричард-младший (в детстве у него было прозвище «Гек» в честь Гекльберри Финна, героя Марка Твена; так же зовут и одного из героев Скарри – котенка) тоже стал иллюстратором детских книг, которые он населяет персонажами, придуманными его отцом.
Ричард Скарри родился 5 июня 1919 года в Бостоне, штат Массачусетс. В детстве он любил рисовать и мечтал стать художником, но его отец, владелец магазина, хотел, чтобы сын… Развернуть
Эрих фон Деникен — швейцарский писатель и кинорежиссёр, уфолог.
Эрих фон Деникен получил образование в колледже Святого Михаила во Фрибуре. Работал управляющим сети отелей. В 1968 году издал книгу-исследование "Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого", послужившую литературной основой для популярной западногерманской документальной кинодилогии «Воспоминания о будущем» (1970) и «Тайны богов», 1976). Фон Деникен выступает с лекциями на тему пребывания в прошлом на Земле инопланетных космонавтов, публикует книги, снимает фильмы. Его книги переведены на 32 языка и вышли общим тиражом более 60 миллионов экземпляров.
Эрих фон Деникен — швейцарский писатель и кинорежиссёр, уфолог. Эрих фон Деникен получил образование в колледже Святого Михаила во Фрибуре. Работал управляющим сети отелей. В… Развернуть
Анри-Бенжамен Констан де Ребек — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и Реставрации.
Родился в семье гугенотов. Получил образование у частных учителей; затем учился в 1782—1783 г. в Университете Эрлангена (Бавария), (до 1785) в Эдинбургском университете (Шотландия). Впервые прибыл в Париж в мае 1785. В 1788—1795 был женат на Минне фон Грамм.
Знакомство Бенжамена Констана с писательницей Жерменой де Сталь состоялось в сентябре 1794 года в Женеве, когда после казни Людовика XVI она вместе с отцом (Жаком Неккером) отправилась в изгнание в Швейцарию и на берегу Женевского озера в замке Коппе ожидала конца Террора. Констан сделался фактическим мужем де Сталь; в июне 1797 г. у них родилась дочь Альбертина. В мае 1795 г., после Термидора они вместе вернулись в Париж, где Констан принял французское гражданство. Взаимоотношения Констана и де Сталь продолжались до декабря 1807 г.
С 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе «Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 года был избран в палату депутатов. В 1830 году Констан поддержал возвращение монархии и Луи Филиппа.
На протяжении политической карьеры Констана можно проследить двойственность его отношения к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы (Директория), а с другой — был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени.
Бенжамен Констан — один из крупнейших представителей французского романтизма. Первое свое литературное сочинение, героическую эпопею «Рыцари», он сочинил в двенадцатилетнем возрасте. С 1803 г. вёл дневники. Им была выполнена переделка пьесы Шиллера «Валленштейн», а мировую славу писателю принёс автобиографический роман «Адольф», (соч. в 1806 в Женеве, опубл. в Лондоне в 1816), высоко оценённый А. С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя — «сына века». Автобиографическое начало характеризует и два других прозаических сочинения писателя, опубликованных только в ХХ веке. Это повести «Красная тетрадь» (оригинальное название — «Моя жизнь», 1807, опубл. в 1907) и «Сесиль» (около 1810, опубл. в 1951); в последней Констан запечатлел историю своих взаимоотношений со второй женой, Шарлоттой фон Гарденберг. В конце прошлого столетия была обнаружена рукопись еще одного произведения, написанного Констаном совместно с его возлюбленной в 1786—1787 годах Изабель де Шарьер де Зюлен — эпистолярного романа «Письма Д'Арсийе-сына к Софи Дюрфе».
Бенжамен Констан был в первые десятилетия XIX в. главным теоретиком французских либералов. Центральная тема его рассуждений, теоретических работ и выступлений в парламенте — свобода личности, взаимоотношения индивида и общества. Индивид — творец идей, которые формируют общественный дух, социальные и политические институты. Поэтому индивид, его духовное совершенствование, идейное развитие — главная забота общества и государства, которое должно гарантировать свободу и независимость, без этого невозможно совершенствование индивида. Именно на принципах свободы, считал Констан, покоится общественная и частная нравственность, основываются промышленные расчеты. Без личной свободы для людей не будет мира и счастья. Индивидуальная независимость, как важная потребность современного человека не должна быть принесена в жертву при установлении политических свобод — такова была ведущая идея рассуждений Констана, центральный пункт его расхождений с демократической концепцией Ж. Руссо. Констан был противником учения Руссо о верховной воле народа, так как считал, что масса может также стать деспотом. Концепция свободы Констана относится к так называемой «негативной» свободе, свободе от вмешательства властей в автономную область личных свобод. Граждане обладают индивидуальными правами, независимыми от всякой общественно-политической власти, а любая власть, нарушающая эти права, становится незаконной. В обосновании этого он видел смысл своей деятельности.
Согласно с понятием о промышленной свободе, Констан был против того, чтобы государство вмешивалось в отношения между предпринимателями и рабочими. Он думал, что политические права следует предоставить богатым людям, у которых есть досуг, образование, независимость. Напротив, он не скрывал страха перед низшими классами; у бедности есть свои предрассудки; бедные, будучи допущены к политическим правам, могут воспользоваться ими для захвата собственности у имущих. Главное по Констану, научиться разумно сочетать и углублять и политическую и личную свободы.
Констан стоял у истоков демократии в нынешнем её понимании как утверждения политической субъективности. Констан решил главную задачу либерализма своей эпохи — он размежевал понятия, которые объединила идея естественного права — общество и власть, политическая организация и реальное функционирование гражданского общества.
У Констана виден переход от ограничивающей концепции политической деятельности (расширение индивидуальных свобод ведет к ограничению свободы политической) к концепции динамической, в которой расширение одной из свобод сопровождается развитием и углублением другой. Разделение гражданского общества и государства явилось открытием принципа исторического развития, и Констан здесь проявляет себя как новатор. История в качестве важнейшего элемента политического измерения становится частью общественной жизни, а также приводит к радикальному перевороту в понимании легитимного общественного времени.
Современниками Б. Констана, развивавшими аналогичные либеральные идеи, но проживавшими в другой стране — Англии, были Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль.
Анри-Бенжамен Констан де Ребек — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и Реставрации. Родился в семье… Развернуть
Абрахам (Альберт) Коэн - швейцарский поэт, писатель и драматург.
Родился в семье евреев-романиотов на острове Корфу. Его родители владели мыловаренным заводом и переехали в Марсель, когда он был ещё ребёнком.
Закончил юридический факультет Женевского университета и учился на литературном факультете. После непродолжительного пребывания в Александрии, где он стал членом адвокатской коллегии, Коэн вернулся в Женеву (1921); с 1926 г. работал в дипломатическом отделе Международного бюро труда. До 1947 г. занимал ряд ответственных постов в Лиге Наций, а затем в Организации Объединенных Наций.
1921 год - первая книга, сборник стихов "Еврейские слова" - была написана под влиянием.
Вершина его творчества — тетралогия романов «Солаль», «Проглот», «Любовь властелина» и «Доблестные» (Гран-при Французской Академии). «Любовь властелина» (1968) — «фреска, запечатлевшая вечное приключение мужчины и женщины» (смертельная любовь, как у Тристана и Изольды), изображает события 1936 года, происходящие в Женеве времен Лиги Наций. Солаль, еврей-дипломат, окруженный надоедливыми восточными родственниками, побеждает сердце Ариадны, новой госпожи Бовари, жены недалекого бельгийского чиновника.
Абрахам (Альберт) Коэн - швейцарский поэт, писатель и драматург. Родился в семье евреев-романиотов на острове Корфу. Его родители владели мыловаренным заводом и переехали в… Развернуть
Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер — австрийский философ, писатель, архитектор, художник педагог и социальный реформатор. Создатель духовной науки антропософия, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик XX века. Полное собрание сочинений — книги, стенограммы лекций в настоящее время насчитывает 354 тома. Дал более 6000 лекций.
Происходил из скромной семьи, отец работал телеграфистом на австрийской железной дороге и по службе должен был часто переезжать. Юный Рудольф был крещён в деревенской католической церкви, через два дня после рождения. Поступил в сельскую школу, но из-за противоречия между отцом и директором школы вскоре стал обучаться дома. В 1869 году семья переехала в Нойдёрфль и в 1879 — в Инцерсдорф.
Последний переезд делался с целью дать возможность юноше посещать за счёт академической стипендии Венский технический университет, где он с 1879 по 1883 изучал математику, физику, химию, ботанику, биологию, литературу и философию. В 1882 году Карл Юлиус Шрёэр предложил своего ученика Йозефу Кюршнеру, главному редактору нового издания работ Гёте, который дал ему место в отделе естествознания. Это была удивительная возможность работы для молодого студента без какой-либо академической аккредитации или предыдущих публикаций.
В 1891 году Штейнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии с диссертацией, основанной на концепции эго Фихте. Позже она была опубликована в расширенной форме как «Истина и Наука». С 1900 г. начал читать лекции в Теософском обществе, возглавляемом Анни Безант и участвовал в создании германской секции общества. С 1902 — генеральный секретарь германской секции теософического общества, но в 1913 году Штайнер покинул Теософское Общество.
Тогда же в 1913 г. его женой Марией фон Сиверс, М.Бауером и К.Унгером было основано Антропософское Общество, которое в 1923. Р.Штейнер реорганизовал, основав на Рождественском Собрании 1923-24гг. новое Всеобщее Антропософское Общество (ВАО)с центром в Дорнахе, Щвейцария, имеющее отделения во многих странах мира, существующее поныне и насчитывающее 43000 членов.
В годы фашистского режима в Германии антропософское общество было запрещено, но продолжало действовать легально в Швейцарии и некоторых других странах.
Р.Штейнер является создателем Антропософии, духовной науки, суть которой — стремление внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Антропософия создает новые направления в социологии -движение за социальное триединство -, педагогике -Вальдорфская школа -, в естествознании -гетеанистическое естествознание -, в медицине и фармакологии -антропософская медицина -, сельском хозяйстве — био-динамическое земледелие -, искусстве — в живописи, архитектуре, сценическом и лечебном движении — эвритмия, в движении за религиозное обновление христианства Община Христиан.
В области религиоведения установил эволюционные связи великих мировых религий прошлого и настоящего — эллинизма, иудаизма, ислама, буддизма и христианства в его трех основных формах.
С 1910 г по 1922 г руководил строительством первого Гетеанума — антропософского центра и в то же время храма. В ночь с 31 дек.1922 г на 1 янв.1923 г первый деревянный Гетеанум стал жертвой поджога. На его месте еще при жизни Р.Штейнера был заложен второй Гетеанум, где по настоящее время находится центр ВАО.
Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер — австрийский философ, писатель, архитектор, художник педагог и социальный реформатор. Создатель духовной науки антропософия, эзотерик,… Развернуть
Швейцарский кардиохирург Рене Претр работал и оперировал людей в США, Европе и Африке. Несколько лет он вел аудиозаписи тех случаев, которые встретились ему во время работы. Эти записи легли в основу книги «Там, где бьется сердце».
Сегодня Претр – профессор в университете Лозанны и руководитель отделения кардиохирургии в университетской больнице.
Швейцарский кардиохирург Рене Претр работал и оперировал людей в США, Европе и Африке. Несколько лет он вел аудиозаписи тех случаев, которые встретились ему во время работы. Эти… Развернуть
Саша Баттьяни / Sacha Batthyany — швейцарский журналист и писатель, потомок знатной венгерской семьи.
Изучал социологию в Цюрихе и Мадриде.
Работал редактором в швейцарских изданиях: Neue Zürcher Zeitung («Новая цюрихская газета») до 2008 года, затем в журнале Tages-Anzeiger. В 2015-2018 годах был корреспондентом Tages-Anzeiger и немецкой Süddeutsche Zeitung («Южногерманская газета») в Вашингтоне, округ Колумбия, затем вернулся в Цюрих.
Преподает творческое письмо в швейцарской школе журналистики MAZ.
Его книга «И какое это имеет отношение ко мне?» (2016) о резне в Рехнице, в которой была замешана его двоюродная бабушка Маргит фон Баттяни, была номинирована на Швейцарскую книжную премию.
Брат режиссера-документалиста Белы Баттьяни.
Саша Баттьяни / Sacha Batthyany — швейцарский журналист и писатель, потомок знатной венгерской семьи. Изучал социологию в Цюрихе и Мадриде. Работал редактором в швейцарских… Развернуть
Швейцарский писатель, историк-искусства, искусствовед.
Родился в образованной швейцарской семье. Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей Thesaurus Linguae Latinae — справочника-тезаруса по латинскому языку.
Изучал историю искусств и философию в Базельском университете, Берлинском университете и Мюнхенском университете. С его именем связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины. Сейчас кажется почти невероятным, что фундаментальная монография "Ренессанс и барокко", принесшая Вельфлину европейскую известность, была опубликована в 1888 году всего лишь двадцатичетырехлетним юношей.
К моменту выхода книги Вельфлин уже преподавал в Мюнхенском университете. С университетской работой была связана вся дальнейшая жизнь ученого. Он занимал профессорские кафедры в крупнейших университетах Германии и Швейцарии. После Мюнхена он преподавал в Базеле, затем в Берлине, снова в Мюнхене, с 1924 года и до конца жизни - в Цюрихе. Лекции Вельфлина были своего рода событием, их стремились послушать практически все историки искусства, получавшие образование в Европе.
Искусство XIX-XX веков с его хаосом различных направлений Вельфлин отказывался исследовать, считая этот период глубочайшим упадком в искусстве
Швейцарский писатель, историк-искусства, искусствовед.
Родился в образованной швейцарской семье. Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей Thesaurus… Развернуть
Родился в семье помещика. Учился в Казанском и Дерптском университетах, однако образования так и не завершил. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863—1864 опубликовал автобиографический роман «В путь-дорогу». Был редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения» (1863—1865), и одновременно сотрудничал с «Русской сценой». Длительное время прожил за границей, где познакомился с Золя, Э. Гонкуром, Доде. В 1900 году был избран почётным академиком.
Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Артисте» и в других изданиях. Автор множества романов, повестей, рассказов, пьес, а также работ по истории западноевропейской и русской литературы. Наиболее известные произведения — романы «Жертва вечерняя» (1868), «Дельцы» (1872—1873), «Китай-город» (1882), «Василий Тёркин» (1892), «Тяга» (1898), повесть «Поумнел» (1890), комедия «Накипь» (1899).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе. Боборыкин объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью. Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским (intelligentsia).
Роман «Китай-город» — одно из наиболее известных произведений П. Д. Боборыкина. Он изначально задумывался как роман-исследование, летописный документ, посвященный быту и нравам москвичей своего времени. Это произведение интересно не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Боборыкину приписывают изобретение закусочного салата «Ерундопель», впервые представленного на страницах «Китай-города». В романе почти с научной точностью описываются детали купеческого быта, кулинарные предпочтения, интерьер, повседневные обязанности и привычки купцов и дворян на фоне предчувствий грядущих и происходящих в романе социально-политических изменений. Все это служит основной задаче писателя — обоснованию концепции исторической роли Москвы в последней трети ХIX века. Wikipedia.org
Родился в семье помещика. Учился в Казанском и Дерптском университетах, однако образования так и не завершил. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863—1864 опубликовал… Развернуть
Йозеф Мюллер-Брокманн (нем. Josef Müller-Brockmann, 9 мая 1914 г., Рапперсвиль — 30 августа 1996 г., Унтеренгстринген) — швейцарский графический дизайнер, художник, типограф, преподаватель. Один из ведущих представителей Швейцарского стиля стиля (Swiss Style). Один из важнейших представителей графического дизайна ХХ века. Создатель модульной системы в графическом дизайне.
Йозеф Мюллер-Брокман был одним из ведущих специалистов в области печатной графики. Жил и работал в Швейцарии. Учился в Школе прикладных искусств в Цюрихе. Один из учеников Эрнста Келлера. В области графики работал с 1952 года. С 1957 года преподавал в Школе прикладных искусств и наук в Цюрихе, с 1963 года — доцент в Высшей школе формообразования в Ульме. В середине 1960-х становится членом Международного центра типографского искусства (англ. International Center for the Typographic Arts, сокр. ICTA). В практической области как дизайнер сотрудничал с рядом крупных европейских и интернациональных компаний, среди них IBM Europa, Olivetti, фарфоровое производство Rosenthal в немецком Зельбе, корпорация Швейцарские железные дороги (Schweizerische Bundesbahnen).
С 1943 по 1964 год был женат на виолончелистке Верене Брокманн. В 1967 году женился на японской художнице Сидзуко Йосикава (род. 1934 г.).
Йозеф Мюллер-Брокманн (нем. Josef Müller-Brockmann, 9 мая 1914 г., Рапперсвиль — 30 августа 1996 г., Унтеренгстринген) — швейцарский графический дизайнер, художник, типограф,… Развернуть
Шарль Фердинанд Рамю (фр. Charles Ferdinand Ramuz) — швейцарский писатель, писал на французском языке.
Родился в семье торговца Эмиля Рамю и его жены Луизы. Был третьим ребенком в семье, но предыдущие дети не выжили и скончались в младенчестве. Мальчику дают двойное имя - в честь его старших братьев, которые умерли. Позже у родителей родились еще сын и дочь. Начал писать в 1890 г. в своей записной книжке - рассказы, стихи, заметки.
В 1895 г. получил классическое образование в гимназии Canton de Vaud. Окончил философский факультет Лозаннского университета (1901). Давал частные уроки в Веймаре. Дебютировал книгой стихотворений Деревушка (1903), в 1905 опубликовал первый роман Алина. В 1902 году отправился в Париж, чтобы поступить в Сорбонну, и продолжить философское образование, работая над диссертацией. Но вскоре оставляет учебу, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. В 1902 году здоровье писателя ухудшается, он переносит две операции.
В 1903-1914 жил в Париже, часто приезжал на родину, познакомился с Андре Жидом. Во время "парижского" периода Рамю опубликовал пять романов, у различных издателей. 18 февраля 1913 года женился на художнице Cécile Cellier (1872-1956), у пары была дочь Марианна (1913-2012). Вскоре после рождения дочери, и всего за несколько недель до начала Первой мировой войны, он решил вернуться в Швейцарию, где оставался до самой своей смерти.
Вернувшись в Швейцарию, издавал журнал «Водуазские тетради». В 1915 подружился с Игорем Стравинским, написал либретто для его оперы История солдата (1918). Наиболее известен своими романами, которые высоко ценили А.Жид, Кокто, Клодель, Стефан Цвейг, Хуан Рульфо и многие из которых были экранизированы.
В 1930 году писатель выигрывает главный приз премии Romand, получая в награду 30 000 франков, на эти деньги он покупает дом в Пюлли, близ Лозанны, где остается жить до самой смерти. В 1940-х годах его здоровье ухудшается. Еще в кон.30-х он ломал руку, что дает о себе знать, в 1940 г. госпитализирован с болезнью желудка, в 1943 кровоизлияние в мозг. Рамю выжил, но целых два месяца проходил реабилитацию, восстанавливая постепенно все свои способности. 1945 еще одна операция, три месяца Рамю лежит в больнице. Из-за новой операции, скончался в 1947 г.
Шарль Фердинанд Рамю ( фр. Charles Ferdinand Ramuz ) — швейцарский писатель, писал на французском языке. Родился в семье торговца Эмиля Рамю и его жены Луизы. Был третьим… Развернуть
Шарль Левински — швейцарский сценарист и драматург, автор романов и научно-популярной литературы.
Родился и вырос в Цюрихе в Швейцарии. Изучал немецкий язык и театральное искусство в Берлине и Цюрихе. Долгое время работал ассистентом режиссера, режиссером и постановщиком в ряде немецких театров.
В 1975 году Шарль Левински возглавил и стал редактором отдела культуры и развлечений на швейцарском национальном телевидении.
С 1980 года он работал в качестве внештатного автора для телевизионных программ. Из-под его пера вышли сценарии около 1000 телевизионных шоу в Австрии, Германии и Швейцарии, около 30 радиопостановок и тексты около 500 песен.
Его настоящая литературная карьера началась в 1984 году, когда Шарль Левински и Дорис Морф опубликовали фантастический политический роман про Адольфа Гитлера. С тех пор из-под его пера вышло более 20 книг: романов и детективов.
Пожалуй, самая популярная книга Шарля Левински роман «Геррон», посвященный Курту Геррону, немецкому актеру и режиссеру, репрессированному нацистским режимом.
Шарль Левински живет в Цюрихе со своей женой Рут Левински, также писательницей.
Шарль Левински — швейцарский сценарист и драматург, автор романов и научно-популярной литературы. Родился и вырос в Цюрихе в Швейцарии. Изучал немецкий язык и театральное… Развернуть
Настоящая фамилия Клары Моисеевны – Кацнельсон. Родилась 9 февраля 1910 года в городе Берн, Швейцария. Детство прошло на Украине; с 1922 г. жила и училась в Москве.
Окончив в 1927 г. московскую школу, поступила на литературное отделение заочного пединститута, одновременно работала (на Первом шарикоподшипниковом, на Электрозаводе).
С 1930 по 1932 работала методистом производственного обучения на Московском электрозаводе, а с 1933 по 1937 – на 1-м Шарикоподшипниковом заводе.
С 1937 по 1944 года жила на Дальнем Востоке. Работала журналистом в Хабаровске, в газете «Тихоокеанская звезда», много ездила, писала о строителях Комсомольска-на-Амуре, о моряках Приморья, о судостроителях Камчатки, об оленеводах Чукотки.
В годы войны Клара Моисеевна была корреспондентом Дальневосточного отделения ТАСС. После 1945 г. сотрудничала в журналах «Огонек», «Смена», «Советская женщина».
Чувствуя тягу к истории древних культур, изучая проблемы психологии, философии, археологии, Клара Моисеевна пришла к замыслу серии исторических повестей для детей о далеком прошлом.
Первая книга «В древнем царстве Урарту» (1953).
В последующие годы вышли еще 12 повестей, среди них: «Меч Зарины» (1960), «Звезды мудрого Бируни» (1963), «Дочь Эхнатона» (1967), «В Помпеях был праздник» (1972), «Караван идет в Пальмиру» (1977), «Осень Овидия Назона» (1983), «Учись, Сингамиль!» (1988) и др.
Член Союза писателей СССР с 1965 года.
Моисеевой принадлежит целый ряд исторических повестей для детей среднего и старшего возраста, рассказывающих о различных странах и культурах Древнего мира. Без произведений Клары Моисеевой, иные из которых появились на свет десятки лет назад, невозможно представить ни один современный библиографический список по истории или археологии. Секрет не только в том, что писательница зачастую рассказывала о вещах, которые никто другой так и не удосужился изложить популярно, а тем более, многие авторы попросту уступают Моисеевой как в занимательности и доступности, так и в знании материала. Кое в чём её исторические повести, разумеется, устарели, однако остались актуальными в главном: в чувстве исторического времени и способности заразить читателей своей увлечённостью событиями прошлого.
«Было восемь лет, - вспоминала Клара Моисеевна, - когда прочла «Песнь о Гайавате», полюбила этих людей, перенеслась мысленно в эту страну, играла в вигвамы, перевоплощалась в героев «Песни». Так же и её читатели всякий раз перевоплощаются в людей, живших сотни и тысячи лет назад, но ставших им понятнее и ближе, благодаря мастерству и эрудиции автора. В предисловии к «Дочери Эхнатона» она признавалась: «Я писала об этих людях с любовью и уважением. Эти чувства я стремилась передать вам, дорогие читатели»...
Умерла Клара Моисеевна в 2001 году.
Информация с сайта Детской библиотеки им. Максима Горького (г. Комсомольск-на-Амуре).
Настоящая фамилия Клары Моисеевны – Кацнельсон. Родилась 9 февраля 1910 года в городе Берн, Швейцария. Детство прошло на Украине; с 1922 г. жила и училась в Москве. Окончив в… Развернуть
Пьер Жильяр (по правилам практической транскрипции правильнее Жийяр; фр. Pierre Gilliard; в России — Петр Андреевич; 1879, кантон Во — 30 мая 1962, Лозанна) — преподаватель французского языка, родом из Швейцарии.
В 1904 году окончил Лозаннский университет. Был приглашён в Россию преподавать французский язык детям герцога Лейхтенбергского. В сентябре 1905 году ему было предложено учить французскому детей Николая II. С 1913 года являлся наставником Наследника Цесаревича Алексея Николаевича[1]. После свержения Николая II сопровождал его семью в ссылку в Тобольск, но по прибытии в Екатеринбург был отделён от царской семьи. Жильяр так описал момент, когда он в последний раз видел своего воспитанника:
"Матрос Нагорный прошёл мимо моего окна, неся маленького больного на руках; за ним шли Великие Княжны, нагруженные чемоданами и мелкими вещами. Я захотел выйти, но часовой грубо оттолкнул меня в вагон.
Я вернулся к окну. Татьяна Николаевна шла последней, неся свою собачку, и с большим трудом тащила тяжелый коричневый чемодан. Шел дождь, и я видел, как она при каждом шаге вязла в грязи. Нагорный хотел прийти ей на помощь — его с силой оттолкнул один из комиссаров…"
После убийства царской семьи остался в Сибири, где помогал следователю Соколову, а также разоблачил самозванца, выдававшего себя за Цесаревича Алексея Николаевича. В 1920 году Жильяр вернулся в Швейцарию с Дальнего Востока России. Начал преподавать французский в университете города Лозанна, был награждён французским Орденом Почётного Легиона.
В 1921 году опубликовал книгу «Трагическая судьба Николая II и Его Семьи».
3 октября 1922 года женился на Теглевой Александре Александровне, бывшей няне Анастасии Николаевны.
В 1925 году сестра Николая II, Великая Княгиня Ольга Александровна просила помощи у Жильяра и его жены в расследовании дела относительно некой Анны Андерсон, выдававшей себя за Великую Княгиню Анастасию Николаевну. Супруга Жильяра получила такое письмо:
Мы все просим вас не теряя времени поехать в Берлин вместе с господином Жильяром, чтобы увидеть эту несчастную. А если вдруг это, и впрямь, окажется наша малышка! Одному Богу известно! И представьте себе: если это она, там одна, в нищете, если всё это правда… Какой кошмар! Умоляю вас, умоляю вас, отправляйтесь как можно скорее. (…) Самое ужасное, что она говорит, что одна из её тетушек — она не помнит, кто именно — называла её Schwibs. Да поможет вам Бог. Обнимаю вас от всего сердца.
P.S. Если это действительно она, телеграфируйте мне, я приеду тотчас…
В Мариинской больнице Берлина Жильяр увидел Андерсон в первый раз и сделал вывод, что она не является той, за кого себя выдаёт. Далее последовало ещё несколько встреч, но своего мнения он не изменил.
В 1958 году Жильяр дал показания в гамбургском суде по делу об определении, была ли Андерсон действительно великой княгиней.
Вскоре после дачи показаний Жильяр попадает в автокатастрофу, после которой он уже так и не оправился. Умер спустя четыре года, в возрасте восьмидесяти трёх лет.
Пьер Жильяр (по правилам практической транскрипции правильнее Жийяр; фр. Pierre Gilliard; в России — Петр Андреевич; 1879, кантон Во — 30 мая 1962, Лозанна) — преподаватель… Развернуть
Готфрид Келлер (нем. Gottfried Keller) (1819–1890) — классик швейцарской литературы, автор знаменитого «воспитательного» романа «Зеленый Генрих»,сборников новелл «Люди из Зельдвилы», «Семь легенд», «Цюрихские новеллы».
В пятилетнем возрасте потерял отца, мать вторично вышла замуж. Учился в Мюнхене в Академии художеств (1840—1842). Позднее учился в Гейдельберге и в Берлине. Занимал должность статс-секретаря кантона Цюрих.
Герман Гессе писал о Г. Келлере:
…У Готфрида Келлера мы видим, как из жалкой, полной лишений и тягот жизни, из жизни чудаковатого коротышки, бедного упрямого холостяка и любителя выпить рождается труд, в котором нет следов нужды и скрытой озлобленности. Мы видим, как этот неудачник, этот бедолага достигает гармонии в своем труде, создает атмосферу возвышенности и чистоты, жертвует красоте своим Я, что не только приводит в восхищение, но и, как пример служения искусству, может стать образцом для подражания, хотя “подлинная” его жизнь отнюдь не выглядит образцовой. Но она кажется таковой лишь когда биограф старается показать, что останется, если из жизни творца изъять часы творческой работы. Ведь самое-то лучшее в этой жизни, как и в жизни любого мастера, совершается именно в такие, и даже исключительно в такие часы, когда все его состояния и затруднения мы можем оставить как бы в стороне, когда мы уже видим плоды его труда.
…Творения Готфрида Келлера после недолгих споров, как и прежде, стоят незыблемо, означая для великого множества людей то самое, что может значить для человека современное искусство: утешение, поддержку среди тягот жизни, дверь, распахнутую в вечность…
(Герман Гессе, Берн, 1930-1951)
Готфрид Келлер (нем. Gottfried Keller) (1819–1890) — классик швейцарской литературы, автор знаменитого «воспитательного» романа «Зеленый Генрих»,сборников новелл «Люди из… Развернуть
Карл Георг Бюхнер (нем. Karl Georg Büchner; 17 октября 1813, Годделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.
Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера, писателей Александра и Луизы Бюхнер. Его племянником был Эрнст Бюхнер (1850-1924), химик-изобретатель.
Учился в Страсбурге и Гиссене, где занимался изучением естественных наук и практической медицины.
В 1834 году Бюхнер организовал «Общество прав человека» («Gesellschaft der Menschenrechte») и участвовал в революционном восстании в Гессене. Издал памфлет «Der Hessische Landbote» с эпиграфом: «Friede den Hütten, Krieg den Palästen» («Мир — хижинам, война — дворцам»), ставшим распространённым левым лозунгом. За написание политического памфлета разыскивался полицией.
Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 году в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы. В октябре 1836 года приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837 года, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, умер от тифа.
Учебник сравнительной анатомии, написанный Бюхнером, использовался в вузовском преподавании вплоть до середины ХХ века.
Карл Георг Бюхнер (нем. Karl Georg Büchner; 17 октября 1813, Годделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.
Сын врача, брат врача и… Развернуть
Франкоязычный швейцарский писатель Жак Шессе (Jacques Chessex) родился в 1934 году в кантоне Во в протестантской семье с крестьянскими корнями. Его отец получил хорошее образование и преподавал в гимназии.
Жак Шессе окончил коллеж в Лозанне и в 1952 году сдал экзамены на степень бакалавра. Затем учился на филологическом факультете Лозаннского университета, выпустил в студенческие годы первый сборник стихов в престижном французском издательстве Мермо. В 1960 году стал дипломированным лингвистом и искусствоведом, и в это же время в швейцарских журналах появляются его первые прозаические публикации, в основном посвященные истории кантона Во. В 1961 году начинает преподавать в коллеже Бетюзи в Лозанне.
Постепенно проза занимает основное место в творчестве Шессе. Он пишет рассказы и повести, и в 1962 году в издательстве "Галлимар" выходит его книга "Открытая голова", весьма благожелательно встреченная критикой. За эту книгу Жак Шессе был удостоен высшей литературной награды Швейцарии - премии Шиллера, что сразу поставило его в ряд ведущих швейцарских писателей. В дальнейшем книги Шессе следуют одна за другой.
В 1967 году в издательстве "Кристиан Бургуа" публикуется повесть "Исповедь пастора Бюрга" - рассказ о пасторе, ставшем любовником юной прихожанки и погубившем свою любимую. Против этой книги резко выступила церковь, разразившийся скандал вызвал дискуссию в швейцарской прессе и способствовал росту популярности книг Шессе.
В 1969 году он публикует роман "Портрет Вальденсов", который был переведен на английский и немецкий языки, имел большой успех в европейских странах и США. После "Портрета Вальденсов" критика стала сравнивать Шессе с Мопассаном.
В 1971 году в издательстве "Грассе" вышел автобиографический роман "Карабас". В этом же издательстве выходят все последующие книги Шессе. Помимо романов ("Людоед", "Кальвинист", "Иона", "Смерть праведника" и др.), Шессе издает поэтические сборники, а в 1991 году выпускает эссе о Флобере. Последняя его книга - сборник новелл "Двойник Святого" (2000).
Вышедший в 1973 году роман "Людоед" удостоен Гонкуровской премии.
Франкоязычный швейцарский писатель Жак Шессе (Jacques Chessex) родился в 1934 году в кантоне Во в протестантской семье с крестьянскими корнями. Его отец получил хорошее… Развернуть