Настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Невшатель, в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет он поступает в Школу искусств в Шо-де-Фоне, где учится декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях движения «искусств и ремёсел», основанного Дж. Рёскином, а также на популярном в то время стиле ар нуво. С момента поступления в эту школу Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравируя монограммы на крышках часов.
Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере предпринял в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле (дом Фалле), члена совета Школы искусств. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии. Около полугода Жаннере находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов для Шо-де-Фона, изучал архитектуру венского сецессиона, встречался с художниками и архитекторами этого города, в частности с очень популярным тогда Йозефом Хофманом. Путешествие завершилось в Париже, где Жаннере провёл более двух лет, работая стажёром-чертёжником в бюро архитекторов братьев Огюста и Густава Перре (1908—1910), новаторов, пропагандировавших недавно открытый железобетон. В 1910-м около полугода стажируется (вместе с Людвигом Мис ван Дер Роэ и Вальтером Гропиусом) в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса под Берлином (Нойбабельсберг).
Позже с целью самообразования Жаннере предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) — по Греции, Балканам и Малой Азии.
Возвратившись на родину, Жаннере стал работать преподавателем в Школе искусств. В 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую
В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914).
По приезде в Париж Эд. Жаннере работает архитектором-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. В 1919 году Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой швейцарского бизнесмена Рауля Ла Роша, начинают выпускать философско-художественный журнал «Эспри Нуво» (фр. «L’Esprit Nouveau» - "Новый дух"). Архитектурный отдел в нём ведёт Эд. Жаннере, подписывая свои статьи псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.
В 1922 году Эд. Жаннере открывает своё архитектурное бюро в Париже, в сотрудники он берёт своего двоюродного брата Пьера Жаннере, который становится его постоянным компаньоном. В 20-е годы Эд. Жаннере (теперь уже Ле Корбюзье) спроектировал и построил несколько богатых вилл, создавших ему имя; большинство из них расположены в Париже или его окрестностях.
В этом и других подобных проектах — это планы для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Ле Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зелёные зоны (концепция «зеленого города»), современную сеть транспортных магистралей — и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.
На Международной выставке 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был выстроен павильон «Эспри Нуво». По своей эстетике и внутренней структуре павильон являл собой своеобразую модернистскую архитектурную декларацию — как и павильон Советской России архитектора К. Мельникова для той же выставки. Павильон «Эспри Нуво» включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.
К началу 1930-х годов имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы.
В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов CIAM — съездов современных архитекторов разных стран, объединённых идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарраз, Швейцария, в 1928 году. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935) и других.
Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр. Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство.
В 1940 году мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 году Корбюзье совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, он занимался теорией, рисовал, писал книги. После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроителью роль.
В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашён для проектирования комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке.
Начало 50-х годов — это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей
В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился в течение примерно десяти лет (1951—1960, достраивался на протяжении 60-х гг
Пятидесятые-шестидесятые годы — время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957—1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно — это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.
Корбюзье скончался в возрасте 77 лет, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн, на Средиземном море, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon. Процесс прощания с архитектором проходил в Лувре 1 сентября 1965 г. под руководством писателя Андре Мальро, бывшего в то время министром культуры Франции. Корбюзье был похоронен рядом с женой на кладбище между городами Рокебрюн — Кап-Мартен и Ментон.
Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им вилле Ла Роша-Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, возведённом по его же проекту.
В 2002 году Фонд Ле Корбюзье и Министерство культуры Франции выступили с инициативой внести произведения Ле Корбюзье в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Заручившись поддержкой стран, на территории которых имеются его постройки — Франции, Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии — эти организации подготовили список произведений Ле Корбюзье для включения в «Памятники…» и внесли своё предложение в ЮНЕСКО в январе 2008 года.
Основные здания и сооружения
Допарижский период:
1905 год - Вилла Фалле в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
1912 год - Вилла Жаннере-Перре в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
1916 год - Вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
Период 1917—1939:
1922 Дом-ателье Амеде Озанфана, Париж, Франция
1923—1924 Вилла Ла Роша\Жаннере, Париж, Франция
1924—1925 Посёлок ФРУЖЕ, Пессак, Бордо, Франция
1924 Павильон «ЭСПРИ НУВО» для Всемирной выставки в Париже, Франция
1926 Дом-убежище Армии Спасения в Париже, Франция
1926 Дом Кук в Болонь-сюр-Сен, Париж, Франция
1926—1927 Вилла Штейн/де Монзи, Вокрессон, Париж, Франция
1927 Дома в поселке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия
1928—1933 Здание Центросоюза в Москве
1929—1931 Вилла Савой в Пуасси, Франция
1930—1932 Швейцарский павильон Интернациональный студенческий городок, Париж
1930 Многоквартирный дом Кларте в Женеве, Швейцария
1931—1933 Дом в Порт-Молитор (с апартаментами Л. К.) Париж, Франция
1935—1936 Министерство здравоохранения и образования (Дворец Гуштаву Капанемы), руководство проектом, Бразилия
Период 1940—1965:
1946—1951 Мануфактура Дюваль в Сен-Дье, Франция
1947—1952 Марсельская жилая единица, Марсель, Франция
1949 Дом Куручета в Ла-Плате, провинция Буэнос-Айрес, Аргентина
1950—1955 Капелла в Роншане Роншан, Франция
1951—1957 Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия:
1951 Музей и галерея искусств
1951—1958 Здание Секретариата
1951—1955 Дворец Юстиции
1951—1962 Здание Ассамблеи
Здание Ассамблеи
1951—1957 Ахмадабад, Индия:
1951—1956 Дом Сарабхаи
1951—1956 Дом Сходан
1951—1957 Здание Текстильной ассоциации
1951—1957 Музей
Другие проекты:
1955—1957 Дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен, Париж, Франция
1957—1959 Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
1957—1959 Национальный музей западного искусства, Токио, Япония
1963—1967 Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих
1962 Карпентер-Центр Визуальных Искусств, Гарвардский ун-т, Бостон, США
Произведения монументального искусства
Настенные росписи, выполненные Корбюзье собственноручно:
— 8 росписей-сграфито в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (1938—1939);
— роспись в здании мануфактуры Дюваль, конец 40-х гг.;
— роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 кв. м, 1948);
— росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США, 1950);
Рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951; в Резе-ле-Нант, 1955, и другие);
Памятник «Открытая рука» (в том числе скульптурное изображение «руки» для памятника) — по эскизам Корбюзье, в г. Чандигарх, Индия.
Крупномасштабные эмали (по эскизам Л. К.):
— для входа в капеллу Роншан (1951);
— для большого церемониального входа в здании Ассамблеи, (г. Чандигарх, 1953),
— и другие;
Декоративные настенные ковры большого размера (по эскизам Л. К.):
— акустический ковер для зала заседаний Дворца Юстиции, Чандигарх (площадь 650 кв.м, 1954);
— ковер для зала президентского дворца в Чандигархе (пл. 144 кв.м, 1956)
— ковер-панно для театра в Токио (площадь 210 кв.м, 50-е гг.);
— и многие другие, называемые Корбюзье «мюральномад», — по эскизам, выполненным им для ковровых мастерских в Обюссоне в 1948—1950 гг.
Настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма,… Развернуть
Элиза Шуа Дюсапин - писательница французско-корейского происхождения.
В настоящее время живёт в Швейцарии.
Франц Холер родился в Биле, детство его прошло также в Северной Швейцарии, в Ольтене, в 1963 году он окончил кантональную школу в Арау. Изучал германистику и романистику в Цюрихском университете. В 1965 году, ещё будучи студентом, пробует свои силы на сцене со своей первой соло-программой pizzicato. После ряда успешных выступлений Холер бросает университет, чтобы полностью посвятить себя искусству. К настоящему времени он является автором многочисленных кабаре-постановок, пьес для театра, романов и сборников рассказов для взрослых и детей, кино- и телефильмов.
Для созданных Францем Холером произведений присущи соединение политической, актуальной тематики с юмористической, порой гротескной фабулой. Зачастую автор начинает повествование с обычных, ежедневных жизненных зарисовок, переходящих внезапно в некую абсурдную картину. При исполнении на сцене своих монологов автор иногда сопровождает их игрой на виолончели (Celloballaden). Часто при своих сценических выступлениях и на телевидении — в тандеме с другими артистами, например с пантомимистом Рене Квелле.
Франц Холер — лауреат многочисленных литературных и художественных премий Швейцарии и Германии, почётный доктор Фрибурского университета. Член Швейцарского общества писателей (Autorinnen und Autoren der Schweiz) и международного ПЕН-клуба (P.E.N.).
Женат с 1969 года на филологе и психологе Урсуле Нагель, в этом браке имеет двух сыновей. В настоящее время живёт в Эрликоне, пригороде Цюриха.
Франц Холер родился в Биле, детство его прошло также в Северной Швейцарии, в Ольтене, в 1963 году он окончил кантональную школу в Арау. Изучал германистику и романистику в… Развернуть
Эдвард Ги́ббон (англ. Edward Gibbon; 1737, близ Лондона, Великобритания — 1794, Лозанна, Швейцария) — английский историк. Родился в Патни 27 апреля 1737. Воспитывался дома, а также посещал частные школы, в 1748-1750 учился в Вестминстер-скул. Слабое здоровье препятствовало посещению школ, поэтому образование было в основном получено Эдуардом самостоятельно, из книг, которых он прочел неимоверное количество.
Мемуары (англ. Memoirs of my life and writings) и письма Гиббона дают богатый материал для его биографии. Историк принадлежал к древнему роду, от которого, впрочем, не получил «ни славы, ни позора». Из ближайших предков Гиббона особенно выдающимся был его умный дед, успешно ведший обширные торговые предприятия. Отец весьма неудачно занимался сельским хозяйством. Детство Гиббона, хилого от природы, прошло довольно беспорядочно: болезненность мешала систематическим занятиям, но помогала, приковывая ребенка надолго к постели или комнате, развитию в нём охоты к чтению. Мальчик увлекался путешествиями, причём познакомился весьма обстоятельно и с историей Востока. Результатом этого знакомства была попытка на 16 году написать «Век Сезостриса».
При поступлении в Оксфордский университет в 1752 году он имел массу сведений по истории турок и сарацин, римлян и греков. В университете он стал заниматься богословием и под влиянием этих занятий перешёл из англиканства в католицизм. Обрядовая сторона католического вероисповедания на него сильно подействовала. К тому же чтение сочинений Боссюэ: «История разновидностей английского протестантизма» (фр. Histoire des variations des églises protestantes) и «Объяснение католического учения» (фр. Exposition de la doctrine catholique) убедило его в превосходстве католического учения над протестантским.
За перемену вероисповедания он был удален из университета и отправлен отцом к кальвинистскому пастору Павильяру в Лозанну. В Лозанне ему пришлось страшно скучать, вследствие незнания французского языка, и переносить материальные лишения. В нём стал ослабевать благородный пыл, с которым он намеревался пожертвовать собой ради интересов веры и истины, и он начал чистосердечно искать какой-нибудь «разумный» повод для возвращения на лоно англиканства. Благодаря одному аргументу пастора Павильяра против пресуществления, Гиббон снова перешёл в протестантство.
В Лозанне Гиббон познакомился с Сюзанной Кюршо (впоследствии Неккер), дочерью бедного пастора; сближению их воспрепятствовал отец Гиббона, который вызвал сына в Англию. Пятилетнее пребывание в Лозанне было важно для Гиббона и в других отношениях: здесь он отлично освоился с французским языком и литературой и, бывая часто в кругу французских энциклопедистов, освободился от многих английских предрассудков и познакомился с интеллектуальным движением, происходившим тогда во Франции.
В 1758 году Гиббон поступил капитаном в английские войска, набранные по случаю Семилетней войны. Знакомство с военным делом отразилось впоследствии в его мастерских описаниях походов Юлиана, Велисария и Нарсеса. Поездка в Рим определила его призвание: «15 октября 1764 года, — пишет Гиббон, — сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в это же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера: в эту-то минуту во мне блеснула в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима». Вернувшись в Англию, Гиббон был избран в члены парламента, но не принимал активного участия в политических делах.
В 1760-1762 Гиббон служил в подразделении самообороны в Южном Гэмпшире. Его первая книга - Этюд об изучении литературы (Essai sur l'tude de la litrature) была опубликована в 1761. Гиббон вел дневник (изданный Д.Лоу в 1929 под названием Дневник Гиббона до 1763, Gibbon's Journal to 1763). Когда в 1763 Семилетняя война была окончена, он отправился в Париж, а затем в Лозанну. Дневник, который он вел в то время, был опубликован Ж.Боннаром в 1945 (Дневник Гиббона в Лозанне, Le Journal de Gibbon Lausanne). Затем будущий историк отправился в Италию, где задумал написать большой труд по истории Рима. В Риме он познакомился с Джоном Холройдом, будущим лордом Шеффилдом, ставшим его близким другом.
С 1765 он жил с отцом в Беритоне, вместе с Девердю работал над журналом 'Литературные памятники Великобритании' ('Mmoires littraires de la Grande Bretagne'), два выпуска которого были изданы в 1768 и 1769. В 1770 Гиббон опубликовал анонимно Критические замечания к шестой книге Энеиды (Critical Observations on the Sixth Book of the Aeneid). Первый том Истории упадка и разрушения Римской империи вышел в 1776. Книга имела грандиозный успех, хотя некоторые критические статьи вынудили его написать в 1779 ответ: В защиту некоторых мест... в Упадке и разрушении Римской империи (A Vindication of Some Passages in the... Decline and Fall of the Roman Empire). Второй и третий тома книги вышли в свет в 1781.
Гиббон, сторонник лорда Норта, был членом парламента в 1774-1784 и главой Совета по торговле с 1779. В июле 1779 он написал в защиту внешнеполитического курса Меморандум против обвинений со стороны французского двора (Mmoire justificatif pour servir de rponse l'expos de la cour de France). Когда Совет по торговле был упразднен в 1782, Гиббону пришлось экономить средства, и он решил переехать в Лозанну, где жил в доме Девердю 'Ла Грот' в 1783-1793, вернувшись ненадолго в Англию в 1787-1788, чтобы проследить за выходом последних трех томов Упадка и разрушения. Смерть Девердю вскоре после его возвращения, собственное шаткое здоровье, угроза мирной жизни со стороны французских войск омрачили последние годы Гиббона. В 1793 он спешно вернулся в Англию, чтобы поддержать лорда Шеффилда после кончины его супруги. Впоследствии Гиббон жил то в Лондоне, то в Шеффилд-парке в Суссексе. Умер Гиббон в Лондоне 16 января 1794.
Эдвард Ги́ббон (англ. Edward Gibbon; 1737, близ Лондона, Великобритания — 1794, Лозанна, Швейцария) — английский историк. Родился в Патни 27 апреля 1737. Воспитывался дома, а… Развернуть
Даниэль Одье — швейцарский писатель, поэт и сценарист. Изучал рисование в Италии, литературу во Франции, написание сценариев в США. Там же познакомился со своей женой, виолончелисткой Нелл Готковски. Преподаватель тантры. Автор серии книг о девочке Альбе.
Даниэль Одье — швейцарский писатель, поэт и сценарист. Изучал рисование в Италии, литературу во Франции, написание сценариев в США. Там же познакомился со своей женой,… Развернуть
Томас Отт — швейцарский иллюстратор и автор комиксов. Он работает в технике скретчборд — процарапывания изображения на специальном картоне, покрытом чёрной тушью.
Сандрар Блез (настоящее имя — Фредерик-Луи Созе, фр. Frédéric-Louis Sauser) — швейцарский и французский писатель.
Родился 1 сентября 1887 года в семье коммерсанта, выходца из Берна, в доме говорили по-французски. Сначала много ездил по свету с родителями, потом всю жизнь переезжал с места на место, бывал в Китае, Монголии, Африке, Бразилии, США и других местах, сменил несколько профессий.
В 1912 году опубликовал за свой счёт новаторский сборник стихов «Пасха в Нью-Йорке», близких к кубизму в пластике и глубоко повлиявших на современников.
Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, лишился правой руки. В 1916 году стал гражданином Франции.
Всегда живо интересуясь всем новым, Сандрар увлекся кино, снимался у Абеля Ганса, а потом работал у него ассистентом. Сотрудничал с труппой «Шведского балета» в Париже, в частности, с композитором Дариюсом Мийо, на основе африканских мифов написал для него либретто балета «Сотворение мира» (1921, пост. 1923, с декорациями Фернана Леже). Был также первоначальным автором либретто последнего нашумевшего балета Эрика Сати, поставленного «Шведским балетом» (декабрь 1924) в сильно переработанной версии Франсиса Пикабиа под дадаистским названием «Спектакль отменяется».
После 1925 года Сандрар больше не писал стихов. Автор новелл и романов, репортерских очерков. Написал несколько киносценариев (по одному из них, «Золото Зутера», написанному на основе сандраровского романа «Золото», собирался ставить в Голливуде фильм С. Эйзенштейн).
В начале Второй мировой войны работал военным корреспондентом, после вторжения гитлеровских войск во Францию укрылся в Экс-ан-Прованс и три года ничего не писал. Вернулся к литературе, создав автобиографическую тетралогию (1945—1949). Сблизился с Робером Дуано, писал о его работах, Дуано оставил серию фотопортретов Сандрара.
Писатель умер 21 января 1961 года, похоронен на кладбище Батиньоль. В 1994 году его прах был перезахоронен на кладбище городка Трамбле-сюр-Модр в департаменте Ивелин, где Сандрар имел дом.
Сандрар Блез (настоящее имя — Фредерик-Луи Созе, фр. Frédéric-Louis Sauser) — швейцарский и французский писатель. Родился 1 сентября 1887 года в семье коммерсанта, выходца… Развернуть
Адольф Гуггенбюль-Крейг - известный швейцарский психиатр, экс-президент Международной ассоциации аналитической психологии. Представитель школы архетипической психологии.
Зое Дженни родилась в 1974 году в Базеле, Швейцария и провел часть своего детства в Греции и Тичино.
Ее первый роман "Комната из цветочной пыльцы" (1997) был опубликован на немецком языке и переведен на 27 языков.
С 2003 года писательница живет в Лондоне. В 2008 году она вышла замуж за Мэтью Хомфрэя, британского ветеринара.
Зое Дженни родилась в 1974 году в Базеле, Швейцария и провел часть своего детства в Греции и Тичино.
Ее первый роман "Комната из цветочной пыльцы" (1997) был опубликован на… Развернуть
Давид Кали - итальянский писатель, автор более десятка книг для детей и взрослых.
Книги Дэвида Кали переведены на многие языки и изданы в 25 странах. За свои работы он получил почти три десятка престижных международных наград. Родился в 1972 году в Швейцарии. Работает в жанре графической новеллы, в основном пишет для детей и юношества.
Давид Кали - итальянский писатель, автор более десятка книг для детей и взрослых.
Книги Дэвида Кали переведены на многие языки и изданы в 25 странах. За свои работы он получил… Развернуть
Аннемари Шварценбах — швейцарская писательница, журналистка, путешественница и фотограф.
Родилась в богатой аристократической семье. Получила прекрасное образование: училась на историческом факультете Цюрихского университета, затем в Сорбонне и стала первой женщиной с учёной степенью в роду Шварценбах-Вилле. Ещё студенткой опубликовала свои первые статьи и начала заниматься литературой, написав роман "Freunde um Bernhard" («Друзья Бернгарда»).
Выйдя замуж за французского дипломата, Аннемари много путешествовала, по возвращении из поездок публиковала свои путевые заметки и фотографии в оппозиционных немецких журналах. После возвращения в Швейцарию на рубеже 1940-хх годов занималась журналистикой, публикуя фоторепортажи и очерки о разрушительных итогах нацистской политики в Чехии и Австрии. Скончалась в 1942 году от последствий ЧМТ после падения с велосипеда.
Аннемари Шварценбах — швейцарская писательница, журналистка, путешественница и фотограф. Родилась в богатой аристократической семье. Получила прекрасное образование: училась… Развернуть
Карл Густав Эмиль Маннергейм (швед. , фин. Carl Gustaf Emil Mannerheim) — барон, финский военный и государственный деятель шведского происхождения, генерал от кавалерии Финляндской армии, фельдмаршал, маршал Финляндии (только как почётное звание), регент Королевства Финляндия, президент Финляндии; русский военачальник, генерал-лейтенант Русской армии.
В качестве личного им использовалось второе имя, Гу́став; во время службы в русской армии он звался Густа́вом Ка́рловичем; иногда его звали на финский манер — Ку́стаа.
Барон Маннергейм родился в Финляндии близ города Турку, в семье немецко-шведского аристократа, барона Карла Роберта Маннергейма. Когда Карлу Густаву было 13 лет, отец разорился, и, бросив семью, уехал в Париж. В январе следующего года умерла его мать, графиня Хедвиг Шарлотта Хелена Маннергейм.
В 1887 году Карл Густав закончил Гельсингфорский университет, в 1889 году - Николаевское кавалерийское училище в российской столице, откуда был выпущен в чине поручика.
Барон Маннергейм служил в русской армии с 1899 по 1917 год и сделал успешную карьеру. Участник Русско-японской войны 1904-1905 годов, он отличился в боях на территории Маньчжурии. Войну закончил в звании майора. Дальнейшую службу проходил в русской кавалерии.
В 1913-1915 годах генерал-майор Карл Маннергейм командовал Отдельной гвардейской кавалерийской бригадой, состоявшей из лейб-гвардии Уланского его величества полка и лейб-гвардии Гродненского гусарского полка.
В 1917 году получил звание генерал-лейтенанта. В годы Первой мировой войны кавалерийский военачальник участвовал в боевых действиях против германских войск и удостоился нескольких орденов.
С началом развала русской армии оказался не у дел, лишившись командования кавалерийской дивизией. После октябрьских событий 1917 года вернулся в Финляндию. Там он примкнул к движению, провозгласившему в декабре 1917 года независимость Финляндии, составлявшей часть ушедшей в прошлое Российской империи. Боевой фронтовой генерал Карл Маннергейм стал одним из лидеров движения за обретение Финляндией государственной независимости и вооруженной борьбы с левыми силами в этой стране.
16 января 1918 года бывший генерал-лейтенант русской армии принял на себя командование белофинской армией, сформированной в западной части Финляндии. В городе Ваза войска Маннергейма сумели овладеть оружием и боеприпасами деморализованного русского гарнизона, который не оказал сопротивления нападавшим и сдался в плен. Солдаты и офицеры гарнизона Вазы думали только о скорейшем возвращении в Россию.
Захваченное в городе Вазе оружие, боеприпасы и другое военное снаряжение позволили генералу Маннергейму хорошо вооружить свои войска. К тому времени они стали пополняться финнами, служившими в армии кайзеровской Германии. Захватив богатые трофеи у русского армейского гарнизона, войска Белой армии Финляндии начали наступление против финской Красной Гвардии.
Белофинские войска 16 марта столкнулись с главными силами красногвардейцев в бою близ города Тампере.
Совместными усилиями белофинны и германский экспедиционный корпус генерала фон Гольца заставили отряды Красной Гвардии отступить сперва к городу Выборгу, а затем на территорию Советской России, где они влились в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Маннергейм сделал все для того, чтобы Карельский перешеек остался за Финляндией.
17 июня 1919 года была провозглашена Республика Финляндия. В том же месяце генерал Маннергейм добровольно ушел с поста регента Финляндии в отставку. Но он продолжал оставаться одним из самых видных политических деятелей в стране, сохранив огромное личное влияние на ее вооруженные силы.
Маннергейм, будучи непримиримым противником Советской России, сотрудничал с правыми силами в стране и все больше склонялся в сторону установления тесных межгосударственных и военных отношений с гитлеровской Германией. Он стал основателем шюцкора - правой националистической военизированной организации, которая стала главным резервом финской армии.
В 1931 году, когда маршалу Финляндии Карлу Маннергейму было уже за 60 лет, правительство страны вновь вернуло его к активной государственной деятельности. Его назначили председателем Совета обороны государства, которому предстояло решать военные вопросы в условиях обострения отношений Финляндии со своим соседом - Советским Союзом. Запад был полностью на стороне правительства Хельсинки, и поэтому оно откровенно не считалось с позицией Москвы.
В течение восьми лет Карл Маннергейм руководил строительством мощной фортификационной линии на Карельском перешейке всего в 32 километрах от советского Ленинграда и еще ближе к главной базе советского Балтийского флота городу-крепости Кронштадту. Эта фортификационная линия вошла в мировую военную историю под названием "линии Маннергейма".
Всего было 220 километров сплошных проволочных заграждений, 200 - лесных завалов и 80 - противотанковых надолбов. Главная полоса обороны глубиной от 7 до 10 километров передним краем проходила по линии Мурила, Сумма (Хотинен), Муола, Ритасаала и далее по левому берегу реки Вуокса до Тайпале. Она включала в себя 25 узлов сопротивления, состоявших в свою очередь из 3-4 опорных пунктов.
В 1939 году бывший генерал российской императорской армии в звании маршала Финляндии барон Карл Маннергейм становится главнокомандующим армией Финляндской республики. Это давало ему огромные полномочия на случай войны с Советским Союзом.
До начала Советско-финской войны 1939-1940 годов возведение "линии Маннергейма" так и не было завершено как планировалось.
14 октября 1939 года Финляндии было предложено сдать в аренду на 30 лет порт Ханко для устройства там советской военно-морской базы, а также передать СССР несколько островов в восточной части Финского залива, часть Карельского перешейка и полуостров Рыбачий на севере страны - всего 2761 квадратный километр. В обмен предлагалось 5529 квадратных километров советских территорий в Карелии. Официальный Хельсинки ответил на это отказом.
30 ноября 1939 года советские войска начали широкую наступательную операцию против Финляндии, нанеся главный удар на Карельском перешейке. Со стороны СССР в войне участвовал примерно один миллион военнослужащих. Помимо сухопутных войск боевые действия вел Балтийский флот. Советско-финская война началась бомбардировкой финской столицы Хельсинки и города Виипури.
Начало войны сложилось не в пользу Советского Союза, чья армия оказалась плохо подготовленной к боевым действиям против мощной фортификационной линии противника в условиях зимы с ее 40-градусными морозами.
Финские солдаты были снабжены хорошей зимней одеждой, включая белые защитные маскировочные халаты, а также лыжами для более быстрого передвижения. Экипировка советских солдат оставляла желать много лучшего, поэтому среди них сразу же появилось большое число обмороженных.
Особенно сильные бои разгорелись при полном господстве советской авиации в воздухе близ Суомуссалве в декабре 1939 - январе 1940 годов. Здесь обороняющимся войскам Маннергейма в местности, изобилующей реками и озерами, удалось замедлить наступление советских войск и, устраивая засады, отрезать часть их от главных сил.
После этого в действие пришли артиллерия и многочисленные группы снайперов. Советская 163-я пехотная дивизия и спешившая ей на выручку 44-я дивизия оказались полностью разгромленными. В итоге советские войска под Суомуссалве потеряли свыше 27 тысяч человек убитыми и замерзшими, а потери финнов (по их данным) составили всего около 900 человек.
Советское командование сделало правильные выводы из первых неудачных боев по прорыву "линии Маннергейма" на Карельском перешейке. Было увеличено число саперных и инженерных подразделений, артиллерии, более тщательно стала вестись разведка неприятельских укреплений. Изменилась сама тактика наступления, и это сразу же дало результаты.
12 марта 1940 года Финляндия капитулировала, чтобы не допустить продвижения советских войск в глубь ее территории.
В годы Второй мировой войны Финляндия выступила против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии, став ее сателлитом. Маршал Карл Маннергейм вновь был во главе финской армии, которая на Карельском перешейке вела наступление на Ленинград. На захваченной советской территории финны к июню 1944 года создали новую линию долговременной обороны, в которую "линия Маннергейма" вошла составной частью.
О том, какую роль играл маршал Маннергейм в воюющей против Советского Союза Финляндии, лучше всего свидетельствует тот факт, что в августе 1944 года он стал президентом страны, которая вместе с Германией и другими ее союзниками терпела неотвратимое поражение во Второй мировой войне.
В сентябре 1944 года под впечатлением побед Советской Армии на всех фронтах президент Финляндии Карл Маннергейм принял решение о выходе страны из войны. Тем самым Финляндия разрывала союзный с гитлеровской Германией пакт 1940 года. Страна выходила из войны на условиях Советского Союза.
Мирный договор между СССР и Финляндией был подписан 4 сентября. Согласно этому договору главнокомандующему финской армий маршалу Маннергейму предстояло провести в своей военной биографии последнюю военную операцию. Финляндия обязывалась вытеснить своих недавних союзников-немцев из оккупированной ими на севере области - Лапландии.
Побежденная Финляндия во второй раз делала небольшие территориальные уступки Советскому Союзу. За ним окончательно закреплялся Карельский перешеек, некоторые острова в Финском заливе и территории в Карелии. Финляндия по итогам войны лишалась выхода в Северный Ледовитый океан - полярный порт Петсамо отходил к СССР.
3 марта 1946 года маршал Карл Маннергейм под давлением демократических сил страны ушел в отставку с поста президента Финляндии. Он показал себя не только крупнейшим военным деятелем в истории этого государства, но и мастером политических маневров, умело балансирующими между Востоком и Западом.
Уйдя в отставку, Маннергейм стал уделять надлежащее внимание своему пошатнувшемуся здоровью. По совету врачей он путешествует по Южной Европе, подолгу живёт в Швейцарии, Италии, Франции. Находясь в Финляндии, он живёт в сельской местности, с 1948 начинает работать над мемуарами. В начале 1951 года двухтомник воспоминаний полностью закончен.
19 января 1951 года маршал был вынужден уже в который раз лечь на операцию по поводу язвы желудка. Операция прошла успешно, некоторое время Маннергейм чувствовал себя лучше. Но через несколько дней состояние его здоровья стремительно ухудшилось и 27 января 1951 года Карл Густав Маннергейм скончался.
Маннергейм похоронен на военном кладбище Хиетаниеми в Хельсинки, похороны состоялись 4 февраля 1951 года.
Карл Густав Эмиль Маннергейм (швед. , фин. Carl Gustaf Emil Mannerheim) — барон, финский военный и государственный деятель шведского происхождения, генерал от кавалерии… Развернуть
Ханна Йохенсен — швейцарская писательница и переводчица с английского языка.
Изучала германистику, классическую филологию и педагогику в университетах Марбурга и Гёттингена.
С 1972 года жила в Кильхберге недалеко от Цюриха. Её брак с писателем Адольфом Мушгом, от которого у неё двое сыновей, Филипп и Бенджамин, закончился разводом в 1990 году.
За свою жизнь Ханна написала более 30 детских книг, романов и рассказов. В 1978 году был опубликован её дебютный роман «Стоящие часы». В 2022 году вышла книга «Азбука снов» с её сборником детских стихов.
Умерла 25 апреля 2023 года в возрасте 83 лет.
Ханна Йохенсен — швейцарская писательница и переводчица с английского языка. Изучала германистику, классическую филологию и педагогику в университетах Марбурга и Гёттингена. С… Развернуть
Йоханнес Марио Зиммель — австрийский писатель.
Автор нескольких десятков книг, в основном приключенческих и мелодраматических, многие из которых числились в списках бестселлеров, были переведены на ряд языков и экранизированы, причем с успехом (среди экранизировавших его романы режиссёров были Курт Хоффман, Роберт Сьодмак, Геза фон Радвани, Петер Цадек и др.).
Жил в Австрии и Великобритании.
Зиммель является одним из наиболее успешных немецкоязычных писателей 20-го века. Он опубликовал около 35 романов и рассказов, которые были переведены на 33 языка, в том числе и на русский, и вышли общим тиражом в 73 миллиона экземпляров. Наибольшую известность получили романы "Не каждый же день вкушать икру" и "Материя, из которой сотканы сны". Множество произведений писателя были с успехом экранизированы.
Инженер, журналист, писатель Зиммель родился в 1924 году в Вене, его родители были родом из Гамбурга. По окончании гимназии он выучился на инженера-химика, однако уже в 17-летнем возрасте выпустил первый сборник рассказов "Встреча в тумане". После окончания Второй мировой войны он работал переводчиком в американской военной администрации в Вене. В 1949 году Зиммель опубликовал свой первый роман "Mich wundert, daß ich so fröhlich bin". (Прямой перевод названия "Я удивлен, что я так весел", роман на русский не переведён). С тех пор посвятил себя написанию приключенческих романов, посвящённых вопросам современной политики. Неоднократно критически высказывался в адрес своего литературного «оппонента» Х. Г. Конзалика.
В 1950 году молодой писатель переехал в ФРГ и устроился работать в журнал Quick. Зиммель под семью псевдонимами писал репортажи для издания из разных стран мира и в то время считался одним из самых высоко оплачиваемых журналистов в Западной Германии.
Первый большой литературный успех пришел в 1960 году с романом «Не каждый же день вкушать икру» («Es muss nicht immer Kaviar sein»). Авантюрный шпионский триллер с главным героем – немецким банкиром, поневоле ставшим во время войны секретным агентом нескольких европейских разведок, принес автору международную известность. Зиммеля стали сравнивать с Генрихом Беллем и Гюнтером Грассом.
Бестселлерами в Германии стали также романы "И Джимми отправился к радуге…" 1970 года о торговле биологическим оружием и "Материя, из которой сотканы сны" 1971 года, в котором рассказывается об лживом мире иллюстрированных журналов. Положительную критику автору принес роман "Ушли клоуны, пришли слезы" (1987), тематизирующий опасность генетических экспериментов. В своих романах отстаивал либеральные политические взгляды, писал о таких проблемах, как насилие против «гастарбайтеров», торговля наркотиками, незаконные генетические эксперименты и др.
Несмотря на большой успех у читателей, литературные критики нередко оценивали произведения Зиммеля как тривиальные. Сам писатель на этот счет однажды заметил, что в Германии "признаком успеха является абонемент на негативную критику" со стороны литературоведов. Правда, один из ведущих критиков в ФРГ Марсель Райх-Раницки (Marcel Reich-Ranicki) с похвалой отозвался о книгах Зиммеля, который, по его мнению, как ни один другой современный писатель обладал фантастическим чутьем к темам, проблемам и мотивам.
В последние годы проживал в Швейцарии в кантоне Цуг, прекратив литературную деятельность.
Творчество Зиммеля отмечено наградами Австрии и Германии.
Йоханнес Марио Зиммель — австрийский писатель. Автор нескольких десятков книг, в основном приключенческих и мелодраматических, многие из которых числились в списках… Развернуть
Эмиль Рудер (1914-1970) - Швейцарский типограф и графический дизайнер.
Он отличим в области типографики для разработки целостного подхода к проектированию и преподаванию, которые составляли философия, теория и систематической практической методологии. Выражает высокие чаяния для графического дизайна, написание этой части его функции должна была пропагандировать "доброе и красивое в слове и изображении и открыть путь к искусству".
с 1929 по 1933г. окончил обучение в качестве наборщика.
с 1941 по 1942г. учился в школе прикладного искусства в Цюрихе.
с 1942 по 1970г. преподавал "общую типографию" в Базеле, потом стал директором этого института.
Эмиль Рудер (1914-1970) - Швейцарский типограф и графический дизайнер. Он отличим в области типографики для разработки целостного подхода к проектированию и преподаванию,… Развернуть
Стефани Коринна Бий - швейцарский поэт и прозаик. Писала на французском языке.
Родилась в семье художника по стеклу (Edmond Bille). Биографически и творчески связана с живописным горным кантоном Вале (здесь провёл последние годы жизни и умер Р. М. Рильке). Много путешествовала, в том числе - по Советскому Союзу; впечатления легли в основу романов "Гости Москвы" (1977) и «La Rus, Russie!»
В основном писала волшебно-фантастические книги для детей. Трижды мама.
Жена поэта Мориса Шаппа .
Стефани Коринна Бий - швейцарский поэт и прозаик. Писала на французском языке. Родилась в семье художника по стеклу (Edmond Bille). Биографически и творчески связана с… Развернуть
Эрик Эмблер - английский писатель.
Родился в Лондоне. Его родители были артистами мюзик-холла, и в 20-е годы он как актер и автор пьес вместе с ними гастролировал по Англии. С 1924 по 1927 год учился в Лондонском университете, окончив который работал инженером, а затем руководителем рекламного отдела крупной электротехнической фирмы. В 1937 году работал директором рекламного агентства.
До войны Эмблер опубликовал 6 триллеров, первый из которых - "Темная граница" - вышел в 1936 году. В 1938г. писатель работал ассистентом сценариста у известного английского режиссера и продюсера Александра Корды. Во время войны Эмблер добровольцем вступил в артиллерийские войска. Позже его перевели в специальный отдел военной кинематографии, где Эрик снимал учебные и пропагандистские фильмы. Закончил войну в чине лейтенанта, награжден американской Бронзовой звездой.
После войны Эмблер работал сценаристом. Его новые триллеры появились в 50-е годы. Пять из них были написаны совместно с Чарльзом Родда и были опубликованы под псевдонимом Элиот Рид. В 60-е годы Эрик переехал в Калифорнию, где создал телевизионные шоу "Шах и мат" и "Самая смертельная игра". Работал для сериала "Альфред Хичкок представляет".
Был женат на Джоан Харрисон, которая причастна ко многим фильмам Альфреда Хичкока. Написал большое количество кино- и телесценариев, один из которых, "Суровое море" (1953, The Cruel Sea, по роману Николаса Монсаррата), даже номинировался на премию "Оскар". Некоторые романы Эмблера экранизированы. Среди самых известных экранизаций - "Путешествие к страху" (1943)), "Маска Димитриоса" (1944), "Топкапи" (1964).
В 1969 году Эмблер переехал в Швейцарию, где прожил 16 лет после чего снова вернулся в Англию. В Швейцарии он написал мемуары "Здесь покоится Эрик Эмблер".
Эрик Эмблер умер в Лондоне 22 октября 1998 года.
Эрик Эмблер - английский писатель. Родился в Лондоне. Его родители были артистами мюзик-холла, и в 20-е годы он как актер и автор пьес вместе с ними гастролировал по Англии. С… Развернуть
Пауль Низон — швейцарский писатель и искусствовед.
Родился в 1929 в Берне в семье эмигранта из Риги. Изучал историю искусств, археологию и немецкую литературу в университетах Берна и Мюнхена, в 1957 защитил диссертацию о Винсенте ван Гоге, жил в Риме, Лондоне, Барселоне и Нью-Йорке, в конце 1970-х осел в Париже, который и сделал основным местом действия всех своих книг. До 1959 работал научным сотрудником в бернском музее, в 1961 — редактором отдела искусств в Neue Zürcher Zeitung.
Первая книга Пауля Низона, антироман «Canto» (1963), принесла ему мировую известность, закрепив за ним славу поэта-бунтаря. «Canto» — песнь городу и миру, головокружительные «похождения» Слова, разыгранные Поэтом в декорациях Вечного Рима, лирический монолог, покоривший европейскую читающую публику, которая признала в Пауле Низоне, прозаике, большого поэта, имеющего право на эксперимент, если этот эксперимент через Слово позволяет достигнуть гармонии с миром.
Пауль Низон — швейцарский писатель и искусствовед. Родился в 1929 в Берне в семье эмигранта из Риги. Изучал историю искусств, археологию и немецкую литературу в университетах… Развернуть
Ирена Брежна родилась в Братиславе. В 1968 году, после того, как танки Организации Варшавского договора подавили демократическое движение в Чехословакии, эмигрировала в Швейцарию. Сейчас она - известная журналистка, чьи очерки, эссе и репортажи удостоены множества международных призов. Писала о правозащитном движении в Восточной Европе, позже о грандиозных социальных переменах в странах бывшего соцлагеря, о войне на Балканах и в Чечне.
Ирена Брежна родилась в Братиславе. В 1968 году, после того, как танки Организации Варшавского договора подавили демократическое движение в Чехословакии, эмигрировала в… Развернуть
Самый яркий современный швейцарский автор, пишущий по-немецки, преемник знаменитых Фридриха Дюрренматта и Макса Фриша - так называют Урса Видмера (р.1938) критики, а книги его раскупаются ценителями интеллектуальной прозы во всей Европе, едва успев попасть на полки книжных магазинов.
Дарование Видмера разносторонне, он пишет фантастику и приключенческую прозу, литературоведческие работы и эссе, но наибольшей силы достигает в сложных психологических построениях с изощренной стилистикой, где ирония, ядовитая сатира и отстраненная меланхолия сплетаются в оригинальнейший союз.
Самый яркий современный швейцарский автор, пишущий по-немецки, преемник знаменитых Фридриха Дюрренматта и Макса Фриша - так называют Урса Видмера (р.1938) критики, а книги его… Развернуть
Джованни Орелли родился в Бедретто, Швейцария , 30 октября 1928 года. Является двоюродным братом известного поэта и критика Джорджио Орелли. Швейцарский автор и интеллектуал учился в Цюрихе и Милане, где получил ученую степень в области филологии, средневековой и гуманистической. Большую часть своей жизни провёл в Лугано , где - до пенсионного возраста - он был профессором в местной средней школе кантона . Его литературная карьера началась в 1965 году романом «Год Лавина».
Джованни Орелли родился в Бедретто, Швейцария , 30 октября 1928 года. Является двоюродным братом известного поэта и критика Джорджио Орелли. Швейцарский автор и интеллектуал… Развернуть
Пауль Карл Фейерабенд родился в 1924 году в Вене, где он обучался в начальной школе, а затем и в высшей школе. Семья Фейерабенда жила в неблагополучном квартале. Его родители, опасаясь влияния улицы на ребенка, не выпускали его из дому вплоть до десятилетнего возраста. В доме было очень мало книг, и Пауль предавался размышлениям и мечтам, сидя целыми днями в одиночестве.
Позже Фейерабенд увлекся чтением, полюбил театр и стал брать уроки пения. Долгое время он хотел стать профессиональным вокалистом.
После окончания высшей школы в апреле 1942 года Фейерабенд был направлен на исполнение трудовой повинности. После прохождения подготовки в городе Пирмасен в Германии он был направлен в местечко Quélern-en-Bas около Бреста во Франции. Фейерабенд пишет в своей автобиографии, что ему приходилось выполнять тогда трудную монотонную работу: «мы двигались вокруг деревни, рыли канавы, а затем снова их закапывали».
Выполнив эти обязательства, Пауль Фейерабенд вскоре вернулся в Австрию и вступил добровольцем в офицерскую школу. Фейерабенд блестяще сдал вступительные экзамены, однако учился без старания. Несколько раз ему удавалось оставаться на повторный курс как неуспевающему. Он надеялся, что война прекратится раньше, чем он закончит свое обучение как офицер. Однако, этого не произошло.
С декабря 1943 он служил в северной части Восточного фронта. Здесь Фейерабенд был награждён орденом Железный крест, и ему было присвоено звание лейтенанта. Во время отступления немецких войск под натиском Красной армии Фейерабенд был ранен тремя пулями. Одна из них попала в позвоночник, и это привело к тому, что всю оставшуюся жизнь Пауль Фейерабенд ходил на костылях и страдал от сильных болей.
Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958 – в ряде северо-американских университетов и в университетских центрах Западной Европы. С 1967 Ф. – профессор Калифорнийского университета (Беркли). Основные сочинения: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975), «Наука в свободном обществе» (1978), «Проблемы эмпиризма. Философские заметки» (1981) и др.
В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма (Поппер), исторической школы в философии науки (Кун), испытал влияние марксизма (В.Холличер) и идеологии контркультуры (Франкфуртская школа).
В 1970-е Ф. создает концепцию «эпистемологического анархизма». Анархизм в понимании Ф. малопривлекателен в политическом измерении, но незаменим для эпистемологии и философии науки. В русле основных идей постпозитивизма Ф. отрицает существование объективной истины, признание которой расценивает как догматизм.
Умер Фейерабенд 11 февраля 1994 в Цюрихе (Швейцария).
Пауль Карл Фейерабенд родился в 1924 году в Вене, где он обучался в начальной школе, а затем и в высшей школе. Семья Фейерабенда жила в неблагополучном квартале. Его родители,… Развернуть
Ральф Дутли (нем. Ralph Dutli) – швейцарский филолог, поэт, эссеист, биограф, переводчик на немецкий и французский языки.
Изучал романскую и русскую филологию в Цюрихском университете и в Сорбонне. В 1982-1994 жил в Париже, где, среди прочего, защитил докторскую диссертацию (1984). Впоследствии жил в Гейдельберге.
Дутли принадлежат книги немецкоязычных стихов Notizbuch der Grabsprüche (Тетрадка эпитафий, 2002), Novalis im Weinberg (Новалис в винограднике, 2005), Salz zu Salz (Соль на соль, 2007), сборники эссе о творчестве Мандельштама Europas zarte Hände (Нежные руки Европы, 1995), о поэтах и поэзии Nichts als Wunder. Essays über Poesie (Только чудо, 2007).
Как переводчик он наиболее известен переводами полного собрания сочинений О.Мандельштама, произведений М.Цветаевой, И.Бродского. Также переводил на немецкий средневековую французскую шуточную поэзию, лирику Луизы Лабе, Джона Донна, Джорджа Херберта и др. С немецкого на французский Дутли переводил стихи И.Бобровского.
Ральф Дутли (нем. Ralph Dutli) – швейцарский филолог, поэт, эссеист, биограф, переводчик на немецкий и французский языки. Изучал романскую и русскую филологию в Цюрихском… Развернуть
Под псевдонимом автора этой книги скрывается австрийский писатель, Феликс Зальтен.
Его биография здесь.