Ready Player Two

2 декабря 2020 г. 15:54

2K

4

Роман Эрнеста Клайна Первому игроку приготовиться входит в мой список самых любимых книг. Читала его несколько раз, и в оригинале, и в переводе. И, честно говоря, никогда даже не мелькало мысли о том, что хотелось бы…

Развернуть
Leksi_l

Эксперт

Reading is my super power

1 августа 2023 г. 13:30

583

4 Ready Player Two. Эрнест Клайн

Цитата:

Мы изменились. Все без исключения: я, АртЗмида, Эйч, Сёто, Ог, Кира и все остальные на борту «Воннегута». Наши отношения тоже эволюционировали, когда мы стали бессмертными существами чистого интеллекта, освобожденными от…

Развернуть
dragon_storyteller

Эксперт

рано или поздно, так или иначе

4 мая 2023 г. 12:20

717

3.5

Первая часть мне очень понравилась. Несмотря на сеттинг фантастического будущего, это в первую очередь история про обыкновенного подростка, который бежит от беспросветной реальности в яркий виртуальный мир. У меня было точно так…

Развернуть

9 августа 2022 г. 10:01

745

3.5

Вот и добралась я наконец-то до «Второму игроку приготовится» Эрнеста Клайна. Это продолжение его культового романа «Первому игроку приготовится» у которого море фанатов и в какой-то степени я среди них. Так вот, для меня первая…

Развернуть
ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

4 мая 2023 г. 19:23

600

2 Спойлер Поспешные продолжения: все плюсы и минусы погони за баблом

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры и недовольство.
Слава осмотрительности! Здорово, что я не полезла читать продолжение как только появилась такая возможность, а подождала чужих отзывов, которые смогли подготовить меня к новому витку истории про Великолепную пятёрку и детище Холлидэя. Это помогло мне спокойнее отнестись к событиям продолжения, которые… не вызвали у меня симпатии. Что как и почему — постараюсь объяснить, хотя и придётся прибегнуть к спойлерам (если не событий, то каких-то действий). Поэтому если для вас спойлер — нечто, способное оттолкнуть от прочтения книги, читать текст под катом «далее» не рекомендуется.

Но сначала, классика: немного о технической стороне произведения. Пожалуй, продолжение было написано и переведено в том же стиле, что и первый роман. То есть перед читателем разворачивается повествование от первого лица. Язык не претендует на расширение лексикона читателя. В массе текста часто будут мелькать строчки или названия песен, игр, фильмов и специфических терминов. В данном случае подобное изобилие нельзя назвать минусом, поскольку всевозможные «пасхалки» к культуре 70-х и 80-х годов прошлого века — фишка произведения. К сожалению, описания локаций и персонажей не вызывают особенного восторга. Клайн решил впихнуть в книгу слишком много всего, а потому места на полноценные описания попросту не осталось. Диалоги часто пестрят восклицаниями, да и стиль речи какой-то нарочито упрощённый, словно ребята разучились рассказывать. Думаю, это тоже связано с «нехваткой места» и банальной ленью автора. На данный момент у романа вроде как нет аудио-версии, но не удивлюсь если в течение года у читателей всё же появится возможность прослушать данное произведение.

Далее много буковок.

Теперь попробуем разобраться в том, что именно преподнесло продолжение с точки зрения четвертьвековой кошки, которая не застала культуру, взятую за основу произведения, а также не увлекающейся ею на сегодняшний момент. К чему подобное уточнение? К тому, что вы, как и я, можете не разбираться в хитросплетениях культур 70-80-х годов, а потому будете нуждаться в том, чтобы внутри романа вам хоть немножко объясняли «что это за соус и к чему его подать», дабы вы понимали поведение героев, их шутки и прочие тонкости.

Плюсы
Если говорить о положительных чертах, то, безусловно, можно назвать основную фишку произведения. Читатель вновь получает новую дозу культуры указанного периода. Если книга попадёт в руки человека, который разбирается в поп-культуре 80-х и/или увлекается ею, то такой читатель, скорее всего, будет в восторге от множественных отсылок, шуток и общей роли некоторых вещей тех лет в сюжете. Плюс, конечно, получается специфический, но отрицать его нет смысла.

Вторым плюсом произведения можно назвать попытку Клайна раскрыть проблемы известности и богатства, которые обрушиваются на человека в один момент. Здесь более или менее описывается проблема хейтеров, проблема выстраивания социальных взаимосвязей в век информационных перегрузок (в наши-то дни порой голова закипает, а представьте, каково персонажам?)... Хотя здесь же немного смущала простота, с которой развивалась компания при новых владельцах. Впрочем, спишем это на отличный персонал, при котором может главенствовать даже утка. В целом, автор вновь стремится показать важность реальных взаимодействий и «настоящих» уз между людьми.

Третьим плюсом может выступить условное продолжение второго пункта, поскольку речь пойдёт о раскрытии тёмной стороны личности Холлидэя (медийная личность и чуть ли не бог нового мира [/пихает в бок Лайта/ Видал, приятель?]). В своём отзыве на первую книгу я как-то не сильно спойлерила на счёт своего отношения к данному персонажу, но, вполне возможно, что мне было его жаль. Однако в продолжении Клайн решает дать Джеймсу личину крайне неприятного человека, нарушающего понятие личных границ. Почему же это плюс? Потому что даёт хоть какое-то подобие противоречивого отношения к в положительному персонажу первой части.

Минусы
Исходя из оценки и наименования рецензии очевидно, что в книге нашлись и неприятные моменты, которые серьёзно подпортили общее впечатление от продолжения. Какие-то пункты могут показаться мелочными и незначительными. Не буду отрицать, что где-то я предвзята, где-то играет роль недосказанность развития мира и т.д. Однако данный отзыв лишь отражает моё личное впечатление от книги и не претендует на великое звание «истины».

Пожалуй, начну с того, что уже упоминалось выше. Мне не понравилось, что в этой книге было меньше объяснений того, что происходит. Точнее так, мне не хватало каких-то уточнений по части характеров поп-персонажей персонажей, чтобы понимать, почему герои Клайна относятся к ним так или иначе. В рамках первого романа читателю выдавался условный минимум, который прекрасно объяснялся обычаем пасхантеров щеголять знаниями и/или выступал в качестве просвещения товарища, который был «слаб» в какой-то категории.

Причём здесь это урезание информации выглядит странно. Например, в событиях на Шермере Арти ничего не объясняет и просто тащит команду за собой и это всех устраивает. Но читатель, который, ничего не знает про творчество Джона Хьюза едва ли оценит всю эту беготню без толковых объяснений. Потому что… а почему ребята должны это исправить? А почему этот персонаж плохой, а тот хороший? Ну хоть немного конкретики, пожалуйста, раз вы не смогли создать ощущение продуманного квеста? Пусть бы на этот злосчастный пересказ сюжета фильма или только конкретной линии ушёл один абзац, но лучше вот это объяснение, что очередное повторение одних и тех же слов / ситуаций.

К слову, тут же вырисовывается второй минус — частые повторы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а лишь отбирают «эфир» у событий или возможностей для развития персонажей.

Сюда же цепляем третий минус — персонажи. А точнее совершенно непонятное изменение их личностей. Да, деньги и власть способны вызвать изменения в поведении. Но не за девять дней. А именно столько проходит между финалом «ПИП» и прологом «ВИП» (тоже мне, вип). То есть просто вспомните, как закончился первый роман: ребята счастливы, влюблены, осознают, что реальность это не так плохо и вообще, они теперь «что-то могут».

Но из-за детских конфликтов банда буквально распадается — Саманта бросает Уэйда и с откровенно истерическим поведением сваливает «делать добрые дела». Но поведение Арти скорее напоминает обиженного ребёнка, который вроде бы рулил в группе друзей, а тут все отказались играть по его правилам. Однако в компании Пятёрки никогда не было таких отношений — это в фильме они «бро», в романе отношения ребят были иными. Поэтому-то истерики Арти без полноценной аргументации выглядят смешно. К тому же, в какой-то момент, видимо, до автора дошёл данный промах и он попытался упомянуть лицемерие Саманты (использование Oni для продвижения своего проекта при рьяном осуждении данной технологии). Нет, я понимаю, что нужен был толчок к расколу с последующим сопливым воссоединением. Но… у автора был Сорренто, которого можно было было использовать для внутреннего раскола, который можно было создать за следующие три года. Кстати, да, после введения время проматывают на три года вперёд и про события пропущенного периода рассказывается крайне поверхностно, ввинчивая их по ходу дела подобно роялям в кустах.

С Уэйдом всё более или менее понятно, если вспомнить характер юноши из первого романа. Другой вопрос почему он даже не попытался пойти на компромисс ради того, чтобы сохранить отношения с Арти. Ну, да ладно, перед нами всё тот же социально неадаптированный парень, получивший возможность творить неприятные штучки вроде мелкой мести за счёт своего всесилия в рамках OASIS (глобальная интернет-симуляция полного погружения).

Сёто оказался задвинут куда-то к чёрту на рога. Его можно было бы спокойно выбросить из повествования и ничего не потерять. Пусть он и разбирался в ключе на Кодаме, но часть этих же знаний была у Эйч, а потому… ну как-то слабо. Технически Сёто нужен для сохранения расового разнообразия и это грустно. Потому что персонаж это нечто большее, чем «ага, азиата вписали, шо там дальше?». Лучше бы его тогда вообще не вводили, упомянув, что Сёто по достижении совершеннолетия записался в примерные семьянины и занявшийся бизнесом у себя на родине. К слову тема с падением демографии в ранее заявленных условиях перенаселения смотрится странно. То есть, да, технически это отражено в реальной текущей ситуации. Но у Клайна-то речь о другом развитии мира, разве нет?

Впрочем, больше всего меня расстроили изменения в характере Эйч. В первом романе Хелен выступала в роли умелой геймерши, которая пыталась внутренне примириться со своими проблемами. То здесь она запоминается двумя вещами. Во-первых, появляется Эндира и Хелен решает проблему с матерью, перечеркнув токсичные отношения ради собственного счастья. Это часть меня скорее порадовала, потому что «ура, у героини жизнь сложилась». Но второй аспект очень быстро стал выводить меня из себя: очень часто Эйч стала огрызаться на «цветовую» политику культуры 70-80-х годов. У меня, собственно, вопрос: а с какого перепугу? Прежде, значит, её всё устраивало, она залипала на то, что ей нравилось, а тут внезапно просто череда ущемленческих приступов. Да, Эйч сама много лет играла под аватаром белого мужчины, поскольку так было «безопаснее». Хорошо, правильно, что Эйч смогла принять себя со всех сторон и начала играть от своего лица — это я одобряю всеми лапами, если персонажу в таких условиях комфортно. Но вот эти вот нарочитые возмущения очень быстро надоедают:

– Никаких хоббитов? Правда?
– Совсем никаких. Только эльфы, люди и гномы.
– Дай угадаю, все белее снега, да? Белые эльфы. Белые люди. И белые гномы. Держу пари, все на планете Толкина будут белыми. Разумеется, кроме злодеев! Чернокожих орков.

Складывается ощущение, что относительно многогранного персонажа сократили до таблички «чернокожая лесбиянка». И за это мне захотелось мысленно заставить автора сожрать черновики этого его… продолжения. Потому что изначальная Эйч — намного больше чем ориентация и цвет кожи.

Здесь же оговорю сомнительное добавление новых второстепенных персонажей. Новая «невеликолепная пятёрка» вроде как играет условную роль в этом приключении. Однако всерьёз ребята появляются на два эпизода и то, в основном мы видим Л0энгрин, которая… больше претендует на уже выше описанную проблему агрессивного пропихивания «популярных тем». Да и я боюсь, что это своеобразная ниточка, из которой потом Клайн сможет накатать очередное продолжение…

Важно: я совсем не против обсуждения острых социальных тем в новых произведениях. Я против того, чтобы их пихали только ради галочки. Если автор затрагивает какую-то тему — так пусть соизволит её раскрыть. Потому что тупых упоминаний хватает и в сериалах, и в статьях и в прочих информационных полях. Книга — отличный способ НОРМАЛЬНО (ВСЕСТОРОННЕ) РАСКРЫТЬ ТЕМУ! Кхм, простите. К слову, тут я уже принялась за четвёртый минус. В целом он уже описан, так что ограничусь формулировкой «остросоциалочка ради галочки».

Пятым минусом я бы назвала отношения персонажей со временем (и логикой мира). И я даже не о том, что автор часто перескакивает с пятого на десятое, а про крайне условное отношение ко времени. На момент главного сюжетного «Бум» у персонажей остаётся конкретное количество времени. Затем его течение совершенно не соизмеримо с тем объёмом времени, который нужен на те или иные дела. Более того не соблюдаются условности, которые ставит сам автор. Например, говорится о том, что Сёто и Эйч вошли в симуляцию с разницей в десять минут. Но ограничение почему-то срабатывает совершенно иначе, у Сёто проблемы возникают как минимум на полчаса (а по-хорошему так и вовсе на час) раньше, чем Эйч. Здесь же отмечу занятную магию исправления правил: по прибытии на Халцедонию чётко оговаривается невозможность использования телепортации, однако как только персонажам «очень надо» в другое место — вуаля, они спокойно пользуются телепортацией. Нет, я понимаю, что логика в таком произведении дико условная, но столь наглое переписывание правил без какой-либо реальной причины — фи, халтура.

Шестым и последним (алиллуйя) минусом у меня будет поп-культура нулевых. Это время гораздо ближе к нам, а потому какие-то отсылки будут понятны более молодому поколению читателей. Однако здесь меня смущают недоговорки по части общего лора. В первой части, если я правильно помню, речь не заходила дальше девяностых. И вот тут не совсем понятно, могли ли существовать произведения конца нулевых годов при условии того развития, которое описывалось в романе? Если да, то по какой причине на них плевали с высокой колокольни до того? Если нет — откуда они вообще там взялись? Например, всё тот же эпизод на Шермере, в котором появляется молодой Дауни-младший. Уйэд вскрикивает «Железный человек!» и… как дитя своих лет, я прекрасно его понимаю. У меня этот актёр также ассоциируется именно с этой ролью, а не с Шерлоком из «Шерлока», или Эвери из «Зодиака». Но, минуточку — наши персонажи задротили по поп-культуре восьмидесятых. Да и у актёра внушительная фильмография на тот период, а потому наверняка есть какой-нибудь «популярный» фильм. Так с какой радости-то Уэйди орёт именно эту (более современную) ассоциацию?

Но на десерт я оставила то, что меня буквально вынесло. Такого наглого эксплуатирования чужого произведения я не ожидала. Вот честно. Да, параллели с «Sword Art Online» (первый том ранобэ вышел в 2009 году) были ещё в первом романе (издан в 2011 году), но Клайн вроде как это учёл и развивал своё детище в несколько ином ключе. Поэтому сходство сводилось лишь к идее глобального виртуального мира. По большей части роман Клайна спасала направленность на пасхалочки из восьмидесятых и другая (пусть и откровенно сырая) система погружения.

А что читатель видит во втором романе? Банальную копипасту событий в Аинкраде. Только у Кирито были поддержка, два года (!) и битерские способности. А у Уэйда двенадцать часов и четыре человека, которые провели его за ручку (то есть Уэйд технически не имеет никакой ценности кроме того факта, что он «истинный наследник Холлидэя»). Но система Oni представляет собой наглейшим образом слизанный нейрошлем Каябы Акихико... (впрочем, не отрицаю, что похожие «изобретения» могли существовать в более ранних произведениях н/ф). И пусть у Клайна проблема решается лишь несколькими трупами, отделаться от ощущения тупенькой халтуры с японского произведения мне не удалось. Я понимаю, создать что-то новое довольно сложно. Но тырить столь наглым образом, да ещё и давать прямые, ять, отсылки! Материнским бы розарием* автора за такие проделки, честное котёночье.

Короче говоря, я осталась недовольна новой историей автора. По-идее у него были хорошие предпосылки для истории:
• уже был злодей, которого можно было бы нормально использовать (а не эта муть с одиночеством ИИ);
• была другая интересная личность, на которой строился квест (Кира);
• была тема резкого взлёта по социальной лестнице;
• была проблема экологии и экономического кризиса (на которую, тут положили большой и толстый, если забыть о паре вяков Арти, а ведь эти ребята МОГЛИ НАЧАТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ)...

Да, в принципе, было много всего, что можно было замешать в этот винегрет, чтобы получилось объедение. Однако автор в погоне за баблишком и сроками всё про… нувыпоняли.

свернуть

В итоге коть всё же опечалена событиями прочитанной истории. Это не наши герои, с которыми мы познакомились в первом романе и это связано не с взрослением, а с халтурой со стороны автора. Честно говоря, я бы не рекомендовала тратить время на это сомнительное порождение жадности Клайна, если вам симпатична изначальная история. В противном случае, велик риск разочарования.

P.S. Что за розарий такой?
*Материнский розарий (Розарий матери) — особая запись комбо-ударов, выступающее важным предметом побочной истории про Асуну в «Sword Art Online. Том 7. Розарий матери» .
свернуть

СиВ: 399. 4E*Артикуно *Молтрес *Мега-Мьюту Х *Райкоу
Букмикс: СЧ весна-23 (5. Головоломка)

Моя вторая рецензия на эту же книгу (БМ)

Ly4ik__solnca

Эксперт

Пишу для себя, память подводит

15 мая 2024 г. 10:12

68

4

Пожалуй, мое отношение к книге было довольно предвзятым. Постоянно держала в уме то, что первая книга была хитом и автор решил повторить свой подвиг. Не удалось. По крайней мере для меня. Повествование сначала тянулось медленно…

Развернуть

5 апреля 2023 г. 09:57

319

3 приготовиться скучать

После победы в конкурсе Холлидея Уэйд и его друзья становятся миллионерами, а также получают доступ к тайной технологии. Теперь пользователи OASIS подключаются через ОНИ (крутые шлемы, которые присоединяются прямо к мозгу) и…

Развернуть
Queenny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июня 2023 г. 19:51

513

3.5 7 квестов на соблюдение повестки

Сколько раз зарекалась читать продолжения… Особенно, если даже первая книга не зашла )) Однако посмотрела в сотый раз фильм (который у меня в списке редких исключений, когда экранизация в миллиард раз лучше первоисточника) и…

Развернуть
️ Какаушко (kakaushko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2023 г. 09:18

459

3.5 Все пошло плохо, начиная с аннотации

Прямо на обложке нас встречает надпись:

Написать продолжение бестселлера очень непросто, но чудеса иногда случаются …
Это отзыв читателя, а не цитата автора. Не знаю, как для кого, но для меня чудо не случилось. Хочу пройтись по…

Развернуть
ne_lixo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (но не точно)

21 июня 2023 г. 15:58

307

3 Спойлер очень слабо

На самом деле, после прочтения книги "Первому игроку приготовиться", я сразу решила, что обязательно прочитаю вторую часть. Почему-то думала, что события второй части будут про других героев, ибо первая книга закончилась вполне…

Развернуть
Показать ещё

Популярные книги

Всего 758

Новинки книг

Всего 241