19 марта 2021 г., 14:05

6K

5 правил писательства: письмо К. С. Льюиса маленькой писательнице

51 понравилось 2 комментария 12 добавить в избранное

У вас есть любимые авторы, о книгах которых вы восторженно рассказываете любому, кто готов слушать?

У вас есть любимые авторы, о книгах которых вы восторженно рассказываете любому, кто готов слушать?

Вы прочли все их книги и даже пытались подражать их стилю. Разве вы не хотели бы пообщаться с ними и получить советы о том, как вам улучшить свой стиль письма?

В 1956 году К. С. Льюис дал такие советы своей маленькой поклоннице. Британский автор горячо любимой серии «Хроники Нарнии» получал бесчисленное множество писем от детей со всего мира. Он с вниманием отвечал на каждое из них. Собрание некоторых ответов можно найти в небольшом издании «Писем детям».

Среди них есть несколько писем к Джоан, девочке, которая писала ему из Соединенных Штатов. Она отправила свое первое письмо в 1954 году. В итоге они обменялись более чем двадцатью письмами. В одном из них Льюис раскрыл Джоан свои пять правил литературного творчества. И хотя этому письму уже больше 60 лет, правила по-прежнему актуальны для писателей.

Пять правил литературного творчества К. С. Льюиса

1. Всегда старайся ясно выразить свою мысль и следи, чтобы тебя нельзя было понять в другом смысле.

2. Всегда предпочитай простое ясное слово длинному расплывчатому. Не испытывать раздражение, а злиться.

3. Никогда не используй абстрактных существительных, когда можешь употребить конкретное. Если хочешь сказать «Больше людей умерло», не говори «Смертность возросла».

4. Когда пишешь, не употребляй слов, которые прямо говорят нам, что мы должны почувствовать. Т. е., чем говорить, что нечто «ужасно», пиши так, чтобы нам сделалось жутко. Не говори «восхитительный»; пусть мы восхитимся, читая твое описание. Понимаешь, используя все эти слова (жутко, обворожительно, отвратительный, изящный), ты просто говоришь читателю: «Пожалуйста, сделай за меня мою работу».

5. Не используй слов, которые слишком велики для того, что ты описываешь. Не говори «бесконечно», когда хочешь сказать «очень», иначе у тебя не останется слов, когда захочешь описать что‑нибудь действительно бесконечное.

(Пер. Е. Доброхотова–Майкова)

Суть правил К. С. Льюиса

Все эти пять правил построены по одному принципу: при создании произведения в первую очередь нужно заботиться о своем читателе.

Мы пишем не только для себя, но для того, чтобы поделиться с миром.

Потому, редактируя написанное, нужно поставить себя на место читателя.

Конечно, вы знаете, что имели в виду, когда писали свои строки, но как их может понять тот, кого вы не знаете?

Вы использовали понятные и простые предложения? Возникают ли какие-то затруднения? Таится ли где-то двойное значение? Не используете ли вы много длинных и непонятных слов, из-за чего ваше произведение кажется претенциозным? Не слишком ли сложно его читать?

Льюис предостерегает нас от использования слишком большого числа прилагательных: показывайте, а не рассказывайте. Пусть ваши чувства угадываются. Пусть ваш читатель почувствует, что видит всё вашими глазами.

Пишите так, чтобы можно было увидеть цвета, почувствовать вкус, ощутить атмосферу места, в котором читатель не бывал, и почувствовать богатый и разнообразный аромат новых слов и действий, которые вы описываете.

К. С. Льюис о том, что значит быть писателем

Конечно, проще сказать, чем сделать. И Льюис это понимал.

В начале своего письма Джоан он подвергает критике ее произведение:

Ты замечательно описываешь «Волшебный вечер». Т. е. описываешь место, людей, общее ощущение, но не предмет рассказа как таковой, — оправу, но не драгоценный камень. И это очень хорошо! Уордсворт часто делает то же самое. В «Прелюде» (тебе надо будет прочесть его лет через десять. Не пытайся сейчас, только испортишь впечатление) полно мест, где описывается все, кроме собственно предмета. Если ты станешь писательницей, то всю жизнь будешь стремиться описать нечто, и большая удача, если хоть иногда, в одной книге из десятка, во фразе–двух сумеешь к этому приблизиться.

(Пер. Е. Доброхотова–Майкова)

В целом, Льюис пишет Джоан о том, что литературное творчество — это не то искусство, которым можно овладеть за несколько часов или дней. Это занимает годы, и, пожалуй, совершенства не удается достичь вообще.

Но можно становиться лучше. Можно улучшать свою технику день ото дня, если постоянно и усердно заниматься.

Писательство не любит спешки. Оно требует тщательного обдумывания и осмысления. Оно требует от нас перенести на бумагу беспорядок в нашей голове и перестроить его таким образом, чтобы вдохновлять других.

Это может быть очень непросто. Но в конце концов, оно того стоит, ведь наши труды могут помочь сделать мир чуточку лучше.

Как однажды заметил К. С. Льюис: «Литература приукрашает реальность, а не просто описывает ее. Она облагораживает повседневные качества, которые требуются и формируются в современной жизни, и, таким образом, орошает пустыни, в которые превратились наши жизни».

Вывод

Не многим из нас повезло так, как Джоан, которая привлекла внимание любимого писателя. Если большинство ваших любимых писателей (как и моих) уже мертвы, остается только искать способ путешествовать во времени, как Гилу Пендеру из «Полночи в Париже».

И, конечно, всегда есть вероятность того, что вашему любимому автору совсем не захочется заниматься изучением вашего творчества. В своей статье «Три способа писать для детей» К. С. Льюис ясно дает понять, что не любит давать советы о писательстве: «…я лучше сам поучусь этому искусству», — пишет он.

В конце концов, нам всегда есть чему учиться и к чему стремиться. Как однажды заметил Эрнест Хемингуэй : «В этом искусстве мы все — подмастерья, и никому не стать мастером».

Поэтому давайте учиться у великих авторов, которые жили до нас, тщательно изучать их стиль и всегда искать способы улучшить собственный, чтобы однажды написать что-то поистине прекрасное, способное тронуть сердца наших читателей.

Николь Бянки (Nicole Bianchi)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
51 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии 2

1. Всегда старайся ясно выразить свою мысль и следи, чтобы тебя нельзя было понять в другом смысле.

Ну в каких то ситуациях, интересно и погадать, а что же автор имел ввиду.

2. Всегда предпочитай простое ясное слово длинному расплывчатому. Не испытывать раздражение, а злиться.

Некоторые авторы начинают иногда так расплываться и кажется что все это не для качества, а для объема произведения.

3. Никогда не используй абстрактных существительных, когда можешь употребить конкретное. Если хочешь сказать «Больше людей умерло», не говори «Смертность возросла».

Ну все таки у каждого свои методы повествования. Я думаю абстрактные существительные уместны.

4. Когда пишешь, не употребляй слов, которые прямо говорят нам, что мы должны почувствовать. Т. е., чем говорить, что нечто «ужасно», пиши так, чтобы нам сделалось жутко. Не говори «восхитительный»; пусть мы восхитимся, читая твое описание. Понимаешь, используя все эти слова (жутко, обворожительно, отвратительный, изящный), ты просто говоришь читателю: «Пожалуйста, сделай за меня мою работу».

5. Не используй слов, которые слишком велики для того, что ты описываешь. Не говори «бесконечно», когда хочешь сказать «очень», иначе у тебя не останется слов, когда захочешь описать что‑нибудь действительно бесконечное.

Ну это прям в точку!

Интересно, Джоан нашла свое призвание в писательстве, когда повзрослела?

Читайте также