14 октября 2019 г., 15:22

3K

Как создаются шедевры. Метод Дж. Р.Р. Толкина

30 понравилось 2 комментария 10 добавить в избранное

Автор: Мелисса Чу (Melissa Chu)

Непогожим днем, когда один университетский профессор проверял экзаменационные работы, произошло событие, перевернувшее всю его дальнейшую жизнь: ему попался незаполненный студентом лист. По какой-то необъяснимой причине профессор быстро на нем написал: «В норе под землей жил хоббит».

Это предложение подтолкнуло Джона Рональда Руэла Толкина к идее создания книги «Хоббит, или Туда и обратно». Она вышла в свет в 1937 году и тут же получила признание публики. Президент компании-издателя, Стэнли Анвин, поинтересовался, нет ли у Толкина похожих историй, чтобы удовлетворить читательский спрос.

Толкин в ответ написал целый сборник мифов и легенд под названием «Сильмариллион» . Несколько отрывков были посланы Анвину, но тот посчитал, что сборник не будет пользоваться коммерческим успехом и попросил Толкина придумать продолжение к «Хоббиту».

Писатель расстроился, но учел просьбу и приступил к работе. В издательской компании же решили, что прибыли больше от Толкина не дождаться и списали себе в убыток тысячу фунтов. Когда же в 1954-1955 годах была опубликована получившаяся трилогия, их ждал огромный сюрприз.

«Властелин колец» немедленно привлек внимание общественности. Через год на его основе вышла радиопостановка, и с тех пор уже продано более 150 миллионов экземпляров книг трилогии. Позже фильмы серии «Властелин колец» оказались одними из самых кассовых и признанных критиками за всю кинематографическую историю. В настоящее время трилогия считается одним из величайших литературных произведений двадцатого века.

Сложный процесс создания фантастических миров.

У Толкина на разработку и написание «Властелина колец» ушло более десяти лет.

Те, кто читал трилогию, наверняка заметили, как подробно описано Средиземье, сколько внимания уделено его истории, ландшафту, областям, живущим там народам с их языками, а также другим деталям.

Как же у писателя получилось проделать такой гигантский труд, да еще придумать замысловатые сюжетные линии?

Толкин, по его же собственным словам, «благоразумно начал с карты, а под нее подстроил всю историю». Карту Средиземья он создавал в виде небольших рисунков: иногда это были лишь контуры, набросанные в углу страницы, а иногда скрупулезно вычерченные эскизы.

Получившиеся изображения неоднократно пересматривались. Башня Сарумана за множество скетчей превратилась из круглой и многоярусной в ребристую. Эта перемена отражена в последнем описании Ортханка из «Двух башен»: «То был каменный пик, черный и блестящий, слитый в единое целое из четырех огромных многогранных скал».

Хотя карты и послужили основанием для самого сюжета, он впоследствии также на них повлиял. Например, Толкин подгонял размеры и данные карты к скорости передвижения Фродо и Сэма и посещенным ими местам. Писатель даже привел в нужное соответствие крутизну горных склонов, иначе герои не прибыли бы к вулкану Ородруин в момент, когда Арагорн повел армию на битву у Мораннона. В течение всего периода написания трилогии Толкин заменял старые карты на новые, чтобы избежать противоречий с развивающейся сюжетной канвой.

Метод, используемый Толкином в творчестве.

У Толкина мне больше всего нравится то, что он не просто сел и начал писать. Он приступил к созданию первого романа трилогии, только когда спланировал, начертил и несколько раз пересмотрел мир Средиземья.

Так чему же может такой подход научить тех, кто сам хочет создавать отличные книги?

Во-первых, необходима предварительная подготовка.

Толкин за основу брал образы, которые зарисовывал, совершенствовал, и только потом описывал словами.

Прежде чем начать писать новое произведение, нужно заложить фундамент, понять азы. Например, новичок в теннисе не должен сразу выходить на корт против соперника. Прежде чем бить по мячу, он должен хорошо подготовиться – освоить принципы игры и правильные движения.

Во-вторых, необходима проверка для понимания, что работает, а что нет.

Толкин всегда критически оценивал свои рисунки, даже считал их «дилетантскими». Он часто менял имена героев, названия мест и маршруты следования. Он выполнял эскизы, прекрасно понимая, что будет много раз их переделывать, пока они полностью его не удовлетворят.

Проверка идей на практике помогает создать нечто конкретное, чем можно пользоваться и от чего отталкиваться. Проверка помогает удостовериться в целесообразности задуманного или определить, что надо улучшить. Такой подход работает с любыми идеями, даже с бизнес-проектами.

В-третьих, пусть книга раскрывается сама.

Трудно поверить, что один человек смог написать произведение такого объема, как «Властелин колец». В какой-то момент Толкин предложил трилогию конкуренту своего издателя, но тот отказался от сотрудничества, увидев размер романов.

Толкин считал, что он ничего не придумывал, а просто позволял повествованию разворачиваться самостоятельно: «Я уже давно прекратил что-то изобретать. Я просто жду, пока не почувствую, что знаю, что произошло. Или жду, пока история не расскажет себя сама».

Иногда книга в процессе работы над ней начинает обретать собственную жизнь, и это хорошо. Распланировать ее можно только до определенных пределов. Все может поменяться из-за возникших новых идей, и в итоге сюжет пойдет по совершенно неожиданному пути.

Начинать надо с основы.

Должно быть, нужно огромное терпение, чтобы, как Толкин, больше десяти лет разрабатывать фантастический мир и сочинять о нем историю, которая постепенно становилась все длиннее и затейливей, но тем не менее писателю удалось свести все концы воедино и выдать законченное произведение.

Зачастую, однако, многие люди хотят получить результат без такой важной предварительной подготовки. Например, они рассчитывают зарабатывать деньги, но при этом не хотят разобраться, как предложить что-то стоящее. Или им хочется принять участие в концерте и при этом избежать тщательных репетиций. Люди хотят быть здоровыми, но не берут в расчет влияние окружающей среды.

Когда думаешь обо всех шагах, которые нужно предпринять, чтобы достичь цели, то легко испугаться и потерять запал, и тогда любое движение вперед может стать невозможным. Или когда слишком много внимания уделяется конечному результату, можно легко забыть, где должно быть начало.

Нельзя знать наверняка, что произойдет в процессе создания книги. Просто лучше не распылятся на все сразу, а работать над тем, что наиболее доступно в данный момент. Но в любом случае прежде всего нужно заложить основу.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

30 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 2

да простит меня автор, не моя книга...

19SVETLANA, Книга может быть не вашей, но нельзя не восхититься (если конечно, читали) качеством проработки материала

Читайте также