100 лучших романов XXI века, журнал "Афиша"
Журнал "Афиша" с помощью четырех десятков писателей, критиков и журналистов выбрала сто лучших романов, написанных в новом столетии и вышедших на русском языке, и попросила экспертов рассказать о каждом, а Льва Данилкина - вынести всем книгам короткие вердикты.
Экспертный совет:
* Игорь Алюков, гл.ред. издательства "Фантом Пресс",
* Александр Архангельский, писатель
* Елизавета Биргер, литературный критик
* Дмитрий Быков, писатель
* Евгений Водолазкин, писатель
* Дмитрий Волчек, издатель
* Андрей Геласимов, писатель
* Александр Горбачев, гл.ред. "Афиши"
* Варвара Горностаева, издатель
* Николай Григорьев, гл.ред. Afisha.ru
* Павел Грозный, ред. "Афиша-Воздух"
* Игорь Гулин, критик
* Дмитрий Данилов, писатель
* Екатерина Дементьева, гл.ред "Афиша-Город"
* Станислав Зельвенский, журналист
* Кирилл Иванов, музыкант, поэт,
* Александр Иличевский, писатель, поэт
* Кирилл Кобрин, писатель,
* Михаил Котомин, гл.ред. Ad Marginem
* Борис Куприянов, издатель, Фаланстер
* Олег Лекманов, литературовед,
* Катя Морозова, литературный критик,
* Георгий Мхеидзе, журналист,
* Анна Наринская, литературный критик
* Лев Оборин, литературный критик
* Дмитрий Ольшанский, журналист
* Павел пепперштейн, писатель, художник
* Андрей Подшибякин, пистель, журналист
* Захар Прилепин, писатель
* Валерия Пустовая, редактор журнала "Октябрь"
* Андрей Рубанов, писатель
* Феликс Сандалов, редактор "Афиши"
* Юрий Сапрыкин, гл.ред. "Афиша-Воздух"
* Игорь Сахновский, писатель, поэт
* Роман Сенчин, писатель
* Петр Фаворов, редактор The Prime Russian Magazine
* Алексей Цветков, писатель, философ
* Сергей Шаргунов, журналист, писатель
* Галина Юзефович, литературный критик.
mod: тексты из журнала к книгам: Jedaevich
Год издания: 2010
Коллекция затейливо увязанных друг с другом семейных историй, охватывающих эпоху от смерти Сталина до смерти Бродского и складывающихся в беллетризованный гимн (в смысле псалом) советской (в смысле антисоветской) — интеллигенции. Граница между своими и чужими в романе очень простая: одни «остались людьми» в государстве, которое поощряло скотскую, стадную жизнь, другие не выдержали — и расчеловечились. «Зеленый шатер» — литературный памятник диссидентскому движению, но памятник трехмерный, «с психологией».
Евгений Водолазкин: «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой — продолжение классической линии русской литературы. Мощный роман. По объему — не самый большой текст, а по размаху — эпопея, модель жизни в натуральную величину — так хорошо он сработан. Отличные пропорции, всего в меру: драм, историй, перекрещивающихся линий, стилистических изысков и литературной традиции. Этот роман я бы сделал основным пособием для преподавания писательского мастерства».
Hispida 12 марта 2014 г., 11:15
Год издания: 2013
Серия: Corpus [roman]
Оригинальная версия истории ХХ века — описанная получившимся в результате кровосмешения гермафродитом в виде истории его/ее греческо-американской семьи и хроники приключений гена дефицита 5-альфа-редуктазы. Пулицеровская премия.
Екатерина Дементьева: «Дамская проза от имени мужчины — вот тебе, бабушка, и средний пол; в России за такое из больших писателей никто не берется. Автор «Девственниц-самоубийц» разворачивает свою ДНК-мелодраму по законам буйной семейной саги и не забывает о собственном богатом греческом наследии. 10 лет назад одиссея мутировавшей клетки казалась настоящим прорывом (см. также «Осиная фабрика»), сейчас в ней видится больше напыщенной чепухи, чем ждешь от титулованного романа. Один российский трансгендер с подобной непростой ДНК в разгар споров о гей-пропаганде заключил: в этой стране никому нет дела до писанины Евгенидиса. Что все-таки упущение — прочитайте, пожалуйста».
Hispida 12 марта 2014 г., 12:02
Год издания: 2009
Динамичный и депрессивный разом триллер от автора «Смиллы» — про клоуна, разыскивающего похищенных детей с паранормальными способностями в Копенгагене. Клоун странный — слышит больше, чем все остальные, и время от времени цитирует Кьеркегора и Лейбница.
Кирилл Иванов: «Тишина» — это предельно плотный роман, даже чересчур, патологическая книга. В центре внимания супергерой, может быть, очень тонко чувствующий, ранимый, но тем не менее все равно супергерой, обладающий невероятным набором знаний. При этом он клоун — поэтому в чем-то повествование похоже на роман Белля «Глазами клоуна», только «Тишина» набита научными фактами, ссылками и парадоксальными мыслями. Это такой роман-квест, который необходимо самому исследовать, вникать в его хитросплетения. Все это вместе производит впечатление, как будто ты разговариваешь с самым умным человеком на свете и прервать такой разговор на полуслове невозможно».
Hispida 12 марта 2014 г., 12:08
Год издания: 2004
Сатирический роман о подлинной сути путинской эпохи и об отношениях художника и власти, где лиса А Хули — писатель П., а волк — Сами Знаете Кто. Лучший роман П. — и как пророчество, и как газетная передовица, и как источник популярной мудрости.
Андрей Рубанов: «Священная книга оборотня» придерживается русской традиции злого литературного памфлета. На «Оборотне» закончился классический Пелевин, которого мы все любим, Пелевин девяностых. Во второй половине нулевых Пелевин стал выдавать по книге в год, с названиями-абракадабрами, это был такой подсознательный сигнал: если хотите читать — читайте, продираясь. «Оборотень» — невыносимо остроумная, короткая повесть, она продавалась в комплекте с компакт-диском, треки подбирал автор, мы все ходили пели «Володя, Володя» и «Пацан лос-диас». В общем, это было событие, восторг и гордость за литературу. Однако это и довольно пессимистичная книга: выражение «катастрофа нации» впервые употреблено Пелевиным в «Оборотне».
Hispida 12 марта 2014 г., 12:00
Год издания: 2011
Серия: Мураками-мания
Трехтомная псевдодетективная — на самом деле сюрреалистическая — сказка про любовь женщины-киллера и математика, тоталитарную секту и зеленых человечков, наладивших регулярное сообщение между этим и потусторонним миром.
Лев Данилкин: «Это роман о событиях вокруг смерти лидера японской тоталитарной секты, но запоминаются из него — две луны, Симфониетта Яначека и сцена, где героиня, выйдя из такси, снимает туфли и босиком по ржавой лестнице спускается в параллельный мир. «1Q84» — неопровержимое доказательство того, что между нашим и потусторонним миром существует регулярное сообщение, — и хорошие шансы оказаться там у людей, которые упиваются одиночеством. Более того, наблюдая за этим сообщением, можно вывести некоторые закономерности функционирования другой реальности. «1Q84» не пойми о чем, однако производит впечатление законченного произведения; это объект, источающий красоту, как кусок плутония — радиацию».
Hispida 10 марта 2014 г., 20:38
Год издания: 2009
Черная комедия о конфликте пассионария с филистерами: приключения американского капо-предателя, поселившегося в Нормандии по программе защиты свидетелей. Гениальная ревизия темы «мафия в кино и литературе».
Станислав Зельвенский: «Сатира разом на американский мафиозный канон и французскую провинциальную рутину с ее лицемерием и бюрократией, «Малавита» подтвердила репутацию Бенаквисты как одного из немногих галльских авторов, успешно работающих в чужой, в общем-то, литературной традиции. Обладатель емкого образного языка и мастер остроумного сюжета, наследник американского нуара, романов Чандлера и Эллроя, здесь он вступает в прямой диалог с любимцем Скорсезе Николасом Пиледжи. История гангстера, в рамках программы защиты свидетелей заброшенного в Нормандию, вызывающе кинематографична — как, впрочем, и всегда у Бенаквисты, который отдал кино едва ли не больше сил, чем литературе, — но, как показала экранизация Бессона, в картинках и не нуждается: Де Ниро уже играет на страницах книги лучше и интереснее, чем на экране».
Hispida 12 марта 2014 г., 11:42
Год издания: 2013
Серия: Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Главная героиня тринадцати отдельных эпизодов-новелл — школьная математичка, пенсионерка из городка в штате Мэн, чересчур любящая свою семью. Хорошая героиня, узнаваемый портрет Америки, гладкая проза = Пулицеровская премия.
Елизавета Биргер: «Cоставленный из тринадцати коротких историй портрет женщины, одновременно невыносимой и властной, любящей и глубоко неспособной на проявления любви. На протяжении нескольких глав книга успеет притвориться то семейной сагой, то романом об американской глубинке, автор жонглирует персонажами и историями, реальная же задача романа только в том, чтобы провести читателя от неприятия до сострадания к печальной женской фигуре в центре. Недооценивать Страут не стоит — да, охотников писать «про женское» год от года находится все больше, но Страут чуть ли не единственная, со времен Вирджинии Вулф во всяком случае, кто сумел разглядеть в обыкновенном женском существовании драму такой глубины».
Hispida 12 марта 2014 г., 11:50
Год издания: 2007
Серия: The Best of Иностранка
Поздний роман великого перуанского писателя — об иррациональном чувстве; по сути, это идеальная мыльная опера о добропорядочном буржуа-переводчике, который с детства влюблен в авантюристку — и всю жизнь гоняется за ней по миру.
Вера Горностаева: «Уже семидесятилетний Марио Варгас Льоса написал роман о любви и только о любви. Все остальное — довольно подробная история второй половины ХХ века — всего лишь фон, на котором разворачивается история этой любви длиной почти в 40 лет. Даже в лучших современных образцах жанра виден каркас, иногда безупречно сконструированный, архитектоничный и изобретательный, но не несущий главного — искреннего, подлинного чувства, которое мы всегда ищем в романе, даже самом серьезном. Потому что оно там обязано быть. Вообще, сегодняшний мир остро нуждается именно в таких романах — опровергающих свою много лет обсуждаемую смерть и напоминающих о том, что, собственно, составляет главный смысл нашего существования».
Hispida 12 марта 2014 г., 11:56
О...ну наконец-то и наши чем-то выделились. Буду ждать с нетерпением окончания подборки:)