4 ноября 2015 г. 03:21

2K

5 Контрибуция с Булгакова

В конце 80-х все бросились читать Булгакова, но по "Белой гвардии" вопрос так и оставался открытым в связи с неоднозначностью концовки. Так и сейчас, открыв так называемую "раннюю редакцию" 19-й и 21-й главы, сразу физически ощутил, что писал это другой человек. И для того, чтобы это понять - не нужно быть булгакововедом. Произведение читал уже ранее, но, помимо мифической концовки, допустил еще одну распространенную стандартную ошибку - стал читать "Белую гвардию" с комментариями. Нужно заметить, что в этом плане она переплюнула даже "Улисс". Сравнивать можно только с Библией, три огромных тома с комментариями - если кто осилит, то сразу будет рукоположен в диаконы. Выглядит это примерно так - на каждое предложение примерно на пол страницы следует пояснение и в итоге ты в этих пояснениях тонешь, не помнишь уже - о чем читаешь и как выглядит само произведении. Изучив как-то "Двенадцать стульев" - самое полное издание с самыми полными комментариями, пришел к выводу, что в основном все эти пояснения - лишнее. Да, где-то они нужны и даже просто необходимы, но в полном своем варианте предназначены прежде всего для реальных фанатов произведения, поэтому для первичного ознакомления лучше выбирать издания с минимальными комментариями.

Ничего принципиально нового по поводу "Белой гвардии" сказать не могу. Булгаков очень изменчив, порою он прекрасен, порою он ужасен. Повествование периодами захватывает, периодами пугает, периодами оно очень нудное и продираться через него трудновато. В неповторимой манере военные действия описаны кроваво и чистоплотно. Вряд ли кто-то другой смог бы так же. Тонны устаревших оригинальных терминов придают "Белой гвардии" шарм, реальность и выглядят инородными телами. Ощущение, что писал это человек не в себе больше надумано, но оно есть. Воспетая в течении всей жизни Булгаковым тема трусливой русской интеллигенции перед нами во всей красе, ее лелеют, ее оправдывают, ее пытаются сделать нам ближе. Нам, рабоче-крестьянским потомкам, парикмахеров и кучеров. Тальберг бросил жену, родину и читателей. Затрудняюсь определить что ужаснее и чья месть для него будет страшнее, попивающего коньячокс на Елисеевских полях, но русскую интеллигенцию олицетворяет в первую очередь он сам. Много раз протянутый в литературе Петлюра, сразу вспоминается что-то типа "ты берешь с детей контрибуцию как сам Петлюра" - выглядит и у Булгакова как что-то злобное, но как ему еще выглядеть в то время. Культура военных действий прекрасна лишь для того, чтобы красиво пустить себе на телеэкране пулю в лоб. В утверждении, что Петлюра - герой Украины что-то есть, ибо он единственный, кто вел национально-освободительную войну. Тема, кстати, в настоящий момент наиболее актуальна. "Хай живе вильна Украина!" М. Булгаков "Белая гвардия"

p.s. Посмотрел наконец-то "Дни Турбиных", жалко замечательных актеров, которые так прекрасно сыграли в этой советской халтуре. Это нельзя было снимать вообще.

Ветка комментариев

Все комментарии

А, да-да. Эти золотые руки. Как говорил Ретт Батлер, "как он должно быть ловко убирает навоз". Этот ваш писатель. Я и пишу, что не важно - какая мифология.

Вы задавались вопросом - за каким лешим все это Булгакову было нужно? Так долго и нудно защищать эту бесполезную толпу трусоватых интеллигентов

+1 04.11.15

он себя защищает. И перед властью (самореклама опять же), и оправдывается перед эмиграцией в какой-то степени.

Вы лучше меня знаете моих писателей?

0 04.11.15

– Послушай, Карлсон… – снова начал Малыш.

Но Карлсон его тут же перебил:

– Вот ты умеешь считать. Прикинь-ка, сколько стоят мои большие пальцы, если всего меня оценили в десять тысяч крон.

Малыш рассмеялся.

– Не знаю. Ты что, продавать их собираешься?

– Да, – сказал Карлсон. – Тебе. Уступлю по дешёвке, потому что они не совсем новые. И, пожалуй… – продолжал он, подумав, – не очень чистые.

– Глупый, – сказал Малыш, – как же ты обойдёшься без больших пальцев?

– Да я и не собираюсь обходиться, – ответил Карлсон. – Они останутся у меня, но будут считаться твоими. А я их у тебя вроде как одолжил.

Карлсон положил свои ноги Малышу на колени, чтобы Малыш мог убедиться, насколько хороши его большие пальцы, и убеждённо сказал:

– Подумай только, всякий раз, как ты их увидишь, ты скажешь самому себе: «Эти милые большие пальцы – мои». Разве это не замечательно?

+4 04.11.15

Интересный текст о продажности) Сделка, конечно, так себе, учитывая, что акции АО "Карлсон" упали в связи с распродажей неотъемлемых частей, но можно попробовать приобретенную часть сдавать в аренду.

+2 05.11.15

Напротив, акции взметнулись после русского вмешательства. Карлсона на родине так не любят как у нас

+3 05.11.15

А, ну все равно, классическая схема: Д — Т — Д'.

0 05.11.15

Карлсон – это брэнд. Там была попытка изменения организационно–правовой формы

+1 05.11.15

Разумеется. И надо бы этим разумно распорядиться ))

0 05.11.15

Малыш порожняк. Он неплатежеспособен, неделовит и даже необщителен

+1 05.11.15

но он нужен Карлсону, уже поэтому вы не можете его так называть.

+1 05.11.15

Дураков много. И в Швеции в том числе

+2 05.11.15
Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда.
0 05.11.15

Стоит, оказывается, на улице машина, подходишь к ней, открываешь дверцу...
- Дверца открывается автоматически! - поправляет Шота.
- Да. Потом нажимаешь кнопку, и выскакивает сигара, нажимаешь вторую кнопку - выскакивают спички, нажимаешь третью...
- И выскакивает жареный поросенок! продолжает Шота. Нажимаешь еще - выскакивает горячее гоми, потянешь из шланга - и пойдет то вино, то ткемали. Нажмешь одну педаль - получай крем-соду и шоколад. Нажимаешь вторую - польется задумчивая "Мравалжамиер"...а
- И не жаль ему продавать такую машину! - удивляется Нестор.
- Ничего не поделаешь - нужда! - говорит Шота.

+1 05.11.15

Поэтому "писатель смотрит со стороны" это такая же утка, как и "состоятельный интеллигент", который неожиданно встает на дыбы и борется с пролетариатом его же оружием. После этого он перестает быть интеллигентом. Интеллигент по Булгакову - это тот, у кого чувство вины. Если его нет, то это уже новый человек

0 04.11.15
"писатель смотрит со стороны"

уточните, плиз, о чем речь?

Интеллигент по Булгакову - приспособленец. Да, это новый интеллигент. С фигой в кармане. Мы об этом уже говорили.

0 05.11.15

Это вы выше писали об отстраненном писателе

+1 05.11.15

Думала, что вы имеете в виду другой диалог - об отстраненности Горького в пьесе от своих героев.
Здесь же речь немного о другом. Сторона нейтральная - не в смысле отстраненности, а что может принимать любую окраску, любую идеологию. Ну, такое творческое авокадо. Уточню, что речь сейчас только о Булгакове)

0 05.11.15

Это и есть та самая рефлексирующая идеология. Она не отстраненная, а трусливая. Это то, что скрывают за мнимой интеллигенцией

0 05.11.15

Ну да, страх автора считывается, причем, не факт, что страх перед новой властью, а не перед жизнью вообще. Преображенским необходимы Борментали)

0 05.11.15

Плотников, конечно, извратил образ оригинального Борменталя, но, в общем, они с режиссером были правы эмпирически. Как Аристотель

0 05.11.15

Без разницы, Плотников ли, Маргарита или жены Михаила Афанасьевича. Все они в какой-то степени борментали.

0 05.11.15

Борменталь в такой же степени Преображенский, как Преображенский Борменталь. Перемешение и заимствование не так важно при общем мировоззрении

0 05.11.15
Поэтому полезно рабу и господину взаимное дружеское отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах;

Булгаков же показывает служение Борменталей Мастеру)

0 05.11.15

Они не служат, а ищут большую сисястую мамочку. Но так как мамочек мало, то сгодится и папочка. Правда, грудь им здесь предлагают на известных условиях, но они и на пассивную педерастию согласны. Таким был, например, доктор Ватсон и тот самый Малыш из–под Карлсона

0 05.11.15

Но этот халдейский образ еще более притягателен, ибо он лоховатый вне зависимости от среды. Именно подсознательная тяга к нему сделала и Преображенского никуда не годным человеком, хотя, в юности он чудненько расталкивал локтями других

0 06.11.15

Да почему лоховатый? Это, наверное, естественное желание Мастера, чтобы кто-то решал за него все вопросы, пока тот сходит с ума (неважно от чего). В том числе - мог уничтожить неудачное творение (Шарикова) или наоборот, спасти годную рукопись, как это сделала Маргарита.
Кстати, лоховства в Преображенском не вижу. То, что он бессилен против хама- Шарикова, так это же его детеныш, хоть и не рожденный, а сделанный путем глумления над природой. Если продолжить мысль, то и рожденный ребенок мог вполне пойти в папу - умел бы легко расталкивать локтями других, а прежде всего - родителя. Нет?

0 06.11.15

Никакого Шарикова он уничтожить не смог, это мы знаем из новейшей истории нашей страны. Маргарита спасла роман – дело в романе, а не в Маргарите. Никто уже не помнит о ней. Сам же роман довольно самовлюблен, его значение явно преувеличено, ибо, опять же, хотя и должен был стать Новой Библией, на деле стал лишь утешением для пассивных снобов. А то, что Преображенский якобы создал Шарикова, сие очередная попытка самооправдания. Да, интеллигенция принимала участие в революции, но вполне закономерно, по Марксу и мы знаем их имена. То, что это был типа продуманный научный проект, сие придумали сейчас. Как американцы придумали то, что нарочно навязали русским космос

+1 06.11.15

Но Маргарита вытаскивала роман из огня. Маргарита согласовывала пункты вишлиста для Мастера. Не с кем-нибудь. Чудесный же импресарио. (Кстати, представила ее Карлсоном. В Малыше определенно должен быть талант!)
Вопрос - кто такой профессор Преображенский остается открытым. Он не интеллигент в классическом смысле. Приспособленец - да.
Речь не о роли интеллигенции вообще, а о роли Мастера. Литератора. Нужна была новая идеология - Мастер готов был сотрудничать. И даже создать Новую Библию (только чтоб не трогали, комнаты не отнимали, покоя не лишали)

Типа продуманный научный проект - это не роль интеллигенции в революции, а создание Нового человека. Из старых людей ли, из реторты, да хоть из собаки или из самой идеи. Это же практически везде в литературе начала двадцатого века)

0 06.11.15

Не человека, а собаки. Собачье сердце не у нового человека, а у того, что уже был. Новую Библию, разумеется, он пытался создать для самого себя. Для оправдания собственной бездуховности, деловитости. А какие там подвиги не приписывал Булгаков своей жене, спасавшей ММ, он ни разу не угадал. Маргарита не братья Третьяковы и в памяти читателей она останется только голой на метле. С палкой между ног, то есть. Преображенский это интеллигенция, которая не уехала. Какая разница – почему. Булгаков сам должен был уехать и не париться. К сожалению, он этого не смог сделать по причине того, что служил двум богам. То есть, Преображенский боится этого и критикует самого себя в будущем.

+1 06.11.15

Добавить нечего))

0 06.11.15

Тема бесконечная, на самом деле

0 06.11.15

Да, конечно. Мы же еще о Белой гвардии не говорили и о Беге)) - там(в Беге) страх перед эмиграцией как раз. Но лучше их не трогать )

0 06.11.15

Эмиграция более важна в качестве темы раскрутки молодого Булгакова. Самый зрактерный душевный булгаковский эксгибиционизм – это ММ

0 06.11.15

Бег - это единственная искренняя вещь у Булгакова, на мой взгляд. Остальное - остатки его литературной роскоши. "Собачье сердце", "МиМ" - великолепный слог, но бесконечное множество этих "но".

Можно и так назвать)

0 06.11.15

Бог у всех искренняя вещь, особенно, если он такой разный

0 06.11.15

вряд ли в пьесе Булгакова "Бег" есть Бог )

0 06.11.15

Война - это божественное вмешательство, как минимум

0 06.11.15

а любое творчество - стремление к совершенству, то есть - к Богу

0 06.11.15

))) Только что вы говорили, что Булгаков выбрал служение двум богам.

0 06.11.15

Это было цитирование слов Преображенского. Профессор сам боялся, что ему придется пристебаться к комунякам, кривить душой и всякое такое. Что в итоге пришлось делать Булгакову

0 06.11.15

Он именно это и сделал. Боялся при этом или нет - принципиально? Он успешно лечил тех самых комуняк и имел от них, извините, крышу.

Монахи, стало быть, не вмешиваются в гражданскую войну?
Паисий. Нет, нет, нет...
Баев. Только молитесь? А вот за кого вы молитесь, интересно было бы знать?
За черного барона или за советскую власть?

Преображенского и обвинить-то не в чем. Все болеют: и белые, и красные. А клятва Гиппократа, прочее - тут даже сложнее, чем с писателем, у которого есть выбор: принять идеологию правящего режима или не писать вообще. (Как же я забыла! Булгаков же врач. Не может не лечить, в том числе - мозг))

0 06.11.15

Ога, врач. Не может не брать взяток

+1 06.11.15

Как говорил знакомый доктор: "Мы взяток не берем, но от благодарности не отказываемся" )

0 06.11.15

Халат без карманов только у халатного врача

+1 07.11.15

А клятва Гиппократа недействительна даже при наличии медицинского полиса

0 06.11.15

Ну почему. Иногда ее используют как Булгаков.

0 06.11.15

Морфий нахаляву? Это да

0 07.11.15

оплаченного медицинского полиса

0 06.11.15

Не интеллигентно вклинюсь в диаложище. Приятельница в школе опросила "юношей бледных": хотелось бы им такую женщинку ( как Маргарита)? Почти все хотели бы! А вот Мастера только одна девчонка "захотела".

0 10.11.15

Как говорила Фаина Раневская, "Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?" Да и Мастер, насколько помню, там голым не рассекает

+1 10.11.15