thali

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2015 г. 19:58

520

4

Джорджетт Хейер "Рождественский кинжал"

как любезно сообщает нам Википедия, Джорджетт Хейер является прежде всего известной писательницей исторических любовных романов, но и данный детектив впечатляет... Богатый холостяк и скряга Натаниэль Джерард собирает в своем особняке накануне Рождества пеструю компанию из родных и знакомых, которым на протяжении всех праздничных дней портит настроение. Стоит ли удивляться тому, что в разгар праздников его обнаруживают заколотым, в запертой изнутри комнате? Но кто-же убийца? Его племянник, а по совместительству и наследник большого состояния Стивен? Или добродушный брат скряги, дядюшка Джозеф? А может это племянница Пола, или ее знакомый, начинающий драматург Ройдон? В наличии имеются еще несколько подозревемых, но их количество не раздражает, напротив, детектив радует интересным сюжетом и легким слогом с ироническими, а порой и просто смешными нотками, как например в отрывке, в котором речь идет о поисках пропавшей книги:

такая досада, - пожаловалась Мод. Ума не приложу куда она делась. Я каждый вечер 20 минут читаю перед сном, перед тем, как выключить свет. Это очень успокаивает. Как раз дошла до интересного места про Рудольфа. Бедняга покончил с собой.
- И что же тут успокаивающего? - бросил через плечо Стивен.
- Отвлекает от плохих мыслей

Замечательный герметичный детектив с яркими персонажами и неповторимой английской атмосферой, в котором как ни странно главное не личность убийцы, а способ совершения преступления...

Прочитано в замечательной компании со Светланой efro , Машей m_snowflake , Олей Olke , Татьяной tatianadik и tangata Спасибо всем за хороший выбор!
картинка thali

Комментарии

Рада что тебе понравилась книга)) Я от нее в восторге была)

0 10.01.15

Я тоже:-) Сначала вроде скучновато было, но потом втянулась и прочла чуть ли не залпом!

0 10.01.15

Дочитала вчера :)
Ну что могу сказать..Меня не сильно впечатлило...Я сразу догадалась, кто убийца...Ну а дальше уже было скучно :( Единственное, что до конца не могла понять, как произошло убийство...Думала, что Мод пародировала голос.....
Ну и еще герои меня раздражали...практически все....

0 11.01.15

Странно, а мне понравилось... Из героев особенно тетушка Мод с ее невозмутимостью и здравым смыслом...

0 12.01.15

тетушка Мод - оплот спокойствия. На фоне остальных, она выглядела чуть ли не самой адекватной.

+2 12.01.15

Это спокойствие во многом не от хорошей жизни. Скорее, титаническое терпение. Но она, в самом деле, один из наиболее достойных персонажей.

+2 12.01.15

Тетушка Мод вообще пример для подражания, помните ее финальный диалог с Матильдой? На вопрос о том, почему она не рассталась с мужем, хотя и подозревала его в убийстве, она ответила:

Я всегда верила, что люди женятся чтобы жить вместе в горе и радости - объяснила она ... я считаю что у каждого человека должно быть чувство долга. А Джозеф мне никогда не изменял...

не добавить, не убавить...

+3 13.01.15

В тетушку я практически влюбилась! Как она всех доставала.....Интересно, она это специально делала? Или вот такая самозащита....

+2 12.01.15

У меня есть подозрение, что она таки получала удовольствие. Но понятия не имею, чем подтвердить.

Но самозащита, безусловно, имела место.

0 12.01.15

Не зря же у некоторых возникало подозрение, что Мод чертовски умна и хитра.

Вот у нас две героини-"дурочки". Валери и Мод....О первой у меня сразу и однозначно сложилось мнение: "дурочка-блондинка"...А Мод реально заинтриговала.....До последнего.

0 12.01.15

Мне Мод не показалась хитрой. Как я поняла, она сразу догадалась, чьих рук убийство, а может даже заранее знала к чему все идет, но руководствуясь позицией ни во что не вмешиваться, просто занималась своими делами. Мол, догадаетесь, кто убийца - молодцы, не догадаетесь - ну и ладно.
Хитрости я в ней не увидела.

0 13.01.15

Наблюдающие ошиблись на ее счет еще раз. Но вот ум, ум у нее есть. И еще какой.

0 13.01.15

Точно, у Мод ума и силы воли хоть отбавляй, а Валери скорее всего просто красивая кукла, ведь все проблемы за нее пыталась решить мамаша, а не она сама...

0 13.01.15

Зато как Валери красиво поставила точку на вопросе с помолвкой со Стивеном, когда маман решила её возобновить!

+1 13.01.15

Я тоже хитрости не увидела, но то, что она умный наблюдатель, догадалась :)

0 13.01.15

Нет, это нетерпение :-) я если что-то куда-нубудь положу и найти не могу, всех так достану, никакая тетушка Мод со мной не сравнится :-)

+2 13.01.15

Прошу прощения, что пишу раньше срока, не уверена, что завтра смогу сюда вырваться. Поэтому без спойлеров.

До сих пор в активе были только две книги Хейер - любовные романы. Умные и проказливые. При том, что любовные романы терпеть не могу.

В "Кинжале" много лучших черт Хейер - обрисовка характеров, игра чувств, но читалось тяжеловато. Не увлекало. Это вовсе не скучная и вовсе не плохая книга. Она аккуратно сделана, содержит все нужные нюансы, нажимает на все положенные кнопки. Видимо, это я не любитель строго классического детектива.

Поэтому утешалась "бонусами". :) Пикировки героев, психологические характеристики, юмор. Брат и сестра Джерарды раздражали неимоверно. Если человек хамит, оскорбляет всех направо и налево, откровенно этим упиваясь, мне уже все равно, насколько у него золотое сердце. Табуреткой по макушке и свободен.

Матильда и Мод показались самыми интересными и нормальными персонажами. Полицейские как-то не особенно впечатлили. Их было слишком мало по сравнению с буйным семейством. Неожиданно понравилась Валери. В ее головке, конечно, сквозняк гуляет, но есть в ней что-то искреннее и забавное. Попала бедняжка, как кур в ощип. Стивен ее и за человека-то не держит, а она вполне осознает реальное положение дел. Колоритная матушка Валери - прекрасна.

Надо сказать, преступник отлично знает характеры окружающих и не без удовольствия доводит всех до белого каления. Даже не уверена, что было для него важнее. :) Хотя, довести Мод так и не удалось.

В общем, милый детектив на вечер. Спасибо за рекомендации. :)

+2 12.01.15

вот это анализ!!! По хорошему завидую умению ТАК выражать свои мысли!

+3 13.01.15

Спасибо большое!

+1 13.01.15

Ну, что Джозеф всех не столько мирит, сколько стравливает, было сразу понятно. Правда сначала я думала, что это он так конкурента-племянника убирает из дядюшкиного завещания. Брат и сестра тоже раздражали, вели они себя абсолютно не по-английски, и, я уже Наташе писала, меня удивило, что люди, воспитанные в лучших английских школах, ничего не знают про императрицу Сиси и ее трагическую гибель, да еще и насмехаются над Мод за ее любовь к чтению. Их там что, европейской истории совсем не учат?
Мод - самый приятный персонаж, а какое самообладание!

+3 13.01.15

Знаешь, меня тоже удивили эти пробелы в образовании....

+2 13.01.15

англичане учат только свою историю, и то выборочно. европейская история изучается по собственному выбору в университете, по крайней мере я именно с такой ситуацией сталкивалась

+1 13.01.15

Это сейчас, раньше-то образование было более классическим. Но просто эти герои историей видимо не интересовались.

0 13.01.15

хотя история была очень интересная))

0 13.01.15

А я до конца сомневалась. :) Настолько очевидно, что ищешь подвох. Ну вдруг в самом деле - недалекий, но добрый человек. А оно вон как повернулось.

На счет пробелов - тоже удивляюсь. Может, это остатки имперскости? Наша культура поважнее иностранной будет и все такое. С другой стороны в школах еще и владеть собой учат. Тоже не наблюдается.

+2 13.01.15

Да, ко всему иностранному у них, мягко скажем, нелюбовь. Но я всегда думала, что этим низшие классы грешили, а богачи своим детям давали хорошее образование. Но ведь и там были нерадивые ученики, наверное :)))

+1 13.01.15

Точно. Двоечниками были. :))

+1 13.01.15

Тань, не знаю как англичане, но немцы (а я здесь школу заканчивала), в свою историю тоже не особо углубляются, австрийская императрица Сиси ведь баварская принцесса, а на уроках истории про нее упоминали вскользь, несмотря на то что австрийцы соседи...

+1 13.01.15

Тогда понятно :))) Это сейчас и книги и фильмы и Википедия, а в 30-х годах только специалисты и авторы биографий о ней и знали, наверное. И детективов :)))

0 13.01.15

Вот, наиболее точно описаны мои впечатления. :)

+1 12.01.15

Сочту за комплимент. :) Спасибо.

0 12.01.15

Немного в сторону от темы...Почему я догадалась сразу, кто убийца....На моем жизненном пути встречалась подобная особа( слава Богу, что она специализировалась только на стравливаниях и мелких пакостях...до убийств не дошла :))))) Ну и еще я циник, в некотором смысле :)

+1 12.01.15

похожий персонаж был в одном из произведений Агаты Кристи...

Чрезмерное добродушие дядюшки было очень подозрительно еще в самом начале, а после убийство и подавно все стало очевидно

0 13.01.15

А в каком произведении?

0 13.01.15

Последнее дело Пуаро?
Надо почитать, для сравнения :)
Спасибо, Маша :)

0 13.01.15

А я "Занавес" читать побаиваюсь, читала отзывы, это его последнее расследование, говорят он там уже дряхлеющий... Пока точно читать не буду, пусть он запомниться мне мужчиной в самом расцвете сил, со здравым умом и ясной памятью...

0 13.01.15

он скорее постаревший. но произведение шикарное, да и экранизация не подкачала)))

0 13.01.15

ну тогда все-же возьму на заметку! А сериал с Дэвидом Суше вообще замечательный, серии хоть и короткие, но все по делу...

0 15.01.15

Кстати, очень удивила и огорчила всеобщая нелюбовь к Рождеству. Ладно, религиозные обряды. В конце концов, сложный вопрос веры. Плюс мотающая нервы традиция собираться всей семьей. Для недружных большое испытание. Но сам праздник как же? Елка и игрушки чем не угодили?

Не первый раз встречаю подобное в английских романах.

0 13.01.15

праздник создают люди, а если собираясь вместе они постоянно ругаются, то праздничного настроения совсем не остается. Хотя в данном произведении, такое отторжение праздника скорее всего было вызвано именно поведением дядюшки Джо - он "добродушно" и усиленно настаивал на праздновании, вот остальные в пику ему, это празднование и отвергали.

+1 13.01.15

Может быть и так. Сужу по себе. Из чувства противоречия могла бы продекларировать, не люблю - не буду. Но в самом деле лишать себя праздника? Хм, сурово.

0 13.01.15

я тоже думаю,что дело не в празднике или традициях, а в том, что праздник был навязан гостям.. ну и к тому-же компания собралась "разнокалиберная", с разными интересами....

0 13.01.15

Нууууу, надо учитывать КТО там собрался отмечать.....

+1 13.01.15

Мне вот любопытно стало: какие мысли у вас возникали о способе совершения убийства? А то я после "тайны желтой комнаты" почти сразу же рассудила, что дверь была закрыта самим Натом. И именно это поставило меня в тупик. Хотя было подозрение, что хозяина усыпили, а вот закололи уже вовремя вторжения в комнату.

А вы как думали?

0 13.01.15

Во время похлопываний по спине, вспомнилась 2 серия 3 сезона "Шерлока", где такой же способ убийства. Это и был мой единственный вариант. Что-то самостоятельное ни за что бы не изобрела.

+1 13.01.15

Дядюшка Джо позаимствовал идею из истории, а сценаристы Шерлока уже имели возможность использовать 2 источника :))))

+2 13.01.15

Факт. Про судьбу императрицы вспомнила уже позже. :)

0 13.01.15

а я как назло не вспомнила :(.. Хотя и была в музее криминалистики в Вене, где широко освещен сей печальный факт...

0 15.01.15

Музей криминалистики - завидую белой завистью. :) Здорово должно быть было.

Мне как-то "везет" на эту императрицу. То друзья интересуются, то документальные фильмы попадаются. Или вот мюзикл "Элизабет", который в той же Вене великолепно поставили.

0 15.01.15

да, у них много интересных исторических экспонатов, было на что поглазеть, к тому-же этот музей в центре, так что даже долго добираться не пришлось
А еще были в подобном музее в Будапеште, под причитания мужа о моих странных наклонностях :-) Там поскромнее, но информации побольше..

0 15.01.15

Я вообще была в недоумении...Думала, что какое-то приспособление выстреливающее было....Но куда же делось орудие убийства? БЫли мысли о тайном проходе....

А еще, возникла в самом начале крамольная мысль, что дядюшка Нат сам себя как-то убил..."на зло врагам"...

+1 13.01.15

а я все думала, про "фокус" со временем, может Ната убили раньше, а часы перевели, или что-то в этом роде...

+1 13.01.15

А мне была очень подозрительна дверь, ведущая из ванны в другое помещение. Да, она была заперта, но вполне мог быть второй ключ - для прислуги, да и преступник мог сделать дубликат.

0 13.01.15

Там вроде было про шеколду? ( задумалась я)....Или я подразумевала, что на щеколду закрывается....

+1 13.01.15

Мне помнится просто "дверь была закрыта". Щеколда вряд ли, ведь обычно это была общая ванная на две комнаты и тот, кто жил с другой стороны, тоже должен был иметь в нее доступ. Даже если в комнате, смежной с хозяином, никто не жил, спроектирована-то она была стандартно. Вот кстати, я не помню, говорилось ли о том, жил ли кто-то с другой стороны?

0 13.01.15

с другой стороны вроде писатель жил

+1 13.01.15

Писателя поселили ....
Для интриги :)

+1 13.01.15

Но полицейский писателя о ключе даже не спросил, так что для него здесь интриги не было :(

0 13.01.15

нет, упоминания про щеколду в тексте не было, а за стеной ванной комнаты находилась комната Ройдона, незадачливого драматурга, но он то, оказался не при чем...

+1 15.01.15

А еще меня знаете что удивило? Обычно, в детективах чётко прописывается расположение комнат, размещение гостей, план дома....А здесь практически ничего об этом...Мы знаем, что комната дядюшки Ната была через ванную от гостевой, а Матильда соседствовала с дядюшкой Джо...Про спальню Мод я так и не поняла....Про остальных тем более....
Да и на первом этаже расположение гостинной, столовой, бильярдной и библиотеки не сложились в картинку...А я люблю четкость...я люблю читать и видеть перед собой картинку...

+1 13.01.15

Это, видимо потому, что планировка дома не играла роли в расследовании.

0 13.01.15

а мне показалось, что играла....про лестницу, на которой все случилось, тоже только 1 раз упомянули....

+1 13.01.15

Лестницу описали довольно подробно, она сохранилась от старинной части дома, кромвелевской, если не ошибаюсь. Но можно было бы добавить интриги, описывая и остальную планировку дома. Но автор не озаботился :(((

0 13.01.15

Да, эпохи Кромвеля, чем гордился дядюшка Нат. :)

+2 13.01.15

ой, а я в планах наоборот всегда путаюсь, кто куда зашел и откуда вышел... Видимо с образным мышлением нелады :-)

+1 15.01.15

Скорее с пространственным. А это дело привычки. Его навык можно развить. И податься в сыщики-любители. :) Все же невероятно трудная работа, в самом деле найти настоящего преступника.

0 15.01.15

точно! А потом составить конкуренцию мисс Марпл, тем более что до пенсии еще масса времени :-) Это верно, в книгах все так понятно и логично, а на самом деле все ведь намного сложнее...

+1 15.01.15
  • 1
  • 2