Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2023 г. 00:35

9K

4.5 Школьные годы в Руанде

Лицей Богоматери Нильской расположен в красивой местности, высоко над уровнем моря. Его основная задача – обучение и подготовка будущей женской элиты Руанды. Учебное заведение предлагает христианское образование, которое наилучшим образом подходит юным девушкам из привилегированных семей в стране, которая прошла через «социальную революцию, освободившую её от феодальных пережитков».

Среди учениц преобладают девочки, принадлежащие к этническому большинству Хуту. Они взяли за правило думать о себе как об «истинных руандийках». Однако девочки из этнического меньшинства Тутси также допускаются к учёбе в этой престижной школе. Квота составляет две девочки Тутси на двадцать учениц. Несмотря на очевидную диспропорцию, сосуществование меньшинства и большинства кажется возможным. Мир хрупок и уязвим, но возможен. В первых главах девочки Тутси, хотя им и приходится мириться с несправедливостью и вербальной агрессией, могут, казалось, надеяться на нормальное будущее в стране.
По мере продвижения в глубь истории тучи сгущаются и нетерпимость проступает всё более рельефно. Агрессивные тенденции, эти частые предвестники массовых преступлений, набирают обороты, и параллельно нарастает интенсивность повествования.

Роман обращается ко времени, предшествовавшему геноциду в Руанде. Знание, что будущее готовит Тутси, делает всё происходящее особенно острым. Повседневное, в виде обычных школьных предметов и совместных вылазок, становится верхним слоем, за которым постепенно накапливается мощная разрушительная энергия.
Сколастик Муказонга, потерявшая близких во время геноцида, умело соединила частные истории девочек из лицея и универсальное послание, которое выходит далеко за пределы их родины.
Слово «тараканы» не единожды возникает на страницах книги. Так некоторые ученицы видят своих одноклассниц, которые не принадлежат к «национальному большинству». Вероятно, именно так отзываются о Тутси родители этих детей.
Невольно с горечью думаешь о том, что тараканы не обращаются друг с другом так жестоко, как люди.

События внутри и вокруг школы соответствуют печально известному паттерну. Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва. Мучитель то и дело пытается умножить правду на знак «минус».
В определённых обстоятельствах люди перестают чувствовать ответственность за собственные поступки. Тогда они могут начать делать ужасные вещи или закрывать на них глаза.
Однажды учителя лицея Богоматери Нильской обнаруживают, что они не в состоянии протянуть руку помощи тем, кто в опасности и кого некому защитить.
Чтобы попытаться понять те события, мы должны посмотреть назад и учесть постколониальное наследие. Кто-то в романе замечает, что история означает Европу, а география – Африку.
Но Африка тоже обладает своей сложной историей, которая не может быть отброшена и заметена под ковёр.
Книга предлагает несколько завуалированных инсайтов о деструктивной роли, которую европейские колонизаторы сыграли в жизни местных народов. Муказонга никого прямо не обвиняет, но негативное влияние «белых» на местную жизнь считывается и ощущается.

Вряд ли кто-то посчитает данный роман литературным шедевром. Персонажам порой не хватает глубины, а повествование местами сыровато. Но книга достаточно интересна, и, что немаловажно, она стимулирует желание читателя узнать больше о том мрачном историческом периоде.
Я обратила внимание, что, хотя несложно догадаться о времени действия, конкретная дата на называется. Словно концепт времени теряет смысл перед лицом трагедии, которая вскоре разыграется. Репетиция первого акта трагедии уже завершена. И, видимо, неслучайно одна из учащихся говорит, что уйти жить к гориллам было бы, пожалуй, неплохим решением.

Моя оценка ~ 4.3.

Комментарии



Они взяли за правило думать о себе как об «истинных руандийках».

Наверное, они не сами придумали это правило, а им вбили его в их неокрепшие головы.

приходится мириться с несправедливостью и вербальной агрессией

Тяжело этим девочкам приходится в окружении «истинных руандиек».

уйти жить к гориллам было бы, пожалуй, неплохим решением.

Это очень печально… (

Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва.

О, да! Классика жанра! Абьюзерам очень даже свойственно всё виртуозно перекручивать и переворачивать с ног на голову. Тут они мастера высшего пилотажа.

Ой, а мне как раз буквально на днях где-то попадалась информация о Хуту и Тутси. Причём раньше я ничего о них не знала. И тут снова о них же читаю у тебя. Спасибо за интересную рецензию, Ника!)


а им вбили его в их неокрепшие головы.

Да, с высокой вероятностью так оно и было... А когда большая часть следует этому правилу, то тем девочкам Хуту, которые не поддаются и думают иначе, тоже становится непросто(

Тут они мастера высшего пилотажа.

Да! Если бы эта их энергия была направлена на другие цели, но увы.

И тут снова о них же читаю у тебя.

Интересное совпадение, да. Как темы могут пересекаться и неожиданно или не очень неожиданно нас находить.

Спасибо тебе за внимание, Людмила!)


Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва. Мучитель то и дело пытается умножить правду на знак «минус».

а вот еще совпадение - пять минут назад читал об этом в рецензии Людмилы на "воительницу".


Столько разных совпадений. Интересно, к чему бы это...
Рада тебя снова слышать, Женя) Ты надолго или проездом на ЛЛ?)


Проездом.
Заглянул проведать друзей.
Рад видеть, что ты еще пишешь. И особенно рад видеть ЧТО ты еще пишешь.
Поеду дальше с легким сердцем :)


с легким сердцем :)

Это, пожалуй, главное :)
Но иногда всё же заглядывай, не пропадай))

P.S. Новая ава хорошая)


Однажды учителя лицея Богоматери Нильской обнаруживают, что они не в состоянии протянуть руку помощи тем, кто в опасности и кого некому защитить.

В этом предложении будто заложено всё предчувствие будущей трагедии. (

Что я могу добавить... кроме того, что рецензия прекрасна, а тема тяжелая.

События внутри и вокруг школы соответствуют печально известному паттерну. Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва.

Печально известный, именно. И геноцид в Руанде - - это ведь конец 20-го века? Столько говорят о гуманизации и уменьшении насилия (Пинкер вспоминается), но если подумать, реальность этому не соответствует и не соответствовала... Получается что-то вроде тут вижу, там не вижу.

И, видимо, неслучайно одна из учащихся говорит, что уйти жить к гориллам было бы, пожалуй, неплохим решением.

На геноцид гориллы точно не способны...

Спасибо за твой рассказ о книге, Ника!


В этом предложении будто заложено всё предчувствие будущей трагедии. (

Да, Кристин... это ощущение предчувствия витает в романе.

И геноцид в Руанде - - это ведь конец 20-го века?

Да... И Сребреница тоже конец 20-го века. Просто сейчас читаю книгу про войну в Боснии Славенка Дракулич, Marko Ivic (Translator) - S.: A Novel about the Balkans. Роман, основанный на реальных событиях. Очень тяжёлая книга даже для не самого эмоционального читателя, как я.

и уменьшении насилия (Пинкер вспоминается), но если подумать, реальность этому не соответствует и не соответствовала

Ну, Пинкер мог бы на это возразить, что он не утверждал, что тенденция уменьшения насилия линейна, возможны откаты назад, рецидивы и т.п. Но вообще я с тобой вынуждена во многом согласиться. Как раз недавно видела критику теорий Пинкера и его статистических выкладок. Вывод напоминал то, что ты написала.

Тебе спасибо за отклик, Кристина!)


На геноцид гориллы точно не способны

Да, не способны. И это даже можно объяснить по-научному. Так, в книге Ричард Врангам - The Goodness Paradox: How Evolution Made Us Both More and Less Violent выдвигается гипотеза о реактивной (reactive) и проактивной (proactive) агрессии.
Первая заключается в непосредственном выплеске агрессии и характерна для приматов (особенно шимпанзе). Вторая требует координации и планирования. Как ты можешь догадаться, её высокий уровень наблюдается у людей. А вот реактивная агрессия у Сапиенсов низкая... Но это по верхам, я ту книгу пока не читала.
Кристин, прости за продолжение мрачной темы и ещё раз спасибо, что уделила время)


Первая заключается в непосредственном выплеске агрессии и характерна для приматов (особенно шимпанзе). Вторая требует координации и планирования.

Всё это ужасно интересно... А почему интересно у людей высокая проактивная агрессия?

Ника, по-моему ты можешь писать обзоры на книги, даже не читая их (внимательно)^^


А почему интересно у людей высокая проактивная агрессия?

Результат тысячелетий эволюции, по всей видимости.

по-моему ты можешь писать обзоры на книги, даже не читая их (внимательно)^^

Звучит слегка провокационно ;) Если серьёзно, думаю, большинство из нас может. Но только зачем?)


Результат тысячелетий эволюции

Конечно, эволюция... почему я сама не догадалась об этом )

Но только зачем?)

Ага, незачем;)


почему я сама не догадалась об этом )

Ну, ты же не просматривала ту книгу, на которую я опиралась, говоря о видах агрессии у людей и у (non-human) приматов ;)


Очень тяжёлая книга даже для не самого эмоционального читателя, как я.

Посмотрела, ты поставила "5" этой книге. Прочла аннотацию. Ужас... Книга без рецензии на этом сайте,так что надеюсь, что ты напишешь, несмотря на тему и эмоции.

Как раз недавно видела критику теорий Пинкера и его статистических выкладок. Вывод напоминал то, что ты написала.

Вроде бы приятно, что мое мнение разделяют те, кто изучают теории Пинкера, но лучше бы я ошиблась и это было бы только моим дилетантским мнением...



Книга без рецензии на этом сайте,так что надеюсь, что ты напишешь

Придётся написать... Это одна из тех книг, когда высший балл ставишь без каких-либо колебаний.

но лучше бы я ошиблась и это было бы только моим дилетантским мнением

Ох, Кристин, могу только здесь с тобой согласиться. Иногда рад бы ошибиться... да только не похоже.


надеюсь, что ты напишешь, несмотря на тему и эмоции.

Ты меня всё-таки подвигла написать... эх))


Кстати, про горилл. В книге одна из девочек упоминает белую женщину, которая приехала, чтобы изучать горилл и теперь живёт с ними. Героиня говорит об этом с лёгкой горечью. Чужак вторгается в их природу...
Я подумала, что прототипом этой женщины может быть Дайан Фосси, которая сделала очень много для защиты и сохранения горных горилл.


прототипом этой женщины может быть Дайан Фосси, которая сделала очень много для защиты и сохранения горных горилл.

Впервые слышу это имя. Решила узнать чуть больше, почитала... Такая насыщенная жизнь у Дайан и такой трагический финал:(

Оказывается она и книгу-бестселлер написала про горилл  Дайан Фосси - Гориллы в тумане


Такая насыщенная жизнь у Дайан и такой трагический финал:(

Да... в финале очень грустная история(

Дайан Фосси - Гориллы в тумане

Есть, кстати, экранизация этой книги и истории исследовательницы. Я её не смотрела, и мне почему-то кажется, что лучше прочесть книгу. Аннотация мне понравилась)


и мне почему-то кажется, что лучше прочесть книгу.

Добавила книгу себе. Заинтересовалась я что-то )


Отлично)


Как интересно соприкасаются сюжеты в пространстве и времени - только что закончила слушать  Филип Зимбардо - Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев ,  и там довольно подробно рассказано про геноцид в Руанде. И вот совпадение - ваш отзыв о книге на ту же тему. Это удивительно или закономерно?

Спасибо за содержательный рассказ о книге!


Филип Зимбардо - Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев

О, слышала об этой книге! Я как-то читала подробный обзор на "Эффект Люцифера", но до самой книги так и не добралась. Вижу, что оценка у вас высокая. Это весомый аргумент вернуться к Зимбардо.
Мне нравится, как он развивает тезис о том, что одни и те же люди могут быть ангелами и демонами в зависимости от обстоятельств, в которые они поставлены. И что практически никто не может быть уверен, что он застрахован от роли демона. Мне ещё такой момент запомнился. Если я не ошибаюсь, Зимбардо показывает, как человек уязвим перед внешними обстоятельствами, но говорит и об исключениях. Кажется, героях? Тех редких людях, которые отказываются совершать злые поступки и потворствовать им. Отказываются пассивно наблюдать за несправедливостью.

Это удивительно или закономерно?

Неожиданно... а может, где-то и закономерно. Я заметила, что парадоксальное, казалось, выражение "неслучайная случайность" довольно часто приходит на ум)

Вам спасибо за отклик!


Вы слишком близко к тексту рассказываете о книге Зимбардо, вычленив из неё многие ключевые идеи. Так что возникает сомнение в том, что стоит к ней возвращаться и еще раз тратить время.

спойлер

Было неожиданно узнать, что тюремному эксперименту посвящена львиная доля текста. Автор подробнейшим образом пересказывает видео и аудио записи, сделанные во время этого мероприятия. Это подробный дневник событий, которые произошли в подвале факультета психологии Стэнфордского университета всего за шесть дней.

Про героев, то есть людей, способных принести собственные интересы в жертву, чтобы отстоять то, что соответствует моральным нормам, рассказано не много, но убедительно.

И еще Зимбардо посвящает много времени и места "разбору полетов" правительства и президента, выступая в качестве защитника либеральных ценностей, попираемых государством и военными.

свернуть

что стоит к ней возвращаться и еще раз тратить время.

Да, возможно, не стоит. Вычленить ключевые идеи мне помогли в том числе выдержки из работ Зимбардо, но всё равно, когда читаешь саму книгу, можно почерпнуть из неё новые мысли и идеи.
Про то, как Зимбардо разбирает геноцид в Руанде, я вроде не читала. Наверное, он подчёркивает, как обычные люди превратились в чудовищ в тех обстоятельствах и как они перестали ощущать ответственность за собственные поступки в толпе других.

спойлер
Это подробный дневник событий, которые произошли в подвале факультета психологии Стэнфордского университета всего за шесть дней.

Об этом эксперименте я читала. Мне хватило описания и без подробного дневника. Не знала, что ему так много внимания уделено и в этой книге. Хотя, конечно, эксперимент весьма показателен.
выступая в качестве защитника либеральных ценностей, попираемых государством и военными.

Это интересно.
свернуть

Спасибо вам за мини-обзор книги.


Ещё немного о совпадениях и о том, как сюжеты соприкасаются. Вы написали о книге Зимбардо, и я подумала, что сборник эссе Славенки Дракулич Slavenka Drakulić - They Would Never Hurt a Fly, который я как раз собираюсь прочесть, тоже поднимает похожую тему. Обычные, законопослушные люди, которые превращаются в злодеев в определённых ситуациях.


Ах, какая дырявая у меня голова. Или слишком много всякого мусора читаю, не переваривая. Оказывается, про геноцид в Руанде совершенно неожиданно (но не подробно) упоминала еще одна недавняя книжица,  Котаро Исака - Поезд убийц .

Только в ней акцент стоял на бездействии международных организаций, которые не оценивали это безобразие, как геноцид, потому что им выгоднее было бездействовать и не вмешиваться.

Теперь складывается ощущение, что это стало темой дня.


упоминала еще одна недавняя книжица, Котаро Исака - Поезд убийц

Этот "поезд", кажется, мелькал у меня в ленте....
Не подумала бы, что там упоминается тема геноцида в Руанде и бездействие международных организаций, что очень-очень печально.


Специально вернулась к электронному изданию поискать забытое и вот на какую книгу и автора ссылается главный персонаж "Поезда...", психопатический подросток Принц: "An Ordinary Man: An Autobiography" Paul Rusesabagina, Tom Zoellner .


"An Ordinary Man: An Autobiography" Paul Rusesabagina, Tom Zoellner.

Вначале мне показалось, что это новая для меня книга... Но посмотрев аннотацию, вспомнила, что слышала о ней. Paul Rusesabagina, по всей видимости, один из смелых героев, описываемых Зимбардо. Может быть, присмотрюсь к книге поближе. Спасибо за наводку.

P.S. Всё-таки хорошо, что в электронных изданиях относительно быстро и легко находить нужную информацию)


Геноцид - это ужасно, но ему всегда будет место... К сожалению, нет ни одной нации, состоящей сплошь из порядочных людей! Конечно, есть наследие и главы государств стараются якобы не повторить всё это непотребство, но как только геноцид станет выгодным, тут же всё будет оправдано, увы((


Да, к сожалению, принцип "кто сильнее, тот и прав" по-прежнему действует. Какие-то страшные события в фокусе, а какие-то не менее ужасные нет... Я думаю, люди везде примерно одинаковые. Думают о себе, ведут себя по-разному в зависимости от обстоятельств. Но всё же хорошо, что встречаются и такие, кто готов отстаивать свои моральные принципы и не боится говорить правду, даже сильно рискуя при этом.

Спасибо, что заглянула, Викуш.


кто готов отстаивать свои моральные принципы и не боится говорить правду, даже сильно рискуя при этом

- да, на таких людях и держится человечество! Побольше бы их в нашем обществе:)


Читаешь мои мысли) Я написала комментарий и тоже подумала, что человечество очень многим обязано таким людям, которые могут вовсе не стремиться к публичности.


Отличная рецензия! Очень рада, что тебе тоже понравилась книга :)

События внутри и вокруг школы соответствуют печально известному паттерну. Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва. Мучитель то и дело пытается умножить правду на знак «минус».

Вот это, кончено, очень грустный феномен. Интересно было бы понять / разузнать, как вообще эта динамика зарождается / действует с точки зрения психологии, и индивидуальной, и социальной. Потому что это кажется вроде бы такая избитая истина, но когда начинаешь задумываться "а почему так? и что там происходит в голове/головах?", то вообще полный пробел :(

Чтобы попытаться понять те события, мы должны посмотреть назад и учесть постколониальное наследие. Кто-то в романе замечает, что история означает Европу, а география – Африку.
Но Африка тоже обладает своей сложной историей, которая не может быть отброшена и заметена под ковёр.

Еще новиночку хочу посоветовать (не читала, но в моем амазоновском вишлисте, не знаю, добавляла ли ее на ЛЛ или пропустила), если пред-колониальная Африка интересна - "Great Kingdom of Africa" by John Parker (March 21, 2023, Uni of California press). Вообще ничего не знаю про нее пока что, и оценок на Амазоне тоже почти нет, но показалась потенциальной вкусняшкой)


Спасибо тебе за комментарий и наводку! Твоя классная рецензия подтолкнула меня к прочтению романа))

Интересно было бы понять / разузнать, как вообще эта динамика зарождается / действует с точки зрения психологии, и индивидуальной, и социальной

Мне тоже кажется, что это очень важная тема, в которой непросто разобраться… Думаю, этот грустный феномен, повторяющийся на разных широтах и в разные периоды времени, высвечивают тёмную сторону человеческой природы. А книги на эту тему говорят нам, что надо помнить об этой стороне, о том, как может быть легко скатиться в пропасть, один шаг, другой и уже так трудно остановиться. Выбраться из этой пропасти бывает намного сложнее.

если пред-колониальная Африка интересна - "Great Kingdom of Africa" by John Parker

Спасибо за ещё одну интересную наводку! Надо будет обязательно присмотреться к книге.
Очень коротко о предколониальной Африке есть в Адам Хохшильд - King Leopold's Ghost. Но книга в целом посвящена бельгийской колонизации Конго. Может, ты её читала?


А книги на эту тему говорят нам, что надо помнить об этой стороне, о том, как может быть легко скатиться в пропасть, один шаг, другой и уже так трудно остановиться.

Меня очень интересует динамика этих тем не столько для памяти, хотя это очень важно, а для того, чтобы понять можно ли сделать "иммунитет"/"вакцинацию" от повторения таких паттернов. Потом что если понимаешь корень зла и потом переписываешь социальный код, то может мы сможем больше не повторять. Как говорится, превентивная медицина всегда намного эффективнее, чем кризисная)

Очень коротко о предколониальной Африке есть в Адам Хохшильд - King Leopold's Ghost. Но книга в целом посвящена бельгийской колонизации Конго.

Ох, король Леопольд. Знаю только про самую жесть - отрубленные конечности как норма :( Спасибо, добавляю в виш. 4700 оценок и средняя 4.5 - отличная рекомендация) И несмотря на то, что написана в 1999, оценки/рецензии свеженькие.

У меня сейчас стратегия чтения нонфикшена - полный рандом, по Килвишу. Я просто очень боюсь нехудожки, вот так планирую к ней пока что привыкнуть. Буду годик кормиться с ложечки. А потом может удасться отправиться в независимое плавание и самостоятельно определять темы для исследования)


а для того, чтобы понять можно ли сделать "иммунитет"/"вакцинацию" от повторения таких паттернов.

Ты права, вопрос предотвращения зла должен быть в приоритете. Память и исторический опыт, по сути, призваны помочь предложить на него ответы. Не знаю, правда, сколько времени надо, чтобы подкорректировать социальный код, если предположить, что это возможно... Хотелось бы верить.
Читала на эту тему, что само по себе образование (без чётких морально-этических представлений) не помогает. Мировая история это подтверждает. И что для предотвращения таких массовых преступлений нужны коллективные барьеры (работающие институты?) Индивидуальные предохранители обычно не справляются.

И несмотря на то, что написана в 1999, оценки/рецензии свеженькие.

Ага, книга уже совсем не новая, но по-прежнему востребована по этой теме. Я её как-то просматривала. Решила теперь прочесть внимательно, но чтение идёт очень медленно. Книга информативная и написана хорошо, просто у меня руки редко до неё доходят. Общее содержание-то я уже знаю. Жести там много((

А потом может удасться отправиться в независимое плавание и самостоятельно определять темы для исследования)

Да, опыт в этом деле помогает)


Не знаю, правда, сколько времени надо, чтобы подкорректировать социальный код, если предположить, что это возможно..

Я оптимист) Мне кажется, что возможно, но очень сложно. Мы с мужем часто разговаривали про эту проблему. Мне очень хотелось бы верить, что 2 поколения, он говорит, что 3. Но это при условии, что социум более менее оставлен в покое и есть инструменты, которые поддерживают порядок, мир и покой, хотя бы на одно поколение. (Плюс, разумеется, правильные установки поддерживаются, а не уничтожаются).

Читала на эту тему, что само по себе образование (без чётких морально-этических представлений) не помогает. Мировая история это подтверждает. И что для предотвращения таких массовых преступлений нужны коллективные барьеры (работающие институты?) Индивидуальные предохранители обычно не справляются.

Полностью соглашусь. И то, что образование не решит проблем (хотя может помочь). но это не панацея. И то, что фокус должен быть систематический и на уровне институтов, а не единственная мера / комплекс мер.

Я её как-то просматривала. Решила теперь прочесть внимательно, но чтение идёт очень медленно

У меня такое ощущение по моим книгам по травме. Я их буквально проглатывала в 2017-2019 и это был мой личный село-хелп (как оказалось, еще хорошее общее образование хотя бы на уровне "имею представление, что существует такое"), но пока что боюсь / прокрастинирую возвращаться, хотя тема стала очень актуальной. Кстати, после книг по травме я как-то привыкла к жести-жести, хотя если она очень резонирует с личными проблемами / ранами / триггерами, то иногда может в аут посылать на несколько дней на раз-два-три. Поэтому важно быть осторожным и к себе с любовью, когда читаешь про жесть.


Мне очень хотелось бы верить, что 2 поколения, он говорит, что 3.

Мне хотелось бы быть оптимистом, но я скорее соглашусь с твоим мужем. И про условия и поддержание правильных установок, конечно, очень в точку. Это само по себе не просто, но возможно. Однако проблема ещё в том, что "случаи случаются" и какое-то относительно неожиданное событие может нарушить позитивный процесс.

Кстати, после книг по травме я как-то привыкла к жести-жести,

Чтение исторической и документальной литературы тоже приводит к такому эффекту. Но я всецело согласна, что надо быть добрее к себе, когда читаешь про жесть. Важно, не перегружать себя.

Кстати, у тебя нет отдельной подборки с книгами по травме? Было бы интересно с такой ознакомиться.


Однако проблема ещё в том, что "случаи случаются" и какое-то относительно неожиданное событие может нарушить позитивный процесс.

С другой стороны, этот же принцип "случаи случаются" могут взять и разрушить какой-нибудь совсем негативный процесс ;) Вот кажется будет болото болотом, а потом БАЦ, открылось окно в прекрасное далеко)

Кстати, у тебя нет отдельной подборки с книгами по травме? Было бы интересно с такой ознакомиться.

Не, подборки нет, но если хочешь, могу составить примерный список уже прочитанного и что очень не прочь почитать по теме. В формате истории, потому что с подборками сейчас не очень хочется возиться, а списки очень хочется составлять) Я думаю к чтению травмы как-нибудь опять вернусь, потому что важная тема

Очень жаль, кстати, что в Собери их всех не играешь - могли бы стать партнерами по турнирам) Мне твой вкус в литературе нравится, ты тоже на моей волне плаваешь, так что было бы очень круто)


кажется будет болото болотом, а потом БАЦ, открылось окно в прекрасное далеко)

Да... Мне нравится такой ход мыслей)

В формате истории, потому что с подборками сейчас не очень хочется возиться, а списки очень хочется составлять)

В формате истории было бы очень интересно почитать) Если найдёшь время)
Тема, безусловно, важная. Недавно вспоминала, что читала в одной из книг или статей по теме о том, что иногда у людей, переживших болезненный травматический опыт, появляется оптимизм. Словно тот факт, что они смогли пережить кризис, внушает им надежду, которой раньше у них не было.

Мне твой вкус в литературе нравится,

Спасибо, приятно слышать) Взаимно))
Но в игры на ЛЛ я, можно сказать, не играю. Только иногда заявляю книги в мобе "нон-фикшн". Но там просто надо успеть написать рецензию на выбранную книгу.


Если вдруг захочется продолжить знакомство с Руандой, Бурунди и геноцидом, то есть великолепная книга  Гаэль Фай - Маленькая страна


Спасибо за рекомендацию! Надо будет присмотреться к книге.