Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2023 г. 00:35

9K

4.5 Школьные годы в Руанде

Лицей Богоматери Нильской расположен в красивой местности, высоко над уровнем моря. Его основная задача – обучение и подготовка будущей женской элиты Руанды. Учебное заведение предлагает христианское образование, которое наилучшим образом подходит юным девушкам из привилегированных семей в стране, которая прошла через «социальную революцию, освободившую её от феодальных пережитков».

Среди учениц преобладают девочки, принадлежащие к этническому большинству Хуту. Они взяли за правило думать о себе как об «истинных руандийках». Однако девочки из этнического меньшинства Тутси также допускаются к учёбе в этой престижной школе. Квота составляет две девочки Тутси на двадцать учениц. Несмотря на очевидную диспропорцию, сосуществование меньшинства и большинства кажется возможным. Мир хрупок и уязвим, но возможен. В первых главах девочки Тутси, хотя им и приходится мириться с несправедливостью и вербальной агрессией, могут, казалось, надеяться на нормальное будущее в стране.
По мере продвижения в глубь истории тучи сгущаются и нетерпимость проступает всё более рельефно. Агрессивные тенденции, эти частые предвестники массовых преступлений, набирают обороты, и параллельно нарастает интенсивность повествования.

Роман обращается ко времени, предшествовавшему геноциду в Руанде. Знание, что будущее готовит Тутси, делает всё происходящее особенно острым. Повседневное, в виде обычных школьных предметов и совместных вылазок, становится верхним слоем, за которым постепенно накапливается мощная разрушительная энергия.
Сколастик Муказонга, потерявшая близких во время геноцида, умело соединила частные истории девочек из лицея и универсальное послание, которое выходит далеко за пределы их родины.
Слово «тараканы» не единожды возникает на страницах книги. Так некоторые ученицы видят своих одноклассниц, которые не принадлежат к «национальному большинству». Вероятно, именно так отзываются о Тутси родители этих детей.
Невольно с горечью думаешь о том, что тараканы не обращаются друг с другом так жестоко, как люди.

События внутри и вокруг школы соответствуют печально известному паттерну. Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва. Мучитель то и дело пытается умножить правду на знак «минус».
В определённых обстоятельствах люди перестают чувствовать ответственность за собственные поступки. Тогда они могут начать делать ужасные вещи или закрывать на них глаза.
Однажды учителя лицея Богоматери Нильской обнаруживают, что они не в состоянии протянуть руку помощи тем, кто в опасности и кого некому защитить.
Чтобы попытаться понять те события, мы должны посмотреть назад и учесть постколониальное наследие. Кто-то в романе замечает, что история означает Европу, а география – Африку.
Но Африка тоже обладает своей сложной историей, которая не может быть отброшена и заметена под ковёр.
Книга предлагает несколько завуалированных инсайтов о деструктивной роли, которую европейские колонизаторы сыграли в жизни местных народов. Муказонга никого прямо не обвиняет, но негативное влияние «белых» на местную жизнь считывается и ощущается.

Вряд ли кто-то посчитает данный роман литературным шедевром. Персонажам порой не хватает глубины, а повествование местами сыровато. Но книга достаточно интересна, и, что немаловажно, она стимулирует желание читателя узнать больше о том мрачном историческом периоде.
Я обратила внимание, что, хотя несложно догадаться о времени действия, конкретная дата на называется. Словно концепт времени теряет смысл перед лицом трагедии, которая вскоре разыграется. Репетиция первого акта трагедии уже завершена. И, видимо, неслучайно одна из учащихся говорит, что уйти жить к гориллам было бы, пожалуй, неплохим решением.

Моя оценка ~ 4.3.

Ветка комментариев


Однажды учителя лицея Богоматери Нильской обнаруживают, что они не в состоянии протянуть руку помощи тем, кто в опасности и кого некому защитить.

В этом предложении будто заложено всё предчувствие будущей трагедии. (

Что я могу добавить... кроме того, что рецензия прекрасна, а тема тяжелая.

События внутри и вокруг школы соответствуют печально известному паттерну. Палач винит жертву и утверждает, что именно он настоящая жертва.

Печально известный, именно. И геноцид в Руанде - - это ведь конец 20-го века? Столько говорят о гуманизации и уменьшении насилия (Пинкер вспоминается), но если подумать, реальность этому не соответствует и не соответствовала... Получается что-то вроде тут вижу, там не вижу.

И, видимо, неслучайно одна из учащихся говорит, что уйти жить к гориллам было бы, пожалуй, неплохим решением.

На геноцид гориллы точно не способны...

Спасибо за твой рассказ о книге, Ника!


В этом предложении будто заложено всё предчувствие будущей трагедии. (

Да, Кристин... это ощущение предчувствия витает в романе.

И геноцид в Руанде - - это ведь конец 20-го века?

Да... И Сребреница тоже конец 20-го века. Просто сейчас читаю книгу про войну в Боснии Славенка Дракулич, Marko Ivic (Translator) - S.: A Novel about the Balkans. Роман, основанный на реальных событиях. Очень тяжёлая книга даже для не самого эмоционального читателя, как я.

и уменьшении насилия (Пинкер вспоминается), но если подумать, реальность этому не соответствует и не соответствовала

Ну, Пинкер мог бы на это возразить, что он не утверждал, что тенденция уменьшения насилия линейна, возможны откаты назад, рецидивы и т.п. Но вообще я с тобой вынуждена во многом согласиться. Как раз недавно видела критику теорий Пинкера и его статистических выкладок. Вывод напоминал то, что ты написала.

Тебе спасибо за отклик, Кристина!)


На геноцид гориллы точно не способны

Да, не способны. И это даже можно объяснить по-научному. Так, в книге Ричард Врангам - The Goodness Paradox: How Evolution Made Us Both More and Less Violent выдвигается гипотеза о реактивной (reactive) и проактивной (proactive) агрессии.
Первая заключается в непосредственном выплеске агрессии и характерна для приматов (особенно шимпанзе). Вторая требует координации и планирования. Как ты можешь догадаться, её высокий уровень наблюдается у людей. А вот реактивная агрессия у Сапиенсов низкая... Но это по верхам, я ту книгу пока не читала.
Кристин, прости за продолжение мрачной темы и ещё раз спасибо, что уделила время)


Первая заключается в непосредственном выплеске агрессии и характерна для приматов (особенно шимпанзе). Вторая требует координации и планирования.

Всё это ужасно интересно... А почему интересно у людей высокая проактивная агрессия?

Ника, по-моему ты можешь писать обзоры на книги, даже не читая их (внимательно)^^


А почему интересно у людей высокая проактивная агрессия?

Результат тысячелетий эволюции, по всей видимости.

по-моему ты можешь писать обзоры на книги, даже не читая их (внимательно)^^

Звучит слегка провокационно ;) Если серьёзно, думаю, большинство из нас может. Но только зачем?)


Результат тысячелетий эволюции

Конечно, эволюция... почему я сама не догадалась об этом )

Но только зачем?)

Ага, незачем;)


почему я сама не догадалась об этом )

Ну, ты же не просматривала ту книгу, на которую я опиралась, говоря о видах агрессии у людей и у (non-human) приматов ;)


Очень тяжёлая книга даже для не самого эмоционального читателя, как я.

Посмотрела, ты поставила "5" этой книге. Прочла аннотацию. Ужас... Книга без рецензии на этом сайте,так что надеюсь, что ты напишешь, несмотря на тему и эмоции.

Как раз недавно видела критику теорий Пинкера и его статистических выкладок. Вывод напоминал то, что ты написала.

Вроде бы приятно, что мое мнение разделяют те, кто изучают теории Пинкера, но лучше бы я ошиблась и это было бы только моим дилетантским мнением...



Книга без рецензии на этом сайте,так что надеюсь, что ты напишешь

Придётся написать... Это одна из тех книг, когда высший балл ставишь без каких-либо колебаний.

но лучше бы я ошиблась и это было бы только моим дилетантским мнением

Ох, Кристин, могу только здесь с тобой согласиться. Иногда рад бы ошибиться... да только не похоже.


надеюсь, что ты напишешь, несмотря на тему и эмоции.

Ты меня всё-таки подвигла написать... эх))


Кстати, про горилл. В книге одна из девочек упоминает белую женщину, которая приехала, чтобы изучать горилл и теперь живёт с ними. Героиня говорит об этом с лёгкой горечью. Чужак вторгается в их природу...
Я подумала, что прототипом этой женщины может быть Дайан Фосси, которая сделала очень много для защиты и сохранения горных горилл.


прототипом этой женщины может быть Дайан Фосси, которая сделала очень много для защиты и сохранения горных горилл.

Впервые слышу это имя. Решила узнать чуть больше, почитала... Такая насыщенная жизнь у Дайан и такой трагический финал:(

Оказывается она и книгу-бестселлер написала про горилл  Дайан Фосси - Гориллы в тумане


Такая насыщенная жизнь у Дайан и такой трагический финал:(

Да... в финале очень грустная история(

Дайан Фосси - Гориллы в тумане

Есть, кстати, экранизация этой книги и истории исследовательницы. Я её не смотрела, и мне почему-то кажется, что лучше прочесть книгу. Аннотация мне понравилась)


и мне почему-то кажется, что лучше прочесть книгу.

Добавила книгу себе. Заинтересовалась я что-то )


Отлично)