Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2021 г. 12:14

4K

4 So take me back to Constantinople...

...No, you can't go back to Constantinople
(c)

Полная противоположность от прочитанного до это Пелевина — смысл остался в тумане, но зато стиль волшебный. Язык завораживает как при колдовстве. Хочется смотреть в рот рассказчику и слушать, слушать, не переставая. Какие-то просто стихи в прозе — чудесные метафоры, образы, аллегории. Текст очень афористичен, лаконичен, но при этом изобилует словесными кружевами и завитушками.

Вот несколько примеров

Судьбу женщины всегда решает ее "да", а судьбу мужчины - его "нет"
...
- Какая дорога правильная, отче, - спросил он наконец. - Как распознать ее среди других дорог, - Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути.
...
Мысль – свеча, от которой можно зажечь чужую свечу, но для этого нужно иметь огонь.
...
Это было началом великой любви. А от великой любви быстро стареют. От великой любви стареют быстрее, чем от долгой, несчастливой и тяжелой жизни.
...
...он знал, что и в атаке, и в любви выдох важнее вдоха...
...
Он знает, что между народами любви нет, но есть ненависть. Он любит говорить, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Но, кроме того, он думает, хотя не произносит вслух этого, что и у победы, и у поражения одна мать.
...Любой день содержит хоть что-то разумное, и любой цветок – хоть немного меда
...
Я ровесница человечества, потому что человечеству всегда семнадцать лет. Это значит, что любой народ всегда остается ребенком. Он постоянно растет, и ему постоянно становится тесен его язык, его дух, его память и даже его будущее. И поэтому каждый народ должен время от времени менять костюм, который снова и снова становится ему коротким, сковывает движения и трещит по швам оттого, что сам он растет. Это одновременно и трудно и радостно. Ты говоришь - язык. Во сне мы понимаем все языки. Сон - родина времен Вавилонской башни. Во сне мы говорим одним, единым для всех праязыком, общим для всех нас, живых и мертвых... Зачем тогда войны? Почему нужно двигаться в истории назад, Каждое убийство - это отчасти и самоубийство.
...
Я не видел его с тех пор как камень похудел, а ветер прибавил в весе.
...
Вы, люди, не умеете измерять свои дни. Вы мерите только их длину и говорите, что день длится двадцать четыре часа. А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь. Не говоря уж о смерти...
свернуть

---
Эта повесть — гимн символизму. Впрочем, что ещё ожидать от повести где каждая из двадцати двух глав иллюстрирует ключ к соответствующей карте Таро? Остаётся только гадать, что же имел в виду автор.

Объясняя в послесловии смысл Таро, автор подчеркивает, что важна не только раскрывшаяся карта, но и то как она легла. Сторона, которой она повернута может полностью перевернуть и её значение. Так же и сам текст, где автор будто бы перетасовал словарь и из нескольких вслепую раскрытых слов составил свои чарующие предложения, полные тайных (для меня) смыслов.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что повесть написана в жанре магического реализма (или магического символизма, если такое есть). Но в отличие от Маркеса или, и того хуже, Курниавана, мистика здесь вполне элегантная и не только не отталкивает, но даже наоборот.

Согласно Павичу, в жизни есть поколения победителей и побежденных. Дети поколения побежденных становятся победителями, поскольку им нужно рано повзрослеть и отомстить, тогда как дети поколения победителей становятся поколением побежденных, поскольку они всегда в тени своих отцов. И вот жизни двух поколений двух больших семей — сербы Обуичи и австрийцы Тенецкие тесно переплетены. Слишком тесно. Они пытаются убить друг друга на поле брани и влюбляются за его пределами. Но кто же из них будет победителем, а кто побежденным? Как ляжет карта.

Не могу утверждать наверняка, но похоже, что это книга о любви (запретной, невозможной, неосознанной, роковой, кровосмесительной и много ещё какой), о ненависти, о войне, о судьбе, о таких разных, но всегда сложных отношениях между родителями и детьми.

Автор утверждает, что читать главы можно в любом порядке, выбирая следующую как карту из колоды. Ну, не знаю. По-моему, там совершенно четкий конец и было бы нелепо окажись он вначале или посередине. Разве что перетасовать только первые или средние главы? В общем, для меня чтение этого произведения уже стало экспериментом, и читать его ещё кельтским крестом или большой триадой уже не тянет.

Ключи Таро я раскрывал с помощью Сергея Чонишвили, что было, как всегда, великолепно.

02:19

Комментарии

Павич...никак к нему не подступлюсь, всё мимо бегаю! А у тебя такая прекрасная манящая рецензия, ну, Женя!!!:)))

+4 14.11.21
всё мимо бегаю!

От судьбы, Оксана, не убежишь. Значит пока что карта ещё не легла.

+4 14.11.21
Значит пока что карта ещё не легла.

Ну, почему же не легла? Лежит она уже, лежит! )
И даже разговаривает. А вот и подтверждение:

картинка Ludmila888

кто же из них будет победителем, а кто побежденным? Как ляжет карта.

картинка Ludmila888

+3 14.11.21

Не всё так просто, Людмила :)
Как говорится в книге:

Мы всего лишь слуги наших поступков, они - наши хозяева
+4 14.11.21

На мой взгляд, очень спорное утверждение. )

+3 14.11.21

Да, спорное :)
Как и все остальные в этой книге

+3 14.11.21

Женя, тебе нравится такая "литература ради литературы"?Насколько я поняла,тут главное красота слов, а не какая-то основная идея автора, которой он хочет поделится с читателем? Это книга-загадка, где каждый свое видит?

+3 14.11.21
Женя, тебе нравится такая "литература ради литературы"?

иногда. Красиво заплетенные слова тоже искусство. Но чаще я всё-таки ищу смысл. Поэтому я и поставил 4, что не понятно. Подозреваю, что ты такую литературу не признаёшь :)

Это книга-загадка, где каждый свое видит?

не знаю, наверное. Это же процесс гадания. Каждому своё. Посмотрим, что ты увидишь :)

+3 14.11.21

Нет, почему же не признаю? Мне нравится, под настроение. Вообще интересно отыскивать не очевидный смысл, находить что-то своё, а не авторское:) Наверное, иногда мы читаем книги что бы узнать что-то о себе и тогда такие "загадки" идеальны, если я верно поняла, о чем данная книга.

Помню я купила сборник Милорад Павич - Русская борзая (сборник) учась на первых курсах университета, хотела приобщиться к "высокой литературе", но признаюсь, не очень-то мне зашло, после этого мы с автором не пересекались:)

+3 14.11.21
после этого мы с автором не пересекались

Дай человеку ещё один шанс!

+1 14.11.21
Простите, что вмешаюсь. С Павичем не все так просто. Проза его многослойна. И смыслов в ней тоже много. Этот роман я только начала, но например , в «ящике для письменных принадлежностей» и история, и культура.. 
Павич - родоначальник постмодернизма в литературе, поэтому смыслы там переплетены и не всем доступны к считыванию. 
+1 21.01.22

Здравствуйте, Светлана. Спасибо за комментарий. Можете всегда смело вмешиваться, мы только "за" :)
Да, я уверен, что смыслов и слоёв там может быть много и понимаю, что не всем доступны (вот мне, как видите, недоступны :)). Буду рад если Вы пришлете ссылку на какие-нибудь объяснения этого романа для "чайников" пока я его ещё не забыл (что может случиться скоро).
В любом случае, жду Вашей рецензии

+1 21.01.22
Павич)У меня есть одна бумажная книжица)"Уникальный роман")Честно говоря,я ничего не понимаю в нем и читаю,когда хочется определиться в каком нибудь мелком решениии,например:купить мне все таки блендер или нет))чтобы смолоть им всех героев,наверное))
Очень подкупает то,что автор дает читателю заполнить пару страниц самому,разлиновал мне наготово))не знает просто о блендере))
+3 14.11.21

Если каждый читатель Павича заполнит эти две страницы, то может получиться повесть страниц на двести. А если ещё можно будет эти страницы читать в любом порядке...
А блендер не нужен если есть мясорубка

+3 14.11.21

Мне понравились цитаты. Особенно вот эта:

А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь.

Складывается впечатление, что авторский стиль может чем-то зацепить.

Не могу проплыть мимо, не сказав, что с удовольствием послушала песню. Приятный ритм, живо, иронично...

Even old New York was once New Amsterdam

Да, особенно "old" в сравнении с Constantinople, простите с Istanbul :)

+4 15.11.21

Прощаю :)
Да, песня хорошая. Давно люблю её. Спасибо, что не проплыла мимо Константинополя.

+3 16.11.21
песня хорошая

Да, её хочется переслушивать)
Твоя рецензия сыграла роль сирены, которая успешно заманивает в свою гавань проплывающих путников :)

+3 16.11.21

Наблюдая за твоими эстетическими читательскими зигзагами, понимаю, что ты ищешь что-то... надеюсь, найдешь....
Вспоминается Остап Бендер - Андрей Миронов: "Я сам не знаю, где найду, где потеряю..." )))
Успехов в поисках )

+4 17.11.21

Спасибо :)
Многого ли я прошу?
Найти что-нибудь, где бы и форма, и содержание были на высоте.
Ходят слухи, что это возможно. Но...

... очень может быть, что на свою беду,
Я потеряю больше, чем найду.
+4 17.11.21
... очень может быть, что на свою беду,
Я потеряю больше, чем найду.

О, наслажденье, скользить по краю,
Замрите, ангелы, смотрите, я играю.
Моих грехов разбор оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры.

03:00
+5 19.11.21
"Я сам не знаю, где найду, где потеряю..." )))

И согласитесь, какая прелесть -
Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь.
Орлиный взор, напор, изящный поворот -
И прямо в руки запретный плод.

+4 19.11.21

Замечательные песни в прекрасном исполнении

+4 19.11.21

Про Остапа это хорошо!

+1 30.07.22