Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2021 г. 12:14

4K

4 So take me back to Constantinople...

...No, you can't go back to Constantinople
(c)

Полная противоположность от прочитанного до это Пелевина — смысл остался в тумане, но зато стиль волшебный. Язык завораживает как при колдовстве. Хочется смотреть в рот рассказчику и слушать, слушать, не переставая. Какие-то просто стихи в прозе — чудесные метафоры, образы, аллегории. Текст очень афористичен, лаконичен, но при этом изобилует словесными кружевами и завитушками.

Вот несколько примеров

Судьбу женщины всегда решает ее "да", а судьбу мужчины - его "нет"
...
- Какая дорога правильная, отче, - спросил он наконец. - Как распознать ее среди других дорог, - Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути.
...
Мысль – свеча, от которой можно зажечь чужую свечу, но для этого нужно иметь огонь.
...
Это было началом великой любви. А от великой любви быстро стареют. От великой любви стареют быстрее, чем от долгой, несчастливой и тяжелой жизни.
...
...он знал, что и в атаке, и в любви выдох важнее вдоха...
...
Он знает, что между народами любви нет, но есть ненависть. Он любит говорить, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Но, кроме того, он думает, хотя не произносит вслух этого, что и у победы, и у поражения одна мать.
...Любой день содержит хоть что-то разумное, и любой цветок – хоть немного меда
...
Я ровесница человечества, потому что человечеству всегда семнадцать лет. Это значит, что любой народ всегда остается ребенком. Он постоянно растет, и ему постоянно становится тесен его язык, его дух, его память и даже его будущее. И поэтому каждый народ должен время от времени менять костюм, который снова и снова становится ему коротким, сковывает движения и трещит по швам оттого, что сам он растет. Это одновременно и трудно и радостно. Ты говоришь - язык. Во сне мы понимаем все языки. Сон - родина времен Вавилонской башни. Во сне мы говорим одним, единым для всех праязыком, общим для всех нас, живых и мертвых... Зачем тогда войны? Почему нужно двигаться в истории назад, Каждое убийство - это отчасти и самоубийство.
...
Я не видел его с тех пор как камень похудел, а ветер прибавил в весе.
...
Вы, люди, не умеете измерять свои дни. Вы мерите только их длину и говорите, что день длится двадцать четыре часа. А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь. Не говоря уж о смерти...
свернуть

---
Эта повесть — гимн символизму. Впрочем, что ещё ожидать от повести где каждая из двадцати двух глав иллюстрирует ключ к соответствующей карте Таро? Остаётся только гадать, что же имел в виду автор.

Объясняя в послесловии смысл Таро, автор подчеркивает, что важна не только раскрывшаяся карта, но и то как она легла. Сторона, которой она повернута может полностью перевернуть и её значение. Так же и сам текст, где автор будто бы перетасовал словарь и из нескольких вслепую раскрытых слов составил свои чарующие предложения, полные тайных (для меня) смыслов.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что повесть написана в жанре магического реализма (или магического символизма, если такое есть). Но в отличие от Маркеса или, и того хуже, Курниавана, мистика здесь вполне элегантная и не только не отталкивает, но даже наоборот.

Согласно Павичу, в жизни есть поколения победителей и побежденных. Дети поколения побежденных становятся победителями, поскольку им нужно рано повзрослеть и отомстить, тогда как дети поколения победителей становятся поколением побежденных, поскольку они всегда в тени своих отцов. И вот жизни двух поколений двух больших семей — сербы Обуичи и австрийцы Тенецкие тесно переплетены. Слишком тесно. Они пытаются убить друг друга на поле брани и влюбляются за его пределами. Но кто же из них будет победителем, а кто побежденным? Как ляжет карта.

Не могу утверждать наверняка, но похоже, что это книга о любви (запретной, невозможной, неосознанной, роковой, кровосмесительной и много ещё какой), о ненависти, о войне, о судьбе, о таких разных, но всегда сложных отношениях между родителями и детьми.

Автор утверждает, что читать главы можно в любом порядке, выбирая следующую как карту из колоды. Ну, не знаю. По-моему, там совершенно четкий конец и было бы нелепо окажись он вначале или посередине. Разве что перетасовать только первые или средние главы? В общем, для меня чтение этого произведения уже стало экспериментом, и читать его ещё кельтским крестом или большой триадой уже не тянет.

Ключи Таро я раскрывал с помощью Сергея Чонишвили, что было, как всегда, великолепно.

02:19

Комментарии


Павич...никак к нему не подступлюсь, всё мимо бегаю! А у тебя такая прекрасная манящая рецензия, ну, Женя!!!:)))


всё мимо бегаю!

От судьбы, Оксана, не убежишь. Значит пока что карта ещё не легла.


Значит пока что карта ещё не легла.

Ну, почему же не легла? Лежит она уже, лежит! )
И даже разговаривает. А вот и подтверждение:

картинка Ludmila888

кто же из них будет победителем, а кто побежденным? Как ляжет карта.

картинка Ludmila888


Не всё так просто, Людмила :)
Как говорится в книге:

Мы всего лишь слуги наших поступков, они - наши хозяева

На мой взгляд, очень спорное утверждение. )


Да, спорное :)
Как и все остальные в этой книге


Женя, тебе нравится такая "литература ради литературы"?Насколько я поняла,тут главное красота слов, а не какая-то основная идея автора, которой он хочет поделится с читателем? Это книга-загадка, где каждый свое видит?


Женя, тебе нравится такая "литература ради литературы"?

иногда. Красиво заплетенные слова тоже искусство. Но чаще я всё-таки ищу смысл. Поэтому я и поставил 4, что не понятно. Подозреваю, что ты такую литературу не признаёшь :)

Это книга-загадка, где каждый свое видит?

не знаю, наверное. Это же процесс гадания. Каждому своё. Посмотрим, что ты увидишь :)


Нет, почему же не признаю? Мне нравится, под настроение. Вообще интересно отыскивать не очевидный смысл, находить что-то своё, а не авторское:) Наверное, иногда мы читаем книги что бы узнать что-то о себе и тогда такие "загадки" идеальны, если я верно поняла, о чем данная книга.

Помню я купила сборник Милорад Павич - Русская борзая (сборник) учась на первых курсах университета, хотела приобщиться к "высокой литературе", но признаюсь, не очень-то мне зашло, после этого мы с автором не пересекались:)


после этого мы с автором не пересекались

Дай человеку ещё один шанс!


Простите, что вмешаюсь. С Павичем не все так просто. Проза его многослойна. И смыслов в ней тоже много. Этот роман я только начала, но например , в «ящике для письменных принадлежностей» и история, и культура.. 
Павич - родоначальник постмодернизма в литературе, поэтому смыслы там переплетены и не всем доступны к считыванию. 

Здравствуйте, Светлана. Спасибо за комментарий. Можете всегда смело вмешиваться, мы только "за" :)
Да, я уверен, что смыслов и слоёв там может быть много и понимаю, что не всем доступны (вот мне, как видите, недоступны :)). Буду рад если Вы пришлете ссылку на какие-нибудь объяснения этого романа для "чайников" пока я его ещё не забыл (что может случиться скоро).
В любом случае, жду Вашей рецензии


Павич)У меня есть одна бумажная книжица)"Уникальный роман")Честно говоря,я ничего не понимаю в нем и читаю,когда хочется определиться в каком нибудь мелком решениии,например:купить мне все таки блендер или нет))чтобы смолоть им всех героев,наверное))
Очень подкупает то,что автор дает читателю заполнить пару страниц самому,разлиновал мне наготово))не знает просто о блендере))

Если каждый читатель Павича заполнит эти две страницы, то может получиться повесть страниц на двести. А если ещё можно будет эти страницы читать в любом порядке...
А блендер не нужен если есть мясорубка


Мне понравились цитаты. Особенно вот эта:

А дни ваши иногда имеют и глубину, причем большую, чем длина, и глубина эта может достигать месяца или даже года длины дней. Поэтому вы не можете окинуть взглядом свою жизнь.

Складывается впечатление, что авторский стиль может чем-то зацепить.

Не могу проплыть мимо, не сказав, что с удовольствием послушала песню. Приятный ритм, живо, иронично...

Even old New York was once New Amsterdam

Да, особенно "old" в сравнении с Constantinople, простите с Istanbul :)


Прощаю :)
Да, песня хорошая. Давно люблю её. Спасибо, что не проплыла мимо Константинополя.


песня хорошая

Да, её хочется переслушивать)
Твоя рецензия сыграла роль сирены, которая успешно заманивает в свою гавань проплывающих путников :)


Наблюдая за твоими эстетическими читательскими зигзагами, понимаю, что ты ищешь что-то... надеюсь, найдешь....
Вспоминается Остап Бендер - Андрей Миронов: "Я сам не знаю, где найду, где потеряю..." )))
Успехов в поисках )


Спасибо :)
Многого ли я прошу?
Найти что-нибудь, где бы и форма, и содержание были на высоте.
Ходят слухи, что это возможно. Но...

... очень может быть, что на свою беду,
Я потеряю больше, чем найду.

... очень может быть, что на свою беду,
Я потеряю больше, чем найду.

О, наслажденье, скользить по краю,
Замрите, ангелы, смотрите, я играю.
Моих грехов разбор оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры.

03:00

"Я сам не знаю, где найду, где потеряю..." )))

И согласитесь, какая прелесть -
Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь.
Орлиный взор, напор, изящный поворот -
И прямо в руки запретный плод.


Замечательные песни в прекрасном исполнении


Про Остапа это хорошо!