Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2013 г. 13:26

2K

5

Уверен, жизнь так плоха, потому что мы перегружены зрительными образами, - мы не слышим, не чувствуем, не понимаем, мы только видим. Я думаю, это в корне неправильно.
Д.Г.Лоуренс ''Влюбленные женщины'' (1920 год)

Через 75 лет португальский пересмешник Жозе Сарамаго написал роман о слепоте, создав роман-метафору на синдром слепоты современного человека: моральную слепоту и отсутствие самосознания. Для Сарамаго современный человек в эпоху глобализации и экономического развития становится всё более инфантильным и всё более зависимым от технических средств современного мира, утрачивая не только связь с природой, но и разрывая личностные связи между друг другом, а экономическая глобализации мира становится новым видом тоталитарной власти над человеком. И на самом деле ''Слепота'' Сарамаго это гимн антиглобализму, экономическому и политическому антитоталитаризму, - вся структура романа направлена только на одно: чтобы человек наконец научился воспринимать мир не зрением, не стандартами, не образами, а всем своим существом, чтобы наконец-то человек нашел/увидел в себе тот Абсолют добра и любви, который Сарамаго так искал и верил, что Человек может прозреть только имея внутри себя этот Абсолют. И Сарамаго в романе последовательно разрушает все достижения цивилизации, которыми так гордится современный человек, а главная идея романа не все ужасы того, насколько может опуститься человек в своих первобытных животных инстинктах, не все эти экскременты и сцены насилия, но именно в том, чтобы показать, что истинное зрение человека и его самосознание не во внешнем мире и не во внешних проявлениях, а внутри каждого из нас, что наша цивилизация может выжить, сохранить себя только в том случае, если мы наконец нащупаем в себе тот самый Абсолют. Насколько это возможно – не знаю. Да и сам Сарамаго не очень верил в это, но всё равно делал попытки достучаться до человека:

Хотя наука и технологии достигли небывалого уровня развития, позволяющего решать многие неразрешимые в прошлом проблемы, сегодня в мире больше несчастья, чем когда бы то ни было. К сожалению, я не вижу новых политических идей, способных изменить жизнь человечества к лучшему. Пока только, как сорная трава, прорастают идеи фундаментализма. А что касается религиозного фанатизма, то даже представить себе страшно, куда он может нас завести.
Антиглобалисты хотя бы ставят те вопросы, ответить на которые должна цивилизация, если она хочет выжить и нормально развиваться.
(из интервью Жозе Сарамаго)



Но тем не менее, ''Слепота'' это роман антиглобалистский, и тут дело не столько в идее эпидемии слепоты, которая уже довольно много раз обыгрывалась в литературе и в ''Чуме'' Камю, и в ''Дне триффидов'' Уиндема, - а в самой идее моральной слепоты, эффект слепоты создается даже самим текстом, в отсутствии разграничения прямой и косвенной речи, в отсутствии имен собственных у героев, что создает во время чтения ощущение непонимания кто говорит, кому принадлежат слова, читателю приходится какое-то время брести по тексту вслепую, постепенно прозревая. Постепенно рушатся все внешние проявления успеха, то к чему мы стремимся и на что опираемся в своей жизни, рушатся все культурные ценности, которые, как мы думаем, делают нас лучше и добрее (в мире слепых живопись, музыка и литература оказываются бесполезными), рушится кредитно-финансовый рынок, основа экономической глобализации, даже образы в церкви с повязками на глазах, рушится весь налет цивилизации (все достижения технического прогресса оказываются бесполезны), а сам человек возвращается в первобытный строй, чтобы вне цивилизации и навязанных стереотипов культуры найти внутри себя тот самый стержень, точку Абсолюта. Но в тоже время ''Слепота'' это и антитоталитарный роман, причем тоталитаризм не только политический, когда не таких как все людей изолируют от общества, не давая ступить ногой за проведенную черту, ломая и убивая личность, но и экономический, когда человек является заложником кредитно-финансовых отношений не только с государством, но и нефтяных и горно-добывающих фирм и монополий.
Сильный и очень беспощадный роман.

Комментарии

Сильный и очень беспощадный роман.


Это точно!
После прочтения я очень многое переосмыслила.
Medulla , а что вы еще читали у Сарамаго?

0 01.02.13

Я читала всё, что вышло на русском языке. Самые любимые романы: ''Воспоминания о монастыре'' и ''Год смерти Рикардо Рейса'', ну и ''Слепота'', конечно :)
Один из любимых авторов. Что-то в нем есть такое...очень глубокое, что заставляет преосмысливать многое. Кстати, есть продолжение ''Слепоты'' - в переводе на русский ''Зрение'', но к сожалению, на русский язык он не переведен.

0 01.02.13
Я читала всё, что вышло на русском языке.


Я тоже любитель Сарамаго! Классный автор, в нем сколько глубины и мудрости.

0 01.02.13

А какая ирония! Даже ''Слепота'' написана с иронией. Мне ещё очень нравится в Сарамаго то, что он о сложных вещах пишет очень легко, несмотря на своеобразную манеру повествования.

0 01.02.13
Кстати, есть продолжение ''Слепоты'' - в переводе на русский ''Зрение'', но к сожалению, на русский язык он не переведен.


Переведён-переведён. Рабочее название "[Про]зрение". Богдановский уже полгода как сдал в издательство. С тех пор и ждём-ссс...

+2 01.02.13

Сергей, спасибо большое за информацию. Будем ждать, "Каина" тоже очень долго держали в редакции пока не отправили в печать. Ждем :)

0 01.02.13

Не удивляюсь твоей великолепной рецензии, просто молча наслаждаюсь, как всегда! Согласна с тобой почти по всем пунктам. Остальное обсудим позже :)
Мне у Сарамаго посоветовали почитать "Перебои в смерти".

+1 01.02.13

Обсудим-обсудим :)) Я вопросики спорные уже все зафиксировала.
''Перебои в смерти'' очень хорошо, но мне почему-то хочется предложить тебе ''Воспоминания о монастыре'' - такая красивая история, но в стиле Сарамаго )

0 01.02.13

Замечательно! И на тебя вся надежда, потому что я ничего не фиксировала из-за отсуствия блокнотика ;)
Спасибо! Ты мне чуть поподробнее потом расскажешь, ладно?

0 01.02.13

Блокнотики с меня, как обещала:)
Обязательно расскажу, потому что это вообще одна из любимейших книг;)

+1 01.02.13

что же, пора рецензии идти на главную

0 01.02.13

Грустная ирония, с которой написана "Слепота" - по сути, действительно пост-апокалипсический роман - поражает. Вообще все вещи, что я читала у Сарамаго (в романе "Год смерти Рикардо Рейса" иронии, пожалуй, меньше, он более "маркесовский", я бы сказала) полны такой вот мудрой иронии над человечеством, ну и в первую очередь, над самим собой. Не зря же в романе нет ни одного имени собственного. Спасибо за отменную рецензию, согласна с твоими выводами.

0 01.02.13

Я читала "Слепоту" второй раз, и уверена, что будуперечитывать еще не раз. Эта ирония и глубокое гуманистическое стремление к самому лучшему в человеке меня восхищает. Нельзя о таких сложных вещах писать с каменным лицом, только через грустную иронию Сарамаго удается передать самые сложные вещи и получается мудро и глубоко. Но у него практически все вещи абсолютно разные, хоть и объединены иронией и любовью к человеку

0 02.02.13

Спасибо, Юля, за подробную рецензию на роман. Согласна полностью!

Роман и правда очень актуальный и такой...всеобъемлющий. О всех о нас.
Люблю его.

0 02.02.13

Я тоже очень люблю этот роман. Что мне нравится в нем, так это невероятная ирония, умение без пафоса говорить об очень важных для современного мира вещах.

0 04.02.13

А мне, напротив, пафоса было многовато. Хоть иронию я оценила.
Юля, у меня с вашими рецензиями какой-то парадокс: довольно часто вы высказываете мнение, противоположное моему, но мне всегда интересно и приятно его читать Полное погружение в "другого" в широком понимании.

0 15.10.16

Я вот после "Слепоты" пока не решаюсь читать Саромаго.
Боюсь разочароваться.

+1 02.02.13

Не бойтесь, он прекрасен в каждой книге, только не рекомендую продолжать знакомство с ''Евангелием от Иисуса'' и ''Каином''. Остальное рекомендую всё. Каждая хороша по-своему: ''Каменный плот'' - необычная притча, ''Поднявшийся с земли'' - сага по Сарамаго, ''Воспоминания о монастыре'' - история любви и мечты, ''Год смерти Рикардо Рейса'' - поэзия в прозе.
Ни одна книга меня не разочаровала. ))

0 04.02.13

Кстати, давно поглядывала на ''Каменный плот''.
Поставлю эту книгу в очередь на прочтение!

0 04.02.13

Medulla, почему же Вы не рекомендуете продолжать знакомство с Сарамаго чтением его ''Евангелие от Иисуса'' и ''Каина''? На мой взгляд - это лучшие его книги, потому что религиозный фанатизм в наше время имеет место быть и это тоже слепота, та самая, которая есть и в романе "Слепота". Или Вы себя относите к верующим людям? Но, верующий, в том понимании, которое продиктовано РПЦ - это уже не мыслящий критически человек. Хотя, я себя тоже считаю верующей.

0 05.10.16

Из всех рецензий на эту книгу ваша - самая точная и умная. Когда я читала роман, особенно ближе к концу, то больше обращала внимание на то, как люди в этой метафоричной "слепоте" воспринимали друг друга. Как бы учились видеть, когда рушится привычная система ценностей и оценок. Сложновато это всё выразить, потому что слишком свежи впечатления от романа. Однозначно могу констатировать, что книга действительно просто сокрушительна.

0 12.09.14

Спасибо!
Для меня это одна из самых любимых книг, именно потому, что Вы очень верно отметили: люди чились видеть, когда рушится привычная система ценностей и оценок.
Это понимание насколко мы зависимы от многих вещей, слегка приводит голову в порядок.

0 14.09.14

написано очень здорово и всегда интересно
сравнивать свои впечатления с впечатлениями
других читателей:)

вот только - взгляд зацепился:

что истинное зрение человека и его самосознание не во внешнем мире и не во внешних проявлениях, а внутри каждого из нас

однако, по сюжету романа, попав в изоляцию, лишенные
зрения люди как раз зачастую и проявляли внешне
не самые человеколюбивые качества. и обратное - значит ли
процитированное утверждение, что жена доктора, была этого
истинного зрения лишена? вроде человек, не чуждый морали.

0 11.08.15

Все правильно. У них стирались внешние образы, стиралась грань между добром и злом, разрушение морали в привычном для нас смысле, стирание вообще всего, когда изнутри выпскается все самое низменное - человек без налета цивилизации. Такое обрушение всех колышков, чтобы внутри установить свои собственные, которые и есть внутренняя свобода. Или обретение реальности.
А жена доктора и случайный ''выбор'' и неслучайный. Случайный, потому что на ее месте мог быть кто угодно - он девушки до старика, потому что как те, кто ослеп должны были пройти некий путь структурирования, научиться воспринимать мир не зрением, не зрительными образами, не стандартами, а чувствами, cлухом, осязанием, после разрушения привычного мира вновь себя структурировать - эволюция наоборот и еще раз наоборот. Так вот и тот, кто остался зрячим, так называемый поводырь, тоже должен был пройти некий путь, когда, наоборот, отключаются или притупляются чувства и ВИДЕТЬ все те мерзости на которые способен человек. Остаться человеком и еще при этом вывести других. Жена доктора здесь выбрана не случайно, потому что она первая взяла мужа за руку и стала ему поводырем. И в конце, чтобы пройти путь до конца - ослепла и она, но только после того, как прошла свой путь

0 11.08.15

именно так, и следующий роман "[про]зрение" показывает,
что последствия этой внутренней сборки-разборки личности
были довольно серьезные.

вот только, очень спорно, что жена доктора ослепла
в конце слепоты. по крайней мере у автора говорится об этом
весьма расплывчато, позволяя трактовать как угодно:

Жена доктора встала, подошла к окну. Посмотрела вниз, на заваленную мусором улицу, на людей, они пели и кричали. Потом подняла голову к небу и увидела сплошную белизну. Подумала: Вот и мой черед пришел. Страх заставил ее опустить глаза. И город внизу остался таким, как был.
0 12.08.15