Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2013 г. 13:26

2K

5

Уверен, жизнь так плоха, потому что мы перегружены зрительными образами, - мы не слышим, не чувствуем, не понимаем, мы только видим. Я думаю, это в корне неправильно.
Д.Г.Лоуренс ''Влюбленные женщины'' (1920 год)

Через 75 лет португальский пересмешник Жозе Сарамаго написал роман о слепоте, создав роман-метафору на синдром слепоты современного человека: моральную слепоту и отсутствие самосознания. Для Сарамаго современный человек в эпоху глобализации и экономического развития становится всё более инфантильным и всё более зависимым от технических средств современного мира, утрачивая не только связь с природой, но и разрывая личностные связи между друг другом, а экономическая глобализации мира становится новым видом тоталитарной власти над человеком. И на самом деле ''Слепота'' Сарамаго это гимн антиглобализму, экономическому и политическому антитоталитаризму, - вся структура романа направлена только на одно: чтобы человек наконец научился воспринимать мир не зрением, не стандартами, не образами, а всем своим существом, чтобы наконец-то человек нашел/увидел в себе тот Абсолют добра и любви, который Сарамаго так искал и верил, что Человек может прозреть только имея внутри себя этот Абсолют. И Сарамаго в романе последовательно разрушает все достижения цивилизации, которыми так гордится современный человек, а главная идея романа не все ужасы того, насколько может опуститься человек в своих первобытных животных инстинктах, не все эти экскременты и сцены насилия, но именно в том, чтобы показать, что истинное зрение человека и его самосознание не во внешнем мире и не во внешних проявлениях, а внутри каждого из нас, что наша цивилизация может выжить, сохранить себя только в том случае, если мы наконец нащупаем в себе тот самый Абсолют. Насколько это возможно – не знаю. Да и сам Сарамаго не очень верил в это, но всё равно делал попытки достучаться до человека:

Хотя наука и технологии достигли небывалого уровня развития, позволяющего решать многие неразрешимые в прошлом проблемы, сегодня в мире больше несчастья, чем когда бы то ни было. К сожалению, я не вижу новых политических идей, способных изменить жизнь человечества к лучшему. Пока только, как сорная трава, прорастают идеи фундаментализма. А что касается религиозного фанатизма, то даже представить себе страшно, куда он может нас завести.
Антиглобалисты хотя бы ставят те вопросы, ответить на которые должна цивилизация, если она хочет выжить и нормально развиваться.
(из интервью Жозе Сарамаго)



Но тем не менее, ''Слепота'' это роман антиглобалистский, и тут дело не столько в идее эпидемии слепоты, которая уже довольно много раз обыгрывалась в литературе и в ''Чуме'' Камю, и в ''Дне триффидов'' Уиндема, - а в самой идее моральной слепоты, эффект слепоты создается даже самим текстом, в отсутствии разграничения прямой и косвенной речи, в отсутствии имен собственных у героев, что создает во время чтения ощущение непонимания кто говорит, кому принадлежат слова, читателю приходится какое-то время брести по тексту вслепую, постепенно прозревая. Постепенно рушатся все внешние проявления успеха, то к чему мы стремимся и на что опираемся в своей жизни, рушатся все культурные ценности, которые, как мы думаем, делают нас лучше и добрее (в мире слепых живопись, музыка и литература оказываются бесполезными), рушится кредитно-финансовый рынок, основа экономической глобализации, даже образы в церкви с повязками на глазах, рушится весь налет цивилизации (все достижения технического прогресса оказываются бесполезны), а сам человек возвращается в первобытный строй, чтобы вне цивилизации и навязанных стереотипов культуры найти внутри себя тот самый стержень, точку Абсолюта. Но в тоже время ''Слепота'' это и антитоталитарный роман, причем тоталитаризм не только политический, когда не таких как все людей изолируют от общества, не давая ступить ногой за проведенную черту, ломая и убивая личность, но и экономический, когда человек является заложником кредитно-финансовых отношений не только с государством, но и нефтяных и горно-добывающих фирм и монополий.
Сильный и очень беспощадный роман.

Комментарии


Сильный и очень беспощадный роман.


Это точно!
После прочтения я очень многое переосмыслила.
Medulla , а что вы еще читали у Сарамаго?


Я читала всё, что вышло на русском языке. Самые любимые романы: ''Воспоминания о монастыре'' и ''Год смерти Рикардо Рейса'', ну и ''Слепота'', конечно :)
Один из любимых авторов. Что-то в нем есть такое...очень глубокое, что заставляет преосмысливать многое. Кстати, есть продолжение ''Слепоты'' - в переводе на русский ''Зрение'', но к сожалению, на русский язык он не переведен.


Я читала всё, что вышло на русском языке.


Я тоже любитель Сарамаго! Классный автор, в нем сколько глубины и мудрости.


А какая ирония! Даже ''Слепота'' написана с иронией. Мне ещё очень нравится в Сарамаго то, что он о сложных вещах пишет очень легко, несмотря на своеобразную манеру повествования.


Кстати, есть продолжение ''Слепоты'' - в переводе на русский ''Зрение'', но к сожалению, на русский язык он не переведен.


Переведён-переведён. Рабочее название "[Про]зрение". Богдановский уже полгода как сдал в издательство. С тех пор и ждём-ссс...


Сергей, спасибо большое за информацию. Будем ждать, "Каина" тоже очень долго держали в редакции пока не отправили в печать. Ждем :)


Не удивляюсь твоей великолепной рецензии, просто молча наслаждаюсь, как всегда! Согласна с тобой почти по всем пунктам. Остальное обсудим позже :)
Мне у Сарамаго посоветовали почитать "Перебои в смерти".


Обсудим-обсудим :)) Я вопросики спорные уже все зафиксировала.
''Перебои в смерти'' очень хорошо, но мне почему-то хочется предложить тебе ''Воспоминания о монастыре'' - такая красивая история, но в стиле Сарамаго )


Замечательно! И на тебя вся надежда, потому что я ничего не фиксировала из-за отсуствия блокнотика ;)
Спасибо! Ты мне чуть поподробнее потом расскажешь, ладно?


Блокнотики с меня, как обещала:)
Обязательно расскажу, потому что это вообще одна из любимейших книг;)


что же, пора рецензии идти на главную


Грустная ирония, с которой написана "Слепота" - по сути, действительно пост-апокалипсический роман - поражает. Вообще все вещи, что я читала у Сарамаго (в романе "Год смерти Рикардо Рейса" иронии, пожалуй, меньше, он более "маркесовский", я бы сказала) полны такой вот мудрой иронии над человечеством, ну и в первую очередь, над самим собой. Не зря же в романе нет ни одного имени собственного. Спасибо за отменную рецензию, согласна с твоими выводами.


Я читала "Слепоту" второй раз, и уверена, что будуперечитывать еще не раз. Эта ирония и глубокое гуманистическое стремление к самому лучшему в человеке меня восхищает. Нельзя о таких сложных вещах писать с каменным лицом, только через грустную иронию Сарамаго удается передать самые сложные вещи и получается мудро и глубоко. Но у него практически все вещи абсолютно разные, хоть и объединены иронией и любовью к человеку


Спасибо, Юля, за подробную рецензию на роман. Согласна полностью!

Роман и правда очень актуальный и такой...всеобъемлющий. О всех о нас.
Люблю его.


Я тоже очень люблю этот роман. Что мне нравится в нем, так это невероятная ирония, умение без пафоса говорить об очень важных для современного мира вещах.


А мне, напротив, пафоса было многовато. Хоть иронию я оценила.
Юля, у меня с вашими рецензиями какой-то парадокс: довольно часто вы высказываете мнение, противоположное моему, но мне всегда интересно и приятно его читать Полное погружение в "другого" в широком понимании.


Я вот после "Слепоты" пока не решаюсь читать Саромаго.
Боюсь разочароваться.


Не бойтесь, он прекрасен в каждой книге, только не рекомендую продолжать знакомство с ''Евангелием от Иисуса'' и ''Каином''. Остальное рекомендую всё. Каждая хороша по-своему: ''Каменный плот'' - необычная притча, ''Поднявшийся с земли'' - сага по Сарамаго, ''Воспоминания о монастыре'' - история любви и мечты, ''Год смерти Рикардо Рейса'' - поэзия в прозе.
Ни одна книга меня не разочаровала. ))


Кстати, давно поглядывала на ''Каменный плот''.
Поставлю эту книгу в очередь на прочтение!


Medulla, почему же Вы не рекомендуете продолжать знакомство с Сарамаго чтением его ''Евангелие от Иисуса'' и ''Каина''? На мой взгляд - это лучшие его книги, потому что религиозный фанатизм в наше время имеет место быть и это тоже слепота, та самая, которая есть и в романе "Слепота". Или Вы себя относите к верующим людям? Но, верующий, в том понимании, которое продиктовано РПЦ - это уже не мыслящий критически человек. Хотя, я себя тоже считаю верующей.


Из всех рецензий на эту книгу ваша - самая точная и умная. Когда я читала роман, особенно ближе к концу, то больше обращала внимание на то, как люди в этой метафоричной "слепоте" воспринимали друг друга. Как бы учились видеть, когда рушится привычная система ценностей и оценок. Сложновато это всё выразить, потому что слишком свежи впечатления от романа. Однозначно могу констатировать, что книга действительно просто сокрушительна.


Спасибо!
Для меня это одна из самых любимых книг, именно потому, что Вы очень верно отметили: люди чились видеть, когда рушится привычная система ценностей и оценок.
Это понимание насколко мы зависимы от многих вещей, слегка приводит голову в порядок.


написано очень здорово и всегда интересно
сравнивать свои впечатления с впечатлениями
других читателей:)

вот только - взгляд зацепился:

что истинное зрение человека и его самосознание не во внешнем мире и не во внешних проявлениях, а внутри каждого из нас

однако, по сюжету романа, попав в изоляцию, лишенные
зрения люди как раз зачастую и проявляли внешне
не самые человеколюбивые качества. и обратное - значит ли
процитированное утверждение, что жена доктора, была этого
истинного зрения лишена? вроде человек, не чуждый морали.


Все правильно. У них стирались внешние образы, стиралась грань между добром и злом, разрушение морали в привычном для нас смысле, стирание вообще всего, когда изнутри выпскается все самое низменное - человек без налета цивилизации. Такое обрушение всех колышков, чтобы внутри установить свои собственные, которые и есть внутренняя свобода. Или обретение реальности.
А жена доктора и случайный ''выбор'' и неслучайный. Случайный, потому что на ее месте мог быть кто угодно - он девушки до старика, потому что как те, кто ослеп должны были пройти некий путь структурирования, научиться воспринимать мир не зрением, не зрительными образами, не стандартами, а чувствами, cлухом, осязанием, после разрушения привычного мира вновь себя структурировать - эволюция наоборот и еще раз наоборот. Так вот и тот, кто остался зрячим, так называемый поводырь, тоже должен был пройти некий путь, когда, наоборот, отключаются или притупляются чувства и ВИДЕТЬ все те мерзости на которые способен человек. Остаться человеком и еще при этом вывести других. Жена доктора здесь выбрана не случайно, потому что она первая взяла мужа за руку и стала ему поводырем. И в конце, чтобы пройти путь до конца - ослепла и она, но только после того, как прошла свой путь


именно так, и следующий роман "[про]зрение" показывает,
что последствия этой внутренней сборки-разборки личности
были довольно серьезные.

вот только, очень спорно, что жена доктора ослепла
в конце слепоты. по крайней мере у автора говорится об этом
весьма расплывчато, позволяя трактовать как угодно:

Жена доктора встала, подошла к окну. Посмотрела вниз, на заваленную мусором улицу, на людей, они пели и кричали. Потом подняла голову к небу и увидела сплошную белизну. Подумала: Вот и мой черед пришел. Страх заставил ее опустить глаза. И город внизу остался таким, как был.