18 августа 2021 г. 15:34
456
3
Если сократить "Джысус Факин Крайст", то получится Дж.Ф.К. Совпадение? Не думаю!! А что до того, что это не работает в английском - так какая разница, главное, что звучит убедительно. Для теории заговора пойдёт.
Убийство Кеннеди - наверное один из переломных моментов в жизни Америки. Невозможно себе представить человека, который не знал бы, что за собой скрывают буквы JFK и что произошло 11/22/63. Но при этом туманность событий и смерть Освальда оставляют место для многочисленных размышлений и теорий, что, собственно, и происходит в "Весах".
Роман развивает тему заговора спецслужб, недовольных провалом операции в заливе Свиней и желающих вернуть Кубу обратно в лоно Америки. И раз уж устранить Кастро не вышло, то гениальный план состоит в том, чтобы произвести покушение на Кеннеди и заботливо оставить улики, ведущие на Кубу. А Ли Освальд как раз отличная марионетка, которую так удобно будет подставить потом. И здесь у меня возникла проблема. Все же в курсе, что Кеннеди не просто попугали хлопушками, но тот момент, когда операция покушения понарошку превратилась в реальное вышибание мозгов я изначально как-то упустила. Пришлось возвращаться и искать его, и оказалось, что он описан двумя туманными фразами.
Структурно книга выстроена довольно занятно, сначала мы читаем главу из жизни Освальда, названная местом его пребывания, потом идёт глава "по времени" из 63-го года, сюжет которой в основном следует за людьми, вовлечёнными в заговор. Периодически главы пересекаются небольшими мелочами, вроде романов о Джеймсе Бонде, которые сначала упоминаются в главе "времени", а потом появляются в главе "места". И вот вроде бы технически всё исполнено хорошо, но при этом со мной это совершенно не срезонировало.
Безликие агенты ЦРУ, которые общаются со своими абсолютно одинаковыми жёнами, наёмники и все остальные - по моим ощущениям не более чем декорации. Они абсолютно одинаковые и путаются между собой на раз-два. Наверное, это особое умение секретных агентов. Но главный герой Освальд тоже честно говоря не вызывает каких-то особых эмоций. Даже жену он бьёт размеренно как автомат. Во многом тут, конечно, играет свою роль отстранённость автора и такая намеренная километровая дистанция между ним, и всеми остальными. Из-за этого во многом читается всё как сухой и скупой очерк с места событий.
Можно рассматривать Освальда как несчастную жертву системы. И в данном случае это будет вполне справедливо. Он так и не нашёл свою точку равновесия и только и мог, что колыхаться туда-сюда, всё время приближаясь к точке невозврата. Весы это в целом красивая метафора для такого непостоянного персонажа как Ли. Вот он сравнивает себя с Кеннеди, находит совпадение за совпадением, берёт в библиотеке всё, что читал Джек, а вот он уже размышляет о том где спрятать винтовку. Совпадения и случайности тут буквально на каждом шагу и они разумеется все выстраиваются ровно так как надо, словно само время подталкивает всех к роковому моменту.
Очевидно, для написания этой книги была проделана большая работа, отражение которой можно увидеть в эпизодах с исследователем убийства (я думаю, Николасу было бы приятно знать, что лобковым волосам нашлось место). И такая кропотливость естественно вызывает уважение. Просто мы как-то не сошлись, да и гороскоп совместимости у нас не очень оказался.
Вопросы к "Весам"!
1. Насколько персонаж Николаса Бренча совпадает с автором? Была ли у Делилло такая же комната с кучей записок и был ли КУРАТОР?
2. Как бы отреагировал Эверетт, если бы узнал о том, что Мэкки решил убрать Кеннеди? Обмозговал и принял как необходимое зло или всё же протестовал бы и настаивал на оригинальном плане?
3. Сбривали ли у Освальда на самом деле лобковые волосы или же это придумка автора?