22 мая 2021 г. 07:18

74

4.5 Спасибо тебе, Пол Остер!

Я давно не испытывал таких чувств во время и после чтения. Мне было жаль, что книга кончилась. Книга почти в 1000 страниц. Книга-путеводитель, книга-жизнь, книга-друг.
Она появилась внезапно, не стояла на полке долго и смогла захватить меня полностью.
«4 3 2 1» — неидеальный роман. Нет-нет. И российское издание намекает на это небольшими оплошностями: бумага тонковата и просвечивает, поля у страниц не самые удобные. Но об этом забываешь к странице 50-й.
«4 3 2 1» — живой роман. Здесь много тем, размышлений, исторических событий, персонажей (реальных и выдуманных), игры с читателем, но всё-таки для меня это роман о…

1.1
… политике. «4 3 2 1» — это путеводитель по Америке, её волнениях, бурлениях и болевых точках в 60-е годы. Впрочем, история циклична, и многое повторяется и сейчас: война далеко от собственных границ (сегодняшние войны не чета Вьетнаму, но вы скажите это семьям, которые не дождались мужей, отцов, сыновей), протесты, митинги, столкновения из-за расовых различий. Как верно подметил Пол Остер, в основе всех массовых столкновений лежит скрытая агрессия, злость, которую можно избежать, если выйти из «стада». Вот только коллективное бессознательное и коллективная безответственность слишком сильны и ведут в пропасть любую из сторон, какой бы лагерь ты не занимал. Война, которая началась далеко в Азии, но перекинулась внутрь Америки. В политической войне нет победивших, есть только боль и злость, страх и смерть.

1.2
… смерти. Смерть здесь отдельный персонаж, который невидимой рукой забирает людей в каждой из параллельных линий повествования. Куда бы ни шёл главный герой, как бы ни развивалась его жизнь, смерть всегда окружает его. Смерть всегда является одной из ключевых точек развития, которая запросто может превратится в многоточие, запятую, восклицательный или вопросительный знак — всё зависит от самого героя. Но она всегда рядом. Умирают солдаты, умирают друзья, умирают родственники, умирают отношения, умирает бог…

1.3
…любви и дружбе. Дружба, любовь, секс — в любых формах и проявлениях. Любопытно, как Пол Остер в интерпретации Максима Немцова переходит в описании интима от неловких слюнявых заталкиваний языков в рот, до грубых матерных описаний или наоборот тонких и душевных восхищений. Как первые неуклюжие опыты развиваются в телесно-духовные отношения. Кого-то может оттолкнуть наличие подробных гомосексуальных постельных сцен с описанием чего, куда и как. Но вообще-то каждое из таких описаний работает на раскрытие персонажа или отношений и не ломает повествование. Дикий коктейль, подогреваемый молодой кровью и гормонами: любовь к девочкам, любовь к мальчикам, несбыточная любовь, первая любовь, любовь перерастающая в дружбу, дружба через жизнь, дружба через смерть, предательство дружбы, измена партнера, измена страны, воссоединение семьи, любовь к родителям, предательство родителей, любовь к творчеству, творчество любви…

1.4
…творчестве. Какую бы жизнь ни проживал главный герой, творчество всегда было рядом, всегда составляло значимую часть его жизни. Будь то написание автобиографии, рецензий на фильмы, статей о горячих происшествиях, перевод французской поэзии или работа над художественными романами. Главный герой не может не писать, как читатель не может не читать. Вокруг творчества крутится большая часть жизни. Отрывки произведений — отдельный способ игры писателя с читателем, маленькая интеллектуальная игра в игре. Главный герой в каждой линии отдаётся процессу творчества, работает над своими статьями/книгами большую часть своего свободного времени. Творчество — это работа, творчество — это жизнь, творчество — это любовь, творчество — это…

2.0
Перечитывая написанное, я понимаю, что не коснулся и малой части того, чем меня зацепила книга. Я лишь пробежал по верхам, ничего не сказав. Да и не нужно было городить столько слов. Достаточно было сказать, что я люблю этот роман. Не потому что он великий или идеальный, а потому что он мой. Он просто мой. Без взрывов эмоций или больших откровений. «4 3 2 1» оживил для меня процесс чтения, оживил меня самого, хотя бы на чуть-чуть.

Спасибо тебе, Пол Остер!

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!