1 июня 2020 г. 01:19

604

2 Ни кота, ни смысла - сплошные стены восприятия

Ммм... первые страниц 20 были вполне хороши, а дальше - ну я на самом деле расстроился, можно сказать впервые и по-настоящему (ранние произведение и сборник нон фикшна не в счёт). Закралась у меня мысль об авторской импотенции - что исписался-то автор и на старости не смог придумать чего-то нового, а занялся самым страшным для писателя - самоплагиатом. Начало книги чистая копирка с "Фрайди", а вся большая часть копипаст с "Иова" - точно так же два героя преодолевают сваливающиеся на них трудности и точно так же у главного героя разумная и деловая любовница. Книги, кстати, были написаны друг за другом.

Не знаю и с чего начать - такой сумбур. Во-первых в книге напрочь отсутствует логика истории и действительно интересный сюжет. Первые 2 части из 3 читать просто невозможно - это бессмысленное и унылое перескакивание из одной локации в другую. А главные герои своим высокопарно-пафосным зубоскальством выводят из себя.

Главный минус - много-очень много пустой болтовни. Грех "позднего Хайнлайна" для меня не мифические сексуальные оргии, а пустое словоблудие, зашкаливающее в некоторых книгах до 80% текста (как в "Коте"). В своем послесловии к "Не убоюсь зла" с.в. голд писал, что книгу с не укороченным и не отшлифованным текстом хорошо раскупили, после чего Хайнлайн посчитал будто он может писать всё что угодно и сколько угодно - и это будут покупать. Конечно же он был не прав, но его уже никто не мог остановить. И очень зря!

Логики и сюжета в первых 2 частях нет напрочь, описываемые действия легко можно было уместить в 50 страниц - но, как я понял, автор снова пытался показать коррупцию и прогнивание системы, столкновение устоев - только не получилось. Всё это уже настолько вторично для работ самого автора, гораздо полно и интересно показано и в ранних юношеских и взрослых романах. В той же "Луне", в той же "Фрайди" просто прекрасно показан мир умирающей цивилизации - и там читать интересно и в это веришь.

В "Коте" - всё это показано мазками через долгие и унылые сцены, без каких-то интересных и глубоких мыслей. Где герои пафосно говорят и каждые пол часа принимают душ.

Как много раз писал сам Хайнлайн - произведения должны развлекать. "Кот" не развлекает, не даёт пищи для размышлений, он уныл и тягомотен. Даже если это был тонкий юмор автора в выстёбывании жанра супергероики - всё равно глупо.

По поводу логики - даже сам герой спрашивает зачем понадобился именно он? И ему не дают внятного ответа. Мне лично тоже неведома причина - тем более Хейзел, её отец или любой другой из семейста Лонгов вместе с ИИ могли в любой временной точке удобной для высадки, сделать дыру и вытащить все банки памяти компьютера. Самый плевок в лицо читателю - в финалной сцене даже не показано в чём именно было преимущество главного героя для данной операции.

Дальше - в начале книги к нему подсел наниматель и начал уговаривать убить определённого человека. Через минуту его самого убивают. Оказывается , что этот покойник должен был убить гг. Но, почему он не сделал такое же скрытное убийство, а начал заниматься какой-то хернёй с псевдозаказом!?? В итоге в течении книги за героями бегают эти самые "они" - правда бегают прям вообще лениво, чисто для галочки. Экшна, кстати, тоже нет - две корявые сцены на 200 страниц.

Билл - самый бессмысленный персонаж. Неудавшегося убийцу 2/3 книги герои таскают с собой. Зачем - непонятно? Он даже автор не вспоминает, а персонаж просто таскает бонсай гг. И вдруг они резко расстаются и всё - больше его в книге не будет. Зачем было тратить на этого персонажа читательское внимание!? Ружьё не выстреливает в описанной сцене расставания.

Арест главного героя - перекрыли всю станцию, всех проверяют. Но частные автомобили не проверяют. ДАже больше - гг был в кабинете директора станции когда доложили об убийстве. И что вы думаете? Правильно - героя просто отпустили. И только спустя пол дня начали ловить. Бл**ь, идиоты.

А гг оказывается бывший военный, только почему-то нихрена не понимает и не может сделать там где должен разбираться в виду своей профессии. Зато его новая жена всё делает за него и разбирается гораздо больше.
Кстати - себя он называет подкаблучником - и это всё что вам нужно знать о нём. Большего и не надо.

Стравливание Лонга и главного героя - все эти искусственно созданные ситуации по напряжению и ненависти двух персонажей друг к другу - такое чувство что автор просто тупо растягивал писанину. Героя видите ли пытаются уговорить, хотя он сам заявляет что сделает так как велит его жена. Но все игнорят сей факт, да ещё Лазарус пытается всё подмять под себя вперёд неё из-за чего и создаётся бессмысленный конфликт на ровном месте, а автор с чистой совестью марает бумагу всё дальше и дальше насилуя мозги читателя.

Хотел может быть Хайнлайн поиграть на поле фантастики с перемещением во времени - вот только не смог, не его это. Есть прекрасный цикл Андерсона "Патруль времени" - оба сборника вышли в этой же серии. Рекомендую - первый сборник это сочные приключенческие повести; второй поднимает вопросы войны, смысла сущестования и бессмысленности развития Вселенной. Вот это действительно хорошие книги! А то что написал Хайнлайн - полный шлак. Даже если взять идею зацикливания истории и то что глав герой понадобился только из-за того что он упоминается в хрониках будущего - всё равно автор не уделил этим парадоксам времени и они не чувствуются в книге. Мне кажется Хайнлайн вообще не понимал как писать на эту тему и просто решил отписаться - фанаты и так схавают писанину.

Почему-то многим больше нравятся первые 2 части книги, а 3 называют совсем плохой. На мой взгляд именно в 3 части появляется какой-то сюжет и логика и самое главное - персонажи вдруг перестают говорить высокопарно, а как нормальные люди. С другой стороны, признаю многие персонажи в этой части книги будут не понятны если не читать предыдущую книгу цикла "Лазарус Лонг" или "Мир как Миф" - Число зверя. Именно в звере и появляется большая часть персонажей. Тут конечно можно сказать "спасибо" издательству решившему отчего-то выпусть в пятикнижии второй и четвёртый тома. Так что читать книгу в отрыве от ранних будет немного не понятно.

По поводу платного воздуха - эта тема уже была в "Луне" и там она работала и была органично встроена в хороший сюжет. Здесь же всё это выглядит: во-первых-второсортно и не свежо. Во-вторых: это такая многолучевая палка. Хайнлайн видимо как обычно хотел ткнуть в мерзости социализма, только не развил тему в контексте ситуации (вообще даже не обозначил), к тому же упустил такие моменты в правильном платном воздухе - как коррупция и прочие побочные мелочи. Просто по Хайнлайну все лунари и прочие жители космо станций хорошие - потому что осознанно платят за воздух. А все кто за свободный и неограниченный - дармоеды социалисты. правда сам автор в нексольких местах пишет о том, что администрации в принципе плевать заплатишь ты новый срок или нет, а коренные лунари так и вообще могут не платить за воздух. Парадокс, однако!

P.S. По Хайнлайну Точка расхождения временных веток - высадка на Луну американцев. Ох, как же меня этот гипертрофированный патриотизм за*****. Ни первый спутник, ни первый полёт и выход в космос не в счёт (ну правильно - это ведь Советы сделали. Мировое ЗЛО!)
Просто не смог пройти мимо такой дичи, не удержался:) В книге это так пафосно подано.

Единственный плюс - это обложка. Шикарный арт пробудивший у меня более буйную фантазию, нежели пустотелое уныние авторского текста.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!