Больше рецензий
10 июля 2019 г. 11:34
2K
3.5
РецензияЕму больно за мир, который терпит обиды. Не за себя.
Элио Витторини - крупнейший итальянский писатель, сицилиец. Его произведения "Сицилийские беседы" и "Люди и нелюди" являются вершиной итальянской антифашистской литературы.
Могу сказать, что меня интересует тема антифашизма. Очень значимым произведением на эту тему я считаю "Глазами клоуна" Генриха Бёлля. Но, если о Германии в контексте фашизма мы знаем хотя бы что-то, то фашистская Италия для многих неизведанная территория. Но Италии тоже перепало не мало боли от этого отвратительного политического режима. Об этом и "Сицилийские беседы" Элио Витторини.
Во времена тотальной цензуры в Италии и речи не могло идти об антифашисткой литературе, поэтому напрямую о фашизме в "Сицилийских беседах" не говорится. Тем не менее, повесть «Сицилийские беседы» целиком и полностью посвящена именно ему. Оттого это небольшое произведение и пронизано безысходностью, упадничеством и абсолютной потерянностью Сицилии периода Муссолини.
«Сицилийские беседы» — это несколько разговоров главного героя Сильвестро с сицилийцами. Сам Сильвестро в свои тридцать уже 15 лет живет в Милане. И вот в один зимний день он решает навестить мать, которую не видел все эти годы. Это его короткое путешествие на родину и составляет несколько сицилийских бесед — с нищими попутчиками на пароме, с соседями по поезду, с матерью, с местными жителями и даже погибшим на войне братом.
Не могу сказать, что повесть «Сицилийские беседы» мне понравилась. Текст сбивчивый. Диалоги сухие, нарочито простые, как бы прыгающие. Особенно с матерью. Мама мне показалась очень странной — говорит странные вещи, делает странные вещи. Порой просто бред какой-то. Сам Сильвестро тоже временами странен — он уехал с Сицилии только в 15 лет, но постоянно спрашивает у матери, что они ели, куда ходили, что делали, как будто не помнит. Как можно не помнить многое из этого будучи подростком?
Мать снова засмеялась:
— По-моему, ты их ел.
— Ел! — воскликнул я.
— Да, — сказала она, — и ты, и все братья.
Она смеялась, а я был в замешательстве.
— Как это могло быть? — спросил я.
И мать сказала:
— Наверно, голодны были.
А я сказал:
— Голодны?
А мать сказала:
— Наверно!
— Но как же, ведь мы там, у себя дома, жили хорошо, — возразил я.
Мать посмотрела на меня.
— Да, — сказала она, — отец получал деньги в конце каждого месяца, и тогда десять дней мы жили хорошо, нам завидовали все крестьяне и все на серных копях… А через десять дней мы становились как они. Ели улиток.
— Улиток? — спросил я.
— Да, и дикий цикорий, — сказала мать.
А я сказал:
— Они ели одних улиток?
И мать сказала:
— Да, бедняки постоянно едят одних улиток. А мы после десятого числа каждого месяца становились бедняками.
— И двадцать дней ели улиток?
— Улиток и дикий цикорий.
Из всего текста мне понравился разговор пьяного Сильвестро с погибшим братом на кладбище. Но это был мысленный разговор, Сильвестро просто бредил. Тяжесть войны, положения Сицилии и Италии при фашистском режиме, боль от потери близких в этой лицемерной и гнусной бойне — все это подсознание Сильвестро выдало ему под градусом винного напитка.
Брат Сильвестро - солдат, погибший где-то в Абиссинии или в Испании, говорит ему, что и на том свете ему тоже нет покоя, что даже после смерти за ним тянется бесславность защитника фашисткой пропаганды:
— Подрезаю лозу. Поливаю сад. Бегаю…
— Но вы забываете, что находитесь среди могил, — сказал я.
— Нисколько, — ответил он. — Я отлично знаю, что нахожусь и здесь тоже, и ничто не может меня обидеть… На этот счет я спокоен.
— Одним словом, вы счастливы, — заметил я.
Он снова вздохнул: — Как я могу быть счастлив? Вот уже тридцать дней как я лежу на поле, где снег и кровь.
И мать страдает от потери сына, при этом не может гордиться его смертью, как смертью героя — он пал жертвой официальной идеологии, пропаганды, лживых идеалов. Это самая тяжелая сторона жизни при фашизме — отцы, братья, сыновья гибли за государство, якобы за родину, но мало кто считал их героями — официальная власть выбрала орудием своей грязной демагогии жизни людей. Эта мысль очень тягостно изображена Элио Витторини в "Сицилийских беседах".
— Так вот что вы представляете!
— Именно, — ответил солдат. — Я — частица этой славы.
И я сказал: — А много вам приходится страдать?
— Много, — сказал он. — Тысячекратно… От каждого напечатанного слова, от каждого произнесенного слова, от каждого миллиметра воздвигнутой бронзы.
Повесть "Сицилийские беседы" Элио Витторини стала еще одним произведением, которое поведало мне о реалиях фашисткой Италии. Впервые с этой темой в искусстве я столкнулась в прекрасных фильмах Джузеппе Торнаторе - и тоже в декорациях чарующей Сицилии.
Рецензия написана в рамках игры "Спаси книгу"
Комментарии
так-так вон оно че, куда был жирный намек.;))
Как можно не помнить многое из этого будучи подростком?
Знаешь, в этом я вижу лукавство... мне рассказывали про подобное, подобное, довольно часто происходит с людьми, кто недавно лишь, распрощался с деревенской жизнью, во всяком случае, раньше, подобного было много...
Мама как-то рассказывала, что, когда один парень из села, приезжал в гости к своей матери (спустя год, как переехавший в город), он по национальности не русский, дела вид что не понимает диалекта... да и вообще, много историй слышала, но эту запомнила -потому что приехал он в белом костюме... в белом плаще и вапще)))
Я еле поняла о чём ты!))) ехала в метро и пыталась сообразить)) дошла до кофейни
(которая, кстати, сегодня порадовала книжного червяка), а там и сообразила)) не, я просто написала, что вдруг человеку не хочется там болтовни))
Ну да, я знаю таких)) у тебя вечно под каждой рецкой найдётся история из жизни)))) писатели такие тоже есть - уедет за границу, а оттуда уже грязью поливает всех и вся)
))) у тебя просто был отрыв от беседы на кофе)))
милая тара под кофе и надпись)) а с автором я не очень дружна - гы)
нууу и такое бывает, но редко)
ассоциативное мышление - если верить соционике, от себя не попрешь))
люди, такие люди)
Ага) и кофе они делают отличный =) я тоже не особо люблю Фрая, читала «Сказки старого Вильнюса» - на осень, зиму прикольно) но вторая так и стоит уже больше года)
Ага, ничего с них хорошего зачастую -,- Венец природы - полный венец, как говорится))
Поздравляю!) я-то не пью.))
Я под его Эхо, спала, когда аудио включала по выходным, в дневное время))
Нравится мне твой - Полный венец ... ржу))
Ага, я помню) ну а мне по статусу эксперта ЛЛ не положено его не пить))
«Хорошая» книжка)))
Правда как она есть))
Потому что Альпачино - Капучино?)))
хорошая книжка для сна!))
;)
Есессно)) все, что я люблю таинственным образом рифмуется))
Вот и я про то))
И это здОрово... я из тех, что всегда за рифму.:))
;)
=)) у меня-то, кстати, со стихами хуже обстоит, чем с прозой))
и это не страшно... нет в мире совершенства.;))
И то верно :))
;))
Я об этом периоде только вот эту читала Энтони Капелла - Брачный офицер
в основном, тоже по фильмам информацию впитывала)
Тоже, смотрю, ты 3.5 поставила :/
А ты видела фильмы Торнаторе?)
ага, простенькая она, но читалось хорошо)
с режиссерами у меня еще хуже , чем с авторами книг. чаще всего я не обращаю внимание на то, кто снимал. проверять надо.
Мне иногда надо простенькое)
Ну Торнаторе снял "Малену", "Легенду о пианисте", "Баарию" и мой любимый у него фильм "Новый кинотеатр "Парадизо") Ну и "Малена" тоже шикарный фильм, на мой взгляд
не смотрела и похоже надо наверстывать)
"Малена", если что, не слишком пуританский фильм, но атмосферный и интересный)
запомнила)
=)
Даа... Чувствуется, что очень непростая книга.
Темы -да, непростые( бедность, тяжелые условия жизни, послевоенные годы. Но она маленькая совсем, не успевает затянуть в трясину)
Это хорошо, все должно быть в меру ;)
Это точно :)
Так мне нравится атмосфера любителей книг.
Читаешь рецензии на такие книги, которые никогда бы не открыл. Не потому что они плохие, а просто как-то совсем далек от тех пейзажей. И что характерно, наиболее осязаемо это именно по твоим рецензиям))
Но Глазами клоуна я читал... и помню, понравилось.
Вспомнилась еще книга «Волна» Тод Штрассер
Мне тоже) Особенно, если еще люди умеют "вкусно" говорить о них))
Да, иногда такие бриллианты находятся) со мной бывало, что обнаруживала совершенно неприметную книгу, а в итоге до сих пор хочу переиздать ее. Хотя в случае с той книгой, скорее, издать) добавить нужные сноски, выбрать оформление и т.д.) Я сейчас о "Приглашении к дьяволу на пир")
Я очень рада, что удается донести свои впечатления о книгах))
Не слышала о такой, но рейтинг высокий у нее) и оценки друзей тоже. Думала там есть твоя рецензия)) Ты высокий балл поставил, что в ней больше всего понравилось?)
Что-то не нашел такую.
А ты сорокинскую "Настю" не читала?))
Нет. Я обычно только на женских персонажей что-нибудь царапаю.
Легкость текста, интересная тема, школьные будни, преподаватель.
Интересно же посмотреть на зарождение секты))
Приглашение к дьяволу на пир )
Не-а) а стоит того?)
Прочему?))
Согласна))
Прочитать "Настю" я обычно советую людям в мужских брюках) Так что решай сама. Но я бы посмотрел на твою реакцию))
Пишу про то, что интересно обычно. Но исключения ведь бывают у всех.
Я ее дочитывать не стала... жаль времени, честно :( я такой изуверский бред совсем не понимаю. Вот моя реакция))
Я просто никогда не видела, чтобы написание рецензий было связано с полом персонажа) мне просто как-то все равно обычно)
:)) Впечатлительная выходит...
Например, мне скучно читать про подростков... стариков... Но про юную девушку или какую-нибудь бабульку (Леди Л) читаю с интересом. С чем это связанно? Не знаю.
Я не особо впечатлительная)) тут дело ещё в другом..) хотя и неприятно было читать :{
Про подростков я тоже не люблю) young adult тоже не для меня. Думаю, что тут дело просто в личных предпочтениях) я люблю больше мужских персонажей, просто их проблемы в литературе изображаются более абстрактно, а женские нередко имеют уже черты типично женских вопрос)
Для меня тут уже вопрос в другом. Мне читать автора - мужчину гораздо приятнее. Потому что из всех женщин - авторов, кого читал, мысли от мужского персонажа выглядят искусственными. Тут сразу вспоминается - Ахерн))
Больше всего мне нравятся такие книги - Волхв, Идиот... Улавливаешь связь?)
Ну тут аналогично и с авторами мужчинами - далеко не всегда женские мысли и поступки в их исполнении выглядят естественно и правдоподобно))
Не особо)) я Волхва не читала, поэтому мне сложно судить)
Верно, я согласен. Потому лучше всего читаются романы от мужчины про мужчину, который ориентирован на женщину)
Грубо говоря, своеобразный крест. Т.е. мужчина и три женщины. Про Рогожина все-таки забывать не стоит, но в центре, лично для меня, это Мышкин - НФ - Аглая - Лизавета. Хотя по факту, там скорее квадрат)
А в Волхве это более ощутимо. Один мужчина, три женщины и закулисный маг.
жаль, что книжка тебе не очень понравилась...
А антифашистская тема, и вообще темы про войну в литературе и в кинематографе мне тоже очень нравятся, хотя, фильмы Джузеппе Торнаторе я, к своему стыду, ещё не видела, хотя заядлый киноман!!))) надо погуглить, и посмотреть что-нибудь обязательно)
Маленькая все равно, так что нестрашно)
Я вот пока лучшего исполнения этой темы, чем в колуне не встречала) а в этих фильмах она все-таки тот по фоном
хорошо что так, а то когда большое произведение и не нравится, это ужас, а дочитывать вроде как надо...))
Это да) проблема совестливого читателя))
погуглила)) "Малену" фильм видела, Моника Белуччи там в главной роли, остальные картины не смотрела)
Я вот «Новый кинотеатр «Парадизо» даже больше люблю) трогательный очень фильм)
ммм, тогда надо и мне посмотреть!!
Ага)) атмосфера у этого такая...ммм
«Таинственное пламя царицы Лоаны» Умберто Эко - много воспоминаний ГГ о военной поре в Италии. Учитывая, что Эко здесь описал своего ровесника, все достаточно автобиографично.
Спасибо, взяла на заметку (: