8 сентября 2021 г., 00:48

2K

Обсуждение рассказа "Обряд Дома Месгрейвов"

41 понравилось 16 комментариев 0 добавить в избранное

Приглашаем к обсуждению очередного приключения Великого сыщика и его биографа

В этом рассказе, я обратил внимание на упоминание о делах, которые Артур Конан Дойл не описал в своих рассказах.
Эрмина Д. Макензи предположила, что Холмс, «возможно, был первым известным нам составителем личного каталога». Из Канона становится ясно, что Холмс постоянно вел три разных досье. Главным из них был дневник с заметками о тех делах, которые он расследовал лично. Независимо от дневника он вел журналы общих записей и биографический указатель. В журналы Холмс вносил газетные вырезки обо всех событиях, привлекавших его внимание, включая материалы из колонок частных объявлений. («Чушь, полная чушь!» — однажды назвал он их, но эти объявления весьма пригодились ему в рассказе «Алое кольцо».) Неустанный сбор газетных вырезок очень скоро должен был привести к хаотическому нагромождению информации, и это вызвало необходимость составления алфавитного указателя с биографическими перекрестными ссылками, помогающими найти нужный материал в многочисленных журналах. «В результате, — отметил Г. У. Белл, — когда из архива извлекаются досье “Моргана-отравителя и оставившего по себе жуткую память Мерридью” [рассказ “Пустой дом”], либо зачитывается длинный список дел, начинающихся на букву “В” [рассказ “Вампир в Суссексе”], мы не можем точно судить, идет ли здесь речь о личных расследованиях Холмса».
Отчет об убийстве Тарлтона
Дело виноторговца Вамбери. — На основании этого короткого упоминания Холмса Э. Ллойд-Тэйлор написал рассказ-подражание «Виноторговец», опубликованный в двух номерах «Шерлок Холмс джорнэл» — зима 1959 и весна 1960 годов.
Происшествие с одной русской старухой.
Необыкновенная история алюминиевого костыля. — Почему столь редкий и дорогой в те годы металл пошел на изготовление такого нехитрого приспособления, как костыль, для которого вполне подходит и обыкновенное дерево? Мистер Рольф Босуэлл предположил, что какое-нибудь другое определение существительного «костыль» может дать более логичное объяснение. Среди прочих значений в словаре английского языка есть «опора», или «опорная перекладина». Босуэлл указал на то, что перекладину костыля иногда действительно изготавливали из алюминия. Эта реплика Холмса тоже стала основой для рассказа-подражания «Алюминиевый костыль» Г. Бедфорда-Джонса, который впервые появился на страницах газеты «Палм-спрингс ньюс» в феврале-марте 1936 г., а затем в январе 1946 г. был перепечатан в «Бейкер-стрит джорнэл».
Дело о косолапом Риколетти и его ужасной жене. — «Возможно, на самом деле едкий юмор Холмса заставляет его — по крайней мере, иногда — упоминать дразнящие названия дел, еще не записанных его Босуэллом, — пишет Винсент Старретт. — Его намеренные мистификации, адресованные незадачливому партнеру, часто заявляют о себе со страниц Уотсона; разве не естественно, что сыщик, находившийся в шутливом настроении, шепотом намекал на необычные проблемы, с которыми он на самом деле никогда не сталкивался?»
Естественно возникает вопрос. Зачем Холмс (Дойл) упомянут об этих неизвестных делах?
А вариантов ответа у меня два:
1. Ватсон (Дойл) хотел представить читателям Холмса хвастуном, у которого появился "собственный биограф".
2. Ватсон (Дойл) планировал описать эти истории, но не успел, забыл, отвлекся.
Может быть у вас есть своя версия?

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
41 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 16

Мне кажется, это просто явный литературный прием, литературная игра. Нужно заинтересовать читателя, читатель будет ждать, когда ему расскажут эти истории, но автор (Дойл) и не собирался этого делать.

olga-ozercova, Интересно, но я привык, что литература как игра появилась в детективе вместе с Последним делом Трента. Возможно ли было подобное в Викторианскую эпоху?

Vldmrvch, -о литературной игре-
Мне кажется, что детективу ничто литературное не чуждо. В этом и один из секретов его привлекательности, в относительно молодом жанре свободно используются многие предшествующие художественные находки. Думаю, дальнейшей тенденцией развитие детектива сейчас становится соеднение в одном произведении приемов из различных жанров( например,у Умберто Эко, Переса-Реверте , Гранже и даже у Акунина..)И я, наверное, не совсем точно выразилась, в «Обряде упоминание историй больше похоже на литературную мистификацию., когда автор сознательно упоминает произведение, которого нет , как реально существующее. И тогда европейская традиция начинается даже от Кретьена де Труа в XII веке ( ему будто бы дали книгу о Граале).
В общем, это маленькое произведение наводит на размышления.
И да , это не противоречит идеи вселенной, просто она создается и при помощи мистификации.

Ольга Озерцова, А на мой взгляд, Дойл был отличным маркетологом. Именно поэтому начиная со "Знака четырех" он постоянно упоминает свои же ранние вещи. Когда рассказы стали внезапно популярными, традиция затухла. Но в "Обряде" он снова вспоминает ранние истории о Холмсе, а к этому приплетает несуществующие, чтобы книголюбы и дотошные читатели немного помучались в книжных магазинах в поисках "несуществующих" дел Холмса.

Vldmrvch, Согласна. Одно не противоречит другому. Мистификация не только литературный прием, но и отличный маркетинговый ход. В Англии XVIII века Макферсон очень хорошо заработал на мистификации.

Эрмина Д. Макензи предположила, что Холмс, «возможно, был первым известным нам составителем личного каталога». Из Канона становится ясно, что Холмс постоянно вел три разных досье.

Шерлоку явно был необходим не только личный биограф, но и личный секретарь)

А вариантов ответа у меня два:
1. Ватсон (Дойл) хотел представить читателям Холмса хвастуном, у которого появился "собственный биограф".
2. Ватсон (Дойл) планировал описать эти истории, но не успел, забыл, отвлекся.
Может быть у вас есть своя версия?

Что-то в версию о хвастовстве не верится совсем (Или не хочется верить:), так что склоняюсь ко второму предположению)

Мне рассказ "Обряд дома Месгрейвов" понравился и запомнился больше самой атмосферой. нежели детективной частью (интриги тут, на мой взгляд, все же маловато). Замок, тайны, зловещий дворецкий, карта с указаниями...Еще понравилось, как автор раскрывает нам образ Шерлока с чуть новой стороны, показывая его не чуждым сентиментальности. До этого-то мне Холмс представлялся скорее противоположным субъектом: сухой беспристрастный тон, логика на первом месте, никаких чувств. А оно, оказывается, вот как...

r50-green.png рецензия

Anastasia246, Вот Anastasia и объяснила, почему мне так нравится этот рассказ. Согласна, что хороши ярко и коротко описанные образы дворецкого и горничной, и атмосфера замка, тайны...Добавлю еще, здесь есть в сжатом виде следы и приемы двух важных английских литературных традиций :готического романа (Анна Радклиф и др.) с его мрачноватой таинственностью и исторического романа (у самого Конан Дойла есть «Белый отряд»). В «Обряде» появляется корона. И все есть в таком маленьком рассказе, и в этом тоже секрет его очарования.

--

Ольга Озерцова, Про литературные традиции интересно, здесь действительно важен именно исторический аспект. Когда читала рассказ, не обратила как-то на это внимания, другие вещи вышли для меня на первый план, а вот сейчас переосмыслила содержание по-новому)

Вот все никак не дойду до творчества Анны Радклиф, а ведь судя по аннотациям - это как раз то, что мне нравится в литературе))

Рассказ "Белый отряд" тоже возьму на заметку. Мы, по-моему, в клубе его еще не читали...

Anastasia246,

образ Шерлока

- интересно, что в сравнении с многими другими детективами, Холмс кажется вполне реальной личностью. Допустим инспектор Торри у Хьюма гораздо более блеклый персонаж.

Vldmrvch, Это да)

Шерлок и в других рассказах казался мне вполне реальным героем, просто здесь он менее суровый и строгий. В предыдущих рассказах автор больше подчеркивает его деловую хватку, сосредоточенность на деле, а здесь он более мягкий, домашний))

Может быть наличие неописанных дел помогает создать "вселенную ШХ"? Вот, читатель, перед тобой не просто рассказ на 20 страничек, а дверца в намного более масштабный, пусть и неописанный мир, который не ограничивается объемом этого рассказа.

Alex_Smith, С одной стороны идея о "вселенных" кажется порождением XXI века, но с другой стороны, Дойл действительно описывает не просто дела-расследования, а прошлое своего героя, приводит детали из личной жизни. А потому мне кажется, что идея имеет право на существование.

Vldmrvch, "Вселенные" были и раньше( например, "Человеческая комедия" Бальзака), термина не было.

Ольга Озерцова,

"Человеческая комедия" Бальзака

или цикл Купера о Следопыте. Согласен!

Vldmrvch, Или Ругон-макары Золя. Вот уж вселенные так вселенные у них с Бальзаком.

Какое-то время назад меня очень интересовал вопрос: вот все мы знаем гениального сыщика Шерлока Холмса, а как он начинал? Как развивал свой талант? Каким он был молодым человеком или даже подростком/ ребенком? Но мне хотелось узнать ответ из первоисточника, а не идей- мыслей-фантазий совсем других людей. И вот это рассказ в какой-то степени удовлетворил мое любопытство.

Читайте также