6 апреля 2021 г., 00:19

1K

Обсуждение рассказа "Серебряный"

34 понравилось 21 комментарий 0 добавить в избранное

Обсуждаем первое приключение Холмса из второго сборника

В книге «Воспоминания и приключения» Артур Конан Дойл описывает историю создания рассказа: «Случалось мне ступать на зыбкую почву, когда я недостаточно знал предмет, о котором пишу. К примеру, я никогда не увлекался скачками и все же рискнул написать „Звездного", где загадка связана с лошадьми и их тренировкой. Сюжет хорош, и Холмс, пожалуй, проявил себя во всей красе, но вот мое невежество вопияло к небесам. В одной из спортивных газет я прочел превосходную и вполне уничижительную заметку, автор которой, явно человек знающий, объяснял, каким в точности наказаниям подлежали участники событий за те действия, которые я им приписал. Половина из них сидела бы в тюрьме, а остальным был бы навеки заказан путь на ипподром» (перев. Л. Бриловой). К сожалению, шерлоковедам не удалось найти эту заметку. Михаил Назаренко полагает, что одним из немногочисленных источников, на которые опирался Дойл, была статья, опубликованная в «Стрэнде» в августе 1891 г. (под одной обложкой с «Союзом рыжих»).
В «Воспоминаниях и приключениях» писатель заметил, что вообще не считает спортом скачки по ровной дорожке: «Спорт — это то, что делает человек, а не лошадь. Профессиональные жокеи, несомненно, проявляют при этом искусство и способность принимать решения, но можно, думаю, утверждать, что в девяти случаях из десяти выигрывает лучшая лошадь и точно так же выиграла бы, посади ей на спину манекен, если бы удалось удержать прямо ее голову. Но, положив на одну сторону все преимущества: какие угодно человеческие качества, якобы пробуждающиеся при этом, и всяческие улучшения породы лошадей... а на другую — падение нравов, проистекающее от тотализатора и подлости некоторых букмекеров, а также от сборищ стекающихся по случаю бегов сомнительных типов, я не могу не прийти к заключению, что с национальной, в широком смысле слова, точки зрения вред существенно перевешивает благо. Тем не менее я признаю, разумеется, что это развлечение, — вероятно, древнейшее из всех, дошедших до нас, — так глубоко сидит в человеческой натуре, что должно сохраниться в нашей системе, возможно, до тех времен, когда оно постепенно преобразуется, претерпев, по-видимому, какие-то очистительные перемены, как изменился профессиональный бокс, перейдя к проведению соревнований в перчатках» (перев. М. Кореневой и М. Ремизовой).
А как по-вашему, есть ли что-то общее между спортом и детективом?

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
34 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 21

А как по-вашему, есть ли что-то общее между спортом и детективом?

Например, ставки) При чтении детектива можно делать ставку на преступника.
Впечатления о рассказе.
Все мы знаем Шерлока Холмса как сыщика дедуктивного метода. Было бы неправильно ограничивать его таланты одной дедукцией. Если в прошлом рассказе акцент был сделан на логический синтез, то в этом - на воображение. Да, иногда достаточно очень ярко представить себе живой пропавший объект (в данном эпизоде это знаменитый скакун Серебряный), продумать его действия, предположить направление и - оп-ля! - половина преступления распутана. Вторая часть тоже имеется и тут для поиска убийцы применено было известное изречение "ищите женщину".
Показалась интересна атмосфера скачек, ставок, фаворитов...

varvarra,

Например, ставки) При чтении детектива можно делать ставку на преступника.

Согласно статистике у букмекеров, преступник в рассказах Дойла всегда проигрывает. А потому смело ставьте на Холмса!

Vldmrvch, Боюсь, при таком раскладе все поставят на Холмса и выигрыш будет равен нулю.
Имела в виду ставку на подозреваемых - кто из них окажется преступником)

varvarra,

Имела в виду ставку на подозреваемых - кто из них окажется преступником)

В такую игру интереснее играть по романам Агаты Кристи!

Vldmrvch, Да, Агата Кристи мастерица наводить читателя на ложный след. Я одно время специально выискивала самого неприметного, чтобы таким образом вычислить преступника.

Vldmrvch, Еще бы не хватало, чтобы в детективе преступник оказывался нераскрытым! Кто бы стал читать? Вот если бы еще его оправдали, нашли смягчающие мотивы, в которые поверил бы и читатель - и вздохнул бы свободно, что преступник был не таким уж преступным... Где-то у кого-то я встречала подобное. Но как регулярный прием это не пройдет все равно.

N_V_Madigozhina, А если допустить, что в Собаке Баскервилей Холмс и Лестрейд арестовали невиновного? А настоящий преступник ускользнул от проницательных сыщиков.

Vldmrvch, Читатель может допустить все, что угодно. Хозяин - автор, и он должен в конце детектива расставить точки там, где это необходимо.
Но самый возмутительный сыщик, с которым я познакомилась не так давно - это Ванс у Ван Дайна. В одном из романов он отравил преступника... Того, кого "по логике" считал преступником... В "Священном скарабее" Ванс подговорил слугу - египтянина убить преступника - расхитителя гробниц. Все это просто ужасно. Даже его друг из полиции слегка ужасается.,но ведь так удобно...
Кто-то мне говорил , что у Кристи в одном из последних романов о Пуаро сыщик тоже самолично убил преступника... скверный прием.

N_V_Madigozhina, В целом согласен, но единственное возражение. Почему

Хозяин - автор

. Детектив единственный жанр, где читатели приглашаются к равноценной игре с детективом, следовательно, с автором. В этом его уникальность и отличие от любого другого жанра.

Vldmrvch, Разве равноправной? Автор назначил убийцу, он выстроил сюжет исходя из собственной логики, а читатель только угадывает преступника. Или НЕ угадывает...Где же тут равноправие?

N_V_Madigozhina, Так-то оно так, но в эпоху постмодернизма выяснилось, что тест не замкнутая данность и в нем можно найти много всего интересного, помимо определенного автором

Vldmrvch, Вот за это я не люблю постмодернизм. Для меня художественный текст всецело определяется фантазией автора и завершается вполне определенно - так , как решил писатель. И все определяется степенью талантливости и нравственными устоями автора. думаю, что Агата Кристи постмодернисткой не была!:)

N_V_Madigozhina, А если автор сознательно оставил второе дно? как быть с этим?

Vldmrvch, Вы, конечно,в жанре детектива спец, но у моей любимой КРИСТИ, кажется, в детективах нет второго дна? Она в конце все расставляет по своим местам? И даже если был, как утверждают. детектив, где Пуаро самолично убил преступника, то это Агата убивала Пуаро, это был последний роман с его участием. У детективщиков нашего века все может зависать и двоиться - меня это удручает. Можно даже , наверное, писать романы, где преступник не найден и продолжения не предвидится... Но я такие читать не стану. Вот уже охладела я к Пелевину даже.с его " я ничего не хочу Вам сказать..." Ну и пиши тогда себе в столик. Старею...

N_V_Madigozhina,

у моей любимой КРИСТИ, кажется, в детективах нет второго дна?

А вот специалист в области детектива и в частности Кристи, Николай Николаевич Вольский считает иначе. Ссылка на его статью Загадка Агаты Кристи, где он довольно подробно обсуждает рассказ "Мотив и возможность" и обнаруживает это самое второе дно.
От себя намекну, что Агата Кристи варилась в кругу, где было очень популярно оставлять послания другим авторам, мужьям или женам, любовницам прямо посреди романа, рассказывать о личной жизни или пародировать других авторов.

Vldmrvch, Один рассказик? Вполне возможно. В принципе рассказ, на мой взгляд, не самый характерный жанр Агаты. Конечно, если очень постараться, то у всех писателей можно найти двойное дно... или приписать автору таковое. Но Кристи в этом не виновата!:)

N_V_Madigozhina, Не один рассказик, а программная статья, в которой показан факт наличия и нащупывается способ обнаружения второго дна.
Думаю, у Кристи второе дно было нормой, где она откровенно рассказывала о тех вопросах, которые ее волнуют. В жизни она была очень скрытным человеком, единственная возможность выговориться - романы.
Думаю, в рассказах Кристи обкатывала сюжеты и идеи, а потому они как черновики раскрывающие кухню создания идеальных сюжетов.

«Случалось мне ступать на зыбкую почву, когда я недостаточно знал предмет, о котором пишу. К примеру, я никогда не увлекался скачками и все же рискнул написать „Звездного", где загадка связана с лошадьми и их тренировкой

Ой, какая знакомая тема, правда я могу суть только с точки зрения переводчика - как только берусь за новый перевод, и всегда боюсь что наткнусь на совершенно незнакомую тематику, где можно напутать с терминами

Alex_Smith, новый перевод - это как другой мир, в котором много нового и неизведанного!

Читайте также