Журнал «Прочтение» — стр. 4

Умный в гору не пойдет

Критик: Елена Васильева Рецензия на книгу Эверест Оценка: * Недавно появилась новость о том, что в России возобновили расследование гибели группы Дятлова. Об этой уральской загадке знают почти все. А вот о том, какие тайны хранят другие горы, в курсе только специалисты и увлеченные альпинисты. Странно, что Тим Скоренко не относится ни к тем, ни к другим — разве что он на Эльбрус поднимался. Его книга — про другую гору на букву «Э». Про Эверест. Хотя обложка книги, ее рецензенты и сам автор регулярно напоминают читателю, что это роман о любви, начинается он отнюдь не романтично — с двух трупов. И чем дальше, тем трупов становится больше,…

Развернуть

Боль врача ищет

Критик: Ксения Грициенко Рецензия на книгу 101-й километр: очерки из провинциальной жизни Оценка: * Максим Осипов — исключительная фигура для современной русской литературы. Прежде всего он, конечно же, не писатель, а врач, причем врач серьезный и хорошо известный по истории борьбы провинциальной больницы с местной администрацией. Беглого чтения отзывов и рецензий хватает, чтобы сразу понять — художественные тексты Осипова вызывают реакцию неоднозначную, зато подчеркнуто реалистичные наблюдения за тарусскими пациентами дают нашей литературе ту актуальную документальность, которая ей требуется. Рассказы и эссе автора неоднократно выходили в…

Развернуть

Terra Fantastica

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Я буду всегда с тобой Оценка: * Новый роман Александра Етоева ждали долго — книга «Человек из паутины», первое крупное произведение писателя, вышла еще в 2003 году, а с тех пор полноценных романов — не сборников статей, эссе и повестей — больше не выходило. Однако в конце 2018 года, практически незаметно для большинства критиков, появилась «Я буду всегда с тобой» — и вновь, как когда-то, это история о метафизической Сибири, о гении и злодействе и, разумеется, о вечной любви. Скульптор Степан Дмитриевич Рза, получивший Cталинскую премию второй степени и не так давно вернувшийся из-за границы, словно…

Развернуть

У каждого своя судьба

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу 4321 Оценка: * Роман «4321» вышел в свет к 70-летию Пола Остера — публичного интеллектуала и литературной знаменитости, собеседника Дона Делилло, Дж. М. Кутзее и многих других. Отвечая на вопросы читателей для одного из англоязычных изданий, он сказал, что такую книгу «мог написать только старик». В ней действительно есть что-то от ностальгической привязанности к воспоминаниям юности, но было бы неправильно сводить ее к попытке стареющего литературного мэтра уцепиться за тени непрожитых жизней. Остер представляет в романе четыре различных пути юноши по имени Арчи Фергусон, американского еврея во…

Развернуть

Мир с ног на голову

Критик: Надежда Каменева Рецензия на книгу Вратарь и море Оценка: * О чем вы думаете, когда видите продолжение любимой книги? Что вашей любовью решили воспользоваться и что сиквел всегда уступает оригиналу? Только не в случае с Марией Парр! В этой небольшой легкой книге заключено море событий, способных увлечь гораздо сильнее, чем предыдущие истории. Такое ощущение, что выросли не только герои — пространство тоже расширилось. На обложке российского издания изображено безмятежное море холодного серого цвета. Но стоит только заглянуть внутрь — волны, ветер, лай собаки, шум мотора катера, крики с футбольного поля, грохот урагана немедленно…

Развернуть

От большого ума

Критик: Ксения Грициенко Рецензия на книгу Энглби Оценка: * Темы многочисленных романов Себастьяна Фолкса концентрируются на любовно-исторической тематике, где он нашел свою аудиторию, но так и не снискал славы интеллектуального автора. Примерив маску Хичкока для новой работы «Энглби», писатель резко меняет направление своего творческого пути и в качестве нового поля для экспериментов выбирает дневниковый триллер — создает детективную историю о жизни журналиста Майка Энглби, которого подозревают в убийстве однокурсницы Дженнифер Аркланд. Исчезновение молодой девушки — надежный мотив главных триллеров последнего десятилетия, а исповедь —…

Развернуть

Изящное искусство смерти

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Дом имён Оценка: * В мае прошлого года ирландский писатель Колм Тойбин написал для своей колонки в газете The Guardian большой материал с заголовком «Как я переписал древнегреческую трагедию». Может показаться удивительным, какая именно история вдохновила Тойбина на попытку переработать старые мифы, взглянуть на них под другим углом, изменив отчасти и характеры героев и саму фабулу известных событий. В статье писатель рассказывал об одном из самых кровавых периодов в истории Ирландии и создании своего романа о бесконечной мести. В 1986 году Тойбин отправился на интервью к пережившему бойню в ирландском…

Развернуть

Эта замечательная жизнь

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Эмпайр Фоллз Оценка: * Все начинается с реки — на нее смотрит делец Ч. Б. Уайтинг и думает, разумеется, о жизни. Господь Бог, кажется, ошибся в расчетах, и вода постоянно приносит в заводи владений Ч. Б. Уайтинга тонны мусора, собираемые где-то выше по течению — кто угодно не выдержал бы такой несправедливости. Ему придется сразиться с высшими силами — изменить речные берега, скорректировав тем самым божественный замысел. С этим он справился, а с жизнью как таковой — нет, пустив себе в лоб пулю и оставив супругу властвовать над городом. Все теперь и правда принадлежит Франсин Уайтнинг — и спустя…

Развернуть

Menos Es Más

Критик: Анастасия Сопикова Рецензия на книгу Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин Оценка: * Говорить о Дине Рубиной без любви не получится — так уж вышло, что именно с ней связано первое внеклассное чтение, знакомство с современной прозой. Красные книжечки рассказов встроились в то подростковое время, когда только начинаешь узнавать, что к чему, и когда кажется, что само слово «проза» обозначает какой-то жанр почти документального бытописания, более реального, чем мрачная жизнь родного южного города. Уже тогда была заметна странная особенность: к последнему рассказу сборника что-то начинает навязать в зубах, читать книгу целиком — все…

Развернуть

Неострые предметы

Критик: Елена Васильева Рецензия на книгу Элеанор Олифант в полном порядке Оценка: * О боже, как нас обманывают аннотации! Обещают «грустную, трогательную историю о детской травме, любви и одиночестве», «глубокий, наполненный изящным юмором роман»! Нет, не поймите неправильно, читать книгу «Элеанор Олифант в полном порядке» очень увлекательно, но она до обидного наивна — хотя автор, как кажется, способна на большее. Возьмем, например, то, как Гейл Ханимен пишет о детской травме героини — друзья мои, это ничего себе какая травма, такую не у каждого найдешь! Скажем так: это травма, которая оставила раны не только в душе Элеанор Олифант, но и…

Развернуть

Расскажи мне про Австралию

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу Брисбен Оценка: * Известно, что Владимир Набоков предлагал студентам оценивать писателя с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя и как волшебника. То, что из Евгения Водолазкина получится замечательный рассказчик и учитель, стало понятно после выхода в свет его первых крупных текстов — романов «Соловьев и Ларионов» (2009) и «Лавр» (2012). «Авиатор» (2016) и «Брисбен» (2018) подтверждают и статус волшебника. Романы Водолазкина — совершенно непохожие, но удивительно созвучные друг другу — устроены таким образом, что их хочется сравнивать лишь между собой. Так, например, Лавр — схимник,…

Развернуть

Какой разврат!

Критик: Елена Васильева Рецензия на книгу Право на «лево». Почему люди изменяют и можно ли избежать измен Оценка: * Краткие ответы на вопросы, вынесенные в заглавие книги Эстер Перель, звучат так: изменяют люди по ряду причин; избежать измен невозможно. Эстер Перель более пяти лет собирала материал для исследования и теоретизировала крайне расплывчатое понятие ― запутанность человеческих отношений. Это не аналитическая научная работа и не социологическое исследование, основанное на данных с различных сайтов, где люди ищут партнеров. Мой подход скорее близок антропологам или путешественникам-исследователям. Я говорю с людьми и слушаю. Сырой…

Развернуть

Их пример - другим наука

Критик: Егор Королев Рецензия на книгу Время колоть лёд Оценка: * Журналист Катерина Гордеева берет интервью у актрисы Чулпан Хаматовой. Хаматова — у Гордеевой. Они отказываются от своих привычных ролей и профессий. Их объединяет одно дело ― благотворительный фонд «Подари жизнь». Каждая из них объясняет, почему этот фонд и его подопечные становятся главным в их жизни. Книга, объясняющая этот выбор, превращается почти в роман воспитания. Дети перестройки в свои сорок оглядываются вокруг и продолжают тащить на себе тяжелый и столь нужный им камень. В устоявшемся мифе о «лихих 90-х» не хватает живых свидетельств о том времени. А очевидцы не…

Развернуть

Страна вампиров

Критик: Елена Васильева Рецензия на книгу Пищеблок Оценка: * Никому, к счастью, не надо объяснять, кто такой Алексей Иванов. Кажется, даже сюжет романа «Пищеблок» к началу декабря известен всем, кто умеет читать. Но мы все-таки повторимся. Волга, 1980 год, пионерский лагерь «Буревестник». Начинается «олимпийская» смена. В лагерь приезжает много детей и вожатых, но нас больше всего интересуют, конечно, центральные герои. Это Валерка из четвертого отряда и его вожатый Игорь, студент филфака, проходящий в пионерлагере практику. Долгое время их не объединяет ничего, кроме общего номера отряда. А потом появляются вампиры. Валерка, честное слово,…

Развернуть

Дивная пора

Критик: Александра Першина Рецензия на книгу Осень Оценка: * Шотландская писательница Али Смит анонсировала цикл Seasonal из четырех романов — по временам года. На русский недавно перевели первый из них — «Осень». Стоит оговориться, что к переводу Нугатова есть вопросы. Не всегда понятен выбор слов, а один из важных эпизодов оказался искажен, смысл потерян. Русское издание вообще упростило книгу, снизило напряжение, которое порождает текст, в оригинале выровненный только по левому краю, набранный без разграничения на диалоги и речь автора. Оригинальная обложка с картинами Дэвида Хокни и Полин Боти задает определенный вектор восприятия…

Развернуть

Старые, но не мертвые

Критик: Надежда Каменева Рецензия на книгу Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни Оценка: * Бесхитростный монолог жителя дома престарелых — источник бесстрашия, рецепт незримого, но действенного напитка долголетия. Эта книга представляет собой дневник, в котором кратко и емко запечатлен один год жизни нидерландца Хендрика Груна. Для человека, ждущего конца с минуты на минуту, целый год — это бесконечно ценный дар, особенно когда за это время происходит больше, чем за всю жизнь. Правда, при взгляде на такое оглавление — январь, февраль, март и так далее — чувствуешь неприятный холодок: что ждет героя там, в декабре? Буквально…

Развернуть

Страшная сила

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Красота - это горе Оценка: * Когда в январе этого года издательство «Фантом Пресс» сообщило о планах перевести дебютный роман Эки Курниавана, в это действительно было сложно поверить. Неужели наконец-то можно будет прочесть на русском этого индонезийского писателя, практически ставшего символом новой литературной волны страны, чьи писатели и поэты рядовому читателю в России практически неизвестны? И это несмотря даже на то, что начиная с шестидесятых годов в СССР активно выходили научные труды о литературе независимой Индонезии, а издания некоторых авторов — Прамудьи Ананта Тура, Армейна Пане или Утуя…

Развернуть

Человек с двумя лицами

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Сочувствующий Оценка: * В 1985 году Ричард Никсон вынужден был заявить: «Никакое событие в американской истории не толкуется столь неправильно, как Вьетнамская война: о ней неправильно сообщали тогда, и о ней сохранили неверную память сейчас». Это одна из самых болезненных точек для жителей США и до сих пор горячая тема в литературе, доказательством чему служит присуждение Пулитцеровской премии 2016 года роману «Сочувствующий», написанному американцем вьетнамского происхождения Вьет Тхань Нгуена, семья которого в 1975 году бежала после захвата Сайгона в Калифорнию. Нгуен вырос с раздвоенным сознанием…

Развернуть

Хруст жареной мойвы

Критик: Яна Семешкина Рецензия на книгу Чувство моря Оценка: * Море — в моде всегда. Писать о нем любят все. И Лермонтов, и Грин, и даже Noize MC — каждый по-своему работал с образом, который бережно выносила и вынянчила эпоха романтизма. И, разумеется, о море приятно читать. Мы почти всегда прочитываем его как символ тоски по лучшей жизни, далекой мечты, манящей молодости, бунта. Сюжет о море — обязательный атрибут каникулярного чтения, тем более если речь идет о магическом реализме и бунинской легкости, с которой написан новый роман рижской писательницы Ульи Новы. «Чувство моря» — картинки с натуры, полусказка-полуроман о приморском…

Развернуть

Выговорить букву «Я»

Критик: Валерий Отяковский Рецензия на книгу Венедикт Ерофеев: посторонний Оценка: * «Первое издание “Москва — Петушки”, благо было в одном экземпляре, быстро разошлось», — так звучит один их самых остроумных зачинов в русской литературе. А если соединить его еще и с «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел» — получается, по сути, исчерпывающий портрет советской эпохи. Трагичная история, рассказанная пьянеющим Веничкой, поражает емкостью, универсальностью его частного взгляда — он близкий всем, всему свой. Одновременно с поэмой родился и вопрос о том, насколько рассказчик похож на автора текста,…

Развернуть

Не свой среди чужих

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Случайные жизни Оценка: * В популярном американском сериале девяностых «Квантовый скачок» главному герою все время приходилось несладко: как известно, он постоянно вынужден был перемещаться во времени из одного тела в другое, проживая тем самым совершенно разные жизни с целью исправить ошибки прошлого и изменить историю. Удивительное дело обнаружить прообраз героя доктора Сэма Беккета в России — ведь писатель Олег Радзинский и без фантастической составляющей мог бы похвастаться подобным разнообразием, не путешествуя при этом во времени и пространстве — рожденный для приятной столичной жизни, он…

Развернуть

Диагностика кармы

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу Министерство наивысшего счастья Оценка: * Вторую книгу именитой индийской писательницы Арундати Рой ждали ни много ни мало двадцать лет. За это время автор нашумевшего романа «Бог мелочей» (1997) написала несколько десятков злых очерков и эссе, в которых боролась за независимость Кашмира, громила антитеррористическую политику США и пыталась остановить строительство плотины на реке Нармаде. В «Министерстве наивысшего счастья» кипучий политический темперамент Рой явился во всей своей ошеломляющей красе. Она в подробностях рассказывает, что произошло со страной за последние два десятилетия, нагружая…

Развернуть

Нет грешных, есть несчастные

Критик: Надежда Каменева Рецензия на книгу Незримые фурии сердца Оценка: * Читатель, знакомый с «Мальчиком в полосатой пижаме» и «Мальчиком на вершине горы», но не читавший «взрослых» книг Джона Бойна, будет удивлен такому повороту. Да, снова мальчик, но уже совсем другой (хотя и точно так же, как те, складывающий от удивления губы буквой «О»). Вообще сравнивать всех этих мальчиков некорректно, но все-таки: главный герой романа «Незримые фурии сердца», в отличие от своих литературных собратьев, очень хорошо осознает, что с ним происходит, и это понимание терзает его. Фурии, или эринии, — богини мести, преследующие преступников. Гомер…

Развернуть

Береги природу мать вашу

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Дистанция спасения Оценка: * Имя Саманты Швеблин для российского читателя новое. Писательница родом из Аргентины, где ее хорошо знают как автора мрачной короткой прозы, исследовательницу повседневного ужаса, чьи острые и тревожные тексты создают плотную атмосферу страха словно бы из ничего. До «Дистанции спасения» с той же поэтически-отстраненной интонацией она пугала читателей сборниками рассказов, получила несколько литературных премий, а крупнейший британский журнал о литературе Granta в 2010 году включил Саманту в список лучших молодых авторов, пишущих на испанском языке. Потому не удивительно, что…

Развернуть

Адресаты не проживают

Критик: Мария Лебедева Рецензия на книгу Небесный почтальон Федя Булкин Оценка: * Небесный милиционер у Пригова говорит по рации с самим Богом, небесный почтальон Николаенко — доставляет почту тем, кто ушел от живых в Небесный Город: жить ли там или же строить дома, как строят родители Феди. Они не умерли, нет — никто не уходит навечно. Александра Николаенко написала «маленький роман» о маленьком мальчике и его бабушке. За три части, хронологически следующие друг за другом, Федя из дошкольника вырастает в первоклассника. В это сложно поверить: возраст героев пусть и обозначен конкретно, но мыслятся они много старше, чем оказываются на деле.…

Развернуть