Рецензии критиков

О группе

В данной группе представлены рецензии известных критиков.

Предложить рецензию можно на странице книги в разделе «Рецензии».

Категория: Официальные группы Лайвлиба Тип: Публичная группа

События группы

Все выше, выше и выше: трагическая судьба советского Фауста

Критик: Артём Роганов Рецензия на книгу Истребитель Оценка: * «Сколько уже можно описывать советское время?» — вопрос, которым так или иначе еще задаются в дискуссиях и статьях о современной русской литературе, хотя и новых историй «про здесь и сейчас» вроде бы хватает. Например, в коротком списке «Большой книги» этого года напрямую советский период затрагивают только «Архив Шульца» Владимира Паперного и «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова. И все-таки нужно признать: общий корпус популярных текстов 2010-х годов, от «Обители» Захара Прилепина и книг Гузель Яхиной до «Урана» Ольги Погодиной-Кузьминой и «Авиатора» Евгения Водолазкина, создает…

Развернуть

Пацаны и дух российского капитализма: что казанские банды 1980-х способны сообщить нам о современной России?

Критик: Илья Будрайтскис Рецензия на книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х Оценка: * Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. «Казанский феномен» (термин, распространившийся со времен перестроечных публикаций конца 1980-х), впрочем, имеет к Казани примерно такое же отношение, как «протестантская этика» к «духу капитализма» в изложении Вебера: специфические условия этого города сформировали модель, которая в своих…

Развернуть

«Валентайн» — Элизабет Уэтмор продолжает традицию Фолкнера и Стейнбека в своем дебютном романе

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Валентайн Оценка: * Магистральный для всего ХХ века жанр «великого американского романа», традиционно лежащего на стыке заостренной социальности и обнаженной персональности, в последние годы почти ушел с литературной авансцены. Кажется, что за поддержание славных традиций Уильяма Фолкнера и Джона Стейнбека в современной американской прозе отвечают разве что такие мастера, как Джонатан Франзен, Ричард Руссо и Филип Майер. Тем приятнее (и, пожалуй, удивительнее) встретить идеальный, полнокровный «великий американский роман», принадлежащий перу дебютантки: в своей нашумевшей первой книге «Валентайн»…

Развернуть

«Значит, ураган» — книга Максима Семеляка о Егоре Летове

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Значит, ураган Оценка: * Поздаголовок «Егор Летов: опыт лирического исследования», предпосланный музыкальным критиком Максимом Семеляком своей книге, с одной стороны необходим и оправдан (в конце концов, это и правда книга о Егоре Летове), а с другой создает определенные риски: с таким подзаголовком «Значит, ураган» имеет все шансы попасть в книжном магазине на полку с биографиями музыкантов, а оттуда - прямиком в руки изрядно поредевших в последние годы поклонников группы «Гражданская оборона». Меж тем, в действительности книга Максима Семеляка обращается, как принято писать в аннотациях, к самой…

Развернуть

«Доктор Гарин» — новый роман Владимира Сорокина, продолжение «Метели»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Доктор Гарин Оценка: * В 2002 году благодаря активистам движения «Идущие вместе», устроившим в центре Москвы ритуальное низвержение «вредного» романа «Голубое сало» в бутафорский унитаз, судьба его создателя, «копрофага» и «порнографа» Владимира Сорокина резко переломилась. Вместо того, чтобы уничтожить, черный пиар в одночасье вознес Сорокина к вершинам славы: из культового, но нишевого писателя-концептуалиста, любимца столичных интеллектуалов, он превратился в настоящую поп-звезду, самого узнаваемого русского автора и желанного гостя телевизионных ток-шоу. В тот момент преображение это казалось…

Развернуть

«Клара и Солнце» — камерная и чистая сказка нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Клара и Солнце Оценка: * Присужденная в 2017 году Кадзуо Исигуро Нобелевская премия по литературе, в общем, не открыла миру ничего нового, но лишь зафиксировала очевидное: начиная с романа «Не отпускай меня» каждая книга писателя — это событие, причем (что в наши дни случается нечасто) не только литературное, но, шире, общекультурное и даже социальное. В 2005 году роман «Не отпускай меня» сформировал мощный тренд на полемику о границах человеческого (в мире, одновременно предвкушающем трансгуманизм и до смерти его боящемся, трудно придумать что-то острее). В 2015-м масштабный «Погребенный великан»…

Развернуть

«Кокон» — лучшие друзья расходятся из-за семейных тайн

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Кокон Оценка: * Современная китайская проза в нашей стране почти неизвестна: едва ли средний российский читатель, не прибегая к помощи гугла, вспомнит кого-то, кроме, может быть, нобелевского лауреата Мо Яня. Кое-какой известностью пользуются книги, написанные на английском китайскими эмигрантами во втором или третьем поколении (такие, к примеру, как «Не говори, что у нас ничего нет» канадки Мадлен Тьен или «Добрее одиночества» американки Июнь Ли), однако за литературой из собственно Китая в России закрепилась репутация чего-то чуждого, герметичного и представляющего интерес скорее…

Развернуть

«Павел Чжан и прочие речные твари» — роман Веры Богдановой о недалеком будущем, в котором Россия оказалась под контролем Китая

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Павел Чжан и прочие речные твари Оценка: * Затертое выражение Генриха Гейне о трещине мира, проходящей через сердце поэта, в действительности, как ни смешно, заключает в себе идеальный рецепт подлинно актуальной прозы: простого существования трещины недостаточно — важно, чтобы она проходила именно через сердце того, кто взялся о ней писать. Иными словами, никакой разговор о вполне реальных, общепризнанных язвах мира не тронет читателя, если автор не испытывает по их поводу живой, незаемной эмоции — страха, сострадания, гнева, тревоги. Придумать актуальность из головы или заимствовать из новостной…

Развернуть

«Моя темная Ванесса» — роман о связи взрослого мужчины с девушкой-подростком

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Моя тёмная Ванесса Оценка: * Если подходить к вопросу тематической классификации с формальных позиций, роман Кейт Элизабет Рассел, конечно, окажется на одной полке с так называемыми «книгами о травме», ставшими в последнее время всемирным литературным мейнстримом. Подлинные, частично подлинные или полностью вымышленные истории разного рода душевных и физических надломов, так или иначе проистекающих из действий других людей, сегодня уверенно теснят едва ли не все прочие сюжеты и вызывают в читателях узнавание, сострадание, негодование, раздражение и еще добрый десяток эмоций. «Эмоции» — слово в этом…

Развернуть

Сказки гибнущего мира

Критик: Илья Пивоваров Рецензия на книгу Странная птица. Мертвые астронавты (сборник) Оценка: * Гигантский левитирующий медведь Морд разрушил Компанию и спас безымянный город. Но Компания все так же отравляет реки, переделывает живых существ и заселяет планету опасными биотехами. На борьбу с ней отправляются трое астронавтов. На самом деле не все из них летали в космос. Не каждый из них является человеком. Им противостоят Утка со сломанным крылом и другие невероятные существа… Если вы не понимаете, о чем предыдущий абзац, сначала ознакомьтесь с «Борном», первой книгой из одноименного цикла. Если прочитали, едем дальше. Издательство fanzon…

Развернуть