Журнал «Прочтение» — стр. 5

Жемчужины мысли

Критик: Анастасия Сопикова Рецензия на книгу О людях и книгах Оценка: * В школе и университете за слово «непонятно» только что не били по рукам. «Так вы расписываетесь в собственном скудоумии», — стучала по столу учительница физики, когда параграф о плавании тел оказывался неподъемным сразу для тридцати семиклассников. Оказывается, с книжными обзорами примерно такая же история. Признаться, что провалился через сито текста — стыдно, неудобно, все время приходится приплетать формалистов. Но в скудоумии я все-таки распишусь и даже распишу, почему расследование заходит в тупик. Не без Эйхенбаума. «О людях и книгах» — сборник статей переводчика…

Развернуть

Есть одно но

Критик: Александра Першина Рецензия на книгу Мертвые Оценка: * Швейцарский писатель Кристиан Крахт неплохо известен русскому читателю благодаря издательству Ad Marginem, которое выпустило семь его книг. Крахта называют самым интересным современным немецкоязычным автором, но признание пришло к нему не сразу. Его первый роман Faserland поначалу критиковали как подражание «Американскому психопату» Брета Истона-Эллиса и только спустя некоторое время в нем разглядели самостоятельную ценность. Крахт занимался журналистикой, опубликовал сборник путевых заметок, издавал в Катманду концептуальный журнал, участвовал в создании книги о поездке в КНР,…

Развернуть

Повторяющиеся союзы

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу Тайные виды на гору Фудзи Оценка: * Явление каждого нового романа Виктора Пелевина неизбежно сопровождается дискуссией, превратился ли бывший повелитель дискурса в равнодушный агрегатор информационного шума или нет. Ответ: да, и это не так плохо, как кажется. А все прочие соображения о возвращении «классического» Пелевина — чистая игра разума. Пелевин отстал от современности, стал рабом новостной повестки не первой свежести, который юморит и злословит, словно бабка у подъезда, — эти утверждения кочуют из рецензии в рецензию последние лет десять. Репутация у писателя, прямо скажем, и правда так…

Развернуть

Филологическая дева

Критик: Мария Лебедева Рецензия на книгу Вирджиния Вулф: «моменты бытия» Оценка: * Тонкий профиль Вирджинии Вулф вошел в интернет-культуру как мем «филологическая дева». Нечто ограниченное, но высокомерное; втайне жаждущее плотских утех, но краснеющее от стыда, когда из сумочки выпадает антология эротической поэзии Пушкина. Образ плоский, стереотипный и, уж конечно, не имеющий никакого отношения к писательнице, хотевшей «всего сразу — любви, детей, приключений, близости, работы». Тот же профиль (как-никак, самое узнаваемое фото Вулф) — на обложке биографии, написанной редактором «Иностранной литературы», переводчиком Александром…

Развернуть

Из гувернантки в светскую львицу

Критик: Валерия Петухова Рецензия на книгу Один день мисс Петтигрю Оценка: * Осенний вечер, как известно, предназначен для грустных размышлений о тщетности бытия. Однако этого можно избежать, выбрав удачную книгу для чтения. «Один день мисс Петтигрю» — третий из шести непохожих друг на друга романов британки Уинифред Уотсон. Писательское ремесло для нее не было ни основным источником дохода, ни делом всей жизни, ни даже серьезным хобби. Тем удивительнее, что все книги автора написаны столь мастерски и ярко, что они не только покорили сердца жителей туманного Альбиона середины XX века, но и стали английской классикой, пусть и не с большой…

Развернуть

Призрак автора

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Центр тяжести Оценка: * Известный случай в литературе: писатель Квентин Рован скомпоновал свою книгу из цитат других произведений. Рована, разумеется, уличили в плагиате, на что тот оправдывался — ведь роман был «шпионским», и его следует рассматривать как пародию, но ему, конечно, мало кто поверил. В случае с новой книгой Алексея Поляринова, речь о плагиате, разумеется, не идет — в «Центре тяжести» игра другого рода, но по схожим правилам. Cам читатель вольно или невольно, но осознает: а ведь из этих паззлов-глав романа собирается не что иное, как портрет самого автора. Факты биографии, личный опыт,…

Развернуть

Феминизм по-советски

Критик: Александра Мартыненко Рецензия на книгу Одеяло из лоскутьев Оценка: * Роман Любови Копыловой «Одеяло из лоскутьев», впервые опубликованный в 1934-м, вновь издан в этом году. Так старую вещь достают из сундука, чтобы еще раз предаться воспоминаниям. Именно этой книгой издательство common place решило открыть серию изданий, конструирующих женский взгляд на мир в русской литературе. Перед читателем разворачиваются несколько эпизодов из жизни девушки, описание которых больше напоминает записки гимназистки, и вряд ли претендует на звание большой литературы. Гораздо правильнее будет оценивать этот текст как акт социальный. В 1934 году…

Развернуть

Хроники жизни

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Кикер Оценка: * Если очень хочется в бар, но некогда — можно взять эту книгу. Выпивку она не заменит, хотя, в общем, философский вопрос — ходят ли в бар именно выпить или за чем-то другим, например, за атмосферой места, за «а поговорить», за тем самым барменом, который иным заменяет сеанс у психолога. Автор «кикера» Тимофей Хмелёв и вовсе считает: бар в каком-то смысле похож на церковь. Только лучше и честнее. В одном из интервью он так и говорит: «Если снять всякую душеспасительную шелуху с этой метафоры, то правда в том, что людям хочется рассказать себя». И да, приятно узнать, что это не просто…

Развернуть

Отчего так в России

Критик: Яна Семешкина Рецензия на книгу Оскорбленные чувства Оценка: * Если пользоваться формулой Бродского, тексты Алисы Ганиевой — «тонкое кружево, замаранное острым национальным соусом». Этнографизм, кавказский колорит, языковые эксперименты — то, что привлекало или, наоборот, отталкивало критиков ранней прозы писательницы, в новом романе сходит на нет, уступая место картинам нетрезвой, растрепанной российской провинции. «Оскорбленные чувства» — первое художественное высказывание автора, лишенное кавказского ориентализма, и потому особенно знаковое. В попытке запечатлеть кафкианский абсурд современности автор обращается к языку…

Развернуть

Детская бытовая магия

Критик: Надежда Каменева Рецензия на книгу Калечина-Малечина Оценка: * Многие дети хотят скорее вырасти. Но не все взрослые, помня свое детство, хотят в него вернуться — в ночные страхи, томительное ожидание, ощущение бессилия. Роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» — одно из самых уютных, как бы странно это ни звучало, воплощений таких воспоминаний. В текст можно зарыться, как в ворох старых тряпичных игрушек, как в поеденную молью детскую шубку. Лаконичные иллюстрации Олеси Гонсеровской — взгляд откуда-то сверху, с небес — это тоже взгляд в прошлое. Легко с высоты взрослой мудрости видеть причины маленьких бед и даже иронизировать…

Развернуть

Разобрать по кирпичику

Критик: Виталий Паутов Рецензия на книгу Буковски. Меньше, чем ничто Оценка: * Что мы знаем о популярном писателе Чарльзе Буковски? Да почти все! Те, кто читал его тексты (многие поклонники, правда, ограничились интернет-цитатниками), вроде бы в курсе мельчайших перипетий его жизни и творчества. Тем более, некоторые из них переходят из колонок в рассказы, из рассказов в романы. А уж если ты посмотрел какой-нибудь из документальных фильмов об авторе, можешь смело считать, что он — твой сосед. Но этот заскорузлый канон — лишь видимость. Именно это решил доказать Дмитрий Хаустов, автор книги «Буковски. Меньше, чем ничто». Проекция Буковски на…

Развернуть

Страна невиданного счастья

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Улыбка химеры Оценка: * Все чаще маститые книгоиздатели, критики и просто сочувствующие сетуют о кончине какого-нибудь литературного жанра в России — и авторов новых нет, и почитать нечего, а уж что с молодежной литературой творится, лучше и вовсе не упоминать. Якобы, несмотря на массовый запрос отечественного читателя на жанр young adult, нет в России ответа. Однако, можно совершенно точно сказать, что лед тронулся, и вот уже на передовой не только издательства-гиганты, пачками выпускающие изрядно надоевшие подростковые «онлайн-бестселлеры», но и издательства поменьше. Так, издательство «Время» тоже…

Развернуть

Таланты и поклонники

Критик: Мария Лебедева Рецензия на книгу Публичные фигуры: изобретение знаменитости (1750-1850) Оценка: * Феномен корейских айдолов, интерес к жизням героев реалити-шоу и пристальное внимание к нарядам звезд шоу-бизнеса не появились из ниоткуда. Параллели между кумирами прошлого и настоящего напрашиваются сами собой. Исследование Антуана Лилти рассказывает об обществе Нового времени. Невзирая на пропасть в три столетия, разделяющую современность и Новое время, Лилти говорит о неизменных вещах: механизмах популярности и том, что из этого следует — массовом распространении нежелательных образов знаменитостей, отождествлении частной персоны с…

Развернуть

Будущее в прошедшем

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу Маяк на Хийумаа Оценка: * На дворе 2011 год. Немецкая родня барона Унгерна, которому Леонид Юзефович посвятил свой главный труд — документальный роман «Самодержец пустыни» — собирается на исторической конференции, не проявляя ни малейшего интереса к происходящему. Среди них — два дипломата, бизнесмен, профессор античной истории и немолодая медсестра. Но стоит одному из дипломатов, бывшему немецкому послу в Эстонии, заговорить с автором о своем одиозном предке («антисемит и садист»), как повествовательный механизм запускается и несется, как принято говорить в таких случаях, по волнам памяти, ни на…

Развернуть

Переполох в раю

Критик: Александра Першина Рецензия на книгу И повсюду тлеют пожары Оценка: * Дебютное произведение американской писательницы Селесты Инг «Все, чего я не сказала» стало литературной сенсацией в 2014 году — сайт Amazon назвал его книгой года. За два года до этого Инг получила Pushcart Prize за рассказ Girls, At play. Теперь же издательство «Фантом Пресс» выпустило на русском языке второй роман Инг, который обманывает все ожидания, — но это и хорошо. Первые тридцать страниц создают впечатление, что перед вами история, которую вы уже читали. Образцовый город Шейкер-Хайтс, где предписаны даже цвета фасадов жилых домов, построен на месте…

Развернуть

Байки из склепа

Критик: Анастасия Сопикова Рецензия на книгу Гусь Фриц Оценка: * Обычно молодые авторы боятся повторять себя: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, что уже можно мэтру, то не прощается на третьем-четвертом романе. Поднимать одну и ту же тему из фильма в фильм, из альбома в альбом, из книги в книгу должно быть, помимо всего прочего, жутко скучно. Явных самоповторов боятся все... или почти все. Дебютная книга Сергея Лебедева, «Предел забвения», рассказывает о юноше, который внезапно узнает, что его дед был палачом в сталинском лагере. Вторая, «Год кометы», фактически продолжает первую. Герой третьей — «Люди августа» — юноша (вроде бы, уже…

Развернуть

Мифы на новый лад

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Царство Агамемнона Оценка: * Существует категория авторов, которые в своем творчестве постоянно возвращаются к одной и той же теме. Писатель Владимир Шаров — из таких. В каждой его книге можно найти и вольную трактовку библейских сюжетов, и в очередной раз упомянутую идею сакральности революции (цель коммунизма — построение Царства Божия на земле), и обязательное обращение к русскому литературному канону и русской истории со всеми ее страстями и войнами. В одном из интервью Шаров рассуждал о том, как пишет свои романы: процесс этот многолетний, а все, с чем он сталкивается в жизни — запоминает,…

Развернуть

Полюбуйтесь на морской лук

Критик: Александра Першина Рецензия на книгу Мой дикий сад Оценка: * Писатель Меир Шалев — ровесник своей родины, государства Израиль. Он родился во время Войны за независимость и вырос в образцовом мошаве Нахалаль, основанном первопоселенцами-сионистами и спроектированном известным архитектором Рихардом Кауфманом. Жители Нахалаля осушали малярийные болота неподалеку, занимались сельским хозяйством, со временем начали разводить цитрусовые. Бабушка писателя, эмигрантка из Восточной Европы, была среди основателей мошава. Ее дочь, детская поэтесса Батья Бен-Барак вышла замуж за жителя Иерусалима, интеллектуала и поэта Ицхака Шалева.…

Развернуть

Они работают, а вы их труд ядите

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу История пчел Оценка: * От романов, написанных во спасение кого бы то ни было, обычно не ждешь ничего хорошего. Норвежская писательница и сценаристка Майя Лунде пишет об исчезновении пчел, однако ее едва ли можно назвать жандармом от экологии, а ее книгу — беллетризованным манифестом, хоть в ней и чувствуется некоторая тенденциозность. Впрочем, появление «Истории пчел» спровоцировало полемику в медиа не только и не столько благодаря проповеди осознанного отношения к окружающему миру: одни критики назвали дебют Лунде «ослепительным» и «амбициозным» романом, в котором документальный материал без…

Развернуть

Морфология постсоветской сказки

Критик: Яна Семешкина Рецензия на книгу Точка сборки Оценка: * Действие повести-триптиха «Точка сборки» разворачивается во время августовского путча 1991 года. Герои Кочергина уходят в тайгу и ждут, когда закончится «веселящий газ эпохи», когда все вокруг перегорит и станет спокойнее. Тайга — лиминальное сказочное пространство, здесь нет пустых витрин, инфляции, безработицы, черноты разбитых окон и голодных пенсионеров — в тайге много чистого снега, дрова трещат в железной печке и можно счастливо и безопасно переждать растрепанные девяностые, не беспокоясь о том, что шлейф карнавальности и абсурда, который за ними тянется, вдруг настигнет и…

Развернуть

Провалы в памяти

Критик: Мария Лебедева Рецензия на книгу Белая хризантема Оценка: * Не помню ― значит, не было. Изгоняя из мыслей события прошлого, можно поверить в то, что они никогда не случались. Только что тяжелее: помнить или забыть? Роман Мэри Линн Брахт «Белая хризантема» открывает читателю страницу истории, которую две страны полвека старательно замалчивали. Ни виновники, ни пострадавшие не хотели говорить о трагедии. Речь пойдет об узаконенном насилии, с издевательской поэтичностью названном «станциями утешения»: о японских военных борделях. Случившееся считалось позором для жертв: выжившие кореянки стыдились возвращаться домой. Правительство…

Развернуть

Мир испуганных взрослых и бесстрашных детей

Критик: Надежда Каменева Рецензия на книгу Дети мои Оценка: * Много ли найдется книг, о которых можно сказать: «Они изменили мою жизнь»? Чаще так говорит о своем творении сам писатель, который в процессе создания текста проживает его вместе с героями, погружается в описываемую эпоху, решает задачи, которые мало кому по силам в реальности. А читатель, закрыв книгу, видит, что все вокруг осталось прежним. Иначе — где они, все эти бесчисленные последователи самых гуманных просветителей мира, мудрых психологов, учителей добра? Их жизнь никак не изменилась от нескольких сотен страниц. Но в романе Гузели Яхиной «Дети мои» все написанное имеет…

Развернуть

Кино страны, которой нет

Критик: Вера Котенко Рецензия на книгу Родина слоников Оценка: * В этом мае благодаря издательству «Флюид ФриФлай» у многих киноманов России случился настоящий праздник — увидел свет сборник эссе критика и публициста Дениса Горелова. Автор — рок-звезда кинокритики, его меткие, едкие и резкие тексты били в самое сердце, заставляли возмущаться Союз кинематографистов РФ не раз и даже не два (так Горелову пришлось извиняться за написанное о сценаристе Эдуарде Володарском, который, в свою очередь, нелестно отозвался о Василии Гроссмане), баламутили общественность (например, после провокативных и жестких слов об одном из фильмов польского…

Развернуть

Плакала вся маршрутка

Критик: Татьяна Сохарева Рецензия на книгу Открывается внутрь Оценка: * Ксения Букша обладает удивительной способностью конструировать монументальные истории из непригодного на первый взгляд материала. Ее полупародийный роман «Завод „Свобода“» сложился из сбивчивых монологов бывших передовиков производства, растерявшихся в новом мире, в котором не осталось места тотальным нарративам. Похожим образом сформировался и новый сборник малой прозы. «Открывается внутрь» — небольшой корпус минималистичных рассказов. Местами тяжелых, но без чернухи, местами комичных и обаятельных, но как будто извиняющихся за свою необязательность. Он замечателен уже…

Развернуть

Литературный треугольник

Критик: Яна Семешкина Рецензия на книгу О чем говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире Оценка: * Разговор о критике — это, по большому счету, всегда разговор о посредничестве. Культурном, литературном, интеллектуальном. За последние десять-пятнадцать лет место посредника между читателем и писателем занял маркетолог. Вальяжно развалившись в вольтеровском кресле, он спихнул критика-эксперта на самый краешек — поближе к интеллектуалам, хипстерам и выпускникам филфака. Литература больше не заменитель всего — исконная русская литературоцентричность — наш отличительный значок, который Россия проносила два века подряд, а то и больше —…

Развернуть