Эфраим Кишон (урожд. Ференц Хофман) родился в Будапеште, в эмансипированной семье, родной язык — венгерский. Изучал скульптуру и живопись. С приходом немцев в Венгрию в 1944 году попал в концлагерь, откуда сумел бежать, изготовив фальшивые документы.
Первое написанное им произведение — роман «Козлы отпущения» (1945), который он писал среди развалин разбомбленного Будапешта. С 1946 г. стал «номенклатурщиком» — был зам. гл. редактора венгерского сатирического журнала «Лудаш Мати». В 1949 году нелегально покинул Венгрию в знак протеста против коммунистического режима, и поселился в Израиле.
Публиковаться начал в газете на лёгком иврите «Омер». С 1952 по 1981 год вёл ежедневную колонку «Хад Гадья» в газете «Маарив». В 1953 в государственном театре Габима была поставлена его пьеса «Слава бежит впереди него». Книги Кишона при его жизни издавались ежегодно. Это были как сборники новых рассказов, так и уже опубликованных. Основной жанр писателя — короткий юмористический рассказ. Его перу принадлежат также путевые очерки, статьи, книга о модернизме «Сладкая месть Пикассо», книга «Еда — мое любимое блюдо». Второй канал израильского ТВ снял 4-серийный фильм «Страдания Кишона» по «Семейной книге». Кишон сам переводил свои книги на немецкий. В немецкоязычных странах он является самым популярным иностранным писателем. С 1981 года Кишон жил в Аппенцелле (Швейцария).
В 2002 году, после десятилетий упорного игнорирования истеблишментом, знаменитый израильский писатель-сатирик Эфраим Кишон был удостоен Государственной премии Израиля. В том же году умерла от рака героиня многочисленных рассказов Кишона — его «маленькая жена» Сара. […] За рубежом Сару Кишон встречали как королеву, а в Израиле не узнавали ни её, ни даже Эфраима.
Умер в своём доме в Швейцарии, похоронен в Тель-Авиве.
Эфраим Кишон (урожд. Ференц Хофман) родился в Будапеште, в эмансипированной семье, родной язык — венгерский. Изучал скульптуру и живопись. С приходом немцев в Венгрию в 1944 году… Развернуть
Томас Сас (англ. Thomas Szasz; род. 15 апреля 1920, Будапешт) — американский психиатр. Почётный профессор психиатрии в отставке в Государственном университете нью-йоркского центра здравоохранения в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Видный деятель антипсихиатрического движения, широко известный социальный критик моральных и научных основ психиатрии и использования медицины с целью социального контроля в современном обществе, а также сциентизма.
Томас Сас родился младшим из двух сыновей в еврейской семье адвоката Шлезингера, занятого частным предпринимательством в области сельского хозяйства. В 1938 году эмигрировал в США и в 1944 году окончил медицинский колледж в Цинциннати. Его старший брат Джордж поселился в Цюрихе, где защитил диссертацию по физической химии. После окончания медицинского колледжа Сас прошёл интернатуру по внутренним болезням в городской больнице Бостона и в Цинциннати, затем резидентуру в клиниках Чикагского университета и психоаналитическую подготовку в чикагском Институте психоанализа. В 1954 году в период военных действий в Корее он был призван на воинскую службу и направлен в Морской резерв США в военно-морском госпитале в Бетезде. С 1956 года работал в Сиракьюс, занимался частной практикой и академической психиатрией в Сиракьюсском университете.
Широко известен благодаря своим книгам: «Миф о психическом заболевании» и «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье», где выдвинуты некоторые аргументы, с которыми, как правило, ассоциируется его имя. Его взгляды на специальный режим имеют классические либеральные корни и базируются на принципах, что каждый человек обладает правом самостоятельно распоряжаться собственным телом и сознанием, правом не подвергаться насилию со стороны других. Критиковал некоммунистические и коммунистические страны за использование психиатрии в интересах власти и дгорофобию. Сас считает, что в отношении суицида, обращения за медицинской помощью, употребления и реализации лекарственных средств, а также половых отношений должны действовать принципы конфиденциальности, взаимной договоренности и отсутствия государственной юрисдикции. В 1973 году Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года.
Томас Сас (англ. Thomas Szasz ; род. 15 апреля 1920, Будапешт) — американский психиатр. Почётный профессор психиатрии в отставке в Государственном университете… Развернуть
Эдуард Шторх (чеш. Eduard Štorch) (10 апреля 1878 — 25 июня 1956) — чешский писатель, педагог, автор исторических романов.
Работал учителем в различных чешских школах, с 1903 года — в Праге. Автор ряда работ по этнографии и истории. Изучал археологию под руководством Любора Нидерле, принимал участие в археологических раскопках, в том числе на известной палеолитической стоянке в Дольни Вестонице. В 1938 году вышел на пенсию и окончательно посвятил себя литературе.
Наряду с научными работами по доисторической истории Чехии Шторх написал ряд исторических романов, пользовавшихся большой популярностью и неоднократно экранизированных. На русский язык переведён его роман «Ловцы мамонтов».
Эдуард Шторх (чеш. Eduard Štorch) (10 апреля 1878 — 25 июня 1956) — чешский писатель, педагог, автор исторических романов. Работал учителем в различных чешских школах, с 1903… Развернуть
Эрвин Ласло - доктор философии, интересуется совершенно разными областями науки: квантовой физикой, биологией, футурологией, социологией.
Ласло является руководителем Исследовательской группы общей эволюции, редактором "Журнала общей эволюции", ректором Венской академии футурологии, инициатором создания Международной академии системных исследований, почетным доктором ряда университетов Америки, Канады, Финляндии, Кореи и Японии. Его авторству принадлежит около 75 книг и 400 статей, изданных на 19 языках.
Ласло полагает, что существование информационного поля способно объяснить, почему во Вселенной возможна сознательная жизнь, и почему эволюция является целенаправленным, а не случайным, процессом. Также он считает, что его гипотеза решает ряд проблем квантовой физики.
Эрвин Ласло - доктор философии, интересуется совершенно разными областями науки: квантовой физикой, биологией, футурологией, социологией.
Ласло является руководителем… Развернуть
Мориц Жигмонд - известный венгерский писатель и драматург. Его отец был крестьянином, а мать дочкой протестантского священника . Учился в Дебреценском университете. Занимался журналистикой. Напечатанный в 1908 г. в газете Nyugat ("Запад") рассказ «Семь крейцеров» принес ему известность. Во время Первой мировой Мориц был военным корреспондентом. Его романы из сельской жизни — «Самородок», «Захолустье» , «Факел» и др. проникнуты сочувствием к простым людям. В 1918 М. приветствовал буржуазно-демократическую революцию, а в 1919 — Венгерскую советскую республику. В 1920 М. опубликовал роман «Будь честным до самой смерти» — поэтические воспоминания о детстве. В романах «Барские затеи», «Жаркие поля», «Родственники» и др. М. показал распад феодально-дворянской Венгрии, корыстолюбие капиталистов. М. — автор исторических трилогии «Эрдей» (1922—33). В 1935 опубликовал роман «Счастливый человек» о трагической судьбе венгерского крестьянина, обречённого на безысходную нищету в мире стяжателей. В последние годы жизни М. всё больше проникался бунтарскими настроениями (роман «Бетяр», 1937, "Шандор Рожа" (1941-42).). Его творчество, развивавшееся в русле критического реализма, занимает значительное место в венгерской литературе.
Мориц Жигмонд - известный венгерский писатель и драматург. Его отец был крестьянином, а мать дочкой протестантского священника . Учился в Дебреценском университете. Занимался… Развернуть
Иржи Марек - чешский писатель, педагог, журналист и сценарист.
До 1938 г. изучал чешский и немецкий языки в Карловом университете в Праге. После войны вступил в Компартию, работал учителем в Страконице, Собеславе, Находе и Праге. С 1948 г. писал для газет Lidové noviny ("Народная газета") и партийной Rudé právo ("Красное право"). Впоследствии был главным редактором журнала Svět sovětů ("Мировые Советы"). С 1954 по 1959 гг. был главой Чехословацкой государственной киностудии, в 1961-1982 гг. читал лекции в университетах Праги. В 1965 г. Марек был членом жюри IV Московского международного кинофестиваля.
Марек создавал в основном социопсихологические романы, связанные со Второй мировой войной и последующим восстановлением страны. Он получил известность за детективные истории, место действия которых - Прага. Помимо этого, его авторству принадлежат приключенческие книги и книги для детей, сказки и сценарии телефильмов и игр.
Иржи Марек - чешский писатель, педагог, журналист и сценарист. До 1938 г. изучал чешский и немецкий языки в Карловом университете в Праге. После войны вступил в Компартию,… Развернуть
Клара Фехер - венгерский писатель и журналист.
Родилась в Будапеште в 1919 г. Училась в Будапештском университете с 1945 по 1948 год, и в то же время она писала статьи для газеты. В 1979 году стала свободным писателем и писала в ряде жанров, включая работы для детей и книги в соавторстве со своим мужем. Она вышла замуж за Ласло Немеш , который также был писателем.
Фехер умерла в 1996 году, и ее муж основал литературную премию ее имени.
Клара Фехер - венгерский писатель и журналист. Родилась в Будапеште в 1919 г. Училась в Будапештском университете с 1945 по 1948 год, и в то же время она писала статьи для… Развернуть
Тибор Дери — венгерский писатель, один из наиболее авторитетных свидетелей XX века в Венгрии.
Родился в семье крупного предпринимателя. Учился в Венгрии и Швейцарии. Вернувшись домой, вошёл в круг модернистского журнала «Нюгат», в котором и дебютировал в 1917 с повестью «Лия». В 1918-1919 примкнул к революционному движению, стал членом коммунистической партии. После разгрома Венгерской республики эмигрировал на Запад, жил в Германии, Югославии, Италии, Австрии, Франции. В Берлине сблизился с экспрессионистами и их журналом «Штурм». Испытал влияние сюрреализма.
Вернулся на родину в 1934. В 1934-1945 работал над главной книгой своей жизни — тысячестраничным романом «Незаконченная фраза». Был несколько раз заключён в тюрьму хортистскими властями, в 1938 — на два месяца за перевод книги Андре Жида «Возвращение из СССР».
С 1950 находился в оппозиции официальному коммунистическому курсу, в 1953 был исключён из коммунистической партии. В 1954 обратился с открытым письмом к Имре Надю о необходимости широкомасштабных политических и социальных реформ. Дери — один их тех, кто подготовил революционные события в 1956. После нового поражения революции приговорён в 1957 к тюремному заключению на 9 лет, в 1960 амнистирован. В эти годы занимался переводами.
Умер в 1977 в Будапеште.
Тибор Дери — венгерский писатель, один из наиболее авторитетных свидетелей XX века в Венгрии. Родился в семье крупного предпринимателя. Учился в Венгрии и Швейцарии.… Развернуть
Джон фон Нейман (также Иоганн фон Нейман, при рождении Янош Лайош Нейман) — венгеро-американский математик, физик и педагог еврейского происхождения, сделавший важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки.
Наиболее известен как человек, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров (так называемая архитектура фон Неймана), применение теории операторов к квантовой механике (алгебра фон Неймана), а также как участник Манхэттенского проекта и как создатель теории игр и концепции клеточных автоматов.
Джон фон Нейман (также Иоганн фон Нейман, при рождении Янош Лайош Нейман) — венгеро-американский математик, физик и педагог еврейского происхождения, сделавший важный вклад в… Развернуть
Антал Серб, первый ребенок в семье Кароя Серба, директора будапештского отделения туристической компании Globetrotter, и Эльзы Херцфельд, родился в первый год ХХ века в Будапеште и погиб в трудовом лагере Балф, не дожив трех месяцев до окончания Второй мировой войны. Он был крещен по католическому обряду и учился в будапештской гимназии ордена Пиаристов. Мнения биографов о религиозности Серба расходятся в диапазоне от «истового католика», через «искреннего, хотя и весьма свободомыслящего христианина» до человека, чьей «единственной религией была литература, а храмом — библиотека».
За гимназией последовал Будапештский университет, в котором он в 1924 году защитил докторскую диссертацию, затем длительное пребывание в Италии, Франции и Англии, избрание президентом Венгерского общества литературных исследований (в возрасте 32 лет) и в 1938-м — женитьба на Кларе Балинт, дочери венгерско-еврейского писателя и журналиста Аладара Балинта. Наследие Серба-филолога составляют двухтомная история венгерской литературы (1934) и трехтомная — мировой (1941), а также книга «Банальность и чудеса» (1936), посвященная проблемам современного романа. Зимой 1943–44 годов, уже лишенный, в соответствии с расовыми законами, всех гражданских прав, он составил антологию мировой поэзии в переводах венгерских поэтов «Сто стихотворений». В конце 1944-го Серб был отправлен на рытье противотанковых рвов в Балф на западной границе Венгрии. По одной версии, он умер от истощения, по другой — был застрелен венгерской охраной, по третьей — забит насмерть местным гражданским населением. Легенды приписывают Сербу постоянный отказ от любых вариантов спасения. В 1944 году он якобы отказался уехать из Венгрии, хотя в Америке его ожидала университетская кафедра, а впоследствии высокопоставленные офицеры венгерской армии несколько раз пытались вызволить Серба из лагеря, но он упорно отказывался от всех предложений, пока в лагере оставались его брат и друзья-литераторы Дьердь Саркози и Габор Халас. Дошедшие до нас письма к жене не содержат упоминаний обо всем этом, но свидетельствуют о том, что Серб до самого конца ждал чуда. При раскопке братской могилы, произведенной в Балфе в 1960 году, в кармане куртки на одном из трупов были найдены очки и несколько листов из антологии «Сто стихотворений».
(Источник)
Szerb was born in 1901 to assimilated Jewish parents in Budapest, but baptized Catholic. He studied Hungarian, German and later English, obtaining a doctorate in 1924. From 1924 to 1929 he lived in France and Italy, also spending a year in London, England from 1929 to 1930.
As a student he published essays on Georg Trakl and Stefan George, and quickly established a formidable reputation as a scholar, writing erudite studies of William Blake and Henrik Ibsen among other works. Elected President of the Hungarian Literary Academy in 1933, aged just 32, he published his first novel, The Pendragon Legend (which draws upon his personal experience of living in Britain) the following year. His second and best-known work, Utas és holdvilág, known in English as Journey by Moonlight, came out in 1937. He was made a Professor of Literature at the University of Szeged the same year. He was twice awarded the Baumgarten Prize, in 1935 and 1937. Szerb also translated books from English, French, and Italian, including works by Anatole France, P. G. Wodehouse, and Hugh Walpole.[1]
In 1941 he published a History of World Literature which continues to be authoritative today. He also published a volume on novel theory and a book about the history of Hungarian literature. Given numerous chances to escape antisemitic persecution (as late as 1944), he chose to remain in Hungary, where his last novel, a Pirandellian fantasy about a king staging a coup against himself, then having to impersonate himself, Oliver VII, was published in 1942. It was passed off as a translation from the English, as no 'Jewish' work could have been printed at the time.
During the 1940s, Szerb faced increasing hostility due to his Jewish background. In 1943, Szerb's History of World Literature was put on a list of forbidden works. During the period of Communist rule, it would also be censored, with the chapter on Soviet literature redacted, and the full version would only be available again in 1990. Szerb was deported to a concentration camp in Balf late in 1944. Admirers of his attempted to save him with falsified papers, but Szerb turned them down, wanting to share the fate of his generation.[2] He was beaten to death there in January 1945, at the age of 43.[3]
The author, who lived in Hungary in the first half of the twentieth century, is well known for his academic works on literature. In the ten years before the Second World War, he writes two monumental works of literary criticism characterized by a brilliant and ironic style inteded for an adult reader rather than an academic public [4] Beside them, the author works on novellas and novels that still attract the attention of the reader.
The Pendragon Legend, Journey by Moonlight and The Queen's Necklace, for instance, fuse within the plot the aims of the literary critic with the aims of the novel writer. The author gives importance to the exotic in the three novels with a meta-literararian look.
In the three novels, the stage of the narrative action is always a European country: the space outside the routinarian Hungary allows the writer to transfigurate the unique feats of his characters.
Антал Серб, первый ребенок в семье Кароя Серба, директора будапештского отделения туристической компании Globetrotter, и Эльзы Херцфельд, родился в первый год ХХ века в Будапеште… Развернуть
Дюла Урбан (венг. Urbán Gyula; 24 мая 1938, Секешфехервар, Венгрия) — венгерский писатель, сценарист, режиссер, актер.
Огромной популярностью в СССР пользовался мультфильм «Голубой щенок», снятый в 1976 году Ефимом Гамбургом по сказке Дюлы Урбана.
Детские спектакли по сказке Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр» пользуются большой популярностью в российских театрах и были поставлены в ленинградском ТЮЗе имени А. А. Брянцева, Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова, Ивановском областном драматическом театре и многое другое.
Дюла Урбан (венг. Urbán Gyula; 24 мая 1938, Секешфехервар, Венгрия) — венгерский писатель, сценарист, режиссер, актер. Огромной популярностью в СССР пользовался мультфильм… Развернуть
Дежё Костоланьи — венгерский писатель и журналист.
Родился в Суботице, провинциальном австро-венгерском городе (сейчас территория Сербии). Этот город стал прототипом для написания его романов, в том числе и романа «Жаворонок». Дворяне Костоланьи владели тремя замками и землями на юге страны и были единственными представителями аристократии в этом регионе. Именно семейные традиции стали ключевыми в формировании личности писателя.
Отец Костоланьи был директором местной гимназии, в которой учился и сам Дежё, пока его не выгнали за плохое поведение. Но первые знания мальчик получил от своего деда, бывшего военного офицера, который учил его чтению, письму и даже английскому языку. В то же время дед не разделял творческих порывов, которые Дежё проявлял уже в детстве, и внушал внуку, чтобы тот нашёл работу, приносящую заработок.
Костоланьи учился в Будапештском университете с 1903 по 1904 год, изучал венгерский и немецкий язык, затем перевелся на факультет журналистики (в 1906 году). Космополитический город рубежа веков очень повлиял на писателя. Костоланьи сблизился с литераторами Михаем Бабичем, Ференцем Юхасом, Фридьешем Каринти, Миланом Фюштом. Через некоторое время, недовольный царившим на факультете консервативным духом, Дежё перевёлся в Вену.
Впоследствии Костоланьи занялся журналистикой, начал писать стихи и рассказы для газет. Активно сотрудничал с органом венгерских модернистов журналом Нюгат (Запад). Когда началась Первая мировая война, брат Костоланьи попал в плен и оказался в лагере в Сибири, где умер; смерть брата стала тяжёлым ударом для Дежё.
После окончания Первой мировой войны по Трианонскому мирному договору значительная часть бывших венгерских земель оказалась за пределами страны. Костоланьи оказался оторван от родителей, брата и сестры, так как Суботица теперь находилась на территории другого государства.
В 1931 году писатель стал президентом Венгерского ПЕН-клуба.
Был женат на актрисе Илоне Хармош, с которой у них родился сын.
В последние годы жизни Костоланьи считался одним из лучших писателей Венгрии.
Умер от рака гортани 3 ноября 1936 года.
Дежё Костоланьи — венгерский писатель и журналист. Родился в Суботице, провинциальном австро-венгерском городе (сейчас территория Сербии). Этот город стал прототипом для… Развернуть
Лидия Винничук — польский классический филолог и историк, с 1963 года — профессор Варшавского университета, с 1982 года — член Варшавского научного общества. Автор более чем десятка книг по культуре древних Греции и Рима. (источник)
Лидия Винничук — польский классический филолог и историк, с 1963 года — профессор Варшавского университета, с 1982 года — член Варшавского научного общества. Автор более чем… Развернуть
Миклош Нисли (венг. Miklós Nyiszli)— венгерский врач-еврей, узник Аушвица (Освенцима), член так называемой зондеркоманды, свидетель Холокоста.
Сын почтового служащего. Учился в Будапештском университете, затем в Гейдельберге, Берлине и др. городах Германии. В 1936 — профессор классической филологии и древней истории в Пече, в 1941 — в Сегеде.
В 1943 под давлением фашистского режима эмигрировал из Венгрии в Швейцарию, поселился в Асконе, преподавал в Базеле. В 1962 получил швейцарское гражданство.
Сын почтового служащего. Учился в Будапештском университете, затем в Гейдельберге, Берлине и др. городах Германии. В 1936 — профессор классической филологии и древней истории в… Развернуть
Геннадий Васильевич Швец родился 4 февраля 1947 года в Дебрецене (Венгрия).
Окончил Одесский государственный университет, журналист.
Выступал в соревнованиях по легкой атлетике за сборную Одесской области, за Одесский военный округ.
Руководил отделом спорта в газете "Вечерняя Одесса", с 1980 года руководил отделом спорта в газете "Комсомольская правда".
Работал в аппарате ЦК ВЛКСМ, возглавлял редакцию издательства "Молодая гвардия", был главным редактором журнала "Супермен".
Освещал Олимпийские игры 1980, 1992, 1996, 2000, 2002, 2004 и 2006 годов.
Лауреат премии Союза журналистов России за серию репортажей об участии в сверхмарафонском пробеге через Сахару. Автор нескольких книг.
С 2001 по 2010 год руководил отделом общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России.
После того как с поста президента ОКР ушел Леонид Тягачев, Швец также подал в отставку.
Геннадий Васильевич Швец родился 4 февраля 1947 года в Дебрецене (Венгрия). Окончил Одесский государственный университет, журналист.
Выступал в соревнованиях по легкой атлетике… Развернуть
Псевдонимы Rónai Sándor и Andor deák
Шандор Петёфи (настоящее имя Александр Пе́трович) — национальный поэт Венгрии, революционный демократ, один из руководителей Революции 1848—1849 гг. в Венгрии. Погиб в бою.
Шандор Петёфи родился в небогатой земанской дворянской семье: отец, Стеван (Иштван) Пе́трович, происхождением серб или словак, торговал скотом. Мать, Мария Грузова, происходила из бедных словаков. Когда мальчику был один год, семья переселилась в Кишкунфеледьхазу, которую впоследствии он считал своим родным городом. Родители пытались дать сыну лучшее образование, однако в результате катастрофического наводнения 1838 года семья разорилась.
Шандор был вынужден оставить лицей в Банской Штьявнице и в 1839 году поступил на службу в армию. Однако через два года был уволен по болезни, работал странствующим актером, репетитором, переводчиком и писарем. Дополнительный заработок приносили переводы и переписка ведомостей сейма. Накопив достаточно средств для продолжения обучения, он поступил в коллегиум в Папе.
Первое же стихотворение поэта «Пьющий вино» было опубликовано в 1842 году в издании Athenaeum; 3 ноября вышло первое произведение, подписанное Шандор Петёфи. Первый сборник «Стихи» вышел в 1844-м, но для получения возможности издать его поэт пешком прошёл путь от Дебрецена до Пешта. Мгновенно ворвавшись в литературную жизнь Венгрии, Петёфи перенёс лавину нападок с обвинениями в «грубости стиля» и «безвкусице» от консервативных критиков.
Петёфи принадлежал к реалистическому направлению в литературе с начала своего творчества, одновременно используя отдельные мотивы романтизма, в частности, обращение к средневековой истории. Бунтарский протест был направлен против деспотизма австрийских Габсбургов и требовал немедленных демократических преобразований («Против королей», «Дикий цветок»). В своих знаменитых поэмах, иронической «Сельский молот» и сказочной «Витязь Янош» (1844), он в отходит от общепринятых псевдоромантических канонов.
Шандор Петёфи был активным революционным демократом, одним из руководителей революции 1848-1849 годов в Венгрии. Будучи с января 1849 года адъютантом военачальника Юзефа Закариаша Бема, командовавшего венгерскими революционными войсками в Трансильвании, Петёфи участвовал в военных действиях, а также писал боевые песни, направленные на поднятие духа солдат Венгерской революции.
Великий поэт и национальный герой венгерского народа Шандор Петёфи погиб 31 июля 1849 года в ходе битвы при Шегешваре (ныне Сигишоара) в Трансильвании, в стычке с казаками царской армии Паскевича. Общепринятое мнение о смерти Петёфи в сражении основывается на записи в дневнике русского полевого врача. Тем не менее, точные обстоятельства его смерти не ясны по сей день, поэтому существует версия о его пленении и смерти в русском плену в Сибири.
Псевдонимы Rónai Sándor и Andor deák Шандор Петёфи (настоящее имя Александр Пе́трович ) — национальный поэт Венгрии, революционный демократ, один из руководителей… Развернуть
Дьёрдь Шпи́ро (венг. Spiró György; 4 апреля 1946, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, эссеист, переводчик, историк драмы.
Из еврейской семьи. Его отец, инженер, переселился в Будапешт из Мишкольца. Закончил Будапештский университет (1970), где изучал венгерскую, русскую и южнославянские литературы, затем обучался журналистике и социологии. В 1970—1971 работал как радиожурналист. В 1971—1978 возглавлял иностранную редакцию крупнейшего венгерского издательства «Корвина», в 1978—1981 был сотрудником Центра восточноевропейских исследований АН Венгрии. Кандидат филологических наук (1981). В 1986—1992 — драматург при одном из театров Капошвара, в 1992—1995 руководил театром в Сольноке. Профессор Высшей школы драматического искусства (1990—1997). Преподает в alma mater на факультете мировой литературы, а также в Институте теории искусств и исследований медиа при Университете. Член Национальной Академии литературы и искусства имени Сеченьи.
Автор многих драм, отмеченных национальными премиями и поставленных в ряде стран мира; наиболее известна среди них пьеса «Куриные головы», она широко идет и на российской сцене. Выпустил монографию о Мирославе Крлеже (1981), книгу статей о восточноевропейском театре XIX в. (1986), о драматургии Шекспира (1997). Автор нескольких исторических романов, также отмеченных национальными и европейскими премиями. Ряд произведений Шпиро построен на материале польской истории и культуры.
Переводчик «Ревизора» Гоголя, драм Выспянского, Гомбровича, Булгакова, Гашека, Томаса Манна и др.
Дьёрдь Шпи́ро (венг. Spiró György; 4 апреля 1946, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, эссеист, переводчик, историк драмы. Из еврейской семьи. Его отец, инженер,… Развернуть
Игорь Эммануилович Граба́рь — русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Родился в семье Эммануила Ивановича Грабаря, русского (русин) общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.
В 1876 году семья переехала в Российскую империю. Игорь Грабарь учился сперва в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
Действительный член Императорской Академии Художеств (1913).
Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Искусствоведческая работа
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был; а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 1705 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
Выставки
В 1903 году он переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .
Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).
После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.
Семья
Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959)
Дети: Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925—2006)
Игорь Эммануилович Граба́рь — русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Родился в семье… Развернуть
Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát, наст. имя Дьёрдь Бернат Лёвингер, венг. Löwinger György Bernát; в годы жизни в СССР — Георгий Осипович Лукач) — венгерский философ-неомарксист еврейского происхождения, литературный критик. Одна из ключевых фигур так называемого западного марксизма, основатель будапештской школы марксизма. Считается также одним из крупнейших представителей марксистского литературоведения.
Лукач создал систему марксистской эстетики, которая отрицает необходимость политического контроля художественного самовыражения и отстаивает гуманистические принципы. Продолжал развивать теорию Маркса об отчуждения индивида в индустриальном обществе.
Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешёл к гегелевской философии («Теория романа», 1920) и затем к марксизму («История и классовое сознание», 1923); оказал влияние на становление франкфуртской школы. С 1918 член КП Венгрии, в 1919 нарком просвещения Венгерской советской республики. С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил в правительство Имре Надя. Основные труды по марксистской эстетике, литературоведению, истории философии.
Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát, наст. имя Дьёрдь Бернат Лёвингер, венг. Löwinger György Bernát; в годы жизни в СССР — Георгий Осипович Лукач)… Развернуть
Карл Маннхейм (Маннге́йм) — немецкко-британский философ и социолог еврейского происхождения, один из основателей социологии знания.
Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. В Будапештском университете получил докторскую степень в области философии. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Генриха Риккерта, Дьёрдя Лукача, Эдмунда Гуссерля, Альфреда и Макса Веберов, Георга Зиммеля, Оскара Яси, Макса Шелера, Б. Залоша, Э. Ласка — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача).
Во время жизни в Венгрии был близок к левым кругам, входил, наряду с Дьёрдем Лукачем, Карлом Поланьи и Белой Балажем, в «Воскресный» и «Галилеевский» кружки. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) был назначен преподавателем, после падения ВСР и контрреволюционного террора на родине эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте-на-Майне.
С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г. — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.
В первый, «немецкий», период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Мангейм занимается проблемами интерпретации «духовных образований» (феноменов духовной культуры) и теорией познания. Сначала в русле философии культуры и гносеологизма, затем разрабатывает собственную философско-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления (работы 1924-26гг.). В последующих работах Мангейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен единства поколения, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания. Наиболее известной работой Мангейма, итогом предшествующего творчества и фундаментом последующего стала книга “Идеология и утопия” (1929).
Во второй, «английский», период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. В сфере интересов на данном этапе - социологический анализ опыта новейшей истории, связанного со Второй мировой войной, а также разработка социально-политической технологии для превентивной защиты демократических и общечеловеческих ценностей.
Карл Маннхейм (Маннге́йм) — немецкко-британский философ и социолог еврейского происхождения, один из основателей социологии знания.
Учился в университетах Будапешта,… Развернуть
Ласло Немет (венг. László Németh; 18 апреля 1901, Бая-Маре — 3 марта 1975, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, публицист, критик.
Печататься начал в 1925—1926 гг., быстро вошел в плеяду талантов, группировавшихся вокруг журнала «Нюгат». В декабре 1925 Немет получил первую премию на конкурсе в журнале «Нюгат» за роман «Horváthné meghal», («Госпожа Хорват умерла»). С 1926 до 1931 писал статьи и рецензии для журнала и вскоре стал одним из ведущих критиков. С 1927 он стал штатный сотрудник журнала «Нюгат».
В 1929 г. появляется его роман «Человеческая комедия». Но в начале 1930-х гг., порвав с «Нюгатом», Немет приходит к «народным писателям», которые стремились открыть нации глаза на истинное состояние венгерского крестьянства, видя в нем костяк, здоровое ядро нации.
Л. Немет, склонявшийся к социалистическим взглядам, но с национально-народнической окраской, начинает самостоятельно издавать, журнал «Тану» («Свидетель», 1932—1936), в котором развивает и оттачивает свои концепции. Взгляды его находят отражение в художественных произведениях — прежде всего, в романе «Вина́» (1937), «Траур» (1935), «Отвращение» (1947), «Эстер Эгетл» (1956), «Последняя попытка» (1969) и др.
Автор пьес «Сечени» (1942), «Галилей» (1953), «Смерть Ганди» (1963) и др.
Произведения Л. Немета отличаются острой психологической коллизией, где сильная личность, пытаясь отстоять себя в борьбе с обществом, оказывается раздавленной им. Лучшие стороны своего таланта Немету удалось наиболее эффективно раскрыть в романе «Милосердие» (1965).
Немет оставил огромное публицистическое наследие, посвященное проблемам педагогики, литературы, истории, особенно национальной, и т. д.
Ласло Немет (венг. László Németh; 18 апреля 1901, Бая-Маре — 3 марта 1975, Будапешт) — венгерский прозаик, драматург, публицист, критик. Печататься начал в 1925—1926 гг., быстро… Развернуть
Венгерско-американский романист и драматург.
Родилась и выросла в Будапеште. В 1925 году переехала в Берлин, вышла замуж за венгерско-американского драматурга и режиссера Лесли Буша Фекета (Leslie Bush-Fekete) и в 1937 иммигрировала в Соединенные Штаты, где взяла фамилию мужа.
Мария Фагиаш писала пьесы на английском языке, а в 1963 году она представила свой первый роман.
Венгерско-американский романист и драматург. Родилась и выросла в Будапеште. В 1925 году переехала в Берлин, вышла замуж за венгерско-американского драматурга и режиссера Лесли… Развернуть
Енё Барчаи — венгерский художник, профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств.
Родился в 1900 году в Катоне. В 1919 году отправился в Будапешт, где учился в художественной школе до 1924 года. В 1926 году отправился в Париж, где впервые познакомился с творчеством Сезанна, которое оказало на него ощутимое влияние. С 1931 по 1945 преподавал в Муниципальной школе, а с 1945 года в художественной школе. Там он преподавал анатомию вплоть до пенсии.
Недалеко от Будапешта, в городе Сентендре, находится Музей Енё Барчаи, а в Венгерском университете изобразительных искусств есть зал Барчаи.
Енё Барчаи — венгерский художник, профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Родился в 1900 году в Катоне. В 1919 году отправился… Развернуть