Янош Хаи - венгерский поэт, прозаик и драматург.
Янош Хаи родился 1 апреля 1960 года в городе Вамошмикола. Окончил Сегедский университет по специальности русский язык и история, затем учился на кафедре эстетики Будапештского университета. С 1989 по 2004 годы работал редактором в различных издательствах. Печататься начал в 1982 года и с тех пор выпустил 15 сборников поэзии и прозы. В 2001 году состоялась премьера спектакля по пьесе Хаи «Геза-дурачок». Эта и последующие три пьесы автора стали для венгерской драмы настоящим прорывом: обманчиво простоватые маргиналы заговорили у Хаи языком философии, обсуждая самые насущные проблемы, с которыми сталкивается современный человек.
Янош Хаи - венгерский поэт, прозаик и драматург. Янош Хаи родился 1 апреля 1960 года в городе Вамошмикола. Окончил Сегедский университет по специальности русский язык и… Развернуть
Зде́нек Бу́риан — чешский художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей. По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.
Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций живых существ и ландшафтов. Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой литературы и являлись самоценными живописными произведениями. Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила актуальности до наших дней.
Зденек Буриан с детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко: люди и природа.
Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться рисованию. В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств. Экзамены принимали знаменитые художники. Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского.
Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура».
Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди».
Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой, вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета. Это определило характер и направление работ художника во второй период творчества.
В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до своей смерти.
Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте - начатое полотно - эскиз к циклу "Порабощение".
Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки.
Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.
Источник: Википедия
Зде́нек Бу́риан — чешский художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох,… Развернуть
Окончил юридический факультет Будапештского университета (1912), в дальнейшем преподавал там же эстетику. В 1909 году опубликовал первое стихотворение, в 1913 г. вышла первая книга стихов. Был связан с журналом Nyugat (Запад), дружил с Д.Костолани и Ф.Каринти. В 1928 на протяжении полугода лечился в нервной клинике в Баден-Бадене.
Из произведений писателя наиболее значительны драма «Король Генрих IV» (венг. Negyedik Henrik király; 1940, поставлена 1964) и роман «История моей жены» (венг. A feleségem története; 1942), номинированный в 1965 году на Нобелевскую премию. Представляет интерес также дневник Фюшта, который он вёл начиная с 1904 года; впрочем, страницы, относящиеся к годам Второй мировой войны, были частично уничтожены автором.
Окончил юридический факультет Будапештского университета (1912), в дальнейшем преподавал там же эстетику. В 1909 году опубликовал первое стихотворение, в 1913 г. вышла первая… Развернуть
Венгерский, швейцарский и американский математик.
Окончил Будапештский университет (1912), в 1914—1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 проф.). В 1940 переехал в США. Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике (распределение Пойа) и комбинаторике (теорема Пойа).
Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики и внёс большой вклад в популяризацию науки. Он написал несколько книг о том, как люди решают задачи и как надо учить решать задачи.
Пойа об аналогии: «Возможно, не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны… без аналогии».
(с)Wiki
Венгерский, швейцарский и американский математик. Окончил Будапештский университет (1912), в 1914—1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 проф.). В 1940… Развернуть
Надь Каталин - доктор филологических наук, автор книг "Творчество мансийского поэта и писателя Ю. Н. Шесталова (1989)", "Голос хорошего журавля и о жизни финно-угорских народов" (1994), "Нужны крылья, пока продолжается дорога" (1997), "Моя песня, хэй! Моя песня, хай!" (2004) и др. Читает в Будапештском пединституте лекции по языкам, истории и культуре финно-угорских народов.
Член Союза Венгерских писателей (отделения переводчиков художественной литературы). Автор художественных переводов на венгерский язык произведений поэтов и писателей – ханты Е. Айпина, М. Вагатовой, Т. Молдановой, манси Ю. Шесталова, мари В. Бердинского, З. Дудиной, В. Крылова, В. Регеж-Горохова, саамов Н. Большаковой, удмурта О.Четкарева, коми Е. Габовой, А. Попова, В. Тимина, манси Т. Гоголевой, вепсов А. Петухова,Н. Абрамова и др.
Автор переводов сказок финно-угорских народов - нганасанских, ненецких, мансийских, саамских, селькупских, хантыйских; других народов - долганских, нивхских, тофаларских, удегейских, чукотских, эвенкийских, эскимосских, якутских.
Надь Каталин - доктор филологических наук, автор книг "Творчество мансийского поэта и писателя Ю. Н. Шесталова (1989)", "Голос хорошего журавля и о жизни финно-угорских… Развернуть
Дьюла Хернади (венг. Gyula Hernádi ) - венгерский писатель и сценарист.
Родился в семье нотариуса.
Учился на медицинском факультете университета, но Вторая мировая война прервала обучение.
Был в советском плену, на родину вернулся только в 1947 году.
Снова учился, работал экономистом, далее стал драматургом и художественным руководителем театра.
С 1955 года начал публиковать свои стихи, романы. Но наибольшую известность приобрел как автор сценариев для фильмов.
С 1991 года был президентом Ассоциации независимых венгерских писателей.
Дьюла Хернади (венг. Gyula Hernádi ) - венгерский писатель и сценарист. Родился в семье нотариуса.
Учился на медицинском факультете университета, но Вторая мировая война… Развернуть
Андор Габор родился 24 января 1884 года на западе современной Венгрии в местечке Újnéppuszta. Венгерский поэт, переводчик и драматург.
Литературную деятельность начал в 1905 году.
В 1920 году эмигрировал, жил в Австрии, Германии, затем СССР, в 1945 вернулся в Венгрию.
Андор Габор автор пьес «Вперёд» (1914), «Красавица» (1916), «Принц» (1918), драма «Палика» (1916), комедия «Американский дядюшка». Также писал тексты песен, куплеты, скетчи. Габор перевёл на венгерский язык пьесы «Егор Булычёв и другие», «Русский вопрос»
Андор Габор родился 24 января 1884 года на западе современной Венгрии в местечке Újnéppuszta. Венгерский поэт, переводчик и драматург. Литературную деятельность начал в 1905… Развернуть
Майкл Полани (также Поляни, Поланьи; англ. Michael Polanyi, Михай Поланьи, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891, Будапешт — 22 февраля 1976, Манчестер) — английский физик, химик и философ. Родом из Венгрии; с 1933 года жил в Великобритании, США. Наиболее известен своими работами по физической химии и философии науки. Основные работы посвящены химической кинетике и изучению кристаллических структур. Известен как соавтор теории абсолютных скоростей реакций и соотношения Брёнстеда-Поляни (англ.)русск.. Представитель постпозитивизма, критик позитивизма, автор концепции «личностного (или неявного, молчаливого) знания».
Родился в светской еврейской семье, но его дед по материнской линии - Андреас Вол - был раввином (отказавшись от должности главного раввина Вильнюса он оставался религиозным историком и просветителем). Мать Поланьи - Сесилия Вол - родилась в Российской империи. Её после окончания Виленской гимназии отец отправил в Вену, чтобы отдалить от российских социалистических деятелей и предотвратить её арест. Здесь она познакомилась и вышла замуж (1880) за Михаила Поллачека, будущего отца Майкла. Сам он родился в местечке Длха на Орави (Словакия) в богатой еврейской семье выходцев из Ужгорода (Унгваре), который тогда, как и Словакия входил в состав Австро-Венгерской империи.
Майкл Полани родился в 1891 году в Будапеште, став пятым ребёнком в семье. Хотя отец Полани участвовал в сооружении значительной части железнодорожной системы Венгрии, в 1899 году он практически обанкротился. В 1904 году за год до его кончины жена и дети приняли протестантизм, изменив фамилию Поллачек на венгерский лад — Полани (Поланьи), глава семьи ничего из этого не сделал.
В молодости был близок к левосоциалистическим кругам. Определенное влияние тогда на братьев Майкла и Карла оказал революционер-народник С. Л. Клячко, с которым после отъезда из Вильнюса Сесилия Поланьи сохранила близкие отношения, они дружили семьями.
Окончив Будапештский университет, стал доктором медицины в 1913 году. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Изучал химию в Высшей технической школе в Карлсруэ. В 1914-1915 годах – врач в австро-венгерской армии. После «революции астр» в октябре 1918 года занимал должность секретаря министра здравоохранения в правительстве Михая Карои, после провозглашения Венгерской советской республики вернулся в Будапештский университет преподавателем физики. Из-за репрессий режима Хорти был вынужден эмигрировать в Германию, где в 1920-1933 годах работал в Институте физической химии Общества кайзера Вильгельма в Берлине. В 1923 году принял католичество, женившись на Магде Элизабет Кемени. В 1933 году, после прихода нацистов к власти, выехал в Великобританию, где до 1948 года работал профессором химии, а позже до 1958 года – профессором общественных наук в Манчестерском университете; в 1959-1961 годах – в Оксфордском университете.
Двое из его учеников и его сын стали лауреатами Нобелевской премии по химии. В 1944 году Полани был избран членом Королевского общества. Начиная с 1950-х годов Полани практически оставил научную деятельность в области химии и занялся философией и теологией. С 1961 года в отставке.
С 1962 года жил в США: в 1962-1963 годах работал в Исследовательском центре в Пало-Альто (штат Калифорния), в 1964 г. – профессор теологии в университете Дьюка в Дареме (штат Северная Каролина), в 1965-1966 гг. – в Уэслианском университете в Миддлтауне (штат Коннектикут).
Обладатель почётных степеней Принстона (1946), Лидса (1947), Кембриджа (1969), Абердина (1959) и Нотр-Дама (1965).
Майкл Полани (также Поляни, Поланьи; англ. Michael Polanyi, Михай Поланьи, венг. Polányi Mihály; 11 марта 1891, Будапешт — 22 февраля 1976, Манчестер) — английский физик, химик… Развернуть
Псевдоним il Carbonaro
Геза Сёч — румыно-венгерский поэт, прозаик, драматург, редактор и журналист. Общественный и политический деятель Румынии и Венгрии. Сенатор Парламента Румынии, вице-председатель комитета по делам прав человека и меньшинств. Член ревизионной комиссии Общественного фонда телевизионной компании Hungária
Геза Сёч родился в семье румыно-венгерского писателя Иштвана Сёча в Трансильвании. Этот регион после Первой мировой войны территориально была включена из Австро- Венгрии в состав Румынии вместе с более чем 3/4 миллионами венгров. До 1920 года этот край был частью Венгерского королевства либо самостоятельным княжеством. И сегодня там проживает значительное венгерское меньшинство. Поступив на филологический факультет Университета Бабеш-Бойяи по специальности «венгерский и русский язык и литература» (УББ) в городе Клуж-Напока, в 1974-77 гг. редактировал студенческий журнал Echinox, выходивший на 3-х языках. По окончании Университета по рекомендации венгерского писателя Андраша Шюте в 1979/80 был стипендиатом Гердера в Венском университете (Universität Wien).
В 1980 Г. Сёч вернулся в Клуж, где работал в Университете Бабеш-Бойя и Институте литературы и лингвистики, был
журналистом и редактором журнала «Igazság» (Справедливость). Широкую известность в это период получил как участник сопротивления режиму Чаушеску, один из организаторов и редактор нелегального журнала «Контрапункты» (Ellenpontok), автор открытых писем с требованиями изменить конституцию страны. В связи с этим подвергался преследованиям со стороны румынских органов гос.безопасности (Securitate) и неоднократно арестовывался ими. В 1986 году был выдворен из страны, жил в эмиграции в Швейцарии, работал журналистом в Женеве. В 1989 был руководителем офиса радиостанции «Свободная Европа» в Будапеште, сотрудничал с журналом Союза писателей Венгрии «Венгерский дневник» (Magyar Napló).
После свержения в Румынии авторитарного режима вернулся на родину в Клуж и включился в активную политическую деятельность. В начале был избран в руководство Демократического союзa венгров Румынии и сенатором Парламента Румынии от г. Клуж-Напока. Работал в нем руководителем фракции и вице-председателем комитета по делам прав человека и меньшинств. Одновременно с 1992 г. работал директором ООО «Трансильванское издательство прессы, книг и журналов», в 1993-2010 гг. — издатель и главный редактор журнала « У Дуная» (A Dunánál), член редакционной коллегии журнала «Венгерское обозрение» (Magyar Szemle).
С 2007 года Геза Сёч главный сотрудник интернет-портала «Настоящее литературы» (Irodalmi Jelen). С 2008 . член ревизионной комиссии Общественного фонда телевизионной компании Hungária. В 2010 г. был назначен Министром культуры в Правительстве Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. В последнее время, не порывая связей со своей "малой" родиной, живет и работает в Венгрии. Женат, имеет пятерых детей
Псевдоним il Carbonaro Геза Сёч — румыно-венгерский поэт, прозаик, драматург, редактор и журналист. Общественный и политический деятель Румынии и Венгрии. Сенатор… Развернуть
Терезия Мора (венг. Móra Terézia, нем. Terézia Mora, 5 февраля 1971, Шопрон) — немецкая писательница венгерского происхождения, переводчик с венгерского.
С 1990 года живет в Германии, владеет венгерским и немецким языками. Изучала унгаристику и театроведение в Берлинском университете имени Гумбольдта. Работала как сценарист в кино и на телевидении. С 1998 — свободный писатель. Свои произведения пишет на немецком языке.
Переводила прозу Петера Эстерхази и других современных венгерских авторов.
Терезия Мора (венг. Móra Terézia, нем. Terézia Mora, 5 февраля 1971, Шопрон) — немецкая писательница венгерского происхождения, переводчик с венгерского. С 1990 года живет в… Развернуть
Рене Фюлоп-Миллер — австрийско-американский писатель и историк культуры, специалист в области русской литературы.
Настоящее имя — Филипп Мюллер. Учился химии и фармацевтике в Венском университете, а также в Берлине и Париже, завершив образование в Лозанне. В период своих первых попыток на литературном поприще познакомился со Стефаном Цвейгом, который всячески поддерживал Миллера.
Писал на немецком языке, предпринял путешествие в Россию, в США и в Малую Азию. Свои впечатления он описывал в фельетонах, которые стали очень популярны. Это побудило его заниматься больше журналистикой, нежели научной деятельностью. Писал о конференциях 1922 года в Женеве и 1924 года в Лугано, был в Голливуде в 1930 году и жил в разных уголках Европы.
В 1939 году Миллер из Норвегии в США, а в 1943 году получил американское гражданство. Преподавал русскую культуру и социологию в Dartmouth College в Хановере (Нью-Гемпшир) в течение четырех лет (1950-1954). В 1954 году перешел в Hunter College (Нью-Йорк) на ту же позицию, а в 1962 году вернулся в Dartmouth Collegeа на должность доцента.
В период изгнания (время нахождения нацистов у власти в Германии) писал также под псевдонимами Филипп Якоб Мюллер и Рене Миллер.
Рене Фюлоп-Миллер — австрийско-американский писатель и историк культуры, специалист в области русской литературы. Настоящее имя — Филипп Мюллер. Учился химии и фармацевтике… Развернуть
Михай Бабич — венгерский поэт, писатель и переводчик.
Принадлежит к числу самых ярких фигур венгерского модерна.
Родился Бабич в 1883 году в маленьком провинциальном городке Сексарде в семье трибунального судьи. Происхождение, воспитание, семейное окружение - всё это , казалось, однозначно предопределяло будущую судьбу молодого человека, конформизм и направленность его взглядов. "Мне была уготована участь семьянина и чиновника", - писал он сам. Родители мечтали о карьере юриста. Но страстное увлечение литературой иначе распорядилось его судьбой.
С 1901 по 1905 год Михай Бабич учился на филологическом факультете в Будапештском университете, сначала по специальности французский язык и литература, а затем - венгерская и латинская словесность. Помимо латыни и греческого, осваивает английский, французский, немецкий, итальянский языки. печатает в журналах рецензии на философские труды, много переводит, пишет стихи. В 1904 году журнал "Уй сазад" ("Новый век") публикует первое его стихотворение. В эти же годы Бабич посещает семинар по стилистике известного профессора университета Ласло Недеши. Там он знакомится с будущими своими коллегами, друзьями, с молодыми поэтами Д.Костолани, Д.Юхасом, А.Тотом, писателем Б.Балажем, писателем и музыковедом Г.Чатом композитором З.Кодаем, литературоведом Я.Хорватом.
Семинар Л.Недеши сложился в тот исторический момент, когда возрождение национальной литературы стало неотложной задачей. Постоянная конкуренция с австрийской столицей в рамках Австро-Венгерской монархии требовала активизации культурной жизни страны.
Окончив университет, Бабич некоторое время работал учителем в школах городов Байя, Сегеда, Будапешта и Фагараша, но литературную деятельность не прекращает. После публикации в 1908 году в антологии "Хольнап" ("Завтра") нескольких его стихотворений редактор только что созданного венгерского литературного журнала "Нюгат" («Запад») (венг. Nyugat) обращает внимание на молодого поэта, и Бабич начинает активно сотрудничать в журнале. В 1916 году Бабич стал одним из редакторов журнала "Нюгат", который на протяжении трёх десятилетий будет оставаться самым передовым и авторитетным журналом в стране, который будет во многом определять лицо венгерской литературы.
"Я не пил, не охотился, не занимался политикой, - вспоминая позднее о первых годах своей литературной деятельности, писал он, - что уже само по себе выглядело революционно в Венгрии, так как даже поэзию здесь терпели и разрешали только ради политики. Меня стали считать плохим патриотом". "Я не говорил о политике, так как считал политику делом неважным, но когда во время войны понял, что это всё-таки важно, то заявил об этом во весь голос".
Уже в стихотворении 1915 года "Я играл с её рукой", написанном как гимн любви и красоте, слышится протест против жестокой кровавой бойни. Не случайно последняя строфа стихотворения:
я бы с большей радостью пролил
свою бурлящую кровь за её маленький пальчик,
чем за сотню королей, чем за знамя!
была воспринята в консервативной прессе не как поэтический, а как политический манифест. Против Бабича начали "крестовый поход"; поэта обвинили в непатриотичности, лишили права преподавания и места учителя (позднее право преподавания было ему возвращено).
Ещё отчаяннее, ещё сильнее прозвучал его протест против войны в стихотворении "Fortissimo" (1917). Поэт бросил вызов самому богу, обвинив его в глухоте к человеческим страданиям, в жестокости и несправедливости. Весь тираж номера "Нюгата", где было опубликовано стихотворение, был конфискован, а самого поэта привлекли к судебной ответственности, обвинив в богохульстве.
Трагедия Бабича заключается не в том, что он был в оппозиции к господствующей идеологии, а в том, что в силу противоречивости своих взглядов, он был вынужден, как признался сам, "сражаться на два фронта". Принадлежность по рождению к среднему феодальному сословию и привитая с детства вера в спасительность католического вероучения с одной стороны и разносторонняя "европейская" образованность и современный взгляд на литературу и искусство - с другой.
После провозглашения Венгерской советской республики в 1919 году назначен преподавателем зарубежной и современной венгерской литературы в Университете им. Лоранда Этвеша, но был уволен в ходе «белого террора». Литературная деятельность Бабича в эти годы ограничивается в основном переводом, и только с 1921 года он вновь начинает регулярно публиковать свои стихи, новеллы, эссе, выходят в свет четыре его романа. В последние два десятилетия своей жизни. Бабич приобретает огромный литературный авторитет. По признанию одного из его современников "с 1920-го по 1945 год не было в Венгрии более влиятельного и почитаемого поэта, чем Бабич". В 1927 году по завещанию критика и писателя Ф.Баумгартена Бабич был назначен куратором литературной премии, которая в течении двух десятилетий оставалась самой высокой литературной наградой в стране.
В 1933 году стал главным редактором журнала "Нюгат".
В 1940 году его избирают членом Венгерской академии наук, и в этом же году он получает премию Сан-Ремо за перевод «Божественной комедии» Данте.
В своём лучшем произведении «Книга Ионы» (1938), написанном им незадолго до смерти, он протестовал против фашизма. Бабич вновь обратился к людям с призывом противостоять злу и варварству, он не мог молчать: "тот, кто молчит, - сообщник преступников", писал он в своей поэме. Это произведение, созданное уже смертельно больным поэтом (у него был рак горла), является документом человеческого мужества и стойкости. Последние годы жизни Бабича были очень тяжёлыми: он окончательно потерял голос и мог беседовать с друзьями, коллегами и родными только с помощью "разговорных тетрадей".
Умер от рака горла 4 августа 1941 года в Будапеште, в санатории "Сиеста".
Бабич безусловно был духовным вождём своего времени, одним из вдохновителей и руководителей той "литературной" революции, которая была осуществлена "нюгатцами", её деятельным участником и вершителем. Два имени символизируют собой венгерскую литературу начала века: Эндре Ади и Михай Бабич. Ади принёс в литературу новые темы, новое содержание. Бабич - новую форму. Бабич обновил литературный язык, реформировал синтаксис венгерской фразы. Отмечая огромное влияние Бабича на всю последующую венгерскую литературу, венгерский критик Агнеш Немеш Надь писала: "Михай Бабич - одна из главных вершин великой горной гряды "Нюгат", водораздельной гряды, которая поднялась в венгерской литературе в начале века, именно с этого времени реки потекли по новым направлениям. Возможно, большинство рек берёт своё начало на вершине по имени Бабич".
Михай Бабич — венгерский поэт, писатель и переводчик.
Принадлежит к числу самых ярких фигур венгерского модерна. Родился Бабич в 1883 году в маленьком провинциальном городке… Развернуть
Александр А. Борбели родился в Будапеште в 1939 г. Его отец, человек прогрессивных взглядов, был врачом и крупным организатором здравоохранения, мать происходила из буржуазно-либеральной семьи. В 1943 г., спасаясь от преследований хортистского режима, семье Борбей (так произносится эта фамилия по-венгерски) с большим трудом удалось перебраться в Швейцарию.
Здесь А. Борбсли-старший вновь прославился как деятель медицины. Так, им впервые в мире была организована служба неотложной консультативной помощи по телефону при отравлениях, впоследствии рекомендованная для внедрения во всех странах Всемирной организацией здравоохранения...
Александр Борбели закончил фармакологическое отделение медицинского факультета Цюрихского университета, стажировался в США в знаменитом Массачусетсском технологическом институте. Увлекшись проблемой сна в начале 70-х годов, А. Борбели во главе маленького коллектива в Цюрихе удалось за короткое время выполнить целый ряд блестящих работ, сделавших его имя одним из самых авторитетных в науке о сне.
Если судить по «гамбургскому счету», то в настоящее время А. Борбели является, несомненно, вторым в Европе среди ведущих специалистов по сну (после легендарного профессора М. Жуве из Лиона, имя которого неоднократно встречается на страницах этой книги) и входит в пятерку крупнейших авторитетов мира. А. Борбели избран президентом Европейского общества по изучению сна.
Он руководит лабораторией по изучению сна в Институте фармакологии при Цюрихском университете и является профессором этого университрта.
Александр А. Борбели родился в Будапеште в 1939 г. Его отец, человек прогрессивных взглядов, был врачом и крупным организатором здравоохранения, мать происходила из… Развернуть
Иштван Чукаш - венгерский поэт и писатель ясского происхождения.
Родился в Кишуйсаллаше в семье кузнеца, там же закончил начальную школу. С детства проявлял большие способности к музыке, учился в музыкальной школе по классу скрипки. Музыкальное образование продолжать не стал, обучался на юридическом, в последствии на художественном факультете. Резкий поворот в его жизни произошел когда он с товарищем победил в стихотворном конкурсе на радио.
Иштван Чукаш работал журналистом, писал сценарии для телепередач и фильмов, выпустил несколько сборников стихов. С 1960-х начал писать прозаические произведения для детей.
Им написано более ста детских книг. Такие персонажи, как кот Мир-Мурр, Пом-пом, дракончик Сюсю, очень полюбились читателям, а его произведения стали классикой детской литературы.
Жил в Венгрии.
Иштван Чукаш - венгерский поэт и писатель ясского происхождения. Родился в Кишуйсаллаше в семье кузнеца, там же закончил начальную школу. С детства проявлял большие способности… Развернуть
Шандор Радо (венг. Radó Sándor) — знаменитый советский разведчик, венгерский картограф и географ, доктор географических и экономических наук (1958), революционер.
Родился в состоятельной еврейской семье: его отец был управляющим торговой фирмы и впоследствии стал предпринимателем. Во время Первой мировой войны в 1917 году призван в австро-венгерскую армию, окончил офицерскую школу крепостной артиллерии. Изучал право в Будапештском университете и вступил в Венгерскую коммунистическую партию вскоре после «революции астр» 1918 года. Участвовал в революционном движении 1919 года в Венгрии, установлении Советской власти в Будапеште, был политическим комиссаром в 6 артиллерийской дивизии армии венгерской Красной Армии. После ликвидации Венгерской советской республики в ходе иностранной интервенции, как и многие другие венгерские революционеры, бежал в Вену. Там он продолжил обучение в университете, но уже специализировался на географии. Сотрудничал в журнале «Коммунизм», в 1920 году возглавил отделение РОСТА в Вене, а затем — интернациональное телеграфное агентство «Интел». Делегат Третий Конгресса Коммунистического Интернационала в Москве (1921).
Между 1922 и 1924 годами изучал географию в Университете Иены, во время революционной ситуации 1923 года в Лейпциге принимал активное участие в подпольной деятельности Коммунистической партии Германии и командовал военизированными пролетарскими сотнями в Саксонии. После подавления Гамбургского восстания, вместе со значительным количеством товарищей по партии, эмигрировал в Москву.
Находясь в 1924—1926 годах в Москве, работал картографом, секретарём Института мирового хозяйства и мировой политики АН СССР и старшим сотрудником Коммунистической академии. Затем жил в Германии, работал в коммунистических организациях. После гитлеровского переворота эмигрировал в Париж, где возглавлял агентство печати Инпресс.
В годы Второй мировой войны 1939—1945 был руководителем одной из групп антифашистского Сопротивления, руководя разведывательной группой «Дора» (перестановка слогов фамилии Радо) в Швейцарии (позже о своём участии в антигитлеровской борьбе вспоминал в книге «Дора сообщает», впервые изданной в Венгрии в 1971 году).
Разведывательная группа Шандора Радо в годы второй мировой войны работала в Швейцарии под вывеской агентства «Геопресс». Её основные информаторы находились в Германии. Особенно эффективной была группа Рудольфа Рёсслера (псевдоним «Люци»). По своим убеждениям Рёсслер не был коммунистом, но был активным антинацистом, эмигрировал из Германии в Швейцарию после прихода Гитлера к власти. Его друзья, оставшиеся в рейхе, занимали видные посты в штабе вермахта, в штабе ВВС и в МИДе в Германии. Они поставляли ему важную информацию, которую он передавал швейцарским секретным службам, а те пересылали её в Лондон. По одной из версий, когда Рёсслер узнал, что англичане не передают в СССР важнейшую информацию, касающуюся Восточного фронта, где решалась судьба войны в Европе (1941—1943 годы), он стал работать с советским резидентом в Швейцарии Шандором Радо. По другой, выход Рёслера на контакт с Радо был согласован с английской разведкой (или даже инспирирован ею) с целью снабжения советского командования дозированными разведывательными данными о планах германского командования на Восточном фронте.
В немецкой контрразведке группа Радо проходила под кодовым названием «Красная тройка» (по числу радиостанций группы Радо, две в Женеве — радистки Рут Вернер и Маргарита Болли, одна в Лозанне). Группа Радо сообщила советскому командованию важнейшие сведения о планах вермахта и дислокации войск германской армии на Восточном фронте, которые особенно полезными оказались в битве под Москвой (1941 год), под Сталинградом и в битве на Курской дуге (1942—1943 годы). Благодаря ей были известны и подробности немецкой ядерной программы — впоследствии, в письме 1978 года, Радо писал, что Вернер Гейзенберг намеренно тормозил её развитие.
Вскоре после Курской битвы швейцарские и немецкие спецслужбы ликвидировали швейцарскую группу Радо, расправившись практически со всеми её членами. Сам Радо в конце 1944 года, спасаясь от ареста в Швейцарии, перебрался во Францию, где вступил в контакт с представителем советской разведки
В начале 1945 года он был отправлен в СССР на самолёте. Опасаясь ареста по необоснованному обвинению, он при остановке в Египте попросил под вымышленным именем политическое убежище в посольстве Великобритании, однако оно ему предоставлено не было. Тогда он попытался покончить с собой и был госпитализирован. Советское посольство в Каире предъявило египетским властям сфабрикованное НКВД обвинение Радо в совершении уголовного преступления и добилось его выдачи. 2 августа 1945 года он был доставлен в Москву и арестован органами СМЕРШ. В декабре 1946 Особым совещанием при МГБ СССР Шандор Радо был осужден на 15 лет лишения свободы по обвинению в шпионаже.
После смерти И. В. Сталина в ноябре 1954 года он был освобождён из заключения и выехал в Будапешт. В 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение об отмене постановления Особого совещания и закрыла уголовное дело на Шандора Радо.
В 1958—1966 годах был профессором, заведующим кафедрой картографии Университета экономических наук имени Карла Маркса в Будапеште. С 1955 года руководил картографической службой ВНР, а с 1965 года — периодическим информационным изданием «Картактуаль», посвящённым вопросам картографии и геодезии. Под руководством Радо был издан полнейший атлас Венгрии (1967). В 1972 году избран председателем Комиссии по тематическому картографированию Международной картографической ассоциации, возглавил редакционную коллегию по изданию первой карты мира масштабом 1 : 2 500 000 (в 1 см 25 км.), состоящую из 234 частей.
Автор множества трудов по экономической географии Венгрии и мира, географическому разделению труда.
Шандор Радо (венг. Radó Sándor) — знаменитый советский разведчик, венгерский картограф и географ, доктор географических и экономических наук (1958), революционер.
Родился в… Развернуть
Антал Гидаш (венг. Hidas Antal; имя при рождении Санто Дьюла, венг. Szántó Gyula) — венгерский поэт и писатель, долгое время живший в СССР, эксперт по классической венгерской литературе в СССР.
Родился в многодетной семье сапожника Франца Дьюлы. В 1919 году дебютировал в газетах с революционными стихами. В 1920 году вместе с первой женой Юдит Санто (Szántó Juditt) эмигрировал из хортистской Венгрии в Словакию. В 1924 году развёлся с Юдит. В 1925 году в Вене выходит сборник революционных стихов о поражении Венгерской советской республики, наполненный надеждами на новый подъём — «Az ellenforradalom földjén» («На земле контрреволюции»). В 1925 году вернулся в Венгрию, и вновь эмигрировал — в СССР, через Вену и Берлин.
В Москве женился на шестнадцатилетней Агнессе Кун (венг. Kun Ágnes), дочери Белы Куна. Работал журналистом и редактором иностранной литературы. Переводил на венгерский стихи русских классиков и современников. С 1938 по 1944 годы находился в ссылке в сталинских лагерях. После его ареста Агнесс заставляли отречься от мужа, чего она не сделала; в 1941 году провела четыре месяца в заключении.
Написал биографическую книгу для серии ЖЗЛ о Шандоре Петёфи (1949 год). Эту книгу, как и многие другие прозаические произведения Антала Гидаша, перевела на русский язык Агнесса. Вместе с женой были главными экспертами по венгерской культуре в СССР. В Венгрии занимался изданием классиков русской литературы.
Похоронен в Будапеште на мемориальном кладбище Керепеши. Рядом с ним была похоронена и Агнесса Кун, скончавшаяся в 1990 году.
Антал Гидаш (венг. Hidas Antal; имя при рождении Санто Дьюла, венг. Szántó Gyula) — венгерский поэт и писатель, долгое время живший в СССР, эксперт по классической венгерской… Развернуть
Ярослав Александрович Галан — украинский советский писатель, журналист, общественный и политический деятель.
Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в Дынуве (ныне в Польше) в семье служащего. Во время Первой мировой войны эвакуировался вместе с семьёй в Ростов-на-Дону, после войны вернулся на родину. В 1923 году окончил гимназию Перемышля, учился в Высшей торговой школе Триеста в Италии. В 1923—1928 годах получил высшее образование в Венском и Краковском университетах. В студенческие годы приобщился к левому движению. Принимал участие в подпольной работе. В 1929—1932 годах один из организаторов и член редколлегии журнала «Вікна» («Окна»).
На 1920-е приходится и начало творческой деятельности писателя. Он был одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей «Горно». В 1927 он закончил работу над своей первой значительной пьесой «Дон Кихот из Этенгейма». В комедии «99 %» (1930), впервые поставленной полулегальным львовским «Рабочим театром», Галан разоблачал продажность националистических и шовинистических партий. Тема классовой борьбы и осуждение национальной сегрегации актуализируются в пьесах «Груз» («Вантаж», 1930) и «Ячейка» («Осередок», 1932), призывающей к единству действий и классовой солидарности украинского, польского и еврейского пролетариата.
За свою политическую позицию писатель неоднократно подвергался преследованиям, тюремному заключению (в 1934 и 1937). Ярослав Галан был одним из организаторов антифашистского конгресса деятелей культуры во Львове в 1936 году. Кроме того, он принял участие в крупнейшей политической манифестации 16 апреля 1936 года во Львове, расстрелянной польской полицией (всего было убито тридцать львовских рабочих и ранено двести участников демонстрации). Памяти погибших товарищей Галан посвятил рассказ «Золотая арка». После того, как в 1938 году Коммунистическая партия Польши и Коммунистическая партия Западной Украины как её автономная организация были закрыты по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в пользу Польши, жена Галана Анна Дидык, командированная в СССР, была арестована в Харькове и казнена в ходе сталинских репрессий.
В своих послевоенных сатирических памфлетах Ярослав Галан критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана): «Их лицо» (1948), «На службе у сатаны» (1948), «Перед лицом фактов» (1949), «Отец тьмы и присные» (1949), «Ватиканские идолы жаждут крови», «Сумерки чужих богов», «То, чего не забывают», «Ватикан без маски» и др. В трагедии «Под Золотым орлом» (1947) сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии. В пьесе «Любовь на рассвете» (1949, издание 1951) представил торжество социализма в послевоенном западноукраинском селе.
Ярослав Галан погиб 24 октября 1949 года в своём рабочем кабинете в квартире на улице Гвардейской во Львове в результате покушения (11 ударов топором). Убийство писателя украинскими националистами Михаилом Стахуром и Иларием Лукашевичем, связанными с ОУН, было совершено вскоре после выхода в свет его антиклерикальной сатиры «Плюю на Папу!», бывшей ответом на отлучение Галана от церкви папой Пием XII. После убийства Галана были ужесточены меры против националистической Украинской повстанческой армии, продолжавшей вооружённую борьбу против советской власти. Василий Кук, командующий УПА и современные исследователи предполагают, что покушение было организовано сотрудниками КГБ с целью дискредитации националистического подполья в глазах общественности. Никита Хрущев лично информировал о смерти Я. Галана Сталина, причем для «колорита» сказал, что убийцы пользовались гуцульским топором-барткой.
Ярослав Александрович Галан — украинский советский писатель, журналист, общественный и политический деятель. Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в Дынуве (ныне в Польше) в… Развернуть
Яромир Йон /Jaromír John/ (1882 - 1952) – это литературный псевдоним профессора эстетики Богумила Маркалоуса. Некоторые из его произведений, ставших классикой чешской литературы, в свое время были переведены и на русский язык. Речь идет, например, об избранном сборнике его рассказов, а также сборнике под названием «Вечера на соломенном тюфяке». Действие романа «Мудрый Энгельберт» происходит в Чехии в начале 20-го столетия еще до распада Австро-Венгрии. В свойственной автору иронической манере в нем изображены нравы как мещанской, так и аристократической среды и одновременно поднимается ряд общечеловеческих и философских вопросов.
Яромир Йон родился 16-го апреля 1882 года в семье учителя филологии Вацлава Маркалоуса. Детские годы будущего писателя прошли в городе Хрудим, который на рубеже 19-20 веков можно было сравнить с «Афинами Восточной Чехии». Несмотря на перемены, которые несло с собой новое время, местные горожане продолжали жить богатой культурной и музыкальной жизнью. В возрасте 18 лет Яромир Йон, по желанию своего отца, поступил на природоведческий факультет в Праге. Год обучения он провел в австрийском городе Инсбрук. Кроме лекций по своей специальности Яромир Йон был частым посетителем занятий по эстетике, истории искусств и психологии.
После завершения учебы и до начала Первой мировой войны Яромир Йон преподавал в гимназиях городов Колин, откуда была родом его жена, и Градец Кралове. После мобилизации служил на Балканах, а также в некоторых чешских городах. После создания в 1918 году самостоятельной Чехословацкой Республики Яромир Йон начал активно заниматься журналистской деятельностью, был редактором и художественным оформителем газетного издания «Лидове новины». В 20-е годы кроме псевдонима Яромир Йон подписывался также именами Карел Клем, Тутэгаль, Зефирин. Свое собственное имя Богумил Маркалоус он ставил лишь под статьями художественной критики, а также научными работами по эстетике и размышлениями о правилах эстетического воспитания.
Первые шаги в области литературы Яромир Йон сделал еще во времена учебы. В стремлении уйти от модной орнаментальной красочности текстов к изящной простоте Яромир Йон обратил свое внимание на произведения чешских и зарубежных писателей-реалистов. Наибольшее влияние на формирование его стиля оказало творчество Антона Павловича Чехова. Общим в произведениях обоих писателей является тонкий юмор и ирония.
Однако настоящее становление Яромира Йона как писателя относится к тому времени, когда в качестве офицера австрийской императорской армии он участвовал в Первой мировой войне. Лучшим произведением этого периода жизни автора стал сборник под названием «Вечера на соломенном тюфяке», в который вошли рассказы о жизни солдат.
Второй творческий подъем автора относится к началу 30-х лет. Главное место среди его произведений занял антивоенный рассказ под названием «Блудный сын». Для этого периода деятельности автора характерно и то, что размышления над нравственным уровнем и всесторонних способностях обычных людей уходит на второй план. На первом месте оказывается ироническая насмешка над мещанскими идеалами и образом жизни. К числу книг на данную тему относится и роман «Мудрый Энгельберт», написанный в 1940 году. В нем автор создает пародию на любовные романы, в иронических тонах описывает образ жизни чешского мещанства и аристократии.
Яромир Йон /Jaromír John/ (1882 - 1952) – это литературный псевдоним профессора эстетики Богумила Маркалоуса. Некоторые из его произведений, ставших классикой чешской… Развернуть
Мате Залка — венгерский писатель и революционер, активный участник гражданских войн в России 1918—1921 и Испании 1936—1939 годов. Кавалер ордена Красного Знамени и республиканского ордена Освобождения Испании (посмертно).
Мате Залка родился под именем Бела Франкль в еврейской семье (его отец был трактирщиком). Окончив коммерческое училище, с началом Первой мировой войны был призван в австро-венгерскую армию, в чине младшего офицера воевал в Италии и на Восточном фронте. Пленён русскими войсками под Луцком в 1916 году. Как и множество других австро-венгерских военнопленных (Бела Кун, Ярослав Гашек), воодушевлённый революцией 1917 года в России, проникся социалистическими идеями и присоединился к коммунистическому движению (в запрещённую Венгерскую коммунистическую партию вступил заочно в 1920 году). Сражался на фронтах Гражданской войны в России, участвовал в крестьянских восстаниях в тылу Колчака, с 1919 года боец 18-тысячной Сибирской партизанской армии под командованием Александра Диомидовича Кравченко и Петра Ефимовича Щетинкина.
После соединения партизан с основными силами Восточного фронта Красной Армии с 1920 года находился на командных должностях. В 1921—1923 годах в составе войск ВЧК принял участие в подавлении восстаний крестьянских войск Нестора Махно на Украине.
После увольнения в запас, на протяжении 1923—1928 годов работал дипломатическим курьером, на хозяйственной работе, директором Театра Революции в Москве. Занят в аппарате ЦК ВКП(б) с начала 1928. С конца 1920-х сотрудничал в бюро Международного объединения революционных писателей (МОРП).
С 1936 года под именем генерала Лукача сражался в охваченной гражданской войной Испании, командовал 12-й Интернациональной бригадой. На шоссе близ Уэски, которая простреливалась артиллерией фашистов, был убит осколком снаряда. Находившийся с ним полковник П.И. Батов был ранен. Был похоронен на юге Испании, но позже его останки были перезахоронены на военном кладбище в Будапеште.
Женой Мате Залка была Вера Ивановна Залка.
Творчество Мате Залки посвящено преимущественно военной тематике. Его первый опубликованный рассказ «Ходя», вышедший в свет в 1924 году, был посвящён Гражданской войне в России; эта же тема фигурирует в последующих сочинениях Мате Залки («Кавалерийский рейд» (1929); «Яблоки» (1934). Основным мотивом всего его творчества остаётся интернациональное братство. Бессмысленности и несправедливости империалистической Первой мировой войны посвящено самое известное произведение Залки — роман «Добердо» (1937), оконченный незадолго до гибели. Писал на венгерском и русском языках.
Мате Залка — венгерский писатель и революционер, активный участник гражданских войн в России 1918—1921 и Испании 1936—1939 годов. Кавалер ордена Красного Знамени и… Развернуть
Шандор Татаи - венгерский писатель и сценарист.
Балинт Мадьяр — венгерский политик, социолог. Государственный и общественный деятель, министр. Один из основателей и лидеров Альянса свободных демократов (SzDSz).
Балинт Мадьяр родился в привилегированной семье. Отец, Балинт Мадьяр Старший, был режиссером, историком театра и кино; в его роду были аристократы, писатели и крупные политики. Мать, Сикло Ольга, — писательница, драматург, из еврейской семьи, переехавшей в 1928 году в Будапешт из Клужа. Юноша учился в будапештской гимназии им. Фазекаса Михая с математическим уклоном. В 1977 году окончил гуманитарный факультет по курсу социологии и истории Университета им. Этвоса Лоранда. Также прослушал два семестра в Экономическом университете.
С 1977 года Мадьяр работал преподавателем восточноевропейского отделения Института мировых экономических исследований Венгерской академии наук, где в 1980 году получил докторскую степень. В 1979 г. вступил в контакт с оппозиционными режиму группами и участвовал в ряде акций Демократической оппозиции. В 1981 году во время учебной поездки в Польшу был уволен из института. После работал научным сотрудником в социологической мастерской Elemér Hankiss. С 1982 по 1987 гг. — научный сотрудник Института кооперативных исследований, а с 1988 по 1990 — Института финансовых исследований.
Общественая и государственная деятельность:
По списку Альянса свободных демократов Балинт Мадьяр в 1990 году впервые был избран в Национальные Собрания. Переизбирался в 1994, 1998, 2002 и 2006 годах. С 1996 по июль 1998 года был министром образования и культуры, с мая 2002 года по июнь 2006 года вновь возглавлял министерство образования. С января 2007 по апрель 2008 года занимал должность государственного секретаря в канцелярии премьер-министра, ответственного за политику в области развития. В 2008-2012 годах входил в состав Совета управляющих Европейского института инноваций и технологий.
Балинт Мадьяр — венгерский политик, социолог. Государственный и общественный деятель, министр. Один из основателей и лидеров Альянса свободных демократов (SzDSz).… Развернуть
Имре Мадач (венг. Imre Madách; 21 января 1823, д. Альшострегова (венг. Alsósztregova; ныне — д. Долна Стрегова, Банскобистрицкий край, Словакия), Королевство Венгрия — 5 октября 1864, там же) — венгерский поэт, философ и драматург. Автор стихотворной философской драмы «Трагедия человека» (Az ember tragédiája, 1861).
Родился в городке Альшострегова, Королевство Венгрия (ныне это деревня Долна Стрегова, Словакия) в 1823 году в дворянской семье. В 1837 начал обучение в университете Пешта. В 1842 году официально стал юристом. В начале 1850-х гг. сидел в тюрьме по политическому делу; в 1860 г. был избран депутатом в венгерский сейм. В 1840 г. издал лирический сборник «Lantvirágok» (1840), за которым последовал целый ряд лирических стихотворений и критических этюдов, пародия в стихах «A civilizátor» (1859) и драмы «Jo nev es ereny», «Commodus», «Mária királynő» (1840—1855), «Csák végnapjai» (1843—1861), «Férfi és nő» (1843). В 1860 закончил работу над «„Человеческая трагедия“)»(Из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона), своим лучшим произведением; в связи с ним написаны трагедия «Моисей» (Mózes, 1860—1861) и юмористический отрывок «Tündérálom» (1864).
Имре Мадач (венг. Imre Madách; 21 января 1823, д. Альшострегова (венг. Alsósztregova; ныне — д. Долна Стрегова, Банскобистрицкий край, Словакия), Королевство Венгрия — 5… Развернуть