26 июня 2019 г., 14:48

5K

Джексон Броуди возвращается: обзор романа Кейт Аткинсон «Big Sky»

17 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное

Кейт Аткинсон вновь обратилась к детективному жанру, и в своей ироничной манере рассказала мрачную, хлёсткую историю о сексуальной эксплуатации.

Автор: Стефани Мерритт (Stephanie Merritt)

Кейт Аткинсон вновь обратилась к детективному жанру, и в своей ироничной манере рассказала мрачную, хлёсткую историю о сексуальной эксплуатации.

Прошло около десяти лет после того, как был издан последний роман Кейт Аткинсон о частном детективе Джексоне Броуди. За эти годы Джейсон Айзекс оживил грубоватого сыщика на экране в мрачном сериале Би-би-си «Преступления прошлого» (по названию первой книги цикла), а создатель Броуди написала несколько исторических романов, получивших широкое признание, среди которых «Жизнь после жизни» и его продолжение — «Боги среди людей» , отмеченные литературной премией «Коста» (Costa Book Award). И вот, закончив три книги, действие в которых разворачивается во время Второй мировой войны (третьим стал роман «Расшифровка» ( Transcription ), увидевший свет в 2018), Кейт Аткинсон вернулась к Броуди и обратилась к довольно животрепещущей теме сексуальной эксплуатации женщин и детей.

Мы не видели Броуди десять лет. Теперь он живёт в родном Йоркшире, и его уединение нарушает приезд тринадцатилетнего сына, Натана, на летние каникулы. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием подростка в современном мире — уже само по себе является достаточно сложной задачей для Броуди. (Кстати, его возраст намерено не обозначен, однако самый простой расчёт показывает, что детектив уже в преклонных летах.) Но кроме того, смотря на своего сына, Броуди постоянно вспоминает себя в юности.

К тринадцати годам Джексону уже пришлось пережить смерть матери от рака, убийство сестры и самоубийство брата.

Бремя тяжёлых потерь в юном возрасте крайне обострило у Броуди чувство ответственности за социально незащищенных детей, при этом, Аткинсон сознательно использует такой ход, играя с одним из общепринятых законов жанра: детектив-одиночка с трагическим прошлым. Её романы никогда не бывают простыми и ясными. Так, в «Бескрайнем небе» ( Big sky ), как и в четырёх предыдущих историях о Броуди, создаётся впечатление, что она заигрывает с читателем, делает его соучастником, помогающим распознать штампы и ожидаемые повороты сюжета. Озорные литературные приёмы, которые она отрыто использовала в романах «Жизнь после жизни» и «Боги среди людей», намеренно привлекая внимание к вымышленности своих образов, всегда, пусть не очень явно, присутствовали в романах о Броуди. Как то: частые отсылки к детективному жанру и жанровым клише: герои нередко замечают, что причастны к чему-то, что может произойти в романе или фильме, обычно иронически признавая, что в реальности жизнь совсем не такая.

Он бежал к границе и думал, что вот сейчас он похож на героя книги или фильма, хотя не был ни тем, ни другим. Он — обычный человек, который живёт своей обычной жизнью, но эта жизнь теперь летит в тартарары. И нет никакой границы, до которой можно было бы добежать, если не считать границей невидимую черту административного округа между Северным Йоркширом и Тиссайдом.

«Бескрайнее небо» приправлено тонким острым юмором Аткинсон. Это одна из причин, по которой романы о Броуди читать одно удовольствие — они всегда очень смешные, даже когда затрагивают такие мрачные темы, как насилие над детьми и торговля женщинами.

К Броуди обращается Кристал Холройд — жена не внушающего доверия местного бизнесмена и поклонница пластической хирургии. Ей кажется, что за ней следят.

Кристал кружила в районе отметки 39 лет, и удерживать своё судно на этой высоте было довольно трудоёмкой задачей.

У Кристал своя трагическая история. Она — жертва известной в прошлом группы педофилов, в которой состояли представители правящих кругов. Имена многих из них так и не были преданы огласке. Двое молодых женщин-детективов — Ронни и Реджи (которых неизбежно окрестили близнецами Крэй (Рональд и Реджинальд Крэй — преступники, братья-близнецы, контролировавшие большую часть организованной преступной деятельности в Лондоне на рубеже 1950-х и 1960-х годов — прим. пер.)) — проводят повторное расследование не подымая шума. Оказывается, что Реджи — не кто иной как Реджи Дич из книги «Ждать ли добрых вестей?» (третий роман о Броуди) — та самая шестнадцатилетняя сирота, которая спасла ему жизнь. Её расследование начинает пересекаться с тем, над чем работает Броуди. В итоге, они выходят на преступную организацию, торгующую людьми, и это помогает связать всех разрозненных героев романа воедино.

Даже если кажется, что Аткинсон все отдаёт на откуп совпадению, то и оно всецело преднамеренное. Как любит повторять Броуди: «Любое совпадение всегда имеет объяснение, которое ждёт, чтобы его нашли».

В каждом романе этого цикла важную роль играет формирование моральных качеств, поэтому автор уделяет достаточно внимания чуткости в отношениях детей и родителей, чтобы уравновесить жестокость, с которой сталкивается молодёжь. Все, кто знаком с работами Аткинсон, поймут, что у неё не будет лёгких решений и хэппи-эндов. Ближе к концу Джексон говорит: «История повторяется. Но, с другой стороны, только это история и делает. Ведь так?»

Тем не менее в повествовании есть и особенно радующий сюжетный ход: один из тех, кого арестовывают в рамках старого дела, оказывается пэром (члены высшего дворянства в Англии, пользующиеся особыми политическими привилегиями — прим. пер.), «последовательным и ярым пропагандистом анти-европейской повестки». Совпадение? Пожалуй.

Перевод: tatalexaros
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

17 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также