1 декабря 2018 г., 01:35

11K

12 фактов о Сильвии Плат, которые вы могли не знать

39 понравилось 6 комментариев 5 добавить в избранное

Автор: ДжейДи Рин (JD Rinne)

Хотя она считается пионером стиля конфессиональной поэзии, Сильвия Плат не была широко известна, когда покончила с собой в 1963 году в возрасте 30 лет. Но ее наследие пережило ее преждевременную смерть: сборники ее стихотворений и один роман, в основном напечатанные посмертно, все еще читаются, обсуждаются и благоговейно цитируются.

1. Впервые ее стихотворение было напечатано, когда ей было 8.

Первое вторжение Плат в мир поэзии, озаглавленное «Стихотворение», было напечатано в детском разделе Бостон Геральд в 1941 году.

Слышишь, сверчки стрекочут, (Hear the crickets chirping)
В покрытой росой траве. (In the dewy grass.)
Яркие маленькие светлячки (Bright little fireflies)
Мерцают, пролетая мимо. (Twinkle as they pass.)

Конечно, позже стихотворения Плат появятся в Нью-Йоркере, Атлантик мансли и Харперс базар.

2. Ее отец был признанным экспертом по пчелам, вдохновителем ее «Пчелиных стихов».

Отец Сильвии, Отто Плат, эмигрировал в США из Германии подростком и, повзрослев, стал профессором энтомологии Бостонского университета и специалистом по шмелям — его книга 1934 года «Шмели и их обычаи» исследовала пчелиные колонии и власть, которой обладает в них королева. Отто оказал огромное влияние на творчество Сильвии — одно из ее самых известных стихотворений называется «Папочка», и оно, наряду с другими, наводит на мысль, что Сильвии также был не чужд образ «выйди замуж за своего отца».

Отто умер неожиданно, от осложнений запущенного им диабета, когда Сильвии было 8, и эта потеря будет преследовать ее до конца ее жизни. На вершине своего творчества, осенью 1962 года, она написала цикл из семи стихотворений, «пчелиных стихотворений», меньше чем за неделю. Они жизнеутверждающие и оптимистичные и изначально должны были стать завершением ее сборника «Ариэль», но вместо этого после ее смерти их заменили более мрачными, депрессивными стихотворениями, такими как «Грань» («Edge») и «Слова» («Words»), написанные ей в последние дни ее жизни. Пчелиные стихотворения, бесцеремонно перекинутые в середину «Ариэль», так далеки от привычных составляющих ее творчества — саморазрушение, насилие — что часто, говоря о ее творческом каноне, их просто игнорировали.

3. В юности ее описывали как «талантливую, разностороннюю» девушку.

Хотя чаще всего о Плат говорят как о трагической личности, в юности она занималась с увлечением и достигала высоких результатов. У нее были твердые пятерки, полная стипендия в Колледже Смит и грант в Кэмбридж по программе Фулбрайт. Также в университете она получила множество призов за свои писательские опыты.

4. Она была стажером в журнале Мадемуазель.

Во время учебы в Колледже Смит Плат выиграла в конкурсе возможность стать одним их немногих «приглашенных редакторов» в журнале Мадемуазель летом 1953-го. Этот опыт стал поворотным моментом в творчестве Плат и ее жизни; ее роман «Под стеклянным колпаком» — это тонко завуалированное и художественно переработанное описание ее жизни в Нью-Йорке. Она описала этот опыт так: «боль, тусовки, работа», а одна из сцен этой книги подробно описывает попытку изнасилования — события, подтверждение которого находят в личных дневниках Плат. После возвращения домой в Бостон она скатывается в депрессию и переживает попытку суицида; некоторое время она провела в психиатрической больнице, но вернулась в колледж и окончила его с отличием.

5. «Колосс» — единственное крупное произведение, изданное под ее именем при ее жизни.

В 1960-м Плат сначала издала этот сборник стихотворений в Англии, где жила со своим мужем, и получила одобрительные отзывы от критиков (но не слишком большие продажи). Технически книга «Под стеклянным колпаком» была опубликована в Англии всего за месяц до ее смерти, но вышла под псевдонимом Виктория Лукас, из-за боязни издателя, что на него подадут в суд за клевету. Роман «Под стеклянным колпаком», как положено, под именем Плат, прибыл в США только в 1971 году — но когда это наконец произошло, он неожиданно стал бестселлером.

6. Ее муж тоже был известным поэтом.

картинка SonyaStrukova


Плат встретила английского поэта Теда Хьюза — считавшегося одним из величайших поэтов своего поколения и бывшего поэтом-лауреатом Великобритании (звание придворного поэта, утверждённого монархом — прим. пер.) последние 14 лет своей жизни — во время учебы по гранту в Кэмбридже в 1956 году, а четыре месяца спустя они уже были женаты. Для свадьбы они выбрали 16 июня, в честь Дня Блума, ежегодного празднования жизни и работ Джеймса Джойса. Они были молоды — ей было 23, ему — 25 — и они читали, критиковали и поддерживали работы друг друга. «Я пишу стихи так, как никогда прежде, — писала Плат своему брату в 1956, — и это лучшее, что я написала, потому что я твердо уверена в себе и влюблена в единственного человека во всем мире, кто мог бы составить мне пару».

Их отношения были переполнены чувством, но нестабильны — в 1960-м Плат писала своему терапевту, что Хьюз бил ее перед тем, как она пережила выкидыш; он также изменял ей, и многие исследователи говорят, что его любовница была беременна, когда Плат покончила с собой (и сделала аборт вскоре после этого). За пять месяцев до смерти Плат они с Хьюзом расстались; она жила и писала в Лондоне с их двумя детьми. Так как ко времени ее смерти они еще не были разведены, Хьюз унаследовал ее имущество, включая ее неопубликованные работы. Хьюз собрался напечатать «Ариэль», но убрал несколько выбранных ей стихотворений, добавил новые, а остальные поместил не в том порядке, в каком они были в оригинальной рукописи Плат — некоторые считают, он сделал это, чтобы максимально показать Плат в качестве женщины, все больше погружающейся в депрессию и обреченной на самоубийство.

7. Прямо перед смертью она написала стихи, которые сделали бы ее иконой.

Плат покончила с собой утром 11 февраля 1963 года — это была кульминация месяцев суматохи, жестокой депрессии и необыкновенного творческого подъема. Они недавно разошлись с мужем, дома у нее два ребенка, так что она лихорадочно пишет между 4 и 8 часами утра в известную своими холодами лондонскую зиму. Результатом стал сборник «Ариэль» с ее самыми известными работами, такими как «Леди Лазарь» и «Папочка».

8. Она получила Пулитцера.

картинка SonyaStrukova


В 1989 году Плат стала первым поэтом, получившим Пулитцеровскую премию посмертно. Она получила ее за «Собрание стихотворений» под редакцией Теда Хьюза. «Она относилась к своей поэзии, как к ремеслу, — писал Хьюз во введении к сборнику. — Если она не могла сделать из материала стол, то была вполне счастлива стулом, или даже игрушкой. Конечный продукт был для нее не столько успешным стихотворением, сколько чем-то, на что временно было израсходовано ее мастерство».

9. Она также писала книги для детей.

картинка SonyaStrukova


Среди наследия Плат есть маленький сборник детских рассказов, найденный среди ее дневников и бумаг; все они были напечатаны посмертно. Один из них, «Костюм Это-не-имеет-значения» (The It-Doesn't-Matter-Suit), рассказывает трогательную историю Макса Никса и его горчично-желтого костюма. Семилетний Макс — самый младший из семи братьев, двоих из которых звали Отто и Эмиль — имена ее отца.

10. Ее надгробие было неоднократно варварски испорчено.

картинка SonyaStrukova


Могиле Плат в холмах восточного Йоркшира в Англии многократно наносили ущерб: в первый раз ее имя в замужестве было стерто (некоторые думают, это сделали «феминистские активистки», желавшие убрать Теда Хьюза с надписи о Плат), а позже долгое время на ней вообще не было надписи. «С самого начала когда мне нужно было сделать надпись на этом камне… единственным вопросом было, как поместить в нем имя Плат, — писал Хьюз в 1989 году, когда камень был заменен. — Если следовать традиции, на камне должно было быть написано Сильвия Хьюз, это ведь ее официальное имя… в 1963-м я уже отлично осознавал, чего она достигла под именем Плат, и хотел почтить его».

11. Один психолог назвал в честь нее психическое явление.

Образ «депрессивного поэта» долгое время был стереотипом творческого человека — настолько, что психолог Джеймс К. Кауфман в 2001 году назвал это явление «эффект Сильвии Плат», что сделало явление еще более популярным. Недавно Кауфман пересмотрел свои взгляды, назвав себя во времена создания термина «молодым и глупым». В настоящее время он изучает влияние творчества на социальную справедливость.

12. Плат продолжает влиять на культуру сегодня.

Сильвия Плат продолжала влиять на культуру в течение почти шестидесяти лет после ее смерти. От аккаунта в твиттере до знаменитых цитат из фильмов и камео; упоминание Сильвии Плат — это часто краткое обозначение «измученной женщины-писателя». Также она влияет на самых разных современных писателей: например, Лина Данэм писала эссе в университете, сравнивая Плат и Аланис Мориссетт, а Джойс Кэрол Оутс написала про нее целую серию статей.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: MentalFloss
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

39 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 6

Западные люди любят скромные надгробия

Замечательный и трагический поэт. И причём здесь её синдром? Это же можно сказать и о Цветаевой, Есенине, Тракле...
И почему у таких ангелов всегда такие мерзкие любовники, мужья?
О Сильвии Плат есть хороший фильм 2003 г. - "Сильвия"

Тупая чушка. Зачем ее продвигать?

IvanPetrov983, Затем, что она культовая поэтесса и богиня строки, а вы - тупая чушка...

IvanPetrov983,

Читая эти строки хочется выбить вам зубы и заставить их сожрать. Моральный урод.

Читайте также