Иван Гончаров «Обломов» — история FATAMORCANA

6 ноября 2012 г. 16:34

566

Классики.

Не история. Размышление. Я ли воспитала такого ребенка или время такое... По школьной программе читают классиков. Пишут сочинения. К моей школьнице приходят учителя на дом (пальчик сломала на ноге, прыгает на костылях). Слышу: разговор о "Грозе" Островского. Интересно, спрашиваю после занятий, о чем говорили, как учительница относится к Катерине? Традиционно, как в книжках учат.
- Ну а тебе как?
- Что как? "Гроза"? Скушно.
- А Катерина? "Луч"?
- Фф, луч из неё...
- Осуждаешь?, сочувствуешь, ну расскажи, ну что думаешь???
- Да че о ней говорить. Дура. Жалко ее. Но ее решение. Почему нет, если другого выхода она не видела?.
.................................................................
Теперь история с Обломовым. Не читался. Еле заставила, вернее, поназадавала вопросов, с условием, что пока не ответит - никакого компьютера.
И опять:
- Он был счастлив в своем безделии. Зачем ему менять что-то в его жизни? Ну да, влюбился. Но они с Ольгой не пара. Хорошо, что у них не сложилось. Извели бы друг друга. Так, как сложилось, лучше для обоих. Обломов пребывает в гармонии с собой, закроем тему, не будем мешать человеку наслаждаться обществом любимого дивана.
Когда-то в школе нам рассказывали о каких-то ценностях. "Движение-жизнь", "Польза обществу", "Стремление к лучшему". А оказывается, самое ценное - человеческая личность. Гармония с собой. Еще - то ли безразличие к чужим судьбам, то ли необыкновенное уважение чужого пространства, , одобрение любого осознанного решения, даже если это решение во вред самому себе (ему, то есть). Жизнь изменилась, а я и не заметила? И куда я со своими доисторическими понятиями ребенка воспитываю? Может, пусть себе растет, как сорная трава. Глядишь, и меня чему научит.
О названии: классики, они всегда классики. Время идет, люди меняются. А их герои - один раз написанные,- постоянны, только по разному отражаются в глазах читателей разных поколений. Интересно, каким будут видеть Обломова лет так через двадцать?

Комментарии

можно вставить свои двадцать копеек? Мне кажется, ребекам сейчас внушают (не учителя, разумеется), что главное - это собственный выбор, надо уважать чужой выбор, надо уважать свой выбор и так далее и тому подобное. Но ведь они еще ни разу не сталкивались с последствиями выбора, так чтоб приложило от души. И вот тогда: были бы они так благодушны к слову "выбор"?
Мой сын с большим напором налегал на это слово, когда надо было сделать как он хочет, но с проблемами прибежал к маме... Сейчас оклемался и поехал расхлебывать самостоятельно, не знаю, поймет ли...

0 06.11.12

Ну это же здорово, когда есть к кому прийти с проблемами. Иногда сложно взглянуть со стороны на ситуацию. Да и кто поможет, если не мама?) Не знаю, кто может внушать такое отношение. Склонна верить, что это распылено каким-то образом в атмосфере:).

0 06.11.12

это да:))) Хотя уже хочется, чтоб начинал думать - 21 все-таки. Тоже думаю, что это в атмосфере. Как-то неуловимо они это извлекают откуда-то... из телевизора, что ли? Или из песен своих?

+1 06.11.12

Предвижу минусы, но скажу. Так и не дочитала это произведение. Совсем не пошло тогда. Но есть желание перечитать.
А ваша дочь любит читать? Может это банальное безразличие к произведению?

Интересно, каким будут видеть Обломова лет так через двадцать?


Хорошо если будут просто знать о существовании такого произведения.

+2 06.11.12

Читать любит. Но Гончарова прочла побыстрее, чтоб избавиться от него, наверное. Вот "Властелина колец" читает с удовольствием сейчас. А Обломов... Мне он тоже неинтересен, если честно.

+1 06.11.12

Просто сейчас многие равнодушны к классике, даже те, кто любит читать - предпочитают современные книги. Я понимаю, что не все должно и может нравиться, но начать ведь ничто не мешает.
Еще немалую роль занимает уровень преподавания.

0 06.11.12

Да, наверное. Меня больше удивляет манера выражать свои мысли лаконично, емко, без лишней "воды". Как ВКонтакте.

0 06.11.12

Да вот "Что делать?" уже давно в эту категорию годится ("просто знать о существовании"), а его всё проходят :((
У нас Гончарова в школьной программе вообще не было. Прочла самостоятельно и, благодарение высшим силам, гораздо позже. "Обломов", кстати, не понравился, "Обрыв" отличен, "Обыкновенная история" гениальна. И совершенно особая статья — "Фрегат «Паллада»". Необыкновенное чтение, особенно по нынешним временам!

+2 06.11.12

За "Фрегат "Паллада"" спасибо сердешное) Обязательно надо будет почитать, раз ты говоришь, что необыкновенное чтение.

+1 06.11.12

Вот как раз долгие зимние вечера — самое подходящее время для такого чтения ;)

+2 06.11.12

Спасибо, я учту это, когда буду возвращаться к автору.

+1 06.11.12

а классики не такие плохие, обидно, когда все к нуждам общества сводят, ведь Катерина - жена, изменившая мужу, а Обломов-мечтатель крайней степени.
Жалко, что подросткам совсем не жалко Катерину и Обломова, возможно, они просто не поимают весь ужас произошедшего с героями.

0 06.11.12

Не, Катерину-то как раз жалко)) А Обломова чего жалеть? Он счастливый человек.
Про Катерину я как-то писала. В чем ужас-то? Поделитесь, пожалуйста)
В школе практически не меняется традиционная установка на восприятие героев. Катерина так и значится в "лучах света", Печорин - "лишний человек", ну и прочие ордена и медали. вросшие в кожу главных героев классических произведений. Вот надо будет посмотреть, что по нынешним хрестоматиям представляет их себя Раскольников.

+1 06.11.12

У Дмитрия Быкова есть интересная статья «Проспи, художник».
Приношу извинения за большую цитату, но как раз по теме вашей истории.

"В последнее время я подрядился преподавать в школе — не в связи с кризисом, потому что больших денег там нет, а в связи с закрытием «Времечка», после которого у меня почти не осталось занятий, за которые можно было бы себя уважать. Там от меня был толк, я иногда кому-то реально помогал, а журналистика — это так, подмигнуть своим, чтобы не скучали. Польза есть, но иллюзорная. А в школе хоть видишь иногда, как у ребенка на глазах пробуждаются способности, шебуршатся, так сказать, мысли... Короче, спасибо школе, позвавшей меня преподавать: я попал как раз на «Обломова». А современные дети довольно умные, и вот один из них мне говорит: прочел я, знаете, этого вашего Добролюбова. Впору писать ему ответ через 150 лет «Что такое штольцевщина». Он пишет, что Обломов не хочет жить, служить, — а Штольц что, служит? Мы знаем, как он нажил состояние? Мы о его методах получаем представление единственный раз — когда он улаживает дело с «братцем», с Иваном Матвеичем, который Обломова чуть не ограбил. Он что, по закону действует? Нет-с, он идет к знакомому генералу, с которым он, по словам «братца», общается запросто и на ты. И генерал устраивает братцу такой разнос, что лучше бы побил. Вот как делаются в России дела, вы поняли? И вы хотите, чтобы Обломов встал с дивана ради вот такой карьеры? Оставьте его в обломовском раю, где крыльцо вечно шатается и будет шататься еще двадцать лет, потому что его делал гениальный плотник Лука. И учтите, что как только Штольц отдерет управляющего за ухо и потребует сделать новое крыльцо, — это новое крыльцо дня не простоит.
В общем, это верно. Обломов — как раз не лузер, потому что никаким неудачником его не назовешь: в него влюбляются женщины — сначала Ольга, потом Пшеницына; его обожают друзья; у него чудом в последний момент обнаруживаются деньги или спасительные варианты, и умирает он смертью праведника, не мучаясь. А что будет со Штольцем — я не знаю. По всей видимости, ничего хорошего. Или общественный катаклизм подкосит, или Ольга изменит, или в один прекрасный день накроет вечная русская болезнь деятельных людей — осознание полной тщеты всего сущего; и уедет он за границу, как Владимир Яковлев на пике успеха «Коммерсанта», и будет там жить то ли в монастыре, то ли в растаманской общине, думая о том, как течет река. Потому что именно это и есть цель всех умных людей в России; а если они вовремя не спрыгнут с «Титаника» — с ними будет то же, что и с «Титаником»."

Может быть, вашему ребенку показывать и такие интерпретации. :)

+9 06.11.12

Спасибо большое)) Я люблю с ней разбирать по косточкам героев школьной программы). Очень интересный взгляд у ребенка. В двух словах охарактеризовала Обломова. И ведь верно! Штольца трогать не стала. Ну, такой у него ритм жизни, каждому свое, мол. Неизвестно еще, кто более счастлив. Нам-то преподавали, что деятельный Штольц - вот образец для подражания. Сейчас я согласна и с дочкой, и с быковским школьником.

+1 06.11.12

И еще, в качестве противоядия от школьной программы, я подсовывал дитяти вот эти книги – здесь и здесь.

+1 06.11.12

Обломова также не будут замечать

0 06.11.12

Расскажи, не что полагается, а что думаешь! И это ребенку о произведении из школьной программы! Да это же просто здорово! Поэтому и ответы на уровне.

+1 07.11.12