Больше историй
1 июня 2017 г. 09:21
317
Априори?
Продолжается игра «Что, где и когда было написано?». Раунд четыре. После трех раундов счет 2:1 в пользу лайвлибовцев. Против вас по-прежнему играет философ из города Сосновый Бор:)
Кстати, хотел спросить, а хорошо ли вы понимаете значение слова «априори»? Конечно, вроде бы все просто, но… Приведу пример суждения: «Усейн Болт априори является фаворитом забега на сто метров». В связи с этим суждением у меня возникает сразу два вопроса к лайвлибовцам. Вопрос первый: Является ли данное суждение правомочным, иначе говоря – есть ли в нем какой-то смысл и – почему (если есть, то почему, и если нет – то тоже – почему?). Второй вопрос: Является ли данное суждение истинным? (с объяснением). Может показаться, что эти два вопроса являются на самом деле одним, и все-таки они разные. При формулировке ответов, я думаю, вы и сами согласитесь с этим. Или не согласитесь. В любом случае, вопросы сформулированы, время пошло:)
P.S. В качестве факультативного задания предлагаю еще подумать вот о каком суждении: «Борщ без свеклы - априори не борщ». Отличается ли оно чем-нибудь от суждения о Болте? Каковыми будут ответы на два выше-предложенных вопроса в этом случае?
UPD. Именно лайвлибовцы проявлили в комментариях больше прозорливости, чем автор вопросов, который и сам под конец изрядно запутался и уже не знает в точности, что же это такое - априори. Видно, понятие a priori априори непонятно:) Счет 3:1 в пользу лайвлибовцев.
Комментарии
Есть два значения слова априори.
Первое -- общеупотребительное. Оно близко к значению "не требует доказательств" или "это все знают".
Второе -- математическое. Априорная вероятность -- та, которую мы оцениваем до бросания монеты. Апостериорная вероятность -- та, которая оценивается после опыта. Собственно 'a priori' и значит что-то вроде "до опыта", 'a posteriori' ~= "после опыта".
Оба ваши примера -- с болтОм и борщом -- относятся к первому значению, общеупотребительному. В таком контексте все они правомочны. Истинность первого (с болтом) определяется опытом, секундомером и может потому считаться в некотором смысле объективной.
С борщом дело обстоит совсем по-другому. Если бабушка вам в детстве варила борщ со свёклой, то для вас утверждение субъективно истинно. Если же варила без свёклы, тогда ложно. Опять же субъективно ложно. Так что истинность зависит от бабушки :)
Вообще-то вы все абсолютно правильно сказали про общеупотребительность, но затем по примерам возникают вопросы... Верно, оба примера относятся к обыденному словоупотреблению, но имеют смысл. В случае с Болтом - потому что фаворитизм его выводится до опыта пробега, следовательно, априори. Но это не "настоящее" априори, потому что все равно критерием фаворитизма является опыт - прошлые победы спортсмена. Собственно об априори говорят еще: "знание полученное до и независимо от опыта" - так вот в случае Болта оно получено "до", но зависимо от опыта. Поэтому оно правомочно, но не истинно, и победа Болта тут ничего не изменит, равно как и поражение. разве что поражение запретит считать его априорным фаворитом в следующем соревновании.
Пример со свеклой намного сложнее. В том-то и дело, что ни от какой бабушки тут ничего не зависит, - если она варила борщ без свеклы, то это не борщ:) Во всяком случае, если мы определяем борщ как суп из свеклы, то борщ без свеклы - это априори не борщ. Причем здесь совершенно не имеет значения опыт варки борща, вот в чем проблема, хотя сам борщ - понятие все же опытное. Так что во втором примере я и сам нахожусь в затруднении:) Я бы сказал, что "борщ без свеклы - априори не борщ" - суждение и правомочное, и истинное.
С болтом вы приходите к математическому понятию вероятностей. Я хотел что-то в таком роде написать, но меня смутила явная принадлежность болтово-гаечных болельщиков к общеупотребительному :)
А с бабушкой -- дело в названии. Если нам бабушка сказала, что это борщ, хотя у неё и не было свёклы, то нас после этого можно хоть год убеждать, что это не борщ, а мы всё равно будем считать это борщом. Кто-то вроде Дерриды или Фуко или какого-нибудь раннего Витгенштейна с увлечением рассматривали такие казусы. Это уж не для меня, знаете ли :)))
В том-то и дело, что тут можно в очень приличные дебри забраться, я пока и сам-то к этому не слишком готов, потому оставляю пример с борщом каждому на его личное философское усмотрение:)
Вот не знаю, засчитывать ваши ответы за победу лайвлибовцев или нет? В принципе, вы все правильно ответили, конечно. Хочется и себе балл записать... А как вы сами думаете? :)
Запишите себе для уравнивания общего счёта :)
Думаю, для будущего очко вам намного полезнее :)
Первый принцип преферанса: всегда не выигрывай -- потеряешь партнёров.
Ну, 3:1 - еще не страшно, к тому же я сегодня за утро вопросов еще раунда на три придумал:)
Пишите ещё :)
Почитаем...
В обоих случаях, мне кажется, имеет место неправильное словоупотребление.
"Априори" - это независимо от опыта (первое значение) или бездоказательно (второе значение). Нельзя априори являться, но можно априори считаться. Если в первой фразе заменить "являться" на считаться, будет, в целом, норм. Во втором случае автор перепутал слово "априори" со словом "в принципе".
Не знаю, как с точки зрения философии, а с точки зрения лингвистики дело, по-моему, обстоит именно так )
Тут лингвистика сильно с философией переплетается:) Можно написать и считаться, наверное, лингвистически это корректнее, но сути не поменяет. Считать Болта фаворитом априори правомочно, поскольку мы выводим фаворитизм до опыта проведения соревнования, но вообще-то это не "априори", поскольку фаворитизм выводится из опыта - прошлых побед Болта. С борщом все сложнее. Мне кажется - это и правомочное и истинное суждение. Борщ без свеклы априори не борщ, а что-то другое. Но это вопрос дискуссионный:)
"Априори" в примере с забегом субъективное утверждение говорящего. "Он априори считает Толстого скучным" - в этой ситуации имеется в виду, не читая. "Он априори фаворит" - я не видела его забегов, но уверена, что он лучший. Именно поэтому я за то, чтобы заменить "является" на "считается" - тогда понятно, откуда "априори".
Я согласен - "считается" корректнее. И, повторюсь, уже где-то здесь лингвистика переплетается с философией, поскольку речь идет о смысле суждений.
С борщом мне не нравится, что непонятно для кого борщ без свеклы не борщ. Так все-таки не говорят. Вот если бы "для него борщ без свеклы был априори не борщ", тогда это и логичнее будет, и с точки зрения языка складнее.
Я как раз в этом проблемы не вижу. Речь идет о том, что вообще считается борщом. Вообще это суп из свеклы. Мне даже неизвестно, есть ли хотя бы какая-то редкая разновидность борща без свеклы... Отсюда суждение построено именно так.
Все равно "априори не борщ" неблагозвучно, я бы так не написала.
В общем, если исправить в первом примере "является" на "считается", то вполне нормальное и верное суждение. В случае с борщом, видимо, тоже)
Окей... С борщом я тоже считаю, что все нормально, хотя там много посторонних проблем выскакивает, если начать копать поглубже, - но они всегда выскакивают:) Ну а в первом примере - само суждение нормальное (правомочное), но строгому "априори" не соответствует, раз уж мы выводим априорность из опыта прошлых побед, потому: правомочное, но не истинное. Как-то так:)
По-моему, и истинное тоже. Как я уже писала, допустим, лично я не видела его забегов, следовательно, у меня нулевой опыт по данной части. А свое суждение я основываю на мнении авторитетных друзей. Стало быть, для меня он "априори фаворит", но основываюсь я при этом не на его прошлых достиженияч, а на своих личных симпатиях к лидерам мнений в своем окружении. Можно же и так посмотреть)
А симпатии все равно основываются на опыте общения:)
Но тогда и представление о составе борща основывается на опыте - пусть взятом из книг, но опыте. Если это утверждение, сформированное воспитанием, то и тут имеет место общение с родителями. Так что либо оба утверждения истинны, либо ни одно)
В том-то и дело, что с борщом сложнее выходит. Мне не надо варить борщ без свеклы, чтобы убедиться в том, что это будет не борщ. Болт может выиграть или проиграть, но борщ без свеклы априори не борщ - это вытекает из определения борща. А вот статус определения в этом контексте (в его связи с опытом), мне не совсем ясен. Поэтому в целом второй пример проблематичен, но он отличается от первого. Такая вот загогулина:)
Но фаворитом-то Болт является до начала соревнования, так что это вытекает из его определения "самого талантливого" (по оценке знакомых или журналистов). Будет ли он таковым после соревнования - другой вопрос. Но на момент произнесения фразы - это вполне себе априори. Может, я слишком упертая, но я это так вижу (возможно софистики неисчерпаемы ; )))
Сейчас сходу не успею пояснить, завтра постараюсь разложить по полочкам, если получится:)
Вообще, разложив все по полочкам с самого начала, я вижу, что вы правы, и что разницы между двумя суждениями в контексте «априори» нет… ну или почти нет:)
Пример первый. Мы видим, что определенный спортсмен постоянно обыгрывает других – для таких спортсменов начинает использоваться понятие «фаворит». «Фаворит» - спортсмен, который скорее всего выиграет, раз уж он выигрывал до этого (раз уже его класс, как мы видим из опыта его выступлений – выше). Далее появляется Усейн Болт, который выигрывает все соревнования за явным преимуществом и мы говорим – Усейн Болт – априорный фаворит соревнований. Соревнование еще не началось, а мы уже уверены в том, что именно он его выиграет.
Пример второй. Мы видим, что определенный суп варится с использованием определенного ингредиента (свеклы), и для этого супа начинает использоваться понятие «борщ»; борщ – такой-то суп из свеклы. Получается, что свекла относится к понятию «борщ» почти точно так же, как и Болт относится к понятию «фаворит». Но все же не совсем так же. Потому что в определении начинает подразумеваться свекла вообще, а Болт – это конкретный спортсмен. «Тот, кто не выиграл ни одного соревнования – априори не фаворит» - это суждение было бы таким же, как и суждение о борще. Или «из этой свеклы борщ априори не получится» (если свекла плохая) - это было бы суждение примерно эквивалентное суждению о Болте.
Меня же сбил с толку результат соревнований – то, что Болт может выиграть, а может и проиграть, но это, как вы правильно заметили, не играет роли. То, что фаворит может проиграть не противоречит понятию фаворита. Если он проиграет, то едва ли сможет считаться фаворитом в дальнейшем, но на момент высказывания он все же фаворитом является. Априори. Но – только если постоянно выигрывал до этого. То есть – апостериори:)
Спасибо за вашу «упертость» – без нее я бы так и не разобрался в этих нюансах. Правда, сейчас я вижу, что количество этих нюансов только умножается, если уж попытаться исчерпать предмет:)
Не за что) Вы сами подвели меня к такому результату, употребив понятие "опыт". Если смотреть с субъективной точки зрения говорящего, то все утверждения так или иначе основываются на опыте (может быть, поэтому, в строгом смысле, каждый конкретный рассуждающий вообще не вправе употреблять это "априори", ибо в каждом суждении мы так или иначе задействуем тот или иной опыт?). Если мы исходим из субъективности каждого высказывания, то все наши "априори" - не более, чем допущение... Я бы добавила, что употреблением этого слова мы чаще всего подкрепляем свои суждения сильным, как нам кажется, аргументом, ибо "априори" - априори объективно! В то время как, если разобраться, это совсем не так.
В том, что касается обыденного словоупотребления (вообще, все, что касается вывода из наблюдаемого человеком), то все "априори" априори не априори, потому что априори выводятся из опыта:) Кант относил к априорным, например, все основоположения математики. Или, если все-таки обратится к наблюдениям, суждение: "всякое изменение должно иметь причину". Но именно, что Кант полагает, что наблюдение тут не требуется. Ну а соглашаться или нет...
Совершенно верно. Опять-таки Кант так и пишет: "Если имеется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение; если к тому же это положение выведено исключительно из таких, которые сами, в свою очередь, необходимы, то оно безусловное априорное положение".
Ну вот, мы с Кантом на одной волне!.. Не ожидала. Он, конечно, великий ум, но по мне, чересчур педант ))
"Правомочно" все то, что человек может подвести под существующую нормативную базу. Или подогнать нормативную базу так, как ему удобно. Или быстренько поменять в первом чтении нормативную базу так, как ему удобно.
Определение же "истинный" из того же разряда, что и определение "априори" - порожденное мышлением одной группы, одного сообщества, одного человека. В зависимости от категоричности утверждения определяет степень гордыни пациента.
Таким образом ответ на оба вопроса - гордыня Болта помноженная на гордыню утверждающего, что он фаворит дает совершенно любой результат, потому что до тех пор пока он, стуча копытами, не прибежал к финишу, никакая касса не вернет нам наши деньги.
Борщ - это однообразие. Обычно борщом называют приевшуюся традиционную позу в сексе. Соответственно - свекла там может быть или не быть, не столь важно, ибо борщ надоел уже на стадии мысли о нем, а не в холодной кастрюле в холодильнике и, тем более, не в кипящем виде посреди стола.
Я и не сомневался, что проиграю этот раунд:)
И вполне может быть, что лет через 10-20 на Ямайку наложат санкции и отменят все достижения Болтика. Априори.