Больше историй

3 ноября 2015 г. 06:43

177

ЧТО ЕЙ БЛУМ?

Нередко приходится делать над
собой усилие, чтобы приступить к книге, особенно если она рекомендована людьми, чьи
вкусы, по тайному убеждению юного читателя, скучны и старомодны, но если такое усилие
все-таки делается, оно будет вознаграждено сполна.
В.В.Набоков "Лекции по зарубежной литературе".

Книгам нужны читатели. Не в усредненном смысле:

"Раз есть голова - значит можно рубить".

И не в утилитарном: зачем-то же написано, пущай ужо кто-то прочтет. А в том, что книги - это миры. И снова не в значении, вынесенном в заголовки книжных серий: "Миры Клиффорда Саймака", "Миры братьев Стругацких". Вовсе не обязательно всякая фантастическая, сколь бы объемной ни была, создает собой мир. Напротив, он может быть создан небольшим рассказом реалистического содержания, где в центре внимания - поступки одного-двух героев в не прописанном, за исключением некоторых деталей, внешнем антураже.

Текст (я о настоящих) начинает влиять на пространственно-временной континуум в самый момент своего написания. Он просто есть и несет в себе определенную энергетику, независимо от того, ляжет в стол творца, выйдет солидным томиком в кожаном переплете и с золотым обрезом или разлетится миллионными репостами в сети. Лучше два последних варианта, они увеличивают шанс на встречу с читателем, хотя не гарантируют ее, как ни парадоксально. Копипастить можно, не читая (или читать, видя лишь то, что изначально было в тебе и оставаясь слепоглухонемым к тому, что составляет подлинное содержание). И красивый томик поставить на полку, проглядев по диагонали.

Джойсова "Улисса" не читают. Он - тяжелая артиллерия мировой филологии в борьбе с профанами. Буде кто зарвется и возжелает сравняться: А вот почитайте-ка! Страшно? А мы еще в универе проходили. Пораженный величием просвещенного оппонента, дерзкий уползает умирать под плинтус, где и мечтает быть похороненным впоследствии. Скромненько, без военных оркестров и орудийных залпов. Собственно - орудие уже выстрелило.

Я на филфаке до Джойса не доучилась и тоже не взялась бы, когда бы не Набоков с его "Лекциями по зарубежжной литературе", которые сейчас читаю. Заключительная часть посвящена "Улиссу": Рискнуть что ли? - подумала. И взялась. Н-ну что вам сказать, господа, это оказалось не так страшно. Полагаю - надолго, не то чтение, которое проглатываешь, не имея сил оторваться. Что с того? Дорогу осилит идущий, а путь в тысячу ли начинается с первого шага. Первая часть тяжеловата, право, усилиями по внедрению. Сопли, гной, треснувшее зеркальце прислуги, раздутые трупы утопленника в море и пса на пляже, черная желчь, которой перед смертью рвет мать Стивена. И сам он, вызывающий искренний восторг ученностию, но отвращающий, sorry, свинством. "Ирландию омывает Гольфстрим" - потрясающий афоризм, но мыться раз в полгода - воля ваша, нехорошо.

Блум - вот, кто тут мой. Чистюля, ах с этим дурацким куском цитронового мыла в размокшей прилипшей бумажжной обертке. И он влюблен до сих пор в свою Моллиган, как мальчишка. Завтрак ей в постель носит, поди ж ты. А у них старшей дочери пятнадцать и она уже проводит каникулы вдали от семьи. И он любит всякого рода субпродукты, Вика вот пишет, что в Блумсдей (16 июня) ирландцы едят блюда из романа: бараньи почки, бутерброд с итальянским сыром. Почка была свиная, он остановился на той лавочке, где можно было купить свежую свиную почку и забрал последнюю за четыре пенни. Просто я женщина и знаю, что свинина готовится быстрее баранины, но это так, мелочи.

И он так-кой женолюб, никакой возможности не упустит полюбоваться прелестями нашей сестры. Будь то толстая задница служанки или краешек лодыжки леди в белом шелковом чулке, приоткрывшийся, когда садится в трамвай. И он постоянно каламбурит сам с собой в своей голове. И непрестанно прокручивает комбинации, занимающие всякого думающего человека: "как можно разбогатеть настолько, чтобы не думать о деньгах вовсе". Приходя к выводу - а никак! И совершенно по этому поводу не убиваясь.

И он мысленно доводит всякую ситуацию до абсурда, оставаясь внешне спокойным, любезным и чуть отстраненным. И он все время оценивает людей, события и ситуации, давая убийственно точные характеристики. И бедные животины, которых встречает на пути. Будь то домашняя кошка, пес отца Атос, лошади, впряженные в экипаж. Он не умиляется в "мимимишечном" стиле, принятом сегодня к обращению. Он просто начисто лишен жестокости по отношению к ним.

Что она Блуму? Что ей Блум? Поди разбери. Н-ну, может быть я именно тот читатель, какой был ему нужен?

Ветка комментариев


На ''Защиту Лужина'' я ещё ничего не писал.

А насчёт Джойса - был бы очень рад (честно!), но не могу. Меня сейчас всерьёз захватило описание правления Екатерины Второй в исполнении разных писателей. Пока с этой темой не разберусь - на Лайвлибе буду только читать рецензии друзей и комментировать отдельные из них, на труды писателей особо для меня важных...

Так что первоочередной пункт, на котором остановлюсь - ''Фаворит'' В. Пикуля.
Вообще давно задумал длинный книжный путь - от средневековья через абсолютизм и наполеоновские войны до 1917 года. Но придётся делать и чрезвычайно длинный крюк к античности, ибо только через античность можно придти к описанию всей богатой истории преднаполеоновской Франции.

Так что, к Джойсу скорее всего приду уже через год-два, после революции Ленина- Троцкого - Сталина... Джойс - дальняя путеводная звезда, мечта прекрасная, почти недостижимая.

Надеюсь, я Вас не раздражил и не расстроил туманностью многословия и многопланья.


Вы представить себе не можете, как я счастлива говорить о таком и слушать такое.
И тоже страсть, как люблю многословие и многоплановость. Мир пронизан внутренними связями, все со всем всегда. И прозревать их - огромное наслаждение. Не профанное.

Жаль, не доверяю истории и почти не читаю исторической литературы. Понимаю, что это недостаток, ставящий под сомнение мои претензии зваться разумным человеком, но поделать с собой ничего не могу. Мечтала стать историком в детстве, после слома эпох, когда на глазах переписывались набело пласты, которые привыкла с детства воспринимать, как незыблемые, априори поняла, что так было всякий раз со сменой власти и отвратилась. Это большой недостаток мой, но пока удается обходить, благо - хороших книг много.

Но мне было бы очень приятно пересекаться с вами время от времени, ваше появление всегда в радость.


Спасибо на добром слове.
А с исторической литературой... Я стараюсь найти несколько авторов, пишущих на одну тему, но нередко представляющих разные мировоззрения, страны, эпохи, прочесть и потом логически сопоставить. Думаю, что не совсем бестолковое занятие. Порой даже просто для эстетического удовольствия от красоты стиля того или иного автора, ведь красиво пишут иногда не только авторы художественной литературы...


Очень понимаю вас и нахожу, что такого рода занятие - увлекательнейший из квестов. Почти как: "Всех отыскать, воедино собрать и единою...")) нет-нет-нет, без привычной концовки.
Тоже постоянно делаю это. Как нельзя жить в мире и быть свободным от мира, так невозможно быть читателем, свободным от исторических реалий того или иного времени. Так или иначе, они затрагиваются в книгах, даже не специальных исторических.

Что до эстетического удовольствия, обмираю от некоторых вещей у Флоренского, нежно люблю "Розу Мира" за исключением первой трети и несу в сердце 27 лет уже "Этногенез и биосферу"Гумилева. Ну не мог сын таких родителей писать плохо.

Не могла не добавить, Авессалом Подводный - это такой восторг, иногда до слез хорошо.


Надеюсь, что когда-нибудь до Флоренского и Андреева тоже доберусь. Гумилева читал, но другие вещи, у него замечательно увлекательные книги о тюркской истории, о хитросплетениях византийской, иранской и китайской дипломатии.


Я знаю, что замечательные. Дочь нежно любит историю и много его книг читала. А ведь это может быть вариантом вспомогательного средства к преодолению идиосинкразии.
Вот видите, как хорошо с умным-от человеком поговорить.


Согласен.