День "Д"...6 июня 1944 год, Нормандия...А, ну точно, первые 20 минут фильма "Спасти рядового Райана"! Да, да, всё именно так, только в десятки раз жестче и в сотни раз интереснее, вот о чем эта книга.
Ведь что такое по сути этот один день? Большая десантная операция. Господи, да все её знают, и фильм упомянутый смотрели, и в несколько частей Call of Duty играли, видели этот штурм. Но нет, не так всё просто.
Самым подробнейшим образом в книге рассказывается обо всём, что имело отношение к операции. Начиная от характеристики командующих противоборствующими войсками - Эйзенхауэра и Роммеля и состава войск и вплоть до последнего десантного катера и перевернувшегося планера, упавшего в живых изгородях. Позвольте мне рассказать подробно о наполнении глав и прошу прощения за простыню текста, но книга, несомненно, этого достойна. Содержание есть в карточке, поэтому без названий глав.
1. Подробный рассказ о немецких войсках, находившихся на побережье Франции. Вторжению противостояли, в основном, бойцы не первого класса, и возрастом постарше или помладше, и с заболеваниями определенными, каждый шестой солдат во Франции и вовсе был из так называемых "восточных" батальонов (мы их знаем как "хиви"). Были, конечно, и опытные бойцы, и элита войск СС, но всё было жутко растянуто по побережью.
2. Рассказ о войсках Союзников. Сыны демократии до этого не сталкивались в массовом порядке с казавшимися им непобедимыми солдатами вермахта. Да и опыта штурма укрепленного побережья у них не было (ни Африка, ни Сицилия сильных оборонительных линий не имели). В этой главе подробно рассказывается о создании средств десанта, все эти боты Хиггинса, плавающие танки-"утки", десантные суда. Хиггинс, кстати, был ушлый малый - в 1939 г. он, уверенный в неизбежности войны и будущей острой нехватки стали, скупил всю красную древесину, заготовленную в 1939 г. на Филиппинах, и складировал её про запас. Большое внимание уделялось и подготовке воздушных десантов. Было создано огромное количество транспортных самолетов и планеров, прекрасно подготовлены парашютисты-добровольцы и отряды рейнджеров и коммандос.
В этой главе проводится интересная мысль о том, что боевые качества британских солдат были ниже американских собратьев. Англичане потерпели несколько чувствительных поражений от немцев, воевали с ними с 1940 года и не хотели напрасно терять людей, так как людские резервы Британии были истощены. Были между "томми" и "лаймиз" и трения по поводу девушек в Англии (немалая проблема, надо сказать, в ряде фильмов она отражена).
3. Глава о командующих. Опытный Роммель и опытный Эйзенхауэр. Стивен Амброз считает, что у них было много общего: один на год старше другого, оба из маленьких городков, оба имели крепкие семьи и оба блестяще воевали. Также в главе рассказывается о командующих группировками и родами войск, подчиненными Роммелю и Эйзенхауэру.
4. Глава о выборе времени и места операции. Планирование началось еще в марте 1943 г. Изучалось всё: обрывы, приливы, побережье, проходимость грунта (для этого посылались специальные группы на подлодках-малютках, которые ползали на берегу с трубами для взятия проб). Британцы собрали 10 миллионов почтовых карточек с изображениями курортных мест Франции и обладали детальной картой побережья до последнего дома и церкви. Большую помощь оказало и французское Сопротивление, предоставившее много сведений. Идет рассказ и об операции "Фортитюд": Союзники создавали ложные радиостанции и фиктивные армии, чтобы создать у немцев видимость, что высадка произойдет в Норвегии, либо не в Нормандии, а в Па-де-Кале. Отвлечь внимание немцев предполагалось с помощью двойных агентов, полей "техники" из резины и папье-маше и даже импровизированного нефтяного причала в Дувре, созданного декораторами из киностудии. Впрочем, были и промашки. Один американский генерал проболтался о предполагаемом дне высадки. то же самое сделал и один из офицеров, рассказавший и о маршрутах, и о численности войск. Оба сделали это хорошенько напившись и обоих сослали обратно в Штаты, однако они легко отделались.
С датой высадки тоже были трудности, все зависело от приливов, от достаточного лунного освещения. даты падали на начало и конец июня. Эйзенхауэр выбрал днем "Д" 5 июня.
5. Глава посвящена подготовке высадке в связи с участием ВВС и движения Сопротивления во Франции. Было у Союзников много споров как использовать десантников и бомбардировщики. Была идея выбросить десанты в 100 километрах от побережья и удерживать аэродромы, операция "Маркет гарден", проведенная позже, показала что было бы с ними, прими Эйзенхауэр этот план. Больше всего споров было с командованием бомбардировочной авиации. Речь идёт, конечно же, о Королевской бомбардировочной авиации. Британцы не желали подчинять бомбардировщики Эйзенхауэру и проблему смог решить только лично Черчилль. было много разногласий и на тему что бомбить. Американцы настаивали на железных дорогах и депо, британцы желали уничтожать нефтехранилища.
Французское Сопротивление также сыграло свою роль в подготовке вторжения. Французы собирали сведения, устраивали диверсии на железных дорогах, повреждали линии связи.
6. Планирование и подготовка операции с обеих сторон. Идет подробный рассказ о системе обороны побережья, созданной Роммелем, о препятствиях, минных полях, окопах, казематах, орудийных позициях и прочем, прочем, прочем. Именно тогда Роммель отдал приказ прекратить все учения и всем рыть укрепления, зарыть в землю каждый танк, так как исход битвы, по его мнению, должен был решиться на побережье в первые 24 часа.
Союзники тоже вели планирование операции "Оверлорд". Все побережье было разделено на 5 участков высадки: Юта, Омаха, Золото, Юнона, Меч. Определена была и схема высадки: артподготовка и воздушные удары, а затем волны десанта. Все расписано очень подробно, по минутам, секторам и подразделениям.
7. Глава про учения. Американцы считали, что хорошо подготовили свои войска, но феврале 1943 г. на перевале Кассерин обнаружили, что в тяжелых условиях современной войны войска убегают, а командиру паникуют. Эйзенхауэр возвел ежедневные тренировки в закон. 2 года тренировок. Идет рассказ и о трудностях пребывания "джи-айз" в Англии: холодно, сыро, трудно получить пропуска на уик-энд. Упоминаются и проблемы между черными и белыми солдатами. Я вот не знал, что во время Второй мировой черные американцы не служили массово в боевых частях, а были в основном в снабженческих. Оказавшись в одном баре белые и черные солдаты неизбежно завязывали потасовки с перестрелками. Армия разделила время посещения баров: один вечер для черных, другой для белых. Следует учесть, что всего в Англии находилось около 2 миллионов янки и кое-кто поговаривал об американской "оккупации". Идет рассказ о многих происшествиях и выводах, сделанных Союзниками: использовались настоящие боеприпасы и снарядами случайно убивало солдат, десантные суда опрокидывались и люди тонули.
Упомянут интересный факт: в апреле 1944 г. немецкие торпедные катера прорвались мимо эсминца и атаковали десантные корабли, проводившие учения. Погибло 749 человек и 300 было ранено. Во время этой атаки выяснилось, что при формировании десантных эшелонов в них не включили спасательные суда, солдаты не были обучены пользованию спасательными средствами, а британцы и американцы работали на разных радиочастотах.
Рассказано и о тренировках десантников (которые получали дополнительные ежемесячные "прыжковые" 50 долларов), планеристов, рейнджеров и коммандос (тем вообще предстояло лезть по скале вверх при штурме побережья), инженерных войск. Любопытно упоминание о евреях, служивших в отрядах коммандос. Все они сменили фамилии, чтобы в случае попадания в плен, немцы над ними не издевались.
И еще раз к вопросу о черных солдатах. Во время Второй мировой войны было сформировано 3 дивизии из чернокожих американцев, в боях участвовала одна. К марту 1944 г. в Англии было 150 тысяч черных американцев, которые отмечали для себя что в Соединенном Королевстве нет сегрегации. Много мыслей роилось и в головах белых офицеров, которые были озабочены тем, что после войны все эти люди вернутся домой с определенными впечатлениями. Кто знает, может быть тогда и зародились мысли об отмене сегрегации, к которой США придут в 60-е.
Немцы, как мы уже знаем, готовились исключительно к обороне и копали, копали, копали...
8. Глава посвящена сборам войск Союзников и проводимым инструктажам. Движение в Южную Англию войска начали в мае. Перебрасывали их всем, чем только можно, многие части шли пешком. Обслуживало всю эту массу войск 4500 поваров и 54 000 человек из других служб. Дана интересная информация о "спасательных комплектах" на случай плена или если солдат потеряется: напильник, вшитый в гимнастерку, латунная намагниченная брючная пуговица (компас), шелковый шарф с картой Франции, таблетки для очистки воды, франки. Союзники были готовы и верили в то, что говорило командование: корабли и авиация сметут все, что есть на берегу, бомбардировщики нароют воронок и будет где укрыться, трудно будет через 2-3 дня, когда начнутся танковые контратаки...день "Д" приближался.
9. Погрузка. Вы чувствуете насколько подробно Стивен Амброз описал эту операцию? До мельчайшей детали, всё сдобрено многочисленными воспоминаниями солдат Союзников и бойцов вермахта. Огромная толпа солдат грузилась на корабли, тысячи тонн грузов, боеприпасов, техники. 2727 кораблей под флагами 12 стран. На борт корабля поднялся и Роберт Капа. Как утверждает Стивен Амброз, солдаты вермахта также были готовы к отражению вторжения и, хотя имели невысокий боевой дух, всё же сдаваться при первом выстреле не собирались.
10. Рассказ о первых днях июня. Напомню, высадка планировалась 5-го и войска вышли в море. 3 июня о предстоящей операции узнал де Голль. Его просили после начала вторжения обратиться к французам и призвать их исполнять приказы американцев и принимать напечатанные ими франки. Де Голль ответил "нет". Ранним утром 5 июня погода сильно испортилась, стояла сильная качка и вторжение было отложено на сутки. Многие солдаты провели на кораблях 2-3 дня и по их воспоминаниям вокруг стоял невыносимый запах рвоты. Адмиралы подсчитали остатки топлива. Если бы высадка не началась 6 июня, то её необходимо было бы отложить на 2 недели, до следующего хорошего прилива. Решение о начале операции 6 июня было принято.
Немцы на 6 июня назначили штабные учения, все генералы уехали от побережья, у жены Роммеля был День рождения...
11 и 12. Две главы посвящены ночной воздушно-десантной операции, предшествовавшей вторжению. Прыгали десантники примерно в 1 час. 30 мин. ночи и раскидало их по всему полуострову, полки перемешались, некоторые солдаты не могли найти никого из своих 4 дня. Описан курьезный случай, когда в одном месте собралось 2 генерала, полковник, 3 подполковника, 4 лейтенанта, несколько сержантов-радистов и всего десяток рядовых. Часть парашютистов утонула в водоемах глубиной всего около метра, их утянуло на дно снаряжение. Впрочем, описаны и другие эпизоды: американский лейтенант-хирург попал в плен и несколько недель работал бок о бок с немецкими врачами, леча и своих, и чужих, пока его не освободили войска Союзников. Вот не знаю были ли такие примеры на Восточном фронте, но момент отношения противников показателен, где жестокость и целые армии на фронтах, а где работа бок о бок и "рота Е заняла холмик, а 5 взвод обстрелял деревушку".
Были и отвлекающие маневры: на парашютах сбрасывали много манекенов, 4 солдата бегали по лесу и крутили пластинки с записями перестрелки.
Впервые встретил описание действий планерных частей. Они в 3 часа ночи начали высаживать подкрепления парашютистам, доставляли джипы и противотанковые орудия. Именно тогда впервые обозначилась одна из серьезных проблем, о которой не знали при подготовке вторжения - французские живые изгороди высотой под 2 метра и практически непроходимые. В дальнейшем они доставят немало неприятностей войскам Союзников. Стивен Амброз отмечает, что во время воздушно-десантной операции британские парашютисты действовали гораздо результативнее и выполнили большинство поставленных задач: подорвали и захватили мосты, закрепились на перекрестках дорог. Американцы же до наступления рассвета своих задач не выполнили.
13. Глава посвящена проведенной перед высадкой воздушной бомбардировке. Союзники задействовали все имеющиеся бомбардировщики. Однако успешно они отбомбились только на участке высадки "Юта". На остальных 4-х участках бомбы упали в 3-5 километрах от берега, либо еще дальше. Истребителям Союзников в этот день не довелось сойтись в бою с люфтваффе. Немцы не подняли авиацию в воздух и потери союзническая авиация понесла только от зениток, своих и немецких.
14. Рассказ о переходе кораблей через Ла-Манш и бомбардировке берега. 255 тральщиков пробивали 10 коридоров (по два на каждом участке высадки), 68 эсминцев обеспечивали прикрытие, 6 линкоров и 20 крейсеров вели артиллерийские дуэли с германскими батареями. К берегу устремились сотни десантных судов. Над ними проносились огромные снаряды с линкоров, немцы на побережье замерли в ужасе, два самолета Союзников упали, сбитые своими же корабельными снарядами.
Амброз отмечает, что несмотря на сильнейший обстрел, укрепления немцев в основной своей массе выдержали его. Мастерство немецких строителей флоту Союзников преодолеть не удалось, десантники на берегу дорого заплатили за это.
Абсолютно безрезультатным был огонь из десантных судов, оборудованных ракетными установками. Предполагалось, что, подойдя к берегу, они обрушат свои ракеты на немецких солдат, занимающих позиции, после артобстрела. 14 000 реактивных снарядов взлетели...и убили всю рыбу в прибое, ни один не долетел до немецких позиций.
Спустили атакующие на воду и плавающие танки, большая их часть затонула.
На берегу немецкие пехотинцы и артиллеристы приготовились отразить накатывающийся вал десантных судов.
15. Начало высадки на "Юте". Десант был высажен совершенно не там, где предполагалось, течения и маневры шкиперов привели их на милю в сторону, от намеченного места. Высадка прошла относительно спокойно, сопротивление было небольшим и было быстро подавлено. Солдаты высадились на берег и отправились воевать вглубь континента. Это была довольно бескровная высадка, удачно окончившаяся во многом благодаря ночному воздушному десанту, уничтожившему батареи. Об этом рассказывает следующая глава.
16. Воздушный десант на полуострове Котантен. Как и везде в ту ночь парашютистов раскидало кого куда. В результате они объединялись в стихийные отряды и вступали в бой, чтобы выжить. Ночь прошла беспокойно и только с наступлением рассвета парашютисты начали проводить атаки на позиции немцев. Зачастую в атаку поднималось 10-15 человек, а иногда и 2-3, остальные не желали идти в бой. Так, атакуя дезорганизованных солдат вермахта, десантники продвигались обратно к побережью, захватывая и уничтожая огневые позиции немцев. Питались они исключительно шоколадом, который взяли с собой. Взяли десантники и несколько важных деревень, мостов и перекрестков.
17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Целых 7 глав посвящены дню "Д" на участке высадки "Омаха". Сотни убитых, тысячи раненых, невообразимый хаос. Это самая известная часть дня "Д", которую описывают все фильмы, книги и игры. Все эти главы набиты воспоминаниями выживших и описаниями бойни. Пересказать сложно, это надо прочесть. Хаос на берегу, сотни трупов, отступление кораблей в море и первые группки смельчаков, пробивающихся по скалам вверх. Рейнджеры, штурмующие 50-метровую скалу с крючьями и пожарными лестницами и десятки других эпизодов - это всё здесь.
24, 25. Главы посвящены боям на плоскогорье, куда вышли солдаты, взявшие побережье "Омаха" и второй половине дня на побережье. Немцы еще сохранили живую силу, но у них закончились снаряды и боеприпасы. Предстояли бои за городки и страшные атаки в живых изгородях. Большинство американских солдат, захватив город или деревню и уйдя от берега, устраивались на ночлег, особенно найдя винные погреба. Заставить их пойти дальше и захватить назначенные пункты не смог никто. Сложилась патовая ситуация. Немцы уже не могли сбросить Союзников обратно в море. Солдаты Союзников устали и не хотели идти вперед, а подкрепления и техника только высаживались и разворачивались.
26. Интересная глава, посвященная дню "Д" на домашних фронтах. Идет рассказ о женщинах на заводах, выстаивающих 10-часовые смены, о том, как новости передавались через газеты и радио и как их воспринимало население. Отменены гонки, скачки, бейсбольные матчи, магазины закрываются. Тяга молиться стала всеобъемлющей. Примечательны сообщения о том, что молодые матери назвали своих только что родившихся дочерей именами Инвейжия и Ди Дей. Это всё в США. В Англии начавшийся день "Д" воспринимался понуро, англичане помнили Дюнкерк. Рассказывается и том, как воспринималась новость о начале вторжении во Франции, Риме, Амстердаме, Берлине и Москве.
27, 28, 29, 30, 31. Главы посвящены действиям английских и канадских войск на побережьях "Золото", "Юнона" и "Меч". В отличие от американцев, которые просто бросили обычные танки в бой, англичане использовали много специализированных танков, так называемых "игрушек Хобарта" - танки-мосты, танки для разминирования, танки, бросающие в рвы фашины и так далее. Сопротивление на данных участках высадки не было таким ожесточенным как на "Омахе" и всё прошло относительно легко. А еще англичане частенько останавливались, чтобы попить чаю. Да, да, даже в бою.
32. Заключительная глава посвящена вечеру дня "Д". Подводятся итоги. 175 000 человек вторглось в Нормандию по воздуху или морем. Огромное количество войск и техники ожидали выгрузки на рассвете 7 июня. За открытие "второго фронта" Союзники заплатили 4900 жизней.
Заканчивается книга справкой об авторе, словарем сокращений и библиографией на английском языке. В книге имеется 2 вклейки черно-белых фотографий, общим количеством в 64 штуки. Также представлено 8 карт, но все они взяты из американского издания и не переведены на русский, что несколько сбивает с толку, при попытке свериться по ним о местах, описанных в книге.
Со всех сторон великолепная книга. Не знаю, что там написал новомодный Энтони Бивор в своей работе, посвященной высадке в Нормандии, но пока Стивен Амброз не превзойден. Так же, как и фильм "Самый долгий день".
P.S. Ну и несколько снимков из книги для тех, кто смог осилить этот текст