Альтернативная история — 88 книг

Коллективная подборка книг
Альтернативная история

Стоит подумать "А что было бы если бы...?" как тут же открывается целый простор для полёта фантазии.
История знает сослогательное наклонение!

Малый словарь АИ терминов:

АИ - собственно, альтернативная история, алтернативно-исторический.
РИ - реальная история, наша с вами, пройденная в школе история.
Точка бифуркации, развилка - событие в РИ, после которого ход этой истории изменился и превратил её в АИ.
АИ-сценарий - краткое, не всегда художественное, авторское описание АИ, по возможности, с научными разъяснениями причин почему дело пошло так, а не иначе. Практикуется среди историков. Существуют целые сборники АИ-сценариев, некоторые из них представлены в подборке.

UPD:

Появилось группирование по авторским АИ сериям и циклам.
В подборке выложен только первый том, а ссылки на остальные книги цикла находятся в описании. За идею спасибо ari .

140 45 комментариев 198удалить из избранного

"День опричника" – это не праздник, как можно было бы подумать, глядя на белокаменную кремлевскую стену на обложке и стилизованный под старославянский шрифт в названии книги. День… Развернуть 

4.11 

Год издания: 2003

Серия: Военно-историческая библиотека

АИ-сценарий по ВМВ. Альтернативный 1944 год.

yozas_gubka 28 марта 2011 г., 17:32

4.26 

Год издания: 2006

Серия: Шедевры отечественной фантастики

Вячеслав Рыбаков - популярный писатель-фантаст, ученый-востоковед, публицист, киносценарист. Обладатель множества литературных премий, лауреат Государственной премии РСФСР за… Развернуть 

65 миллионов лет тому назад гигантский метеорит, вынырнув из глубин Галактики, устремился к Земле, подобно чудовищному монстру, неся смерть и разрушения. Но космическая бомба… Развернуть 

Политические интриги, заговоры, похищения и предательство во все времена служат наиболее популярными методами борьбы за власть. Но когда в ход истории вмешивается могущественная… Развернуть 

Комментарии

Люблю этот жанр, поэтому большое спасибо за подборку)
Есть еще такой русский писатель - Владимир Свержин, он создал целую серию романов в жанре АИ, правда, посвященных в основном Средневековью, поэтому не знаю, стоит ли сюда добавлять.

0 28.03.11

АИ включает в себя не только ВМВ или ХIX век, но и любой другой исторический период, так что если романы вам нравятся и вы можете их посоветовать - то добавляйте:)

0 28.03.11

Просто у Вас здесь книги касаются ВМВ, что, при всем моем интересе к этому периоду, меня немного засмущало)

0 29.03.11

просто на тему ВМВ больше АИ пишут, хотя есть и исключения:)
"Машина различий" - это альтернативный XIX век, а "Ветвящееся время" - вообще сборник АИ статей охватывающий период от Александра Македонского, до войны во Вьетнаме

0 29.03.11

В избранное!
Насколько мне интересен сам феномен Альтернативной истории, настолько же мне безынтересна война, так что эту подборку я для себя сильно профильтрую, но все равно спасибо за те несколько экземпляров, которые войны не касаются.

+1 29.03.11

Еще бы сюда, наверно, можно было добавить «Мы» Замятина и «451 градус» Брэдбери, но я их не читал, поэтому не рискну: может, там что-то не совсем то...

+1 29.03.11

Бредбери - возможно, "Мы" - врядли... Оба романа всё-таки больше позиционируются как антиутопии, а это не всегда и не совсем АИ. По этой причине я не стал бы относить и "1984" к АИ. Тут ещё одно обстоятельство: в АИ обычно описывается период истории, завершившийся к моменту написания книги, в "1984" описывается возможное будущее с точки зрения автора (роман 1948 года) и события романа к моменту написания книги являются скорее альтернативным будущим чем АИ.
Если вы (и не только вы) считаете что роман "1984" должен быть в этой подборке - отпишитесь.

0 29.03.11

Будущее — это, строго говоря, тоже история :-)
Мне кажется, Оруэлл прекрасно понимал, что к реальному 1984 году положение вещей в мире никак не достигнет того, что он описывал в своей книге, поэтому он предсказывал не просто будущее, а именно альтернативную историю будущего, и сам об этом знал.
Чтобы в 1984 все было действительно так, это должно было начаться за годы, за десятилетия до описываемых событий — собственно, в альтернативном настоящем сороковых-пятидесятых годов двадцатого века.

Кстати, в эту же степь можно задвинуть и «Дивный новый мир» Хаксли, и «Метро 2033» Глуховского — хоть они и описывают будущее, но все равно оно невозможно без альтернативного настоящего, то есть для воплощения всех этих книг в жизнь история уже сейчас должна идти иначе, чем она идет.
Впрочем, насчет Хаксли я погорячился: по-моему, все к тому и идет...

0 29.03.11

тут я с вами абсолютно согласен,
мало того, ваши рассуждения хорошо вписываются в синергетическую теорию АИ Переслегина с её точками бифуркации - позициями, проядя которые система (в данном случае история) может принять любое из нескольких альтернативных состояний. Обычно в АИ описывается та точка, в которой известная история сделала поворот, просто в "1984" такой привязки нет.

0 29.03.11

То есть получается, что единственное, чем 1984 не вписывается в Переслегинскую теорию — это отсутствие явного указания на точку бифуркации или ее размытость?

Я не очень-то разбираюсь во всем, что касается АИ, может, в книге Оруэлла есть еще что-то, что не позволяет считать ее представителем альтернтативно-исторического романа... Не знаю.

0 29.03.11

"переслегинская теория", как вы её назвали, не говорит, как надо писать АИ :) она, опираясь на основные выкладки синергетики анализирует ход человеческой истории. Просто всякие там авторы АИ-произведений любят опираться на её в своих альтернативах.
а в остальном вы правы.
учитывая, насколько искажается история внутри романа, ухватить даже малый намёк на исходную точку перехода реальной истории в историю под знаком "1984", крайне проблематично , так что, как говорят программисты, отсутсвие явной точки бифуркации в романе "это не баг - это фича":)
вывод: "1984" нужно оставить в подборке

0 29.03.11

у Вячеслава Рыбакова много работ в жанре альтернативной истории.
И под псевдонимом Хольм ван Зайчик цикл про Ордусь

0 29.03.11

не читал, но одобряю:)

0 29.03.11

может подойдет "Рассказ служанки" Этвуд? там про 80-е годы и страну, в которой победил мужской шовинизм)

0 29.03.11

окей, такая альтернатива имеет право на жизнь:)

0 29.03.11

Кир Булычёв, цикл Река Хронос.

Википедия: В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории, рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка концепции атомной бомбы в 1934 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х гг. («Младенец Фрей»).

+1 29.03.11

про Булычёва я и забыл, добавляйте

0 29.03.11

Я сама не читала этот цикл, поэтому не могу добавить...

0 29.03.11

Туманность Андромеды это ну совсем не АИ, это чистая, дистиллированная фантастика.

0 29.03.11

удаляем?

0 30.03.11

По мне так удалить.

0 30.03.11

В "Аванте+" выходил еще сборник рассказов в жанре АИ

0 31.03.11

Спасибо, я как-то натыкался на эту подборку но не запомнил
она из той же серии что и "ветвящееся время"

0 01.04.11

У Валентинова, как мне кажется, гораздо больше АИ в творчестве. "Дезертир" самый показательный, но вот еще "Диомед, сын Тидея" и иже с ними. Я бы добавила, но сначала посоветуюсь :)

0 31.03.11

я сам, к сожалению, Валентинова не читал, а "Дизертира" посоветовал мой друг, так что если вы считаете, что книга "Диомед, сын Тидея" должна быть в этой подборке, то пожалуйста, тем более, что подборка коллективная:)

0 01.04.11

если нравится АИ, то стоит почитать ;)

0 01.04.11

я, на самом деле, большую часть из представленной здесь АИ не читал, вот только благадаря этой подборке узнал что "Фатерлянд" это не только посредственный фильм с Рутгером Хауэром, но ещё и посредственный детектив в АИ антураже:)

0 01.04.11

Да я и про фильм только что узнала :)
А еще из вашей подборки любопытно было узнать про Владислава Конюшевского. Я про такого автора не слышала, а судя по обложкам, у него замечательная АИ про войну.

0 01.04.11

ну обложка ещё не показатель...
а что из прочитанной АИ (и представленной тут) вам больше всего понравилась?

0 01.04.11

Я бы разделила все-таки АИ и утопии. Как по мне, так это разные течения...
Конкретно из АИ как раз "Диомед" Валентинова шикарен. Особенно для любителей древнегреческих мифов :)

0 01.04.11

в общем-то одну утопию я уже отсюда исключил - это "Туманность Андромеды", а насчёт антиутопии "1984" у нас уже была обстоятельная беседа Fermalion и я решил её тут оставить:)
а что вам кажется лишним? говорите, обсудим:)

0 03.04.11

И это (ой, ошиблася), я имела в виду не Конюшевского, а Свержина (ой, стыдно)

0 01.04.11

А можно ли в названии подборки опечатку исправить?

0 01.04.11

спасибо! это не опечатка - это общая безграматность составителя:)

0 01.04.11
  • 1
  • 2