Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2018 г. 14:26

6K

3 Церкви Ее Величеству Науки Посвящается (и Ричард Докинз Пророк Её)!

(Данная заметка носит сугубо субъективный (другого и не бывает, что бы не вещали адепты Науки (здесь и далее обязательно с большой буквы)) характер, и на объективность не претендует, что не помешает адептам Науки (напоминаю, с большой буквы) меня распять как еретика).
Неладное что-то творится с научно-популяризационной литературой. Памятуя о научной литературе середины ХХ века нельзя не обратить внимание, что популяризацией науки занимались или большие ученые, или же может и не большие ученые (типа Перельмана или Гельфанда), но большие популяризаторы, явно хорошо понимающие в детской и юношеской психологии (при всех проблемах, которые испытывала данная наука (здесь можно с маленькой буквы) в советский период). Сергей Капица , Яков Перельман , Израиль Гельфанд … с некоторой долей натяжки, но туда-же можно причислить организаторов образования по отдельным наукам – академика Андрея Колмогорова и пр. Имена популяризаторов науки ушедшего в небытие СССР вызывают уважение и сейчас – книги их (особенно Перельман) регулярно переиздаются, признаны золотой классикой и продолжаются читаться аудиторией.
Если обратить на деятельность популяризаторов науки новой России (и сейчас в меня полетят гнилые помидоры) можно сделать два странных заключения: 1) Список фамилий популяризаторов науки (не в пример загнивающему СССР) расширился многократно; 2) Это именно популяризаторы, слабо имеющие отношение к науке. И если достоинства Льва Ландау как научного деятеля – неоспоримы, то с «новым призывом» в церковь Научной популяризации явно наблюдаются проблемы. Вспомним фамилии: Ася Казанцева, Александр Марков, Станислав Дробышевский, братья Соколовы, Михаил Гельфанд (унаследовавший говорить право от имени науки от своего великого деда, а от имени биологии - от места работы (базовое образование, что примечательно, не биологическое)), Борис Жуков, Александр Панчин – далеко не полный список (можно увеличить раза в три) людей, полностью приватизировавших право вещать о том, что же является Наукой, а что нет. Насколько может быть здоровой система научной идентификации «свой-чужой» в стране, с де-факто разрушенной наукой? Насколько может быть здоровой популяризация там, где, де-факто, нечего популяризировать? Легкое недоумение возникает на стадии перечисленных фамилий – большинство из названных не имеют профильного образования по темам, которые они пытаются популяризировать, ученые степени доктора наук имеют единицы (здесь Александр Марков и, условный, Дмитрий Жуков – редчайшие исключения), а ведь нельзя забывать, что именно методология науки это сфера докторских, а не кандидатских; научный авторитет – и того меньше (здесь можно вспомнить Владимира Сурдина, хотя сложно назвать его именно популяризатором).
В результате дело получается какое-то странное – в стране, где с наукой наблюдаются явно недопроизводство – имеет место очень значительное перепроизводство популяризаторов науки (не в последнюю очередь раздуванию пузыря «научного популяризаторства», как самой коммерациализируемой отрасли науки, способствовало наличие достаточно большого количества премий – сомнительно чтоб даже в странах с очень серьезной наукой и мощными научными традициями (США, Великобритания, Франция, Германия) популяризаторы науки, коя у них, вне всякого сомнения, присутствует, появлялись с такой фантастической скоростью). Но может я просто придираюсь – может действительно при умирающей академической науке возможно бурное цветение сопутствующих отраслей? Взял я книгу, и поверил автору – чудес не бывает. Не случилось их и в России.
По мере изучения первых двух глав испытывал очень странные ощущения – вроде мне нравится и юмор автора, и эрудированность, и полемическо-критический задор – откуда же взялся этот червячок сомнения? Главе к 4-й червячок созрел, заматерел и вырос до размера червя из фильма Дюна, а претензии сформировались – я все это слышал или читал. Как и российский суррогат науки, занимающийся пересказом уже открытых в других странах явлений, и в лучшем случае предлагающих механизмы реализации уже полученных алгоритмов в условиях нашей страны, так и научная популяризация занимается пересказом уже давно известного. В книге щедрой россыпью разбросаны: байки двадцатилетней давности, пересказы пабликов «Интересные факты», «Знаете ли вы» и прочий интернет-фольклор, отрывки из интервью других разоблачителей науки, пересказы передач с телеканала рен-тв и пр. Дело можно было бы поправить, будь в книге научная верификация – но ее нет. «В одном университете, один ученый…» - чем не в «черной-черной комнате»? Процентов 90 из прочитанного в том или ином виде я уже слышал – любой читатель раздела «Наука» на Ленте.ру легко и непринужденное продолжит описание почти всех экспериментов, перечисленных Панчиным. А есть ли здесь что-то большее статей с Ленты? Увы, есть, и это «есть» нельзя признать чем-то хорошим. Но опять придется сделать лирическое отступление.
Из социологии мы знаем, что тенденции к институционализации вообще свойственны человеческому обществу. Лет через 60 после открытия этого факта в академической науке, это открытие совершили участники проекта диссернет – оказывается, фальшивая наука тоже институционализируется! После такого мощного (пусть и слегка опоздавшего) открытия можно было бы сделать вывод об институционализации всего, в т.ч. и популяризаторов науки – увы, этот вывод будет совершен значительно позже. Что мы имеем сейчас? Мы имеем определенную квазинаучную секту, которая причисляет себя к отдельному сегменту науки – популяризации науки, с неоправданном заниженным входом в данную среду. Изучая даже базовое образование нынешних «популяризаторов» выясняется, что чтоб популяризировать биологию – можно и не быть биологом. Но за тебя горой вступится корпорация, обвинив в мракобесии и ереси. Чтож, обвинения взаимны.
Я не случайно начал с Науки (с большой буквы) как церкви – увы, русское самосознание догматично и авторитарно, и черты религии может приобрести и Наука (правда, потеряв остатки научности) – классический пример мы наблюдаем и в книге Панчина. Ученый – это человек, который прежде-всего сомневается. Он знает – истина ускользает от него, и расширение круга знания о предмете приводит к еще большему количеству вопросов. Это естественный процесс научного познания – наши знания не уменьшают, а умножают вопросы. Ученый, с одной стороны, может сомневаться во всем, с другой стороны – должен иметь вещи, усомниться в которых он не может (старейший парадокс, сформулированный еще в Древней Греции – «Я знаю, что я ничего не знаю» - методический инструментарий для его разрешения появляется только в XIX веке, вместе с диалектикой. Увы, диалектика для Панчина прошла мимо). Именно через этот внутренний парадокс (а внутренние парадоксы, и здесь нам убедительно доказала наука (не с большой буквы) ХХ века – вещь абсолютно нормальная для знания), через его восприятие целиком – и возможно научное познание. И зная все это, подходить к современному миру с инструментарием, в лучшем случае, XVII века… «Доказательство – царица фактов» - когда бы это было сказано 400 лет назад, я бы согласился. Но сказано то это в XXI веке – и согласиться с этим уже сложно. Почему? См. вторую теорему Геделя (она же – теорема о неполноте).
Кто может судить, что является научным, а что нет? Ответы на этот вопрос на основе четко проработанного и выверенного инструментария можно было дать 200 лет назад. А сейчас уже нельзя. Почему? Проблемы, возникающие перед современной наукой (с маленькой буквы) настолько сложны, и потребовали настолько мощного развития инструментария, который давно вышел за пределы стандартных А = Б, Б = А. Увы, заметили это далеко не все – и кто-то остался в своем уютном XVII в., без всяких пакостников Витгенштейнов, Лаканов и Гегелей (к Гегелю у автора, я смотрю, личные счеты, старательно коверкая отрывок из «Феноменологии духа» автор пытается доказать, что Гегель вообще шарлатан – этот, вне всякого сомнения, личный выпад (может автора завалили на Гегеле при сдачу кандидатского минимума, или на парах философии он не выучил материал, и его обидел преподаватель – кто его знает) точно не характеризует приверженность автора Науке).
Я не выступаю здесь сторонником гомеопатии (хрен ее знает, почему она существует в развитых странах), акупунктуры (аналогичный вопрос), всяких хиромантий, НЛО и снежных людей – но мне не нравится и слабая подготовка в области методологии науки (если мы отрицаем Гегеля, значит все открытия ХХ века в области именно методологии научного познания – прошли мимо. Как-минимум - мимо прошла диалектика, которая очень серьезно двинула вперед и социологию, и политологию, и вообще, целый корпус общественных наук обязаны именно ей всем), религиозные интонации (пусть и с иным объектом приложения) и кондовый советский атеизм. Аргумент: «Вот смешиваем – соль выпала в осадок, а Бог – нет, значит Бога – нет» хорошо смотрелся в советской школе, на уроке которой я и оказался при чтении книги Панчина. И даже многочисленные аллюзии на Гарри Поттера не спасают.
Для кого эта книга? Вопрос не праздный – тот, для кого она адресована – зритель телеканалов Рен-тв и ТВ3 – не возьмет ее в руки. Просто интересующийся, как я, возьмет – но ничего нового не узнает. В итоге те, кому она могла бы пригодиться – ее не откроют. Так для кого? Ответ очевиден – для прихожан. Для прихожан новой церкви Науки, той самой, которая возникает на обломках старой церкви – христианства ли, буддизма или ислама. И та, фактически личная антирелигиозная остервенелость автора (аргументы, в связи с которыми наукой нельзя ни доказать, ни опровергнуть религиозные тезисы – известны не первую сотню лет), касательно вопросов религия, меня, как атеиста, заставляет ежиться – я вижу здесь не попытку «найти истину» а банальную конкуренцию. Не все ли равно, кому поклоняться – Святому Духу или Духу Науки? Религиозная экзальтация может уничтожить даже самые благие пожелания – здесь цель здравая, но вот от какого-то душка «Научного атеизма» made in USSR опять пробегает неприятный холодок. Что есть атеизм разлива СССР? Вместе со всей идеей коммунизма? Атеизм ли, или просто другая форма религии? Что есть борьба с религией в рамках «научного популяризаторства»? Наука, или же просто другая форма религии? Увы, второго я в книге увидел больше. Не увидел я там главного для ученого – готовности сомневаться. И это прям пятно современной популяризации – отказ от сомнения приводит к отказу от науки. А Наука (с большой буквы) без науки (с маленькой буквы) – просто еще одна религия. Увы, кризисы в науке дают множество «ложных ростков». И да, гомеопаты и попы это одна сторона медали, нам хорошо известны – популяризаторы без базового образования, методологического инструментария и, самое главное, без желания и интереса его нарабатывать – другая. Какая из них лучше не выясняю – обе хуже.

Ветка комментариев


Простите, но Вы написали, что измерение будет субъективно и привели в пример теорию вероятностей, которая влезла в физику.

Вероятно, я выразился не совсем четко, чем ввел вас в заблуждение. Конечно, теория вероятностей это не субъективизм в чистом виде. Но это уже и не жесткость формального закона. Пример удачный, я от него не отказываюсь, только чуть-чуть уточняю суть.

Статья в научном журнале и есть оформленные записи ученого.

Вы правда публикуете свои рабочие записи как есть? Просто очень странно это слышать - формат научной статьи достаточно жесткий, к рабочим записям таких требования не предъявляется.

Рецензирование и есть апробация коллегами.

Ну уж простите, здесь я вообще не мог согласиться. Апробация чего-то может занимать годы и стоить миллионы долларов. Рецензирование это просто процесс написания рецензии. Это очень разные категории, и я против их объединения даже по-сути.

Вычитал он работы других физиков, а также математиков. И на основе этих работ сделал свой вклад.

Мне правда интересно - кто же писал о теории относительности, чтоб Эйнштейн мог это прочитать. :-) Расскажите об этом подробнее.
Про то, почему "рецензирование" и "апробация" это разные понятия я уже написал. Вы правда не видите разницу в столь разных терминах? Мне, право, это странно.


>Вы правда публикуете свои рабочие записи как есть? Просто очень странно это слышать - формат научной статьи достаточно жесткий, к рабочим записям таких требования не предъявляется.

Я публикую подробное описание того, что я сделал. В таком виде, чтобы другие могли воспроизвести.

>Ну уж простите, здесь я вообще не мог согласиться. Апробация чего-то может занимать годы и стоить миллионы долларов. Рецензирование это просто процесс написания рецензии. Это очень разные категории, и я против их объединения даже по-сути.

Вы путаете рецензирование, скажем, на книжном сайте и в научном журнале. Во втором случае речь идет о том, что специалисты в данной области проверяют, действительно ли сделан вклад в науку, разумно ли проделана работа и есть ли в ней явные косяки. Процедура не идеальна, но ничего лучше не придумали.

>Мне правда интересно - кто же писал о теории относительности, чтоб Эйнштейн мог это прочитать. :-) Расскажите об этом подробнее.

Не о теории относительности. А о тех математических теоремах, которые использовались Эйнштейном и теории в физике, от которых он оттакливался и данные экспериментов, которые он использовал.


Я публикую подробное описание того, что я сделал. В таком виде, чтобы другие могли воспроизвести.

Т.е. правильно ли я понимаю, что для вашей науки простое техническое описание какого-либо процесса уже является наукой? И научной статьей в данном контексте является описание какого-либо алгоритма? Уж простите, но я совершенно не могу согласиться с данной концепцией. Наука гораздо шире - а то, о чем вы говорите, это какой-то лаборантский уровень. Причем данный подход узок даже для вашей биологии, я уж молчу про всю совокупность наук. По вашему научная статья в физике это описание порядка действий при получении какой-либо частицы? А статья по химии это алгоритм смешивания веществ?

Вы путаете рецензирование, скажем, на книжном сайте и в научном журнале. Во втором случае речь идет о том, что специалисты в данной области проверяют, действительно ли сделан вклад в науку, разумно ли проделана работа и есть ли в ней явные косяки. Процедура не идеальна, но ничего лучше не придумали.

Вот здесь я ничего не путаю. Правильно ли я понимаю, что результаты полученные, например, в ЦЕРНе на БАКе, при публикации в научном журнале, снова проверяются на БАКе, который для этих целей строит редакция журнала? Уж простите, Александр, но вас как-то совсем не туда занесло. Просто концепция ваша настолько, кхм, не обижайтесь, странная, что я немного опешил. И по статьям, и по их апробации.

А о тех математических теоремах, которые использовались Эйнштейном и теории в физике, от которых он оттакливался и данные экспериментов, которые он использовал.

Мне правда интересно - расскажите, что же это за теоремы. Где в теоретической физике ДО теории относительности высказывались идеи зависимости массы, скорости, времени и пр.? Просто то, что вы сейчас говорите, это прям революция в истории науки - в тех работах, которые я читал по истории науки, теория относительности идет как один из немногих примеров качественного перелома, парадигмального, который уж точно не может основываться на прошлых достижениях. Или вы скажете что математические операторы Эйнштейн брал из уже открытых? :-) Это как неевклидова геометрия в геометрии - качественный слом всей картины мира. Честно, мне очень странно слышать то, что вы говорите.


>Т.е. правильно ли я понимаю, что для вашей науки простое техническое описание какого-либо процесса уже является наукой? И научной статьей в данном контексте является описание какого-либо алгоритма?

Вы занимаетесь передергиванием. Описаны будут и гипотезы и результаты исследования и способ, которым они получены.

>Правильно ли я понимаю, что результаты полученные, например, в ЦЕРНе на БАКе, при публикации в научном журнале, снова проверяются на БАКе, который для этих целей строит редакция журнала?

Нет, не правильно. Проверить грамотно ли бы проведен эксперимент можно и не строя свой БАК. Например, если где-то отсутствует необходимый контроль, неправильно проведен статистический анализ и так далее... Если выводы не следуют из результатов. Если в формуле ошибка. Вот это все могут оценить рецензенты. Ну а в некоторых случаях - да, пытаются воспроизвести. Не рецензенты, а другие ученые, читающие научные журналы. Не только на БАКе делается наука.

>Где в теоретической физике ДО теории относительности высказывались идеи зависимости массы, скорости, времени и пр.?

Я пишу Вам про математические теоремы, а Вы спрашиваете меня о физических теориях, причем таких же как у Эйнштейна. Абсурд какой-то. Наличие у Эйнштейна оригинальных идей бесспорно. Но несомненно и то, что он использовал а.) математический аппарат, разработанный до него б.) результаты проведенных ранее экспериментов в области физики. Проблема в том, что рассуждать о естественных науках, не зная естественных наук - не самая хорошая идея.

>Это как неевклидова геометрия в геометрии - качественный слом всей картины мира.

Какой еще качественный слом картины мира? Просто есть геометрия "на плоскости", а есть, например, сферическая геометрия. Это как сказать, что изобретение циркуля качественно сломало картину мира тех, кто умел пользоваться линейкой.


Александр, давайте уже закроем нашу беседу, тем более что возвращаться к ней по прошествии месяцев после ответа уже нет ни интереса, ни желания. Всем все понятно, все сделали свои выводы. Вам, очевидно, кажется, что я чего-то недопонимаю. Мне, с не меньшей очевидность, кажется что вы чего-то недопонимаете. Ну и останемся при своих. В конце-концов мы ж с вами не сторонники религиозного учения, когда одно верховное божество исключает другое - сойдемся что в разных науках используется разный методический аппарат, и экстраполяция его на другие области вслепую оборачивается глупостями и странностями.
Не буду же я вам всерьез рассказывать, что переход от Евклидовой геометрии к неевклидовой это не просто переход от плоскости к пространству, а переход к бесконечности n-мерных пространств, к до того моментам абсолютно неясной высшей геометрии, к топологии не только трехмерных, но двадцатимерных пространств, для измерения которых никаких циркулей и транспортиров не изобрели и не изобретут. Вы взрослый человек - захотите сами об этом узнать, легко прочитаете. :-)
Засим жму вам руку и желаю дальнейших успехов в работе и творчестве. Надеюсь, вы продвините не только популяризацию науки, но и саму науку.