8 марта 2011 г. 17:10

62K

5

Моя бывшая учительница по литературе прямо-таки терпеть не могла Гарри Поттера - Гарика Потного Горемышечку, как я его звала. Лишь только школьная программа требовала от учеников написания очередной рецензии, она начинала клокотать, бурлить и свистеть: "И не вздумайте писать мне про книжечки, вроде "Робинзона Крузо" или "Гарри Поттера". Я хочу видеть отзыв на настоящую литературу!"
К слову, я написала ей однажды рецензию на один из романов Драйзера и, получив обратно тетрадь, обнаружила в ней двойку и замечание: "Подобные книги в таком юном возрасте еще не читают. Печально, что ты списала чужую рецензию, я была более высокого мнения о тебе".
Я всегда удивлялась этой женщине, которая отвергла книгу про мальчика-волшебника, даже не взглянув на нее.
Я всегда удивлялась людям, которые считают, что все современные романы - слабые, детские книги - это несерьезно, и самый лучший писатель на свете - Пушкин Александр Сергеевич.
Это же насколько зашоренным сознанием надо обладать, чтобы крепить лейблы на литературу!
Мне кажется, все дело вот в чем: взрослые постепенно простились с умением радоваться и удивляться, с чувством справедливости и сострадания, с желанием учиться, с потребностью осознать, кто ты такой, на чьей ты стороне и почему, - и все потому, что это неактуально - на таких вещах не выживешь и денег не заработаешь. Пусть, вон, детишки забавляются сказками о справедливости. Пройдет пара лет, и они тоже "это" перерастут. А мы пока усмехнемся над их сумасбродствами. Может быть, просто покачаем головой, а может быть, в ярости разорвем на кусочки книжку про волшебника.
Взрослые презирают детскую литературу не потому, что она несерьезна, а потому что они ее боятся. Они боятся того, что дети способны плакать над смертью Добби, возмущаться пакостями Малфоя, любить Гарри, а они сами ничего не чувствуют. Они боятся увидеть, что дети намного их сильнее и умнее, и что в "детских книжках" может оказаться то, чего они, взрослые, не смогут понять.

ПС. Я обожаю эту книгу.

Комментарии

Я Вам выдам секрет. Взрослые боятся этих книг потому, что это - не литература. Это обманка. Подросток может, начитавшись соответствующих книг, попробовать стать во взрослой жизни кем-то вроде Элли, Холмса, д'Артаньяна, Муми-тролля. Как Вы видите возможность приблизиться к образу очкастого Гончара и ловить мячики из пространства? Мы все любим иллюзии, но если в некоторых иллюзиях есть отражение реальности, в других - всего лишь попытка убедить легковеров, что магия сделает их людьми. Даже больше, чем людьми, оо-о!

-6 01.08.15

несколько странная логика. представим так - тот же подросток вместо ГП читает вполне школьную и классическую «Анну Каренину» (первое, что пришло в голову). и кем он/она попытается стать во взрослой жизни? нервозной наркоманкой?
если вы скажете, что я утрирую, то и вы утрируете тоже.

ребёнок - не синоним незнакомого с жизнью идиота. дети неплохо умеют отделять зёрна от плевел, магическую составляющую книжек от той же морали.
я начала читать ГП, когда ещё не ходила в школу. и даже в том нежном возрасте отлично понимала, где вымысел.
(и мне ни разу не встречался ребёнок или подросток, который бы серьёзно хотел стать Д'Артаньяном или Гарри. а вам?)

+6 16.10.16

Наверное, я не очень точно выразился. (Хотя хочется начать с того, что лично я не стал бы рекомендовать "Анну Каренину" школьникам!). И тем не менее хочу подчеркнуть разницу. "Каренина" - книга именно что "взрослая", она не подаёт нам пример, а показывает, что может случиться в жизни при определённом поведении. Это - книга-предупреждение. "Гарри Поттер" - книга прямо противоположная, она рисует "желаемую ситуацию". Беда в том, что эта желаемая ситуация полностью липовая. Образ д'Артаньяна может побудить желание быть смелым и решительным даже в робком пареньке. И так далее. Даже Алиса Лиддел, в общем-то, учит не удивляться неожиданному и уметь функционировать в непредвиденных обстоятельствах. Вы можете сказать, чему нас учит Поттер? Да, в книге всякие бойкие события, интересности. А помимо этого? Поклонникам Поттера ждать совы и учить заклинания? Что Вы нашли в книге помимо мишурной увлекательности?

-1 16.10.16

это будет банально, но - ещё как учит. если говорить только о Камне - то можно понять, что стоит стоять на своём (простите за повтор) в определённых ситуациях (Невилл), и как быстро мыслить логически (Гермиона и бутылочки). я лично часто проигрывала в голове сцены из жизни Гарри у Дурслей, и думала, что в таких ситуациях нужно давать отпор. и это то, что вспомнилось сейчас.

а кроме того - я не считаю что книга обязана чему-то учить вообще. да, это приятный бонус, но не основа. можно просто читать истории ради истории. интересных сюжетов, приятных персонажей, красивого авторского языка, в конце концов. это всё в ГП более чем есть.

+4 16.10.16

Вполне возможно, более молодые найдут, чему в этой книге поучиться, как люди находят, чему поучиться у Коэльо, ещё кто-то там просвещал современников, уже запамятовал фамилию, а кстати, под этот соус хочу сказать, что современные нашумевшие авторы вызывают всё меньше и меньше уважения. Потому что спекулируют на темах. Вы уверены, что Роулинг разбирается в магии? Мне кажется, она продаёт товар, к которому относится, как и её читатели, со средневековой простотой.

Разумеется, автор не обязан читателю ничем (если не считать писательской страстности и таланта), но все перечисленные Вами приятности должны что-то оставлять после себя, некое послевкусие, которое не ощущалось вначале. Я, закрыв книгу, обнаружил, что не получил ничего. Изящное убийство времени мы можем ценить, но относить его к Искусству стоит вряд ли. Хотя, кто из нас не читал серых книжечек. Но, по мне, Дайана Уинн Джоунс куда интереснее Роулинг. Я всё собираюсь её детективы почитать, но боюсь, там будет та же лакированная серость.

Скажите, правильно я помню, что Поттер в игре должен был поймать волшебным образом появляющийся непредсказуемо где мяч? Для меня это был яркий пример того, как стать героем, ничего не делая, "магическим" образом. Об этом её книги.

-3 16.10.16

Знаете, как бывает. У читателя не хватило ума, чтобы понять книгу, а глупым признаётся автор:( если по делу - вся эта «мишура», о которой вы говорите, это только декорации. Вдумчивый, внимательный и да, взрослый читатель найдёт много глубокого и интересного

+4 12.02.18

Достойный ответ. Не могу возразить. Просто пойду искать глубокое и интересное у других авторов...

-3 12.02.18

да хотя бы верность друзьям и дружбе эта книга учит.. разве этого мало?

+2 16.03.18

Мне кажется, она просто учит быть популярным. Может, создать из этого 12-ю заповедь? Нет, ну неужели и правда наш век ничего лучше не создал?

-3 25.03.18

Самое главное, что такой ужасный учитель не смог привить своими словами отвращение к литературе, как часто бывает.

+2 20.12.15

Автор сей рецензии! Вы прелестны!))

0 14.03.16

Я процитирую Вас в своей группе ВК)

0 14.03.16
Моя училка по литре была из той же пьесы. Пушкин, Лермонтов, Толстой. И опять - Пушкин, Лермонтов, Толстой. Больше они ничего и не читают. И не знают. Это ограниченные люди, они сами отрезали себя от мира книг. Жаль таких людей.
А рецезия - супер!
+4 14.05.16

бАТЕНЬКА ВОТ ВЫ ОДНОБОКИ . нЕУЖЕЛИ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СПРОСИТЬ ЧТО ВЫ ПРОЧЛИ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНИМ. а ТО ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТО ЛЕГКОЕ НЕОБЯЗЫВАЮЩЕЕ ДУМАТЬ НАПРЯГАТЬСЯ КНИГА. которая НЕ ДАЕТ ПОНЯТИЕ НИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ТОЙ ЭПОХИ И МИРОВОЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

-6 20.06.16

Почему нельзя лайкнуть 20 раз? Поддерживаю автора!)

+2 12.06.16

Когда я училась в школе, литературу у нас вела одна престарелая психованная дама и она говорила, что "Гарри Поттера вашего надо церковью запретить!", мол чертовщина там и сатанизм в чистом виде. Вот потеха была))

Чудесная книга, серия моей юности. Не согласна с теми, кто считает, что "Поттериана" - пустая серия, не затрагивающая никаких проблем. Очень много в ней смысла и важных тем на самом деле. Даже в нынешнем возрасте с удовольствием перечитаю и пересмотрю фильмы.

+4 21.08.16

Ну вот, собирался прочитать отзыв о книге которую ещё НЕ читал, но собирался купить и тут СПОЙЛЕР. Отлично!!!

+2 23.08.16

Нет тут спойлера. Конкретно по камню - нет

+2 28.08.16
Читаю Вашу рецензию и вспоминаю далекие времена, когда сам учился в школе и тогда только книги про Поттера набирали популярность и наша учительница по русскому языку и литературе очень тепло отзывалась про книги о Гарри Поттере. Чем заслужила еще большее мое уважение, которое и без того было (и есть сейчас) немалым!
+1 21.09.16

"И не вздумайте писать мне про книжечки, вроде "Робинзона Крузо" или "Гарри Поттера". Я хочу видеть отзыв на настоящую литературу!"
Джоан Роулинг заработала миллионы фунтов стерлингов на этих "книжечках", уже поэтому стоит их прочесть и написать рецензию. А каков заработок училки литературы?)) Может она написать хоть что-то, что продалось хотя бы тысячей экземпляров книг?)) Ржу просто от тупости таких училок)))

0 06.03.17

давайте не будет мерить все деньгами, это просто смешно.. тогда надо вспомнить Донцову и Майер как коммерчески успешных авторов, но их книги то лучше от этого не станут..

+1 16.03.18