Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

25 октября 2014 г. 16:56

4K

5 Утешение Философией

Вот теперь могу сказать, что книга прочитана. Читать нелегко, особенно в начале. Дальше кумулятивный эффект. Накапливаешь слова и выражения, употребляемые автором в том именно специфическом значении, какое он придает им. Начинаешь невольно употреблять сама, у меня это попугайное сильно выражено, легко попадаю под обаяние умного собеседника, беру мимику и пантомимику, перенимаю лексику.

А потом автор вдруг произнсит слово, которое ты сама давно подобрала и придала ему особое значение и всякий раз испытываешь неловкость, желание расшифровать, объяснить, что имеешь в виду. Так вот, умный человек, философ, да гений, проговаривает это слово именно в твоем значении. И тут уж только подвизгивающим от избытка чувств щенком себя ощутить. Хотя об этом он тоже говорит. О понятиях, которые одновременно входят в разные головы, выражаясь одими и теми же словами (в умные и не ленивые.головы).

А потом запускается независимый, на первый взгляд, от чтения процесс. И ты с невероятной яркостью начинаешь понимать многие вещи о своей жизни, о каких не слишком задумывалась. На самом деле просто по обезьяньей привычке тотчас пробовать на практике методы, о которых узнала в теории, даешь себе труд додумать, довести, не бросить на полпути привычно что-то животрепещущее. И наградой водопад, фейерверк, мгновенный молнией высверк знания о себе. Которого никто не подарил бы тебе. О молнии, впрочем, Мераб Константинович говорит тоже.

И это главное. Не всякому подходит, понимаю, однако если тебе уже доводилось искать утешения в философии (наличие минимального навыка восприятия подобного рода текстов), сумеешь взять из лекций немало. Взять и интегрировать в себя, что очень важно. Не скользнуть по касательной, но глубоко погрузиться, на выходе имея бессмысленные пузырьки, прежде занимавшие изрядный объем ума и сердца замененными тяжелой и темной водой знания. О себе, о жизни, об отношениях и ожиданиях.

И ты узнаешь массу новых вещей, читая. Просто потому что интересно уточнить, о чем говорит автор, составить собственное представление об упоминаемых им в ходе для иллюстрации предметах. Которые неожиданно распускаются цветком смысла в твоих руках. Как апории Зенона для меня. И литература, никогда ничего не узнала бы толком о Прусте, а теперь примериваюсь таки взяться за "В поисках утраченного времени". Не могу утверждать, что это случится, но ушел страх.

Тебя становится больше. Прежняя рыхлость и вялость внутренней структуры заменяется связностью и четкостью. Уходит туман, вместо него ясность, довольно беспощадно высвечивающая внутренние твои несовершенства, но и дающая возможность, посыл, толчок к их изменению. Не ради умозрительных упражнений в самосовершенствовании, для того, чтобы комфртнеее разместиться в пространстве. Занять свое место, не претендуя на чужие, собрать себя в одной точке, в "здесь и сейчас". А есть ли что на свете более ценное для тебя, чем ты сам? (это уже Боэций).

Ветка комментариев


Для меня "Эстетика мышления" сверхценность на протяжении очень долгого времени, я себя уже не помню без этой книги. Это универсум, квинтэссенция Мераба, в неё как-то проваливаешься. Все книги мыслителя-кудесника превосходны, но эта - "усилие, протяжённое во времени" (опять Мераб), "энциклопедия" в античном понимании слова, непроходимое место...


Да. это очень мое тоже. Но для меня было важно вспомнить кантово "в момент, когда" - необходимость принятия ответственности за совершенный поступок и, в конечном и тоге, за всю собственную жизнь, которая, в некотором смысле, совокупность твоих выборов.

Об этом Кант и говорит: да, все это так - плохие родители, среда, дурные влияния, но в момент, когда человек лжет, лжет именно он, и это абсолютный акт. Неделимый в своей ответственности. Этот странный оборот «в момент, когда» систематически встречается у Канта. Тогда, когда мы действительно мыслим, мы не можем не знать, что нечто именно так, а не иначе.

Много лет назад это радикально изменило мою жизнь.


"В момент когда" - понятие, которое просто всегда есть у Мамардашвили, эта точка стояния, которая может разрастаться до вселенной, точка невозврата. "В момент когда" - один из столпов миромышления Мераба, та точка опоры, что помогает удержать Землю на месте. Кстати, перевод Мераба из Канта (кажется):

Хвастаться - дело фата,
Плакаться - дело дураково.
Мужчина, когда обманут,
Уходит и не говорит ни слова...

... и комментарий:

Мой неловкий перевод неловких кантовских стихов...

Эти слова помогли мне в жизни сгруппироваться, подействовали на меня, как если бы Бродский пришёл ко мне во сне и сказал: "Соберись, тряпка!"


Круто. Подумала, что это великое счастье - встретить то. что изначально было создано для тебя, но волею обстоятельств разнесено с тобой. А еще большее чудо, встретив - узнать. Не отказаться, не отмахнуться, не полениться.

Хотя вот Пруста я так и не полюбила. Делаю вывод: созданного для каждого из нас много и разного. Какая-то из сторон личности наиболее полно раскрывается во взаимодействии с одними людьми, обстоятельствами, идеями, другая с другими, а сторон этих много.


Да, Пруст - чужой. У меня вообще какая-то беда с французской литературой. Может потому что я монархист?)))


А вы монархист? Н-ну, не знаю, Пруст очень тяготеет к сословности. Фух, я же только что добила его "Обретенное время". И да, укрепилась во мнении, что совсем не мой. Начало еще куда не шло, но потом, такое болото.


Антимонархизм вшит в культурный код французов, мне кажется. Не "демократия", как у американцев, а именно антимонархизм. Я пытался несколько раз читать Пруста, разные вещи. Ради Мераба попытаюсь ещё, перед "Топологией пути". Однако, понимаю - не мой Пруст, не верю я ему с его пирожным "Мадлен".


Ух ты, про вшитый антимонархизм никогда не думала.
Было бы интересно узнать ваше мнение про Селина и Перека, но понимаю, что таким вряд ли себя станете мучить.

А Прусту я верю, и с мадленками в липовом чае, и с пошатнувшимся под ногой камнем во дворе замка Германтов. Но он такой утомительный петушила. Нет , я не гомофоб, но эта навязчивая эротомания...


"Исчезание" Перека - одна из любимых у нас с женой книг. Я себя много чем мучал, не напугаете...))) Из французского антиромана на меня произвела впечатление книга Алена Роб-Грийе "В лабиринте".

Гомофоб - плохое слово, я предпочитаю - традиционалист. Есть такой принцип в психологии - не принимать на себя роль избиваемого. У меня по той же причине Стивен Фрай не пошёл - я - традиционалист...


О, класс, я тоже люблю "Исчезание". Запомню "В лабиринте

Вот, и у меня тоже Стивен Фрай местами сильно не пошел. Там как-то книга на книгу не приходится, в некоторых вполне в рамках разумного, но в некоторых жуть. Я даже вполне широких взглядов, но так назойливо возвращаться к этой теме под разными соусами. Это как если бы кто-нибудь любой разговор переводил на бурых медведей или на апельсиновое желе. Зачем оно мне?