Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

20 июня 2014 г. 02:14

363

4

Внимание!
Рецензия: 1) может оскорбить чувства верующих 2) может оскорбить чувства неверующих 3) содержит спойлеры.


Книга вызвала бурю эмоций и торнадо мыслей. И я не преувеличиваю нисколько, во время чтения меня «бросало» от возмущения к восхищению, от удивления к раздражению, мысли роились в голове как сумасшедшие пчелы, я мысленно спорила с автором и сама с собой, я не могу перестать думать о романе спустя две недели после того, как перевернула последнюю страницу, меня распирает от желания обсудить с кем-нибудь «Иеффая и его дочь» лично, и я скоро замучаю своих знакомых рекомендациями обязательно прочесть эту книгу.

Казалось бы, ничего не предвещало таких последствий чтения. Чего я ждала от исторического романа на библейский сюжет? Очередного повторения вечных религиозных истин, возможно, некой назидательности, ясности морально-этических конструкций и описания цельных характеров.

Оказалось, что «Иеффай и его дочь» это:

1) Очень сильная и яркая антирелигиозная книга.

«Господь не был удобным богом, он легко раздражался, он был злобен и честолюбив, любил лесть, требовал все новых клятв и жертв.»


«Самым сильным был бог Господь, он был богом богов и командовал облаками, погодой и огнем. В сознании своей силы он был не всегда расчетлив, более подвержен смене настроений, чем другие боги, но ему, Ифтаху, и его людям это приносило благословение.»


«В бога Господа вошла сила всех существ, убитых им и убитых в его честь, а это – тысячи, тысячи и eщё тысячи за вечность. Это все сделало Господа чудовищно сильным и страшным в своем гневе, намного более сильным, чем Баал и Мильком…»


Как вам такой Господь? Никаких упоминаний о доброте, милосердии, щедрости, любви, но зато чуть ли ни на каждой странице описание жестокости, честолюбия (в особенности – честолюбия), мстительности, кровожадности и прочих малоприятных качеств.

Как же жить человеку под властью ТАКОГО Господа? Ответ прост – по образу и подобию. То есть воевать, убивать врагов, приносить жертвы, стремиться к власти, давать волю своим страстям, пытаться свергнуть и унизить того, кто стоит выше тебя и требовать смирения и покорности от тех, кто ниже. Иными словами, быть похожим на главных героев романа – Ифтаха, Авиама, Зилпу и других.

Лион Фейхтвангер прекрасно показывает, что люди не только поклоняются Господу, но они прекрасно научились использовать Господа в своих собственных интересах. Достаточно объявить то или иной действие «волей Господней» и уже почти ничего не помешает удовлетворению своих собственных амбиций. Чудесной иллюстрацией этого служит описание поступков Авиама: руководствуясь «волей Господа» он может как, по сути, изгнать Ифтаха в пустыню, так и потом пытаться побудить того же самого Ифтаха начать войну с царем Нахашем.

Поэтому не раз и не два возникали у меня мысли о вреде религии. И не по каким-то атеистическим соображениям, а исключительно потому, что используя религиозные догматы, так сказать «под прикрытием» разных богов с библейских времен до наших дней одни люди манипулируют другими, и это приводит к страшным последствиям.

2) Это книга, пронизанная глубоким религиозным чувством и ощущением божественного присутствия в мире

Да-да, это я выше писала о том, как ужасен Господь романа. Но Господь ли это? Как писал Спиноза:

"Если бы треугольник мог говорить, он сказал бы, что бог принял треугольную форму"


Господь из мира «Ифтаха и его дочери» таков, каким только и могут себе его представить персонажи. Мог ли Господь Ифтаха быть милостивым и всепрощающим? Конечно же, нет.

«Боги сделаны из того же материала, что и люди его войска, они обладали теми же достоинствами и недостатками, но только в гораздо больших размерах.»


говорит Ифтах, и на протяжении почти всего романа поступает, исходя из этого убеждения.

Переосмысление отношений человека с Господом, осознание «разделения ответственности» приходит к Ифтаху лишь в разговоре с Элиадом, надо сказать, моим любимым персонажем книги.

На мой взгляд, из всех героев книги по-настоящему ближе всего к Богу не Ифтах, в которого «господь вдохнул лучшее дыхание» и даже не трагически погибшая Яала, слагающая во славу Господа прекрасные песни, а мудрый Элиад (со стороны интеллектуальной) и, как ни странно, «язычники», поклоняющиеся живущим в ветвях деревьев и на горных вершинах мирным божествам плодородия.

3) Это роман с Героем в роли главного героя и, одновременно
4) Это роман со страшным Преступником в роли главного героя

Любимый и «удачный» сын своего отца, умный, находчивый, смелый, верный своему слову, чего бы это не стоило, талантливый полководец, успешный дипломат, любящий муж и отец, справедливый судья,

и, одновременно,

человек, одержимый гордыней и честолюбием, готовый рисковать чужими жизнями, мечтающий об унижении своих недоброжелателей, человек, отдавший приказ об убийстве союзников в войне, чтобы присвоить славу победителя себе одному, своими руками убивающий юную дочь и практически доводящий до сумасшествия жену.

Кто-то может сказать, что противоречивых личностей описано в литературе немало. И это так. Но Фейхтвангер, хотя и пишет о своем герое, что:

я увидел Ифтаха, великого, одинокого и преступного: вобравшего в себя все противоречия своего времени


но показывает трансформацию героя, то, что делает Ифтаха глубоко трагическим героем.

Ифтах, высокомерно изрекающий:

Господь благословил меня... Это – мой Бог, он живет в моей груди. Все, чего хочу я – Его желание.


Ифтах на грани инсайта в состоянии смятения и страха перед реальностью:

Своим быстрым умом он сразу сообразил, как его поражение превратилось в победу. Врагов заставило бежать известие о приближении эфраимитов. Но он противился этой мысли. Это было не так, не могло быть так. Он, Ифтах, призвал Бога, заставил его выйти из ковчега и нагнать страх на врагов.


И вот Ифтах говорит с Элиадом и его «накрывает» волна осознания:

Нет, это не иллюзия: он, Ифтах, исполнил страшную клятву, чтобы купить благосклонность Бога, которого не было. Он пролил за несуществующего Бога самую дорогую для него кровь. Ифтах – герой, Ифтах дурак.


5) Это роман с откровенно скандальной сюжетной линией, которую отчего-то не замечают многие читатели, которых шокирует, скажем, «Лолита»

Ифтах и Яала. Он хвастается перед ней своими приключениями и подвигами, а она сочиняет и поет о его подвигах песни. Он любуется её красотой, а она видит в его лице Бога. Он не отдает её замуж за молодого принца, а она соглашается за него умереть. И это отец и дочь.

Не нужно обращаться к дедушке Фрейду, чтобы увидеть очевидное. Связь Ифтаха и Яалы по сути любовная. И это еще одна из граней трагедии. Неосознанные влечения приводят к страшным последствиям.

Ифтах не может отправить Яалу к царю Нахашу вовсе не из-за любви к Господу. Он не готов отдать девушку никому. И принести дочь-девственницу в жертву Господу – это для Ифтаха, отождествляющего себя с Богом, единственный способ сделать Яалу своей и только своей навсегда. Не побоюсь упреков в «испорченности», но, думаю, именно поэтому перед убийством Ифтах испытывает вожделение.

И секрет добровольной жертвы Яалы раскрывается похожим образом:

Она по-настоящему жила, когда пела. Или когда могла ощущать себя частью своего отца. Но если она окажется в постели с мужчиной, если она своим дыханием и жизнью будет питать его радость, то тогда, – она твердо это знает – она потеряет свой дар. И теперь Господь в своей милости посылает ей спасение от этого страха.


Думается мне, это описание гораздо ближе к неосознанному влечению, смешанному со страхом, чем к религиозному чувству.

6) Это книга еще и многом другом: о героизме и его истинных причинах, о дружбе, о соотношении цели и средств и т.д. и т.п., и я настоятельно рекомендую всем прочесть именно роман, а не только мой сумбурный отзыв

Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка", команда Angry nerds

Огромная благодарность "соучастницам" blade_o_grass , KaoryNight и капитану Spade

Комментарии

Сейчас дочитываю этот роман, где-то четверть осталась. В принципе согласен с Вами, но не могу сказать, что испытываю от него какой-то восторг. И еще очень не нравится язык/перевод. Какой-то он сухой и дерганый.

+2 20.06.14

У меня это не восторг, а скорее прочувствование и продумывание многих мыслей по поводу разных вещей, о которых думала и раньше, но в систему ничего не складывалось.

Перевод (надеюсь, все-же, что не язык) очень странный.
Обороты вроде

Допрос Господа требовал высокого уровня самодисциплины того, кто спрашивал.

убивали.

где-то четверть осталась


Последняя четверть -самые лучшие страницы в книге.) Напишете потом о впечатлениях?

+2 20.06.14

Напишу, куда деваться? "Долгая прогулка" ведь...

+2 20.06.14

И такая обреченность к комментарии...)

+1 20.06.14

Если честно, не всегда хочется писать о каждой прочитанной книге, и эта одна из них будет, чувствую.

+2 20.06.14

Очень хорошо понимаю, меня наш прекрасный капитан допинала)

+1 20.06.14

Спасибо за эту рецензию, тут же захотелось прочесть книгу. Чувствую она мне понравится.

+2 20.06.14

Буду рада, если понравится.)

+2 20.06.14

Замечательная рецензия! Я прочла этот роман в начале месяца, не со всеми выкладками согласна в деталях, но в общем и целом - да!

Как вам такой Господь? Никаких упоминаний о доброте, милосердии, щедрости, любви, но зато чуть ли ни на каждой странице описание жестокости, честолюбия (в особенности – честолюбия), мстительности , кровожадности и прочих малоприятных качеств.

- правителя не обязательно любить, но обязательно бояться. Для меня Бог в этом романе не отец своим детям-евреям, и даже не отчим, а суровый наместник, вечно опасающийся конкурентов.
Но роман стОящий!

+2 20.06.14

Спасибо, мне очень приятно! Честно говоря, страшновато было писать об этой книге, столько "острых углов"...

не со всеми выкладками согласна в деталях


А с чем не согласны, если не секрет?

Для меня Бог в этом романе не отец своим детям-евреям, и даже не отчим, а суровый наместник, вечно опасающийся конкурентов.


Мне самой ветхозаветный Б-г всегда представлялся в образе тираничного и несправедливого отца. Но применительно к роману дело, думается даже не в этом
- не важно, каков естьБ-г (да и может ли вообще человек постичь божественную сущность?), важно, каковы люди, так как именно они придумывают себе "Господа" по своему образу и подобию.

Но роман стОящий!


Да-да, в очередной раз благодарна организаторам игр на ЛЛ))

+1 20.06.14

Мое мнение о книге.

Не полностью согласна с оценкой отношений Ифтах-Яала, но это сугубо личное мнение. Я согласна, что тект романа позволяет оценить эту линию именно так, как Вы))
Для меня

Ифтах не может отправить Яалу к царю Нахашу вовсе не из-за любви к Господу. Он не готов отдать девушку никому.

свидетельство именно претензий на роль Господа в отношении своего окружения, дочери в том числе. Мне кажется, что это подтекст не сексуального влечения, а проявление собственничесткого отношения.

+2 20.06.14

Прочла Вашу рецензию, очень интересно! Прелесть ЛЛ в том числе и в том, чтобы увидеть что-то иными глазами.

Он даёт ответы, помогает, но требует взамен не просто уважения и почитания, но - платы. Платы высокой, порой непомерно высокой – кровавой жертвы самого любимого существа – дочери Ифтаха. Эта жертва должна быть принесена не из любви, но из условий заключенного договора- сделки.


У меня другое впечатление по этому вопросу. Для меня вся история Ифтаха и его клятвы - это вообще не про Б-га, а имсключительно про самого Ифтаха и его гордыню. Очень яркий психологический пример т.н. "магического мышления". Это примерно также, как в детстве мы с друзьями считали, что если идя в школу не наступать на трещины в плитках на школьном дворе, то получишь хорошую оценку. Подход тот же - ставка выше. Непомерная гордыня неминуемо влечет непомерно высокую ставку.

+1 20.06.14
Прелесть ЛЛ в том числе и в том, чтобы увидеть что-то иными глазами.

Согласна!

Непомерная гордыня неминуемо влечет непомерно высокую ставку.

Да и еще раз да!
Я читала роман, отталкиваясь от посыла "библейский сюжет", поэтому отношения Бог-Человек для меня стали главными, но Ваш взгляд на роман меня заинтересовал. Весь день обдумываю Ваши тезисы и вспоминаю текст - очень увлекательно))

+2 20.06.14

А вот у меня на тему Человек-Б-г как-то не складывается ничего, скорее Человек-сам Человек, Б-га, как будто, и нет вовсе, зато его именем чего только не делается...

+1 20.06.14
свидетельство именно претензий на роль Господа в отношении своего окружения, дочери в том числе. Мне кажется, что это подтекст не сексуального влечения, а проявление собственничесткого отношения.


В целом, мне кажется, у людей, подобных Ифтаху самое большое сексуальное желание вызывает не обладание женщиной, а власть, удовлетворение амбиций. Поэтому и в отношении Яалы два влечения так смешиваются, что и не разобрать.

+1 20.06.14

Спасибо, вы меня реально заинтересовали.

+2 20.06.14

Мне очень приятно! Буду ждать Вашей рецензии, если прочтете.

+2 20.06.14

Здорово! Рецензия интересная)

+2 20.06.14

Спасибо, Таня)

PS Очень милая аватарка)

+1 20.06.14

После Вашей рецензии на "Иеффая" мне очень хочется прочесть саму книгу. Тем более что Фейхтвангер -- один из любимых моих авторов.

+1 06.05.15

А я как раз читала Вашу рецензию на "Еврея Зюсса".)
Друзья тут в комментариях ругали перевод "Иеффая", но и в нелучшем переводе очень сильное впечатление произвел роман, год назад читала, а как будто вчера книгу закрыла.

0 06.05.15

Как хорошо вы вначале написали. Я лично полдня рыдала после прочтения и неделю мои мысли были только о ней и жуткое желание поговорить с кем-нибудь о ней.

+1 10.12.15

Спасибо! Очень "зацепила" книга в своё время.

0 10.12.15