Больше рецензий

anna_cornelia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2014 г. 16:01

29

4

Индустрия обучения с пеленок набрала неслыханные масштабы за последние десятилетия, мы только и слышим вокруг, что "после трех уже поздно", что надо начинать учить малыша как можно раньше читать, считать и говорить на иностранных языках, на каждом углу появляются вывески развивающих центров и детских клубов. Маркетологи и производители постоянно давят на наше родительское чувство вины и страх недодать и заставляют покупать больше развивающих игрушек, обучающих книг и водить на занятия по раннему развитию. А нужно ли это детям? Приносит ли это пользу? Не лишаем ли мы их тем самым чего-то более важного?

Дальше...

Авторы книги дают однозначный ответ: детям это не нужно, даже наоборот - постоянные структурированные занятия, игрушки и задачи, которые имеют один верный ответ (пазлы, логические цепочки, конструирование по образцу и так далее) и минимум времени на свободные игры ведут к тому, что ребенок не может развиваться в удобном и правильном для него темпе, прорабатывать самостоятельно обучающий материал (в роли которого по большому счету выступает весь окружающий мир), отыгрывать свои страхи, оттачивать полученные знания. Более того, в результате того, что родители давят на ребенка и пичкают его знаниями и умениями безотносительно его увлечений, склонностей и возрастных особенностей, он теряет свое природное любопытство и жажду познаний, привыкает получать информацию в готовом виде на блюдечке и делать то, что говорят другие, начинает ориентироваться исключительно на результат, теряя интерес к самому процессу обучения, перестает слышать себя, потому как учат его не не тому, что ему нравится и интересно, а тому, что кажется важным родителю.

А главное, чего лишается ребенок - творческого и созидательного мышления, фантазии! Да, к сожалению, в последнюю очередь современные книжки, игрушки и клубы ориентированы на поддержание и развитие детской фантазии и дивергентного мышления (когда при решении задач для одной и той же проблемы находится множество решений), хотя бы потому, что это значительно сложнее, чем развивать логическое и конвергентное мышление (решение подразумевает единственный правильный ответ). 

Природа и эволюция всё за нас уже продумали, и ребенок прекрасно развивается, используя всё, что есть у него под рукой, чтобы развиваться, причем в удобном и нужном именно ему темпе, причем исследования показали, что развитие мозга далеко не всегда зависит от стимуляции, многие области созревают сами по себе, вне зависимости от того, хотим мы это или нет. Мы можем ускорить некоторые процессы, но чаще всего это будет или пустое запоминание, не дающее отклик в душе и голове ребенка, или знание и умение в ущерб чему-то другому. Вообще родителю важно помнить, что давать много безотносительных знаний ребенку - не значит делать лучше, ведь мозг тратит силы на то, чтобы помнить (названия, буквы, имена и прочее), а не чтобы развиваться. 

В этой связи очень показателен популярный опыт с двумя группами крыс: первая группа жила в пустой клетке без стимулирующих игрушек и приспособлений, другая - в, как это сейчас принято называть, богатой развивающей среде с массой игрушек, аттракционов и лабиринтов. Вполне предсказуемы результаты эксперимента: крысы из второй группы показывали в разы больше извилин. Этот опыт известен, но вот не так известно, что была еще третья группа - крысы, живущие на воле - так вот именно они показали наилучшие результаты развития мозга. 

Вообще в книге показана масса подобных исследований и экспериментов, освещающих то, как дети учатся и думают. Можно, конечно, скептически относиться к подобным вещам, по большому счету можно под любую теорию подогнать факты и провести подтверждающие опыты и исследования, но в данной книге они не кажутся притянутыми за уши, да и существенно придают вес теориям авторов. 

Итак, по словам авторов книги не стоит злоупотреблять ранним развитием и увлекаться обучающими методиками, а что же, просто отпустить ребенка плыть по течению? Да, именно отпустить: давать ему играть, самостоятельно и с друзьями, прислушиваться к его интересам и подогревать, а главнее - как можно больше с ребенком общаться, играть, читать ему книги, рассказывать истории, вместе гулять и ходить на различные мероприятия, отвечать на его вопросы и воспринимать его всерьез, давать ему учиться на собственных ошибках, помогать осознать себя и свои эмоции, поощрять развитие творческого и независимого мышления (качества XXI века) и не требовать от него достижений, но помогать осваивать умения, не настраивать исключительно на результат, а уделять внимание мыслительному процессу.   

Интересен кстати еще один факт - слишком много раннего развития может быть припятствием во взрослом жизни: в мозге будет слишком мало свободных от задач и информации зон, а потому творческие способности будут снижены. К чему торопиться учить детей, например, считать, если всё это в разы быстрее он выучит в школьные годы, а во взрослой жизни за него будут делать компьютер. А вот фантазии у компьютера нет и именно в творчестве человек превосходит машину - но тогда зачем мы торопимся развить у ребенка именно логическое мышление и нагружаем фактами и ограничиваем игры? А ведь именно игра, особенно в компании со взрослым, максимально развивает творческий потенциал малыша, именно через игру идет наиболее продуктивное обучение. 

В заключении авторы советуют прежде, чем покупать очередную развивающую игрушку и книгу или отдавать на структурированные занятия, остановиться, подумать и отказаться от этого в пользу игры и свободного времяпрепровождения. 

Рекомендую книгу мамам деток от нуля до лет 5-6, особенно склонным волноваться, все ли нужное они дают своим деткам, а также всем увлекавшимся детской психологией и развитием.