Madame-Butterfly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2023 г. 20:41

240

4 Кто ты, самый жестокий и опасный зверь?

“Одни лица кажутся мне спокойными и ясными, другие – мрачными и угрожающими, третьи – переменчивыми, неискренними; ни в одном из людских лиц нет той разумной уверенности, которая отличает человеческое существо. Мне кажется, что под внешней оболочкой скрывается зверь, и передо мной вскоре снова разыграется тот ужас, который я видел на острове…”

Меня всегда поражало и восхищало воображение Герберта Уэллса. Подумать только: вторжение инопланетян на Землю, невидимый человек, изобретение машины времени или путешествие на Луну. Самое интересное, что и по сей день его произведения не теряют своей привлекательности для современного читателя. В романе “Остров доктора Моро” Уэллс снова удивляет и обращается к теме жестоких экспериментов над живыми существами.

Для меня сюжет книги не был нов, наверное, именно поэтому я долго откладывала знакомство с этой историей. Смутно помню не самую удачную экранизацию романа, виденную мной в 90-х, с Вэлом Килмером и Марлоном Брандо, где действие перенесено в современность. Если не ошибаюсь, есть еще и экранизация более ранняя, но тоже не избежавшая искажений сюжета, а ведь роман подкупает именно своей простотой. В книге нет ни датчиков, способных следить за созданными существами, ни волшебной сыворотки буквально превращающей животных в людей и наоборот.

Роман “Остров доктора Моро” был написан в 1896 году. Это был период увлечения человечества науками, время революционных открытий: электричество, магнетизм, гипноз, изучение древних цивилизаций и тайн, с ними связанных, и, конечно, медицина. Так, Герберт Уэллс делает героем своей книги блистательного, гениального хирурга Моро, посвятившего всю свою жизнь проникновению в тайны физиологии. Однако, его методы не нашли отклика у современников, и ему пришлось оставить Лондон и поселиться на маленьком островке, затерянном в Тихом океане, чтобы продолжать научную деятельность по своему усмотрению. Кораблекрушение и череда обстоятельств приводят на этот остров Эдварда Прендика, от лица которого и ведется рассказ. Здесь, на этом тропическом острове, который кажется Прендику раем и избавлением от неминуемой смерти в глубинах океана, его поджидает настоящий кошмар, созданный руками ученого.

Роман Уэллса, за кажущейся простотой фабулы и начала в духе классических приключенских историй, увлекает не только динамичным и увлекательным сюжетом, но и философскими, моральными вопросами, к которым не может не прийти читатель. Столкновение дикого мира природы и разума человека. Цивилизации, с её чувством превосходства и права, которое она дала сама себе, вмешиваться в природные, естественные процессы, и хаоса инстинктов, нежелающих подчиняться навязанным правилам и законам. Эдвард Прендик становится свидетелем жестокости, принятой в мире дикой природы, и жестокости, свойственной так называемому цивилизованному, образованному человеку. Неудивительно, что ход его мыслей приводит к выводам, увы, не в пользу людей. Страх перед когтями, клыками, неприкрытой агрессией, инстинктом хищника выслеживать и убивать добычу, уступает место страху перед человеком с дипломом хирурга, со скальпелем в руке и идеей, требующих новых и новых экспериментов, новых и новых страданий.

Уэллс не останавливается только на противостоянии цивилизации и природы. Он идёт дальше, пытаясь представить, описать, как могли бы организовать свою жизнь странные, искалеченные существа, страдающие физически и ведущие бесконечную, заранее проигранную, но от того не менее жестокую и упорную, обессиливающую борьбу со своими инстинктами, чей голос способен подавить на время только страх, страх нового страдания, новой боли, который сильнее и действеннее страха смерти.

Предисловие к роману, своеобразный пролог, немного снизило градус напряжения, так как сразу становится ясно, что герой вернётся из переделки живым, хотелось большей интриги относительно его судьбы. И всё-таки история захватывает, и отложить книгу, не узнав, чем всё закончится, просто невозможно, тем более, что язык повествования легкий и образный.

Опыт, выпавший на долю Эдварда Прендика, мог бы сломать менее сильного духом человека. Эдвард выжил, но не избавился от страшных воспоминаний: тут и там, за милыми улыбками, за мелодичным голосом, за легкостью жестов и грацией движений ему видится скрытая жестокость, изощренная хитрость, ложь… “Животное может быть свирепым или хитрым, но один только человек умеет лгать.” Так кто же – самый жестокий и опасный зверь?

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!