8 февраля 2014 г. 20:35

1K

4

Прежде всего, не стоит обращать внимание на неудачное название именно этой книги, ведь собственно «Метафизике половой любви» уделено внимание лишь около на 55 страницах, остальная же часть книги посвящена другим фрагментам основного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление»: «О ничтожестве и горестях жизни», «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа» и «Идеи этики».

Наверное, каждый, кто не нашел успокоения и ответов на все вопросы в религиях мира, содрогается при размышлениях о сущности смерти. Для меня философия Шопенгауэра в этом вопросе стала первой теорией, хоть что-то поменявшее в собственных представлениях и оказавшаяся во многих вопросах очень близкой и понятной.

Шопенгауэр говорит о нерушимой и постоянной «воле» и кратковременном и субъективном «представлении». Я и индивидуальность как смертное и род как бессмертное. Конечно, много утверждений вызывают дальнейшие вопросы. Книга говорит, что после смерти не может быть абсолютного ничего, в то же время сравнивая это состояние в глубоким обмороком или сном, но вечное состояние сна или обморока после смерти и есть то, что мы обычно подразумеваем под ничем. Также сложно согласиться, что бессмертен человеческий род или дух, ведь логически наша Земля, а с ней и человеческий род никак не могут быть вечными, если не предположить, что все циклично повторяется. Хотя, может, Шопенгауэр вкладывал что-то большее в понятие «род».

В каждой части огромное внимание уделяется «отрицанию воли к жизни», что, по мнению Шопенгауэра, может осознать только думающий человек и считая, что смыслом жизни есть именно страдание, а никак не счастье, ведь мир так плохо приспособлен для счастливой жизни, тогда как главные человеческие добродетели, честность, справедливость и человеколюбие, неизменно ведут к страданиям, лишениям и бедности.

Шопенгауэр видит в понимании жизни как страдания ядро таких, казалось бы, разных религий, как христианство и буддизм, в то время как буддизм и иудейство считает слишком позитивистскими.

Есть некоторые нелепые, с моей точки зрения, моменты. Например, во время размышлений о, грубо говоря, переселении душ, утверждения о том, что во время повышенной смертности в одной из точек земного шара вследствие чумы или войны, хотя и не строго, но наблюдается повышенная рождаемость в другой части мира. Но таких моментов было довольно мало, в целом книга заставила задумать об очень многих вещах и побудила к дальнейшему прочтению полного труда для более глубокого понимания.
Шопенгауэр

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!