12 апреля 2022 г. 18:41
41
4 Гротеск? Абсурд? Мрак? Кафка!
Давно присматривалась к этому писателю. Начала знакомство с противоречивым автором с цикла малой дневниковой прозы и рассказов. Кафка сложен, абсурден, мрачен, иногда страшен и зловещ. Видно, что весь трагизм и проблемы его души нашли отражение в его произведениях. Часто незаконченных, часто непонятных с первого взгляда.
Хотелось остановиться на двух рассказах: «Превращение» и «В исправительной колонии». «Превращение» многими критиками отнесено к жанру фантазии и гротеска. Безусловно, все происходящее там абсурдно и к реальности не имеет прямого отношения, но … так уж и не имеет? Или просто все выражено аллегориями и метафорами специально, чтобы заставить нас задуматься. Итак, обычный коммивояжер Грегор Замза (типичная профессия и род деятельности для Европы начала 20-го века), торговец сукном, содержит всю свою семью: отец разорен и не работает, мать больна астмой, сестра еще слишком юна. В одно ничем не примечательное утро он просыпается и обнаруживает, что превратился в страшное большое насекомое. Но ему же надо рано быть на работе. А что скажет начальство, если он опоздает? Как встать с постели, если хитиновый панцирь мешает это сделать? Что подумает семья, увидев его в таком виде?
Думается, что провидение таким образом останавливает его в такой рабочей гонке, сбавляя темпы и обороты. Ибо не может и не должен человек жить только работой, он должен думать и о душе.
Во второй сцене рассказа возникает тема дверей. Изнутри в комнате Грегора три двери, и все выходят в разные части квартиры и все заперты. Что, несомненно, является аллюзией замкнутости и отрешенности Грегора от членов семьи. Вообще весь рассказ поделен на четкие сцены, где есть своя кульминация и развязка. Так, в следующей сцене, осознав, что это огромное насекомое – их сын и брат, семья разделяется на два лагеря – от полного неприятия ситуации до стремления хоть как-то помочь ему (сестра поначалу прикармливала Грегора, осторожно подставляя блюдце в комнату так, чтоб не увидеть его). Грегор же исполнен чувства вины за свой новый странный внешний вид и практически не вылезает из-под кровати. Его судьба трагична – в конце концов он умирает, а семья вздохнет спокойно, и что самое пародоксальное – у них вдруг оказываются и средства, и возможности вести адекватную по меркам общества того времени жизнь. Это нестандартное во всех смыслах произведение, тем не менее, поднимает вполне типичные социальные проблемы: социальное одиночество, душевная изоляция, неприятие окружающего мира, неудовлетворенность работой, внутренняя усталость и депрессия, предательство близких людей. Через аллегорию, аллюзию, метафору, гротеск и абсурд Кафка преподает нам эти жизненные уроки.
Рассказ «В исправительной колонии» — это как зарисовка из фильма ужасов. Отдаленный остров, исправительная колония. Путешественник, чьего имени мы не знаем, присутствует на церемонии подготовки к смертной казни солдата, нарушившего устав. Вообще, у меня сложилось мнение, что в этом рассказе главный герой – это пыточный аппарат, предмет особой гордости офицера, который говорит об этой машине, как о живом человеке, вершащем праведный суд. Новый комендант колонии хочет отказаться от казней столь жестоким образом, но офицер считает аппарат верхом карательного искусства. Я не буду описывать то, как происходила казнь с помощью данной машины, это слишком тяжело читать и пересказывать. Но замечу, что удивительным образом Кафка как бы предвосхитил ужасы пыток нацистов в концентрационных лагерях. Рассказ заканчивается тем, что офицер казнит сам себя, а машина при этом ломается и приходит в негодность, отходит в небытие, тем самым как бы давая понять, что на смену этому режиму идет новый.
Дочитав сборник рассказов до конца, я задумалась, хочу ли еще более детального знакомства с Кафкой на примере его романов «Процесс» или «Замок». Возможно, да. На вопрос, рекомендую ли я прочтение малой прозы (зачастую незавершенной и еще более абсурдной), отвечу так: этих двух рассказов, вполне законченных и структурированных, достаточно, чтобы сложить первое впечатление о писателе.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!