sovin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 мая 2013 г. 08:48

73

4

Талант Кафки – с первой до последней страницы бережно хранить мрачную атмосферу чего-то сверхъестественного, незримо глядящего и неземного, с привкусом скрытого отчаяния и молчаливого одиночества. Ничего особенного не происходит. Морозный воздух, огромные сугробы и бесконечный, скрипучий снег. Такой предстаёт перед нами Деревня, в которой останавливается некий К. Он получил должность Землемера в громадном Замке, и ему нужно позарез попасть туда. Это и есть Цель. Только ощущения бесприютности и одиночества ни на минуту не покидает Землемера. Во всей красе разворачивается мастерство Кафки тянуть невидимые жилы, подчеркивать ничтожность личности и полнейшую обречённость. Всё замыкается в безвыходном круговороте: дьявольское мелькание непроницаемых лиц помощников Артура и Иеримии, постоялый двор странной Гостиницы и её бутафорные обитатели, телефонные звонки в канцелярию Замка – и сам Замок, грозный, безжалостный, неприступный… Экранизация «Замка» А. Балабановым я считаю лучшим представлением кафкианского кошмара, учитывая камерность обстановки и зловещую музыку. Пусть даже концовка у режиссера своя. Кафку страшнее читать, чем смотреть. Если смотреть «Замок» непрочитанным, то он может показаться скучным, а местами бредовым.

Следующее произведение в сборнике – «Превращение». Глубокой ночью Грегору Замзе снится кошмарный сон. Но утром кошмар навсегда поселяется в его комнате. На самом деле это очень грустная история, целиком замешанная на чувствах и ощущениях. Беда и трагедия полностью раскрывают образы героев и их отношения внутри семьи. Наблюдать за этим трогательно и невыносимо больно. Ведь сердце ещё стучит, а мысли реют в голове. А ты уже не принадлежишь самому себе, ты не такой, как раньше, и не по своей воле твой маленький хрупкий мир изменён. Острота понимания, как ценна любовь во всех её проявлениях.

И конечно рассказы. "Сельский врач" - новелла с налётом мистической жути, а на самом деле о человеческой безысходности и ледяном отчаянье, когда уже ничем не можешь помочь, потому что правду от тебя никто не ждёт. Не нужна она никому, эта правда - и остаётся лишь только бросить шубу на сани и умчаться на конях в зимнюю вьюгу. Не могу не вспомнить при этом замечательную двадцатиминутную короткометражку, снятую японским режиссером Кодзи Ямамурой с удивительной графикой.

"Голый, выставленный на мороз нашего злосчастного века, с земной коляской и неземными лошадьми, мыкаюсь я, старый человек, по свету. Шуба моя свисает с коляски, но мне ее не достать, и никто из этой проворной сволочи, моих пациентов, пальцем не шевельнет, чтобы ее поднять. Обманут! Обманут! Послушался ложной тревоги моего ночного колокольчика- и дела уже не поправишь!". ©


Ещё интересная притча о вечном лукавстве и страхе под названием "Шакалы и арабы". Запомнился "Коршун" - короткая, но очень меткая зарисовка о персонажах, на каждом шагу попадающихся тебе . Пусть даже не тебе, но таких можно легко наблюдать со стороны... Тревожно-зловещая обстановка "Братоубийства" кидает в ночь, где очень страшно. Также можно познакомиться с невиданным существом Одрадеком в оборванных старых нитках, безвредному, в принципе, неопределенного места жительства ("Забота отца семейства") . И философская притча "Одиннадцать сыновей", где можно отыскать как свой портрет, так и чертовски знакомые портреты окружающий. Один из описанных сыновей являет собой точное изображение героя «Америки», Карла Россмана.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!