lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

25 августа 2021 г. 02:01

1K

4.5

«У человеческого воображения плохо со счетом. Собственно, оно считает только до одного. То есть до того, кто находится рядом с тобой»

Еще один прочитанный роман Ремарка, и вновь в душе меланхолия и тоска, как после всех его эмигрантских книг. Было приятно увидеть здесь героев «Триумфальной арки» - Равика, Меликова, - теперь за океаном, в далекой от раздираемой войной Европы Америке.

Главный герой, настоящее имя которого так и остается неизвестным, прибывает в Нью-Йорк под именем Роберта Росса. До этого он два года прятался в Брюссельском музее, выходя из подвала только по ночам, чтобы проникаться искусством и изучать картины, побывал в нацистском концлагере и в лагерях для беженцев и интернированных. В Нью-Йорке, почти без гроша в кармане, он тем не менее без затруднений нашел себе крышу над головой, работу на полулегальном положении и влился в эмигрантское общество. Ремарк очень верно пишет, что на чужбине эмигранты первого поколения еще стараются держаться вместе, их связывают воспоминания и думы о судьбах родины, но уже их дети считают родиной ту страну, в которой родились, а последующие поколения и вовсе пускают там корни вдали от земли предков.

Понравилось, как автор верно схватывает национальные особенности своих персонажей, и в первую очередь американцев, которые нюхом чуют деньги и отлично умеют их зарабатывать. Тут показан во всей красе мир нью-йоркских арт-дилеров и антикваров, а также Голливуд с циничной аналитикой, каким должен быть фильм о нацистах, чтобы публика на него пошла (если рассказывать правду о зверствах, мол, никто в это не поверит и кассу не сделает). Также очень мне созвучны оказались мысли о том, что на искусстве зарабатывают все, кроме творцов, в на войне - все, кроме солдат (буквально недавно с мужем обсуждали, что в современных реалиях на музыке зарабатывают все, кроме, собственно, музыкантов, если не брать первый эшелон).

Самая сильная сцена, я считаю, когда еврей Танненбаум, в Голливуде играющий нацистов, на одном салонном вечере обмолвился, что у него есть список тех, кого нужно будет казнить в Германии после свержения Гитлера, и что этот список должен будет утвердить и дополнить некий абстрактный комитет, а Кан, спасший множество людей в Европе, спросил его, готов ли он казнить первого приговоренного лично, а не прячась за комитетом. Отличный пример подмены индивидуальной ответственности коллективной и его обратка.

Финал романа, на удивление, хоть и депрессивен, но разнообразия ради и герой, и его возлюбленная живы, а впереди даже брезжит надежда (но в то, что они будут вместе, я не верю, это было яркое, но мимолетное чувство).

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!