Kristina_Kuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2021 г. 14:41

3K

4.5 Куда приводит излишний романтизм

Учитывая, что на данный момент общее число рецензий на сайте на этот роман Флобера почти достигает 540, вряд ли я могу сказать что-то новое о госпоже Бовари. Но всё же выскажусь.

Отлично написанный и тонкий роман, в котором все персонажи были мне в разной степени несимпатичны. Почти все они вызывали у меня неприятные эмоции, пускай и по разным причинам. Жена, которая изменяет мужу и не любит своего ребёнка. Она не думает о последствиях своих поступков, будто не она, а кто-то другой несёт за них ответственность. Да, её можно понять, она страдает от полного непонимания супруга.

Но в полное отчаянье приводило ее то, что Шарль, по-видимому, и не подозревал ее терзаний. Его уверенность, что он дает ей счастье, казалась ей нелепостью и оскорблением, его спокойствие — неблагодарностью.

Г-жа Бовари хочет найти выход, она пыталась поговорить со священником, но ничего из этого не получилось.
По-настоящему грустно читать о том, как героиня хоронит свои способности, даёт волю своей тёмной стороне и сгорает в результате.
Кажущаяся безответственность, в том числе в том, что касается финансов, вероятно, стала результатом её «женского» воспитания и среды обитания, но не думаю, что это полностью оправдывает Эмму Бовари.
В любую эпоху есть люди, которые отдают себе отчёт в своих поступках. В 19 веке тоже были женщины, которые, будучи недовольны своим браком и положением, находили пути для развития.
Несчастная героиня Флобера, к сожалению для себя и своей семьи, выбрала недостойное приложение для своих душевных сил и талантов, которые у неё были. Она растратила всю себя на тех, кто заведомо не мог этого оценить. Конец закономерен. Героиня умерла духовно до того, как с ней это случилось физически. Почему это с ней случилось? Могло ли быть иначе? Вопросы кажутся общими, но они неизбежно приходят в голову.

Эмма, начитавшись романтических книжек, пытается отыскать их отблески в собственной жизни. Разумеется, «скучная» обычная жизнь со «скучным» обычным мужем никак не отвечает её запросам. Справедливости ради надо сказать, что её муж действительно кажется пресным, но он добрый, доверчивый и предан Эмме.
Пытаясь каким-то образом разнообразить свою жизнь, молодая женщина мечтает о Париже, читает книги, покупает себе дорогие наряды и влезает в большие долги.

Она подписалась на дамский журнал "Свадебный подарок" и на "Салонного сильфа". Не пропуская ни строчки, поглощала она все отчеты о премьерах, скачках и вечерах; ее интересовали и дебют певицы, и открытие нового магазина. Она знала все последние моды, адреса лучших портных, дни, когда полагается быть в Булонском лесу или в Опере. По Эжену Сю она изучала мебель; читая Бальзака и Жорж Санд, пыталась найти в них воображаемое утоление своим собственным страстям. Даже за стол она садилась с книгой и, пока Шарль ел и говорил с нею, перелистывала страницы.

Эмма вызывала у меня сочувствие, но не симпатию. Симпатии у меня не вызвал и супруг Бовари, который не замечает или, может, просто не хочет замечать, что происходит у него под носом.
Как и Эмма, провинциальный доктор предпочитает подменять реальность своими фантазиями. Проблема в том, что фантазии этой пары, их представления о счастливой жизни совершенно не совпадают.
В конце его печальная, как и у Эммы, судьба вызывает сочувствие, но не более того.
Пожалуй, по-настоящему жалко в этой истории только дочку четы Бовари, которая стала жертвой эгоизма и легкомыслия своей матери и наивности и недальновидности своего отца. Материнский инстинкт у Эммы так и не сработал. Она мечтала о сыне, а родилась, видите ли, девочка.

В галерее непривлекательных персонажей романа находится франтоватый, самовлюбленный аристократ (один из возлюбленных мадам Бовари), который думает только как бы получше развлечься.
И, конечно, торговец мануфактурой г-н Лере, который подсаживает скучающую Эмму на иглу покупок. Начав приобретать предметы роскоши, она уже не может остановиться. Для Лере это бизнес, ничего личного.
Мелочное эгоистичное общество, в котором все озабочены внешними проявлениями и своей выгодой, вот кто главный злодей в романе. Но общество это состоит из таких нагловатых аристократов, хитрых дельцов, карьеристов, наивных людей, плывущих по течению, и женщин, которые плохо знают жизнь и мечтают о романтических приключениях.

Флоберу удалось создать сильный роман, в котором нет положительного героя или героини. Но, впрочем, в нём нет и истинно отрицательного персонажа. Мне кажется, что по-настоящему отрицательным героем выступает само общество с его нормами и ролями. Эмма стала такой, какой она стала, из-за воспитания, которое ей дали, из-за историй, которые она читала и т.п.
Она заводит романы на стороне, потому что это, как ей кажется, соответствует тому, что она читала в книжках о любви. В мужчинах она ищет сходство с персонажами литературных произведений.

Литература может научить многим полезным вещам, но можно получить из неё ложное представление о мире. Романы о любви 19 века, которые читала Эмма, не учили ценить маленькие семейные радости и вообще маленькие радости. Читать о неземных страстях, преодолении запретов и трагических развязках может быть увлекательно, но к жизни это имеет мало отношения.
Как я уже отметила, главный и единственный антигерой здесь социум, который так или иначе лежит в основе того, что происходит в романе.
На это указывает и то, что всё сложилось удачно для местного аптекаря, торговца Лере и эгоистичных любовников Эммы. Они лучше других вписались в общество и лучше других соответствовали чертам своего времени.

картинка Kristina_Kuk
Кадр из одноимённого фильма

Комментарии

Почти все они вызывали у меня неприятные эмоции, пускай и по разным причинам.

Очень схожие у меня были впечатления. Правда, я читала роман уже довольно давно и в тот момент, видимо, ещё не доросла до его должного понимания. Поэтому мне эмоционально трудно было поставить ему высокую оценку, но я согласна, что роман сильный и психологичный.

Мелочное эгоистичное общество, в котором все озабочены внешними проявлениями и своей выгодой, вот кто главный злодей в романе.

Да! Если бы было можно, я бы ещё раз это лайкнула))
У меня как раз недавно возникла похожая мысль (общество - главный антигерой) при прослушивании "Опасных связей" Шодерло де Локло. Но ты меня опередила)

Материнский инстинкт у Эммы так и не сработал.


Ну, я понимаю, что ты не в строго биологическом смысле, но он не мог сработать, потому что в чистом виде у людей, видимо, нет инстинктов. То, что мы часто называем инстинктами, на самом деле потребности... Не все с этим согласятся, но, если интересно, можешь погуглить и найти инфу. Я в биологии, мягко говоря, не сильна, поэтому не буду пытаться говорить о том, что и сама понимаю поверхностно.
Кристин, раз уж мы говорим о Бовари и адюльтере, если человек изменяет своему партнёру, это не потому что его инстинкт толкает в чужую постель. У человека только имеется (точнее, может иметься) потребность в физической близости, а что делать дальше, каждый решает сам... Нет никаких заданных программ, от которых нельзя отойти ни на шаг))

На это указывает и то, что всё сложилось удачно для местного аптекаря, торговца Лере и эгоистичных любовников Эммы.

Я тоже запомнила этот момент. Флобер всё же реалист...

Прекрасно, что ты решила высказаться, Кристин! Получилось интересно, спасибо!)
И извини, что я немного нафлудила про инстинкты :)

+4 25.05.21

Ника, спасибо тебе большое за тёплый отклик!! Значит, я и вправду не зря решила написать о Бовари ))

возникла похожая мысль (общество - главный антигерой) при прослушивании "Опасных связей" Шодерло де Локло.

О, а рецензия будет на Опасные связи?

То, что мы часто называем инстинктами, на самом деле потребности

Вообще никаких инстинктов нет? Это интересно! Не знала об этом, хотя да, про инстинкт у Эммы я больше написала в метафорическом смысле... Надо будет почитать об отсутствии у человека инстинктов )

если человек изменяет своему партнёру, это не потому что его инстинкт толкает в чужую постель.

Согласна на все сто )) Ника, знаю, что вопрос избитый, а ты как относишься к изменам? Думаешь, можно простить измену при определенных обстоятельствах?

+2 26.05.21
я и вправду не зря решила написать о Бовари ))


Конечно, не зря))

Надо будет почитать об отсутствии у человека инстинктов


Сейчас посмотрю на ютьюбе, есть ли что-то на эту тему :)

а рецензия будет на Опасные связи?


Посмотрим, как получится) Мне надо было по игре написать рецензию на нон-фишкн (книга о Гитлере) до конца этого месяца. Наконец я это сделала) Теперь можно и об "Опасных связях" подумать))

Думаешь, можно простить измену при определенных обстоятельствах?


Ой, Кристин, вопрос не то чтобы избитый, но какой-то очень личный что ли. Каждый случай индивидуален, как мне кажется)
Но лично я могу представить только одну ситуация, когда измену можно понять и, наверное, принять. Когда отношения между двумя людьми зашли настолько в тупик, что это становится чем-то вроде последней капли... Тогда, если отношения удастся перезагрузить, измена может остаться в прошлом и можно восстановить доверие (которое я считаю краеугольным камнем любых взаимоотношений). Хочу сказать, можно будет искренне поверить, что больше такого не повторится, потому что измена была следствием тупика...
Не знаю, может я слишком всё рационализирую, но для меня это важно - понимать разумом причины)
А ты как думаешь?

+1 28.05.21
Мне надо было по игре написать рецензию на нон-фишкн (книга о Гитлере)

Буду читать )

Каждый случай индивидуален, как мне кажется)

Ты права )

может я слишком всё рационализирую, но для меня это важно - понимать разумом причины)

Я тоже считаю, что это очень важно. И про доверие, абсолютно согласна с тем, что ты написала ) Но не знаю, насчёт измены, связанной с тупиком в отношениях. Восстановить доверие, наверно, можно, но что если человек перекладывает таким путём ответственность за свой поступок на другого? Что-то типа, это из-за тебя я изменил/а.
Мне кажется, такое перекладывание с больной головы на здоровую (грубо говоря) недопустимо.

+1 28.05.21
Послушаю )

:))

но что если человек перекладывает таким путём ответственность за свой поступок на другого? Что-то типа, это из-за тебя я изменил/а.

Кристин, конечно, такое перекладывание ответственности совершенно недопустимо. По-моему, это точно звоночек о том, что из таких отношений надо как можно быстрее выходить.
Но я говорила не об этом, а о ситуации, когда люди по-прежнему дорожат друг другом, но так сложилось, что у них всё разладилось... и измена одного стала чем-то вроде логического продолжения этого долгого разлада, но человек осознаёт свою ответственность, не оправдывает себя и ничего не перекладывает.
Не уверена, что я смогла объяснить свою мысль, но и так уже много букв вышло. Надеюсь, ты уловила мою спотыкающуюся мысль)

+1 29.05.21
но человек осознаёт свою ответственность, не оправдывает себя и ничего не перекладывает.

Поняла тебя, Ника. Наверно, так может быть. В любом случае, мне понравилось, как ты написала про необходимость "понимать разумом причины" )

Посмотрела видео коротенькое про инстинкты и их отсутствие. Впечатления какие-то смешанные... Теперь хочу почитать что-то более подробное на эту тему ))

+1 29.05.21
мне понравилось, как ты написала про необходимость "понимать разумом причины" )

А мне еще понравилась наша с тобой беседа))

+1 30.05.21

Кристин, это снова я)

Несчастная героиня Флобера, к сожалению для себя и своей семьи, выбрала недостойное приложение для своих душевных сил и талантов,

Недавно мне встретилась цитата из Бальзака, которая, по-моему, неплохо подходит к тому, что ты пишешь об Эмме, которая не в то русло направила свои душевные силы.
"Les fruits de l’amour passent vite, ceux de l’art sont immortels."

+1 01.06.21
"Les fruits de l’amour passent vite, ceux de l’art sont immortels."

Ника, спасибо за цитату! Она даже очень хорошо подходит к той Эмме Бовари, которую я увидела в книге.
А еще можно вспомнить: "жизнь коротка, искусство вечно". Но это уже о другом )

+1 02.06.21

Не за что)) Это Бальзаку спасибо)

"жизнь коротка, искусство вечно".

Да, как говорится, аrs longa, vita brevis...

0 02.06.21
спойлер
Вот здесь вроде про то, что чистых инстинктов у людей, скорее всего, нет. Имеются потребности и научение.
свернуть

Кристина, нашла небольшое видео на тему инстинктов))

+1 28.05.21

Спасибо, Ника ) Послушаю )

+1 28.05.21
Флоберу удалось создать сильный роман, в котором нет положительного героя или героини.

Меня почему-то утомляют романы, в которых нет положительных персонажей. И не в смысле идеальных, а просто по-земному положительных. Как читателя меня это выматывает. В университете по программе приходилось читать, но сама бы этот роман я не выбрала. Даже и так плохо помню его) Лучше всего запомнила такую глупость - Эмма Бовари представитель тельца в литературной вселенной))

+2 26.05.21
И не в смысле идеальных, а просто по-земному положительных. Как читателя меня это выматывает

Понимаю, даже очень понимаю )
С Бовари мне помогло то, что я сама взяла её читать и была подготовлена к тому, что чтение может быть утомительным и там не будет по-земному положительных (хорошо ты сказала) персонажей.
А если бы мне пришлось читать роман по программе, очень может быть, что моё отношение к нему было бы другим. В который раз убеждаюсь, что многое зависит от настроя, с которым мы подходим к книгам

Эмма Бовари представитель тельца в литературной вселенной

Ахаха, бедные тельцы ))) Такой перл трудно забыть;)

Алёна, спасибо большое, что заглянула!

+2 27.05.21
С Бовари мне помогло то, что я сама взяла её читать и была подготовлена к тому, что чтение может быть утомительным

Да, полностью понимаю) именно настрой позволил мне в свое время перечитать множество книг, считающихся скучными или утомительными)

В который раз убеждаюсь, что многое зависит от настроя, с которым мы подходим к книгам

А вот недавно я читала роман Стефания Аучи - Львы Сицилии. Сага о Флорио и совсем не была готова к тому, что там будет такая напряженка с положительными персонажами. Потому нередко откладывала книгу, потому что чувствовала какой-то налет усталости. Все в меру хорошо)

Ахаха, бедные тельцы ))) Такой перл трудно забыть;)

Я, собственно, и есть телец)) потому, видимо, и запомнила)) хоть и не верю в гороскопы)

Кристина, и тебе спасибо!) Рада к тебе заглядывать)

+2 27.05.21
А вот недавно я читала роман Стефания Аучи - Львы Сицилии. Сага о Флорио и совсем не была готова к тому, что там будет такая напряженка с положительными персонажами.

Не читала этот роман. Помню, вроде бы видела у тебя рецензию на него... сейчас проверила, так и есть. Рецензия отличная, а роман (семейная сага), как я поняла, очень изматывающий. Мне пока хватило Бовари, хочется чего-то более легкого, но может когда-нибудь и до "Львов Сицилии" доберусь )

потому, видимо, и запомнила)) хоть и не верю в гороскопы)

:) Я дева, но тоже не верю в гороскопы )) Я даже не очень понимаю, как можно в реальной жизни использовать информацию из гороскопов, если бы они вдруг (каким-то чудесным образом) оказались правдой ))

+1 28.05.21
но может когда-нибудь и до "Львов Сицилии" доберусь

Честно говоря, не думаю, что есть какая-то необходимость читать этот роман, если не интересует Сицилия как регион) Обычная семейная сага

Я дева, но тоже не верю в гороскопы )) Я даже не очень понимаю, как можно в реальной жизни использовать информацию из гороскопов

Ну вот, мы обе знаки земной стихии) наверное, можно как-то научиться работать со своими сильными и слабыми сторонами или что-то в этом роде)) но я тоже не знаю) гороскопы - это забавно, если не воспринимать всерьез) у меня есть несколько знакомых одного ЗЗ, и они все абсолютно разные по характеру)

+1 29.05.21
гороскопы - это забавно, если не воспринимать всерьез)

Да:) Можно еще использовать гороскопы как психологическую поддержку. Тебе говорят, что у твоего у знака должен быть сегодня очень благополучный день. Ты внушаешь себе, что так и будет. И так и получается. Но это если сила внушения высокая у человека )

у меня есть несколько знакомых одного ЗЗ, и они все абсолютно разные по характеру)

И у меня такие найдутся ))

+1 31.05.21
Ты внушаешь себе, что так и будет. И так и получается. Но это если сила внушения высокая у человека )

Главное, чтобы из гороскопов только хорошее внушалось, а то вот так прочитаешь, и настроение, как говорится, в трубу))

+1 31.05.21
то вот так прочитаешь, и настроение, как говорится, в трубу))

Это было продолжением моей мысли про силу внушения )) Кстати, может поэтому я гороскопы обычно не читаю/не слушаю, чтобы настроение не портить.

+1 02.06.21

Я как-то посматривала гороскопы, например, на mail.ru, так там либо все хорошо, либо очень хорошо)) нечего, короче, себя ставить в зависимость от чего бы то ни было в пределах возможного (:

+1 02.06.21
нечего, короче, себя ставить в зависимость от чего бы то ни было в пределах возможного

Всецело согласна с этим )

+1 03.06.21